26.12.10 |

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшого дошкольного возраста"ЖИВОТНЫЕ ЗИМОЙ"

ЖИВОТНЫЕ ЗИМОЙ
Автор: Скоролупова О.А.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

ЦЕЛИ
Образовательная. Расширить знания детей о диких животных средней полосы, их повадках, образе жизни. Напомнить, чем питаются звери, как находят себе пищу. Рассказать о том, как животные готовятся к зиме, какие защитные приспособления создала у них природа, чтобы они переносили зимние морозы.
Воспитательная. Воспитывать понимание того, что в природе все взаимосвязано и целесообразно. Воспитывать интерес к изучению природы, к наблюдению за повадками животных и птиц.
Развивающая. Словообразование по теме «Животные и их детеныши»: белка - бельчонок - бельчата; заяц - зайчиха -зайчонок - зайчата; лис - лиса - лисенок - лисята; волк - волчица - волчонок - волчата; медведь - медведица - медвежонок - медвежата; еж - ежиха - ежонок - ежата.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ
♦ Фотоиллюстрации с изображением зимних пейзажей
♦ Картинки, на которых изображены дикие животные и перемены, произошедшие в их внешности
ХОД ЗАНЯТИЯ
ЧАСТЬ 1 Введение
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа зимой, говорили о приметах зимы. Но ведь животные - это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие - это мы сейчас узнаем.
Я вам предлагаю совершить небольшое мысленное путешествие в зимний лес. В этом нам помогут иллюстрации. Глядя на них, расскажите, каким мы увидим зимний лес.
Заслушиваются короткие рассказы детей.
ЧАСТЬ 2
Как животные к зиме готовятся
Воспитатель: Кого же мы можем встретить в зимнем лесу? Послушайте:
Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке серенькой зимой, А в рыжей шубке - летом.
(Белка)
Правильно, это белочка. Как вы думаете, почему зимой она меняет цвет шубки? Да для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем если бы она была рыжей. (Воспитатель демонстрирует иллюстрации.)
Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.
Белочка - большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло. А вы знаете, что еще? Конечно, припасы, которыми белка питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовочках - в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.
А кто еще из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме? Правильно, заяц. Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Помните, мы с вами говорили о том, что в природе все имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка? (Дети высказывают свое мнение.)
А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лиры и волка.
А как заяц себе домик устраивает? Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора.
А вот и главные враги зайчишки - лиса и волк.
Какой зверь опасный Ходит в шубке красной, Снег разгребает, Мышек хватает?
(Лиса)
Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.
На овчарку он похож:
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(Волк)
Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся.
Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять зимой цвет шубки? (Дети высказывают свое мнение.)

