16.01.2017 |

Конспект организованной деятельности в подготовительной к школе группе «Тайна лесного муравья»

Задачи: 
обучающие: 
- познакомить детей с туристическим снаряжением: рюкзак, палатка, карта, фляга, котелок, спальный мешок; 
- уточнить представления детей о лекарственных растениях; 
- расширять представления о правилах безопасного поведения в природе; расширить представления о диких животных, их повадках, месте обитания; развивающие: 
- формировать представления о лесе, о разновидностях деревьев, растущих в лесу, умение называть их по описанию; 
- закреплять названия насекомых; уточнить и расширить знания детей о лесном жителе – муравье, объяснить, что муравей живет в муравейнике, его называют санитаром леса, как средство защиты выделяет муравьиную кислоту; 
- совершенствовать умение прогнозировать состояние погоды на основе народных примет; 
- развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы; воспитательные: - воспитывать бережное отношение к природе; 
- формировать элементарные экологические представления: беречь природу и все живое, что нас окружает.
Материал: карта маршрута; аудиозапись «Тайна лесного муравья»; спальный мешок; картинки с изображением правил поведения в природе; картинки с изображением лекарственных растений; кроссворд «Деревья»; презентация «Тайна лесного муравья», «Насекомые», «Туристическое снаряжение», «Шипова корабельная роща». 
 Ход образовательной деятельности: 
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. Хотите узнать куда? 
Дети: да. 
Воспитатель: Это тайна. Об этом вы узнаете потом, а пока я хочу, чтобы вы отгадали мою загадку и тогда вы узнаете, кто же отправится в путь вместе с нами. Мужичок без топоров, Срубил избу без углов. 
Дети: муравей. 
Воспитатель: Правильно ребята, ведь именно муравей хочет поделиться с нами своей тайной. А тайны раскрываются не сразу. Сначала вы должны доказать, что вы достойны того, чтобы вам доверили свою тайну. Как называется муравьиный дом, вы знаете? 
Дети: муравейник. Воспитатель: А где находится муравейник? Дети: в лесу. 
Воспитатель: Кто мне расскажет, что такое лес? Ответы детей: дом для животных, растений, птиц, насекомых. Воспитатель: Вот вы и раскрыли мою тайну, сегодня мы с вами отправимся в лес. А чтобы быстрее добраться туда, мы будем двигаться по карте, на которой указан маршрут нашего путешествия. 
Предлагаю отправиться в путешествие пешком, это полезно и очень увлекательно. 
Воспитатель: Согласны? Дети: да. 
Воспитатель: Давайте собираться в дорогу. (Слайд «Туристическое снаряжение») 
Посмотрите внимательно на экран, рассмотрите предметы, назовите те, которые можно взять с собой в путешествие, расскажите, для чего они предназначены. 
Дети начинают называть предметы, которые видят на экране. Воспитатель перечисляет их еще раз, дополняя ответы детей. 
 Воспитатель: самый нужный и необходимый предмет в походе, это? (Ответы детей). 
Подумайте и скажите мне, для чего же нужен рюкзак. (Ответы детей). 
Воспитатель: Правильно ребята, рюкзак нужен для того, чтобы сложить в него все необходимое. А для чего туристам нужна палатка? (Ответы детей). 
Правильно, в ней можно спать ночью, укрыться от непогоды. А фляга и котелок, как Вы думаете, для чего они нужны? (Ответы детей). 
В котелке можно приготовить еду, а в фляге хранить питьевую воду. А это карта. На карте показан маршрут нашего путешествия. Все эти предметы называются «туристическое снаряжение». У меня ребята есть еще один предмет, показывает спальный мешок. Давайте внимательно его рассмотрим. На что похож наш спальный мешок? (ответы детей) 
Правильно на большое одеяло с замочком. А для чего нужен туристу спальный мешок? В нем можно спать, чтобы ночью не замерзнуть. 
Я предлагаю вам научиться пользоваться спальным мешком и поиграть в игру «Веселые туристы». Мы разделимся на две команды, и по очереди будем влезать в спальный мешок, как это делают туристы. Выиграет та команда, игроки которой первыми закончат соревнование. 
