19.01.16 |

Конспект урока природоведения "Органы чувств. Гигиена органов чувств".

Цель: формировать понятия об органах чувств человека, пути сохранения и предотвращения возникновения заболеваний органов чувств; формировать умение устанавливать взаимосвязи между всеми органами человека; формировать санитарно-гигиенические навыки; воспитывать любознательность, познавательный интерес к собственному организму, стремление беречь собственное здоровье.
Оборудование: мультимедийное сопровождение, учебник Гильберг, Сак, сигнальные карточки, тетради, лимон, шкатулка, духи, орехи, варежка.
Ход урока
I. Организация класса к уроку.
Прозвенел уже звонок –
Начинаем мы природоведения урок.
На уроке слушайте, обсуждайте и смотрите,
Наблюдайте, эксперименты проводите.
Будем дальше организм наш изучать
И новые знания получать.
II. Итог фенологических наблюдений.
− Какая сейчас пора года? (выбор иллюстрации, что соответствует нынешней поре года)
− Как меняется природа с приходом весны?
− Что происходит с растениями?
− Какие изменения происходят с приходом весны в жизни зверей, птиц?
− Какие птицы уже вернулись из теплых краев?
− Что вы можете сказать про весенний день?
− Как изменяется высота солнца, температура воздуха?
− Поднимите руку те, кому нравится весна. Чем она вам нравится?
− Какие работы весной выполняют взрослые?
• Сообщение синоптика о погоде на сегодня (состояние неба, облачность, осадки, температура воздуха, ветер). Заполнение календаря погоды.
III. Проверка домашнего задания.
1. Фронтальный опрос.
− Расскажите о строении кожи.
− Какие свойства кожи?
− Какое значение для организма человека имеет кожа?
− Какое значение имеют пот и жир, которые выделяет кожа?
− Чем загрязняется кожа? Чем это грозит?
− Что следует делать, чтобы кожа была чистой?
2. Индивидуальный опрос.
− Докажите, что кожа является надежным защитником внутренних органов.
− Расскажите о правилах гигиены ухода за телом. (Руки, волосы)
− Как правильно закаляться?
IV. Мотивация учебной деятельности.
− Что вы видите у меня в руках? (Лимон)
− Какой он по цвету?
− Какой он по форме?
− Какой лимон по размеру?
- Что вам помогло узнать, что лимон желтый, овальный, небольшой? (Глаза)
− Какой лимон на вкус? (пробуют лимон )
− Какой орган помог вам узнать, что он кислый? (Язык)
(Звучит пение птички – видеофильм 1 мин)
− Что вы слышите? (пение птицы)
− Какой орган помог вам услышать эту музыку? (Уши)
− Что я держу в руках? (Духи)
− Зачем их используют?
− Какой орган помогает нам почувствовать запах? (Нос)
− Назовите органы, которые помогают нам ориентироваться в окружающем мире.
(Глаза. Нос. Уши. Язык)
− Подумайте и скажите, какой была бы наша жизнь, если бы мы не могли чувствовать вкуса еды, слышно чарующих звуков музыки, вдыхать ароматы цветов, видеть своих одноклассников, маму, папу.
− Какая же роль отводится нашим глазам, ушам, носу, языку?
VI. Актуализация опорных знаний, сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы поговорим о еще одном удивительном свойстве нашего организма – познавать и чувствовать окружающий мир с помощью органов чувств, которые у нас с вами есть. А также научимся правильно ухаживать за ними. Итак, тема урока «Органы чувств. Гигиена органов чувств».
• На какие известные слова похоже слово «чутье»? (услышать, почувствовать, чувства)
• Что означает слово «гигиена»? (это наука, изучающая уход за человеческим телом).
Упражнение «Ожидания».
• Что вы ждете от сегодняшнего урока?
• Что хотите услышать, изучить, чему научиться? (ответы детей).
Ожидаемые результаты на доске.
• Урок поможет изучить органы чувств и правила ухода за ними;
• Узнаем, с помощью каких органов чувств, мы воспринимаем различные свойства предметов, вещей.
Итак, начинаем.
• К какой природе относится человек? (к живой)
• Какие признаки живой природы?
• Чем человек отличается от животного? (ходит на двух ногах, его руки выполняют разную работу, хорошо развит головной мозг. Благодаря этому, он может мыслить, говорить, воображать, способен сознательно отвечать за свои поступки).