ЧАСТЬ 3
Животные, которые впадают в спячку
Воспитатель: А вот каких животных встретить зимой в лесу нельзя? Оказывается, некоторые лесные обитатели (еж, медведь) зимой впадают в спячку. Поэтому особых припасов на зиму они не делают, заботятся только о теплом домике для себя: еж спит в норке, утепленной мхом, сухой травой; медведь - в берлоге. Они осенью стараются наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно проспать.
Он в берлоге спит зимой Под большущею сосной. А когда придет весна, Пробуждается от сна.
(Медведь)
ЧАСТЬ 4
Игра «Животные и их детеныши»
При проведении игр воспитатель предлагает детям разбиться на команды. Для этого дети должны взять со стола билеты, на каждом из которых написано по одной букве. Детям предлагается объединиться в группы так, чтобы из их букв можно было составить слова. Какие слова должны получиться, детям не сообщается. Для группы из 19 детей можно предложить слова «Лиса», «Волк», «Белка», «Заяц», «Ёж». Соответственно, должны быть карточки с буквами «Л», «И», «С», «А», «В», «О», «Л», «К», «Б», «Е», «Л», «К», «А», «3», «Я», «А», «Ц», «Ё», «Ж». Если детей в группе меньше или больше, можно убрать буквы, составляющие одно из слов, или добавить буквы для еще одного слова. При необходимости воспитатель помогает детям.
Разбиение на подгруппы нужно для того, чтобы помимо знаний у детей формировались такие социальные навыки, как умение работать в коллективе, договариваться, формировать коллективное мнение. При подведении итогов занятия будут оцениваться не только успехи и достижения каждого ребенка, но и результативность работы команды.
Воспитатель: Я предлагаю вам вспомнить, как называются дикие животные наших лесов и их детеныши. Я называю животных, вы должны назвать их детенышей в единственном и множественном числе. Ответ дает та команда, на которую я укажу. За каждый правильный ответ команда получает фишку.
Белка - бельчонок - бельчата.
Заяц - зайчонок - зайчата. (Как называют маму зайчат?) Лиса - лисенок - лисята. (Кто папа в лисьем семействе?) Волк - волчонок - волчата. (Как называют маму в волчьем семействе?)
Медведь - медвежонок - медвежата. (Кто мама у медвежат?)
Ёж - ежонок - ежата. (Как называют маму ежат?) ЧАСТЬ 5
Игры на развитие логического мышления Игра «Найди группу» на развитие умения группировать предметы по общим признакам. Каждой мини-группе детей предлагаются картинки, на которых изображены лиса, лисенок, медведь, медвежонок, заяц, зайчонок, волк, волчонок, лось, лосенок, олень, олененок, белка, бельчонок, еж, ежонок (или карточки, на которых написаны их названия). Инструкция к игре: распределить изображенных на карточках животных по группам и дать название каждой группе. В каждой компании дети находят свое решение. Они могут быть разными, например, могут получиться группы взрослых животных и их детенышей, группы хищных животных и растительноядных, тех, кто впадает в зимнюю спячку, и тех, кто зимой бодрствует. Поставленная задача имеет не одно решение. Важно, чтобы дети это поняли и обосновали свое мнение. Правильное решение отмечается фишкой, каждое вновь предложенное премируется дополнительными фишками.
Игра «Четвертый лишний» на развитие внимания, слуха, логического мышления. Детям предлагается исключить из перечисленных четырех слов то, которое они считают лишним. Игра проводится без опоры на наглядность.
Например, воспитатель перечисляет: «Стол, дом, кровать, шкаф». Дети указывают лишнее слово - «дом» - и объясняют, что стол, кровать и шкаф - предметы мебели, а дом таковым не является. Воспитатель называет слова и предлагает командам дать ответ по очереди. Если возможны два решения, то воспитатель, выслушав ответ одной команды, спрашивает, есть ли у кого-то другое мнение. В этом случае команде, предложившей другое решение, присваивается дополнительная фишка. Воспитатель отмечает каждый оригинальный ответ. Для данного занятия можно применить следующие наборы слов:
1) Медведь, волк, лиса, заяц. (Медведь единственный впадает в спячку.)
2) Волк, лиса, лось, олененок. (Олененок - детеныш, все остальные - взрослые животные.)
3) Волк, лиса, еж, заяц. (Заяц - травоядное животное, у всех остальных есть в рационе мясо.)
4) Кошка, медведь, заяц, белка. (Кошка - домашнее животное, все остальные - дикие.)
5) Береза, липа, сосна, клен. (Сосна - хвойное дерево, все остальные - лиственные.)
6) Бельчонок, кабан, рысь, олень. (Здесь может быть два решения. Во-первых, лишний - бельчонок, так как он детеныш, все остальные - взрослые животные; во-вторых, лишняя - рысь, так как она хищница, все остальные - травоядные.)
7) Лось, рысь, сова, куница. (Тоже два решения: во-первых, лишняя - сова, так как она птица, все остальные - звери; во-вторых, лишний - лось, так как он травоядный, все остальные - хищники.)