Воспитатель: Мы узнали, какие предметы можно взять с собой в путешествие. Но в лес могут отправиться только те ребята, которые хорошо знают правила поведения в природе. Правил поведения в лесу много, вам надо вспомнить все известные нам правила и только тогда можно будет отправиться в путь? 
Дети (называют правила поведения в природе и показывают соответствующую картинку): никогда нельзя пробовать незнакомое растение, оно может быть ядовитым; нельзя шуметь; нельзя рвать цветы; нельзя ходить с непокрытой головой на солнце, может случиться солнечный удар; нельзя ломать деревья и кустарники; нельзя пить воду из открытого водоема; нельзя ловить бабочек, жуков; нельзя купаться, если водоем незнаком. 
Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь в путь. (звучит музыка) 
Воспитатель: Посмотрите на карту мы прибыли в город «Бюро погоды». 
Воспитатель: Погоду можно определить, ориентируясь на народные приметы. Назовите приметы живой и неживой природы, по которым можно определить погоду? 
Дети: 
1.Поздно вечером сильно трещат кузнечики - жди хорошей погоды. 
2. Соловьи поют всю ночь – к теплу. 
3.Птицы весело поют – будет тепло.
4.Паук плетет свою паутину – к теплой погоде. 
5.Перестали птицы петь – будет ненастье. 
6. Ласточки летают низко над землей – к дождю. 
7. Одуванчик складывает свой пушистый зонтик - к ненастью. 
8. Пчелы сидят в улье и громко гудят – к дождю. 
9.Звездное небо – к похолоданию. 
10. Муравьи прячутся в муравейнике – к дождю. 
Воспитатель: С этим заданием вы справились, и мы движемся дальше. Мы остановимся у горы «Без слов». 
 Воспитатель: Каких животных можно встретить в лесу, давайте мы не будем их называть, а изобразим при помощи мимики и жестов? 
 Пантомима «Дикие животные». (Дети изображают медведя, лису, волка, белку, ежа, зайца). 
Воспитатель: Как можно назвать животных, которые живут в лесу? Дети: дикие животные. 
Воспитатель: Вершину горы мы покорили и движемся дальше. А следующая остановка на нашей карте деревня «Знатоки растений». Лес красив в любое время года. Но многие растения в лесу не только красивы, но и очень полезны. Это лекарственные растения. Из предложенных растений я предлагаю выбрать то, про которое буду вам рассказывать. 
Воспитатель: У какого растения листья вырастают после его цветения? Дети: мать – и - мачеха. 
Воспитатель: Какое растение называют «другом путешественника»? Дети: подорожник. 
Воспитатель: Из корней, какого растения готовят вкусный кофейный напиток? Дети: цикорий. 
Воспитатель: Какое растение лечит, одевает, кормит и наказывает? Дети: крапива. 
Воспитатель: Молодцы ребята, вы правильно назвали и показали все растения. Воспитатель: А сейчас мы отдохнём. 
Физкультурная минутка: «Вместе по лесу идём». 
Вместе по лесу идём, 
Не спешим, не отстаём. 
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.) 
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.) 
Вот ромашка, василёк, 
Медуница, кашка, клевер. 
Расстилается ковёр. 
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.) 
К небу руки протянули, 
Позвоночник растянули. (Потягивания - руки вверх.) 
Воспитатель: Мы добрались до реки Кроссвордов. Чтобы ее переплыть, нам нужно разгадать кроссворд, в котором спрятались названия деревьев.
1. Я из крошки - бочки вылез, 
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч, 
Не боюсь ни гроз, ни туч. 
Я кормлю свиней и белок
— Ничего, что плод мой мелок (дуб) 
3.Что же это за девица: 
Не швея не мастерица, 
 Ничего сама не шьет, 
А в иголках круглый год (ель) 
4. Сучки рогатые, 
Плоды крылатые, 
А лист - ладошкой, 
С длинной ножкой. (клен) 
5. Все знают, что у елки 
Не листья, а иголки, 
И так же, как она 
С иголками ... (сосна) 
7. С моего цветка берет Пчелка самый вкусный мед. А меня же обижают: Шкуру тонкую сдирают (липа) 
По вертикали: 
2. Русская красавица 
Стоит на поляне 
В зеленой кофточке, 
В белом сарафане (береза) 
6. Никто не пугает, а вся дрожит (осина)
Воспитатель: Через реку мы переправились и добрались до поляны «Букашки» (Слайд «Насекомые»). 