V. Изучение нового материала.
Дети, к концу сегодняшнего урока мы должны создать рекламу нашим органам чувств и сложить пазл из органов чувств. Благодаря рекламе все должны узнать о том, как мы воспринимаем окружающий мир, какое значение для человека имеют органы чувств, как их нужно оберегать.
К органам чувств относятся глаза, уши, нос, язык, кожа. Благодаря им человек воспринимает все раздражения из окружающего мира. Чтобы не делал человек, чтобы не делалось в его организме, ничто не происходит без участия мозга. Например, вы прибежали из школы домой и очень проголодались. Только переступили порог и услышали запах борща. Выделилась слюна. А кто заставил ее выделиться? Это сделал ваш мозг. По нервам, словно ток по проводам, полетел сигнал в мозг. Сигнал донесся до тех клеток, которые воспринимают запахи.
Когда вы сели за стол обедать, посмотрели на еду, и снова к мозгу по нервам пошли новые сигналы. Они рассказали о том, что увидели ваши глаза и чувствует ваш язык и нос.
• Какие органы помогли нам увидеть и почувствовать запах и вкус? (глаза, язык, нос).
Орган осязания.
Загадка.
Все наше тело облегает,
Есть у человека и у зверя,
И двигаться нам не мешает.
И защищает тело (кожа).
Игра «Узнай, что в сундуке». (2 ученика узнают предмет на ощупь в перчатках, а 2 – руками. Свои выводы относительно предмета записывают на бумаге. Называют признаки предмета.)
• Что помогло правильно опознать предмет? (Пальцы, кожа на пальцах).
Сообщение ученика о кожу.
Кожей мы можем ощущать холод или тепло, дыхание ветра, жар, укол, удар и делать вывод – что хорошо, а что опасно. Этого свойства придают коже нервные окончания, которые в ней содержатся. Кожа, так же как и кости, прочная и упругая. Этим она обязана веществу «кератин», благодаря которому кожа не рвется и не сползает.
Кожа – орган осязания.
Правила гигиены для кожи.
• Старайся не повреждать кожу.
• Избегай ожогов, обморожений. ( Вкладываем первый пазл к органам чувств.)
Орган зрения.
Загадка.
Жили были два брата
И оба Кондрата.
Через дорожку проживают,
А друг друга не знают. (Глаза.)
На ночь два окошка сами закрываются,
А с восходом солнца сами открываются. (Глаза.)
Глаза – самые совершенные органы в нашем теле. Благодаря им мы больше всего узнаем о том, что происходит вокруг, и одновременно глаза лучше всего могут рассказать о человеке.
В древности ученые считали, что человеческая душа смотрит на мир через отверстия глаз.
Строение нашего глаза очень похоже на фотоаппарат. Люди научились побеждать различные болезни. Врачи умеют заменить больное сердце искусственным, а глаз заменить нельзя ничем. Глаз имеет более сложную структуру, чем современный компьютер.
Сообщение ученика о глаза.
Валеологическая пауза. Упражнения для глаз.
1. Крепко закройте глаза, а затем откройте их на такое же время. Сделайте это 5 – 8 раз.
2. В течение 1 минуты быстро поморгайте глазами.
Итак, глаза – орган зрения.
Правила сохранения зрения.
Надо беречь зрение. Дефекты зрения – это близорукость и дальнозоркость. Например, 10-летний ребенок видит хорошо на расстоянии 3см, в 45 лет - 35 см, а в 70 лет необходимы очки для того, чтобы хорошо рассматривать предметы. У человека развивается дальнозоркость. А вот близорукость чаще развивается от длительного напряжения зрения в плохо освещенном помещении.
1. Нельзя читать и писать при плохом освещении. Свет должен подать на рабочее место слева и не слепить глаза. Книга и тетрадь должны быть на расстоянии 30-35 см от глаз.
2. Нельзя читать лежа, в транспорте.
3. Нельзя тереть глаза грязными руками. Протирать глаза надо только чистым носовым платочком.
4. Не стесняйтесь носить очки, если их выписал врач.
Работа с учебником. Исследовательский практикум.с.162
(Вкладываем второй пазл к органам чувств)
Орган слуха.
Практическая работа.
Дети, закройте уши и повторите то, что я скажу. Только не подслушивайте.
• Что вы услышали? Что вы чувствовали? Какой вывод вы можете сделать?
С помощью ушей человек слышит звуки окружающего мира. Особенно важно слышать речь других людей, ведь с помощью слов мы передаем друг другу свои мысли, знания.