8) Белка, крот, лось, заяц, (Лишний - крот, так у него в рационе не только растительная пища. Лишней может быть и белка, так как только у нее домик на дереве.)
9) Тетерев, куропатка, белка, сова. (Лишняя - белка, так как она зверь, все остальные - птицы. Лишней может быть и сова, так как она хищница. Все остальные питаются семенами и плодами растений.)

10) Сосна, ель, ольха, кедр. (Лишняя - ольха, так как это лиственное дерево, а все остальные - хвойные.)
11) Орешник, береза, ель, сосна. (Лишний - орешник, так как он кустарник, все остальные - деревья.)
При подведении итогов занятия подсчитываются фишки, заработанные каждой командой. Воспитатель обращает внимание на то, что наибольшего успеха добились те команды, которые работали слаженно и предложили больше оригинальных ответов.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста"Зима"

ЗИМА
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
Автор: Скоролупова O.A.  
ЦЕЛИ
Образовательная. Закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом.
Воспитательная. Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.
Развивающая. Обогащение и активизация словаря: зимушка-зима; три белых коня - декабрь, январь и февраль; снегопад; снежная буря («Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя; то как зверь она завоет, то заплачет, как дитя»); вьюга, пурга, метель, буран; снежинки, сосульки, сугробы; поземка, иней, изморозь; ледяные узоры на стеклах.
Образные выражения: снег - белое пуховое одеяло, белая перина, белая скатерть; белый наряд у деревьев - деревья надели белые шубы.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ
♦ Фотоиллюстрации с изображением зимних пейзажей
♦ Фотоиллюстрации размером примерно 15 х 20 см, разрезанные на фрагменты

ХОД ЗАНЯТИЯ
ЧАСТЬ 1
Введение Игра «Разрезные картинки»
Воспитатель: Тему сегодняшнего занятия вам помогут определить картинки. На этом столе разложены элементы картинок. Я попрошу вас подойти и выбрать по одному фрагменту. А теперь посмотрите на обратную сторону. Видите,
«рубашки» у картинок разного цвета. Пожалуйста, те ребята, у кого картинки с синей «рубашкой», подойдите к столу, отмеченному синим кругом; те, у кого «рубашка» желтая, - подойдите к «желтому столу»; и т.д.
Для игры предлагаются фотоиллюстрации с изображением зимней природы. Картинки могут быть разрезаны по-разному, например:

Количество фрагментов должно быть равным количеству детей, присутствующих на занятии.
ЧАСТЬ 2 Основные приметы зимы
Воспитатель: Итак, ребята, внимательно посмотрите на получившиеся у вас картинки. Подойдите к другим столам. Как вы думаете, о чем же мы сегодня будем говорить на занятии? Правильно, о зиме, о том времени года, которое наступило совсем недавно. А как вы догадались, что на ваших картинках изображена именно зима? Какие приметы зимы отчетливо видны на этих картинках?
Дети с помощью воспитателя обобщают основные приметы зимы:
• День становится короче, а ночь - длиннее
• Понижается температура воздуха
• Идет снег
• Реки, озера, другие водоемы покрываются льдом
ЧАСТЬ 3 Почему наступает зима?
Почему наступает зима? Дети еще не знакомы с понятием полушарий Земли, а также с тем фактом, что земная ось наклонена под определенным углом по отношению к Солнцу.
Именно это вызывает смену времен года: в том полушарии, которое наклонено к Солнцу, стоит лето, а в противоположном - зима. В зависимости от уровня развития детей можно наглядно продемонстрировать им эту модель и объяснить причину смены времен года или предложить им несколько упрощенную трактовку этих фактов: Земля, наша планета, в зимнее время года наиболее удалена от Солнца, получает меньше солнечных лучей, а следовательно, тепла и света. Поэтому понижается температура, дни становятся короче, а ночи длиннее.
ЧАСТЬ 4 Почему зимой идет снег?
Воспитатель: Итак, ребята, мы с вами уже говорили, что одна из основных примет зимы - с неба падает снег. Как вы думаете, почему зимой идет снег, а не дождь?
Выслушав ответы детей, воспитатель предлагает им послушать рассказ В. Архангельского «Летят снежные пушинки».

