16.03.12 |

Конспект непосредственно образовательной деятельности: Ранняя весна.



Конспект непосредственно образовательной деятельности: Ранняя весна.
(подготовительная к школе группа)
Цель занятия: развитие лексико-грамматического строя речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Уточнить и расширить словарный запас по теме «Весна». Дать представление о том, что изменения в мире природы связаны с потеплением и появлением необходимых условий для этого.
Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематические представления (закрепление представлений о гласных и согласных звуках, о твердости — мягкости, глухости — звонкости согласных; выделение начальных звуков в словах). Развивать навык звукового синтеза. Развивать навык звукобуквенного анализа.
Совершенствовать умение делить слова на слоги.
Совершенствовать умение согласовывать имена существительные с прилагательными в роде.
Совершенствовать умение согласовывать имена существительные с количественными числительными.
Развивать умение подбирать противоположные по значению слова.
Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление предложений по картинкам).
Развивать умение объединять предложения в целостный рассказ.
Развивать мимические мышцы, мелкую и общую моторику.
Развивать зрительное восприятие, внимание, память, логическое мышление.
Развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности.
Побуждать детей к высказываниям и описаниям того, что они видели.
Коррекционно-воспитательная:
Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе. Воспитывать аккуратность; чувство взаимовыручки.
Оборудование: мобильный телефон с записью послания от «Солнца», почтовое письмо с заданиями, нарисованное солнце, солнечные лучи (5/6шт), магнитная доска, 6 комплектов разрезной азбуки, мяч.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуйте!
Логопед: Меня зовут Татьяна Владимировна. Я логопед из другого детского сада, работаю с такими же детьми как вы. Мне сказали, что вы очень дружные, любите узнавать новое и интересное, и я попросила разрешения провести с вами занятие.
2. Сообщение темы занятия.
Логопед: Ребята, отгадайте загадку.
Светает рано по утрам.
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?
Дети: Это весна!
Логопед: Вы догадались, о чём мы сегодня с вами будем говорить?
Дети: О весне.
Логопед: Хотя наступил первый весенний месяц – март, зима не торопится отдавать свои права весне. Кстати, мне только что почтальон вручил необычное письмо. Не могу понять от кого оно.
(Раздаётся телефонный звонок. Звучит голос: «Ребята, за зиму я растеряло все свои лучики. Только вы сможете мне их вернуть, иначе весна не наступит. Коварная зима поставила условие, если вы выполните её зашифрованные задания, то она вернёт мои лучи. Задания я отправила вам почтой».
Логопед: Ребята, вы догадались кто нам звонил?
Дети: Нам звонило солнце.
Логопед: Ребята, хотите, чтобы весна наступила?
Дети: Да!
Логопед: Поможем солнцу вернуть свои лучики?
Дети: Да!
(Логопед вскрывает конверт, достаёт первое задание)
3. Основная часть.
Задание 1. Игра «Расшифруй слово»
Логопед предлагает детям пройти к столам. На столе перед детьми разложены листы бумаги, на которых в верхней части в ряд изображены 5 картинок, под каждой картинкой – пустой квадрат.
Логопед: Ребята, мы с вами должны расшифровать слово, картинки послужат нам помощниками. Что изображено на первой картинке? Назовите первый звук в этом слове (звук П). Дайте полную характеристику этому звуку (согласный, глухой, твёрдый)?
(Аналогичная работа проводится по оставшимся картинками).
Логопед: Какое слово зашифровано в этом задании?
Дети: Почки.
Логопед: Ребята, все буквы этого слова вы знаете, давайте выложим из букв разрезной азбуки получившееся слово.
Дети выкладывают слово «почки».
Логопед: Я знаю пальчиковую игру про это слово.
Пальчиковая гимнастика «Живая цепочка».
Набухла речка, набухла почка, (соединяют мизинцы, безымянные пальцы)
Живая в небе плывёт цепочка, (соединяют средние пальцы)
В рассветной сини курлычет стая, (соединяют указательные пальцы)
Зиму и весну соединяя. (соединяют большие пальцы)
Логопед: Задание вы выполнили, и у солнышка появился первый лучик.
Логопед прикрепляет к нарисованному солнцу лучик.
Задание 2. Игра «Раздели слово на слоги»
Логопед достаёт из конверта задание.
Логопед: Расшифруем следующее задание. Как вы думаете, что нам нужно сделать?
