02.04.16 |

Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте

Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте – необходимая предпосылка гармоничного формирования личности человека. Именно этот возраст благоприятен для обучения выполнения гибких мыслительных операций, для развития творческой инициативы, изобретательности. Роль математики в развитии логического мышления детей исключительно велика, потому что предметом ее изучения являются отвлеченные понятия и закономерности.

Специфика этого предмета создает наиболее широкие возможности для формирования умения критически мыслить. Привлекая учащихся к решению задач с логическим нагрузкой, учителя тем самым стимулируют развитие познавательных интересов учащихся, раскрывают их творческий потенциал, способствуют повышению качества знаний, влияют на качественные изменения в личности ребенка.

Различные виды логических задач можно предлагать учащимся на разных этапах урока: во время устного счета, закрепления и обобщения знаний, минут занимательной математики. Основные логические приемы формирования понятий (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация) лежат в основе решения задач с логическим нагрузкой, является также прекрасным средством для развития математического мышления. Они развивают умение логически рассуждать, повышают активность мысли. При регулярном применении их на уроках математики и при активном участии детей возможно достичь динамики в уровне логического мышления.

Предлагаю примеры таких задач:

У каждой из 3 сестер по одному брату. Сколько детей в семье? (4 ребенка).
В корзине лежит 5 яблок. Как разделить эти яблоки между пятью девочками так, чтобы каждая девочка получила по 1 яблоку и чтобы 1 яблоко осталось в корзине? ( Одной девочке дать яблоко вместе с корзиной).
Три подруги – Наташа, Лариса, Оля – имеют платья разного цвета: черное, белое, синее. У Наташи платье не черное и не белое. У Оли – не белое. Какое платье имеет каждая девочка? ( Наташа – синее, Лариса – белое, Оля – черное).
В соревнованиях по бегу Юра, Андрей и Сережа заняли призовые места. Какое место занял каждый, если Андрей – не третье и не второе, Сережа – не третье? ( Юра – 3, Андрей – 1, Сережа – 2).
Петя и Миша имеют фамилии Беляк и Черняк. Какую фамилию имеет каждый из мальчиков, если Петя на 2 года старше от Беляка? (Петя – Черняк, Миша – Беляк).
Аня и Маша имеют фамилии Строгова и Добрина. Какую фамилию имеет каждая из девочек, если известно, что Маша и Добрина – одноклассницы? (Аня – Добрина, Маша –Строгова).
Винни-Пух такого же роста, как крокодил Гена, а крокодил Гена выше, чем Чебурашка. Кто ниже – Винни-Пух или Чебурашка? (Чебурашка).
Пять рыбаков за 5 часов поймали 5 судаков. За сколько часов 100 рыбаков поймают 100 судаков? (За 5 часов).
Из трех лимонов два имеют одинаковую массу, а третий легче. Как с помощью одного взвешивания на весах определить, какой из них легче? (Нужно положить 2 лимона на 2 чаши весов. Если они в равновесии, то третий – более легкий. Если они не в равновесии, то легче на верхней чаше).
Ваня живет выше Пети, но ниже от Семена, а Коля живет ниже Пети. На каком этаже четырехэтажного дома живет каждый из них? (Николай – 1, Петя – 2, Иван – 3, Иван – 4).
Можно ли, имея два сосуда вместимостью 5 л и 3 л, набрать из водопроводного крана 4 л воды? ( Наполняем 5-литровую емкость и из нее отливаем 3 л в трехлитровой посудины. Затем воду из трехлитровой посудины выливаем совсем и наливаем в нее 2 л, которые остались в 5-литровой банке. Наполняем 5-литровую банку еще раз, выливаем к трехлитровой банки 1 л и в 5-литровой емкости остается 4 л).
Высота сосны 20 м. По ней ползет улитка, каждый день поднимаясь вверх на 2 м, а каждую ночь спускаясь на 1 м вниз. За сколько дней улитка поднимется на вершину сосны? ( За 19 дней).
Две чашки и два кувшины весят столько, сколько 14 блюдец. Один кувшин весит столько, сколько одна чашка и одно блюдце. Сколько блюдец уравновесит один кувшин? ( Один кувшин уравновесит 4 блюдца).
Встретились 3 приятеля: скульптор Белов, скрипач Черненко и художник Руденко. «Замечательно, что один из нас блондин, другой брюнет, а третий рыжеволосый, но ни у кого из нас нет волос того цвета, на который указывает фамилия», - заметил брюнет. «Ты прав» - сказал Биленко. Какого цвета волосы у художника? ( Руденко – брюнет).
Для Ивана, Толи и Миши есть три пирога: с рисом, капустой и яблоками. Миша не любит пирог с яблоками и не ест с капустой. Ваня не любит пирог с капустой. Кто что ест? (Иван – с яблоками, Толя – с капустой, Миша – с рисом).
_______________________________________
Хотите проверить свои знания русского языка или научиться грамотно излагать свои мысли? На сайте TESTRU.INFO вы сможете найти очень много полезной информации по грамматике, лексике и фразеологии, пройти без регистрации тесты по русскому языку для подготовки к экзамену или найти ответ на интересующий вас вопрос в соответствующих справочных материалах.