ЛЕТЯТ СНЕЖНЫЕ ПУШИНКИ
Пришла зима.
С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки.
Кружатся в воздухе и падают на землю — одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями!
Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки.
Под самолетом крупными хлопьями падал снег, а высоковысоко в небе всюду мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились легкими нежными снежинками.
Маленькие льдинки в высоком небе — это замерзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой — в снежинки.
Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снеэ/синки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.
Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.
Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.
А вот кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами?
Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи.
Идет зима, растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным.
А тут еще пригревает солнце, ни па минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга и приносит оттепели. А когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется твердая корочка. Она называется настом.
В такое время многим животным тяжело передвигаться по снегу и добывать корм. Лоси, олени, козы с трудом выкапывают из-под наста мох и листья, острой коркой снега режут ноги. Зато зайчишке раздолье! Он и по рыхлому снегу летит, как в валенках, и почти не проваливается, а по насту мчится, как по паркету. И никто не может за ним угнаться.
В. Архангельский

Беседа с детьми о содержании прочитанного рассказа
• О каких же снежных пушинках идет речь в рассказе?
• Давайте вспомним, какие образные выражения использовал автор для описания снежинок? («цветок с шестью лепестками», «звездочка с шестью лучами»)
• Как же образуются снежинки? Откуда они берутся?
• Почему хрустит снег под ногами?
• Почему образуется наст?
• Как образно говорит автор о беге зайца по насту? («бежит, как по паркету», «летит, как в валенках»)
• А кому трудно передвигаться по насту? Почему?
ЧАСТЬ 5 Придумывание сказки
Воспитатель: Ребята, на прогулке вы не раз видели, как падает снег. Снежинки долго кружатся в воздухе, прежде чем упасть на землю. Снежинки танцуют то быстрее, то медленнее. Кажется, что ветер забавляется с ними, играет. Давайте придумаем сказку «Танец снежинок». Постарайтесь, чтобы сказка получилась красивая и нежная.
Воспитатель помогает детям, задавая вопросы, следя за тем, чтобы дети придерживались избранной сюжетной линии. Лучшие детские сказки воспитатель записывает в специальный альбом.
ЧАСТЬ 6
Проводится на прогулке, во время снегопада
Воспитатель еще раз задает вопрос, почему зимой идет снег. Дети объясняют, что зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки. Поэтому теплым летом идет дождь, а холодной зимой - снег. Дети видят, что, попав на теплую ладошку, снежинки тают и превращаются в капельки воды.
Воспитатель предлагает детям поймать на варежку или рукав несколько снежинок и внимательно рассмотреть их форму. Пусть дети убедятся, какие снежинки разные: есть шестилучевые звезды, звездчатые батареи, игольчатые батареи, пушинки, пластинчатые ежи, снежинки-запонки. (Подробнее они описаны в приложении «Организация зимних прогулок».)
Воспитатель рассказывает, что форма снежинок очень зависит от погоды. В безветренный морозный день снежинки падают медленно, они крупные, блестящие, похожие на звездочки. Они падают по одной, поэтому их легко рассмотреть. При слабом морозе снежинки похожи на мелкие шарики, поэтому говорят, что идет «снежная крупа». А при сильном ветре идет сплошная «снежная пыль» - это ветер обломал у снежинок их красивые лучи. В сильный мороз снег хрустит под ногами - это ломаются от нашей тяжести лучики снежинок, которые от мороза стали хрупкими, ломкими. Когда нет мороза, снег падает хлопьями. Эти хлопья состоят из множества слипшихся снежинок.
Также на прогулках можно провести опыты по изучению свойств снега. Они описаны ниже, в приложении «Организация зимних прогулок».

Вечер памяти поэту и писателю Ивану Ивановичу Рядченко.