Дети: Разделить слова на слоги.
Логопед: Правильно! И сейчас мы с вами поиграем в игру «Раздели слово на слоги». Я буду называть слово, а вы с помощью шагов должны определить количество слогов в нем. Но помните, шагать надо только на гласные звуки.
(Слова: капель, весна, подснежник, оттепель, сосулька, луч.)
Логопед предлагает встать в круг и с помощью шагов определить количество слогов в словах.
Логопед: С заданием справились, и ещё один лучик появится у нашего солнца.
Задание 3. Игра с мячом (на согласование существительного с прилагательным).
Логопед достаёт из конверта 3 карточки, на каждой из которых напечатано слово: весна -…, ручей-…, солнце-….
Логопед: Расшифруем следующее задание. Как вы думаете, что нам нужно сделать с этими словами?
Дети: Подобрать красивые слова.
Логопед: Правильно! Нам нужно подобрать слова, которые называются слова-признаки. Ребята, встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы ловите мяч и называете свой признак.
(весна – ранняя, поздняя, запоздалая, тёплая, нежданная, светлая, прекрасная; ручей – быстрый, чистый, звонкий, говорливый, бурный, серебристый, мутный; солнце – яркое, ласковое, тёплое, лучистое, приятное, золотое, оранжевое)
Логопед: Правильно! С заданием справились, и ещё теплее стало греть наше солнышко, потому что ещё один лучик у него появился.
Массаж лица.
Солнышко стало светить ярче, ласкает наши лица (поглаживание подушечками пальцев).
Но ветерок ещё холодный (постукивание).
А всё-таки солнышко сильнее! (поглаживание).
Задание 4. «Весёлый счёт»
Логопед: Расшифруем это задание. Как вы думаете, что нам нужно сделать с этой схемой?
Дети: Посчитать слова.
Логопед: Правильно!
(Словосочетания: звонкий ручеек, чёрная проталина.)
Логопед. Мы с вами справились ещё с одним заданием, и снова появился лучик.
Задание 5.* (Дополнительное задание) Игра «Скажи наоборот»
Логопед: Расшифруем следующее задание. Как называется эта игра?
Дети: Скажи наоборот.
Логопед: Правильно! Я называю одно словосочетание, бросаю вам мяч, а вы называете – наоборот.
(Словосочетания: ранняя весна – поздняя весна, весёлое солнце – грустное солнце, холодный день – тёплый день, длинная сосулька – короткая сосулька, широкий ручеёк – узкий ручеёк, чистый снег - грязный снег, пасмурная погода – ясная погода.)
Логопед. Мы с вами справились, и снова появился лучик.
Задание 6. «Собери картину».
Каждый из детей достаёт из конверта картинку-пазл.
Логопед: Что нужно сделать с этими картинками?
Дети: Сложить большую картинку.
Логопед: Правильно! Но вначале каждый из вас составит предложение, которое будет начинаться со слова «Весной».
Логопед: Молодцы! Попробуйте сложить большую картинку.
Дети собирают общую картинку.
Логопед: Если объединить ваши предложения, то мы могли бы подарить солнышку красивый рассказ. Как мы его назовём?
Дети: Ранняя весна.
Один из детей составляет целостный рассказ.
Логопед: С заданием мы с вами справились, а вот и появился ещё один лучик.
4. Итог занятия
Логопед: Мы с вами выполнили все задания, посмотрите, наше солнце стало весёлое, лучистое, ласковое. Думаю, в ближайшие дни мы с вами сможем наблюдать первые признаки весны. Давайте вспомним, чем мы занимались сегодня на занятии?
Дети: Говорили о весне. Расшифровывали слово. Делили слова на слоги. Играли с мячом. Играли в игру « Весёлый счет». Составляли картинку и рассказ по ней.
Логопед: Солнце благодарит вас за помощь и дарит вам свои лучики, пусть их тепло всегда будет с вами. Наше занятие закончено, до свидания!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Кристаллик» Республика Хакасия, город Абакан
Автор: Елисеева Татьяна Владимировна, учитель-логопед
___________________________________________
Вы никогда не отдыхали а Анапе? Если нет, то это путешествие сто процентов есть смысл осуществить. Море впечатлений и положительных эмоций, которые принесет вам отдых в Анапе дадут заряд бодрости и вдохновения, останутся в памяти ярким, не забываемым впечатлением.