Сообщение ученика про уши.
Уши – орган слуха.
Правила гигиены для ушей.
1. Помните, что уши легко простудить, поэтому остерегайтесь сквозняков. А когда на улице сильный ветер, обязательно прикройте их шапкой или капюшоном.
2. Нельзя чистить уши острыми предметами, потому что кожа внутри уха тонкая и нежная.
3. Надо мыть уши, чтобы не ослаб слух.
4. Мой уши и за ушами каждый день теплой водой с мылом.
Дети, объясните пословицу. «В одно ухо влетает, а в другое вылетает».
(Невнимательно слушает объяснения, ничего не запоминает.)
(Вкладываем третий пазл к органам чувств.)
Орган вкуса.
Отгадайте загадку. Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык).
• Какие органы помогают человеку узнать о приятной и неприятной пище, горьких таблетках? (даем три стакана с водой: соленая, сладкая, кислая).
• Посмотрите, послушайте, понюхайте.
• Что вы почувствовали? (Ничего).
• Что можем сказать о воде в стакане? (прозрачная, без запаха, текучая, потому приняла форму стакана).
• Что вы чувствуете?
• Вкус воды? С помощью чего вы можете это определить? (Языка).
Сообщение ученика о язык.
Снаружи язык покрыт огромным количеством сосочков. В них содержатся нервные окончания, благодаря которым мы чувствуем, что попало в рот. Передняя часть языка определяет сладкий вкус, боковая часть – соленый, а задняя часть языка – горький вкус.
Правила гигиены органа вкуса.
 Не следует брать в рот горячую или слишком холодную пищу.
 Горячие напитки могут вызвать временную потерю вкуса. Это также вредит эмали зубов.
( Выкладываем четвертый пазл к органам чувств).
Орган обоняния.
Загадка.
Сопит, храпит, временами чихает,
Сюда – туда, везде влезает.
На морозе от холода замерзает,
Потому что одежду не одевает. (Нос).
Сообщение ученика о носе.
Игра «Узнай, что это». (Завязываю ребенку глаза и даю опознать запах апельсина.)
 Без какого органа нельзя выполнить это задание? (без носа)
 Какой орган дает нам возможность чувствовать запахи? (нос)
 Научное название носа?
Обоняние может предупредить об опасности, если в доме, например, запахнет газом. Давно известно, что приятные запахи вызывают у человека хорошее настроение.
Правила гигиены.
1. Нос надо беречь: он склонен к разным заболеваниям, чаще всего к простудным.
2. Если у вас насморк, пользуйся носовым платком.
3. Прочищайте нос ватным жгутиком и кремом.
Объясни значение пословицы.
Пословица. Не суй нос, куда не надо. (Не интересуйся чужими делами.)
Вывод: благодаря носу, мы чувствуем благоухание цветов, аромат мыла, запахи еды.
(Выкладываем пятый пазл).
VI. Систематизация, обобщение, применение усвоенных знаний, умений, навыков.
Работа в тетради. Стр.75
Игра «Да или нет».
 Орган слуха – это уши.
 Орган обоняния – это нос.
 Орган осязания – это руки. (кожа)
 Орган вкуса – это язык.
 Орган зрения – это глаза.
 Работай долго за компьютером.
 Избегай сильных шумов.
 Пиши и читай при плохом освещении.
 Чистите уши острыми предметами.
 Пользуйся носовым платком при насморке.
VII. Итог урока.
Итак, мы выполнили заказы на рекламу органов чувств и составили пазл с научными названиями органов чувств.
- Какие органы чувств есть у человека?
- Что вам больше всего запомнилось?
- Что вы расскажете своим друзьям об уроке?
- Понравился ли урок?
- Какое настроение у вас?
VIII. Домашнее задание.

С.159-162 отвечать на вопросы, найти дополнительную информацию по данной теме из других источников (интернет, библиотека, энциклопедии) об органах чувств.
_____________________________________
Родители после появления ребенка на свет стараются окружить его заботой и лаской, прилагают максимум усилий, чтобы он рос здоровый и счастливым. И, конечно же, в процессе роста малыша, возникает очень много вопросов: Как правильно его воспитывать, как приучить к горшку к 2 годам , какие игры и методы использовать для всестороннего его развития. Сейчас в сети Интернет можно найти много интересной информации о воспитании детей. Один из таких занимательных интернет ресурсов -  МАМА-БЛОГ.РФ