Что я такое? Чем я заслужил
Большое право чувствовать планету,
Глядеть на звёзды, словно старожил,
Тянуться к их таинственному свету?
Кто дал мне в дар осенний плач лелек
И мастером изваянную вазу?
Что значит эта должность – человек,
С которой не снимают по приказу?

Иван Иванович Рядченко всю жизнь был на должности – Человека с большой буквы. Он при всех политиках, сменах власти оставался самим собой. Это был человек чести и совести, непримиримый борец за справедливость и правду.

Иван Иванович – поэт от Бога, это глыба таланта, всё, что он писал – он писал сердцем, пропускал через свою душу. Любовь к Одессе, к людям, к морю проходит через всё его творчество. Плачешь, когда читаешь стихи о войне, радуешься – о Победе, восторгаешься словами любви и благодарности Ивана Ивановича к своей жене.

Родился поэт 25 января 1924 года в Одессе, «за спиной у Дюка», на Приморском бульваре, в семье моряка. В Одессе он учился и рос и на всю жизнь остался верен причалу, шумным улицам, синему небу, морю.
Одесса для поэта - любовь и надежда, гордость и вера, боль и забота, без которых нет ни жизни, ни поэзии. Город им воспет во многих стихотворениях: “Улица Приморская”, “ О каменных львах” , “ Южный базар”, “ Морской вокзал” и др.
***
Я вижу – посреди земного шара
Есть силуэт Приморского бульвара.
Там бегают одесские прелестницы
И ежедневно бронзовеет Дюк –
Начальник самой знаменитой лестницы,
Свидетель всех свиданий и разлук.
Там столько солнца каждому отпущено,
Что ни в какой карман не уложить,
И хоть на север смотрят очи Пушкина,
Поэт на юге остаётся жить,
Когда ж, Одессу за морем прославивши,
Шагает по ступеням капитан,
Они звучат волшебно, словно клавиши,-
И улицы впадают в океан!
Пушкинский платан.
Мне сказали, платан,
Вы живёте до тысячи лет…
Простучали дожди.
Два столетья уже пролетели.
Слишком рано ушел
Подаривший вам славу поэт.
Жизнь у них коротка,
Даже если не будет дуэли…

Вы могучи ещё,
Хоть стоите слегка набекрень.
Под размашистой кроной
Туристы толпятся часами.

Вы курчавы платан,
Как поэта великая тень,
Хоть стихов гениальных.
Конечно, не пишите сами.

Вы до самой зимы,
Как светильник на тысячу свеч,
Вы весною опять,
Как всегда молодой и кудрявый.

Что ж вы спите, платан?
Научитесь поэтов беречь –
Ну, хотя бы уж тех,
Что с деревьями делятся славой…

Староконный рынок.
Что с нами делать – мы южане,
И каждый тайно – чародей.
В названье рынка слышно ржанье
Давно ушедших лошадей.

Но и теперь на этом рынке
Щебечут весело щеглы
И в ящиках морские свинки
Вовсю обследуют углы.

Мужчина курит папироски
И предлагает океан,
Где за стеклом вуалехвостки
Плывут как розовый туман.
А рядом – не пройти и шага! –
Натягивая ремешки,
От возбуждения и страха
Визжат и тявкают щенки.

Но вижу я – щенки ли, рыбы ль –
Здесь нет бесчувственных сердец.
И не одним понятьем «прибыль»
Тут существует продавец.

Тут, обратясь лицом к природе,
Птенца в руке согреть готов,
Теплеет и мягчеет вроде
Жестокий камень городов.

Иван Иванович Рядченко был на Великой Отечественной войне: сначала солдатом, затем офицером, начальником штаба батальона. Он дважды попадал после ранений в госпиталь и дважды возвращался в свою часть.
Поэтому тема войны, ратный подвиг солдата не могли не стать в его творчестве ведущими. О войне написано много, но, как говорит одесский поэт Игорь Неверов, я не могу припомнить ни одного стихотворения, посвященного первому победному дню, со столь пронзительной концовкой:

"…Ещё стояла тьма немая,
В тумане плакала трава,
Девятый день большого мая
Уже вступал в свои права.
Не рокотали стайки “ Яков”
Над запылавшею зарей
И кто-то пел и кто-то плакал,
И кто-то спал в земле сырой.