Я предлагаю всем взять бинокли (делают из пальцев), внимательно посмотреть вокруг и назвать насекомых, в названии которых есть звук «к». 
Ответы детей: бабочка, кузнечик, клоп, жук, божья коровка, сверчок, стрекоза, мотылек. 
Воспитатель: Мы уже в лесу, перед нами жилище муравья – муравейник. И теперь послушаем, какую тайну он хотел нам рассказать. (звучит аудиозапись «Тайна лесного муравья», презентация «Тайна лесного муравья»). 
Было это очень давно. На Шипову корабельную рощу напали полчища гусениц. Казалось, что дубы шевелятся: это двигалась вверх серо – зеленая масса гусениц. Стоило гусенице добраться до листьев, и они оголяли дубы. Но вот, направление, по которому двигались гусеницы, резко изменилось. Гусеницы уже не поднимались, а опускались по стволам, и опускались они не по своей воле, их тащили лесные дружинники- муравьи. Через несколько дней гусениц, словно метлой вымело. Муравьи спасли корабельный лес. Муравьи не любят одиночества и никогда не живут по - одному. Они живут большими семьями – колониями. Все вместе строят огромный дом – муравейник. Очень важно, чтобы в каждом лесу был муравьиный высотный дом. Потому что муравья называют санитаром леса: он очищает лес от вредных насекомых, приходят к муравейнику медведи, люди и лечат ревматизм. В муравейнике каждый занят своим делом: одни ремонтируют ходы и переходы внутри домика, другие носят строительные материалы, третьи добывают пищу: сладкие семена трав, маленьких мошек и червяков. Есть даже муравьи – няньки. Они ухаживают за личинками, из которых потом появятся муравьи. Муравейник охраняют «солдаты» - крупные муравьи с сильными челюстями. Муравьиную самку называют «царица», потому что она самая главная в муравейнике, ведь она откладывает яички. Поздно осенью жизнь в муравейнике затихает. Ходы и выходы плотно закрыты, а сами муравьи собираются в большой клубок и спят до весны. 
Воспитатель: Вот такую тайну поведал нам муравей. Ребята, а как вы поступите, если на вашем пути встретится муравейник? Ответы детей.
Воспитатель: (показ слайдов) на территории г.Павловска, Воронежской области находится уникальный памятник природы – Шипова корабельная роща, про которую рассказывал нам муравей. Корабельная роща — это лес, состоящий из высоких мачтовых деревьев, используемых в кораблестроении. В настоящее время Шипов лес входит в состав государственного природного биосферного заповедника. Дубовые насаждения Шипова леса охраняются, постоянно ведётся их восстановление. 
Воспитатель: Я думаю, мы не зря проделали такой огромный путь, чтобы узнать тайну лесного муравья. Ведь он рассказал нам много полезного и интересного о себе и своей семье. Наше путешествие закончилось, и мы прощаемся с лесом и нашим другом муравьем. Но его тайну мы сохраним на много - много лет.
Карта схема:
город «Бюро погоды»   гора «Без слов»    деревня "Знатоки природы"
 ⌂-----------------------------∩------------------------⌂⌂
Лес                   поляна «Букашки»                река Кроссвордов
 ♣♠---------------------○--------------------------≈
Автор: Cтарший воспитатель МБДОУ «ЦРР – д/с №44 «Росинка» г.Альметьевска»
Бондарева Светлана Анатольевна
_______________________________
Предпочитаете  хранить ценные бумаги и деньги дома? Тогда вам просто необходимо позаботиться о безопасности. В интернет -магазине "Сейф плюс" вы обязательносможете  выбрать именно то, что вам нужно... достаточно  будет только определиться какой именно сейф вам нужен и оформить заказ, обовсем остальном позаботяться продавцы интернет-магазина: нададут профессиональную консультатцию и позаботяться о своечасной доставке товара.