***
Так страшно молотили землю пушки,
Что осыпались маки на лугу.
И он упал, рассыпавши веснушки
На громовую Курскую дугу.

Свет гас не сразу. Грудь ещё дышала.
Он глянул в небо, прежде чем затих.
Но стрелка на часах его бежала,
Отсчитывая время для других…

Хранит лишь память отзвуки сраженья.
А мысль неумолима, как беда:
Тот паренёк земное притяженье
Уже не переборет никогда.

Медсестра

На землю падали грома
Железного оскала.
А как же, хрупкая сама,
Ты раненых спасала?

Ты нам была сестра и друг,
Всем унимала боли.
От пуль, как от осенних мух,
Отмахивалась в поле.

И как-то мы не брали в толк
По молодости ранней,
Что ты спасла, наверно, полк,
Хоть не имела званий.

Но за Днепром железный гром
Упал с тобою рядом.
Звезда над маленьким холмом
Пришла к твоим наградам.

Нет, мы не плакали в тот год,
И был нам страх неведом.
Мы вновь отправились вперёд-
К раненьям и победам.

Солдатское.

Весна.
Черешен теплый иней.
Но что ни год яснее мне:
Война окончилась в Берлине,
А я остался на войне.

Я стёр с лица и кровь, и копоть.
Воронки канули во тьму.
Но все могилы и окопы
Прошли по сердцу моему.

И потому, хоть я, как прежде,
Не лысый дед, не инвалид,
Оно зудит, щемит и режет,
И просто-напросто болит.

Раздвоен мир. Расколот атом.
Любовь гуляет при луне.
А я, как был, умру солдатом
На той, законченной войне.

После войны Иван Иванович учился во Львовском университете. Там же
в 1949 году вышла первая книга его стихов ”Знамя над Ратушей”. Но во Львове он не остался - вернулся в Одессу.
В Одессе Иван Рядченко сотрудничает в различных газетах, плавает первым помощником капитана на судах Черноморского пароходства. Из каждого рейса поэт привозил новые, пропахшие морскими ветрами, стихи.
Здесь.
Не раз уходил я отсюда.
Сто штормов качало суда.
И не было большего чуда,
Чем снова вернуться сюда.

Сюда – на обычную сушу,
Где радость, и боль, и обман,
Но где наплывает на душу
Акаций медовый туман.

И чтоб там внутри не звучало,
Душе на винты наплевать:
Здесь борт оторвёшь от причала,
А душу нельзя оторвать.
Прибой.
Уже голубоватый и весенний,
Как прежде бесшабашный и рябой,
Рождая очаги землетрясений,
О стенку мола бухает прибой.

Ему для нас и радуги не жалко!
Здесь начинаешь верить в чудеса:
Сейчас из пены явится русалка,
Блеснет жемчужно мокрая коса.

А может быть, походкою упругой,
Из глубины тенистой на простор.
Волну, взмутив чешуйчатой кольчугой.
Шагнёт с дружиной дядька Черномор.
О чем еще его стихи? О любимой женщине, о празднике разнообразия жизни.
***
Однажды меня поразила,
Не требуя вздохов и фраз,
Какая-то странная сила
Твоих непрочитанных глаз.

И кажется мне не впервые,
Что я через годы пронёс
И эти глаза зоревые,
И этих волос перекос.

Хоть опыта вроде излишек
И солнце летит к седине –
Спасибо тебе за мальчишек,
Что снова проснулись во мне.

Они хулиганят и дразнят,
Ревнуют, краснеют, дерзят…
И это воистину праздник,
Как тысячи весен назад!
***
Не плачь, когда на сердце вьюга,
Тоски колючая пурга,
И заметают имя друга
Необозримые снега.

Не плачь, когда кромсает тело
Болячка и бессилен врач,
Когда на мели то и дело
Швыряет ветер неудач.
В какую бы не впал ошибку,
Не уставай дразнить гусей –
Храни для недругов – улыбку,
Слезу для истинных друзей.

Прикосновение.
Прикосновенье ветра, как свиданья,
Ждет одуванчик посреди травы –
Веселый и седой от ожиданья.
Что он вот-вот не сносит головы.
Зерно ждет грома, что разбудит дали,
Ждет приобщенья к пламени руда.
Ждут чьих-то поцелуев на вокзале,
Чтоб застучать по стыкам поезда.

О вечная волшебность этой тайны.
Миг сопричастья противосторон:
С губами – губ,
Пчелиных лап – с цветами,
Лучей и мрака,
Песен и времен.
Чтоб жил я, становился выше ростом,
Да будут до конца в моей судьбе
Прикосновенья к неизвестным звездам,
К словам и травам.
К зорям и тебе.
Издано около 50 сборников стихотворений Ивана Ивановича. Самые популярные “Еще гремит во мне война”, “Капля меда“, “Когда уходят корабли”, “Винные погреба”, «Короткий праздник жизни» и другие.
Иван Иванович Рядченко награжден орденами и медалями, избирался председателем Одесского отделения Союза писателей Украины, членом правления Союза писателей СССР, Украины.
Кроме стихотворений, Иван Иванович писал сценарии к кинофильмам: "Координаты неизвестны", “Если есть паруса“, романтические драмы в стихах “Город красивых”, “Обещанная звезда”, “На улице Жанны весна“, работал над прозаическими произведениями.
Иван Иванович мог бы, конечно, жить и работать в Киеве, Москве, Ленинграде, но он остался одесситом. Он много и часто ездил по стране, бывал за рубежом. По характеру он был непоседа, путешественник. И его стихи, написанные в поездах, - это путевые зарисовки, этюды, картины.
***
Я плавал много, ездил много,
Но прославляю этот миг:
Передо мной опять дорога,
Как будто лучшая из книг.

Она и сладко, и тревожно
Зовет себя перелистать…
Ее оставить невозможно
И невозможно дочитать!

Иван Иванович много видел, многое испытал, ему было, что рассказать и он умел рассказывать.

"…Мы никогда о чувствах не кричали.
Мы никогда часов не замечали,
Сердца звучали в нас, как соловьи.
Отдай мне раны, боли и печали,
Возьми себе лишь радости мои.

Вулканы грозны. Провода нервозны.
Но посреди планетной суеты
Толпою за тобою ходят вёсны.
На небо глянешь - вспыхивают звёзды,
Дохнёшь - и раскрываются цветы.»

По решению Областной государственной администрации с 1997 года присуждается литературная премия имени Ивана Ивановича Рядченко в двух номинациях: за творческие достижения в области литературы и за популяризацию литературных произведений. Лауреатами стали: поэт Мурат Базоев, писатель Владимир Гетьман, писатель-публицист Григорий Зленко и многие другие.

Ивана Ивановича нет с нами. Его имя, литературное наследие и сегодня помогают людям становиться лучше, добрее. Мурат Базоев посвятил следующее стихотворение своему другу:
***
Кто сказал: его нет,
Отзвенел, улетел,
Он в угасший рассвет
Свою песню допел?
Кто сказал: он и теперь
В глубине своих книг,
И захлопнута дверь
В песни трепетный миг?
Кто сказал, что моря
Все забыли его
И угасший маяк
Далеко, далеко?

Он – живой!
Он – живой!
По бульварам идет,
Он с тобой и со мной
Свою думу ведет,
Прикоснется легко,
Пожелает добра,
И улыбка его
И светла, и мудра.
И несут моряки
Его песню-строку,
И горят маяки
На его берегу.