11.06.14 |

Проблемное обучение на уроках природоведения

В современных условиях развития национальной школы одной из актуальных задач начального образования является повышение качества и эффективности обучения путем всесторонней активизации познавательной деятельности младших школьников, развития их мышления, творческих способностей к самостоятельному получению знаний.
Повышение качества преподавания и развития учащихся в современной школе достигается различными средствами. Среди них особое значение приобрело проблемное обучение.
Все исследователи проблемного обучения связывают его роль со стимуляцией познавательной деятельности учащихся, так как внутренние процессы познавательной деятельности сочетаются с неожиданностью, удивлением, догадкой, умственным напряжением, ожиданием, поиском аргументов и доказательств.
Значение проблемного обучения проявляется также в том, что оно возбуждает и формирует интерес к обучению, развивает инициативу и самостоятельность учащихся, способствует пониманию внутренней сущности процессов и явлений, формирует умение видеть проблему и находить пути ее решения.
Создание проблемной ситуации является первым этапом процесса проблемного обучения, процесса активизации мыслительной деятельности учащихся.
Второй этап - формулирование проблемного вопроса, который "следует" из проблемной ситуации. В начальных классах чаще всего это делает учитель, но при определенных условиях, например, при систематическом внедрении проблемного обучения, проблемный вопрос в 3 и 4 классах могут сформулировать сами учащиеся.
Третий этап процесса проблемного обучения - выслушивания и обсуждения догадок, предположений, гипотез, которые выражают ученики. Именно этот этап очень важен для активизации познавательной деятельности школьников, но, к сожалению, в практике проблемного обучения он часто отсутствует, и учителя после создания проблемной ситуации переходят к ее решению.
Четвертый этап предусматривает решение проблемы одним из методов проблемного обучения.
Пятый этап - возвращение к проблемному вопросу и проверка правильности его решения.
В зависимости от уровня самостоятельности учащихся в решении проблемной ситуации различают следующие группы методов проблемного обучения:
1 группа - частично-поисковые методы;
2 группа - промежуточные методы;
3 группа - творческие методы.
На уроках природоведения могут иметь место следующие методы:
1 группа
эвристическая беседа;
практическая фронтальная работа;
демонстрация опыта учителем в сопровождении эвристической беседы;
работа учащихся с дополнительной литературой во внеурочное время.
2 группа
проблемное изложение.
3 группа
исследовательская работа во внеурочное время (элементы исследования).
Проблемное обучение может достаточно широко использоваться на уроках, когда:
материал, который изучается, требует от детей выявления и осмысления причинно-следственных связей взаимоотношения живой и неживой природы, приспособленности растений и животных к различным условиям жизни, влияния климата на природу и труд людей в разных природных зонах, причин и закономерностей природных процессов и явлений и т.п.;
предусматривается проведение опытов и практических работ;
возможна организация самостоятельной поисковой деятельности с природными объектами: фенологические наблюдения в природе, опыты и наблюдения в уголке живой природы, на пришкольном учебно-опытном участке и дома.
Особое внимание на уроках при создании проблемных ситуации необходимо уделять новым для начальной школы средствам наглядности: проблемным опытам и эвристическим экспериментам. Кроме того, следует сочетать различные типы и виды наглядности, а также опираться на наглядные образы-представления, которые были получены учащимися ранее.
Для создания проблемных ситуаций на уроках можно использовать любую наглядность, которая соответствует содержанию учебного материала и может вступить в противоречие со словами учителя, жизненным опытом учащихся или информации, которую несет другой способ наглядности.
Большое место в создании проблемных ситуации может отводиться природным объектам, в первую очередь - живым растениям и животным, которые становятся объектом наблюдений и источником новой информации для учеников, вызывая у детей удивление, желание проникнуть в природные тайны.
Не меньшее значение имеют гербарии растений, коллекции насекомых, коллекции полезных ископаемых. При сравнении объектов ученики не только получают новые знания, а и под руководством учителя устанавливают противоречие между информацией, которую несет каждый из объектов природы и информациею, которую дети получили из жизненного опыта или получили от учителя.
Те уроки природоведения, которые предусматривают лабораторные исследования, наблюдения за работой приборов, требуют от учителя для создания проблемных ситуаций подключения этих приборов, лабораторного оборудования. С помощью такой наглядности учащиеся самостоятельно получают соответствующую информацию, которая противоречит словесной информации учителя или это противоречие дают именно эти опыты и приборы.
Особый случай представляют собой те уроки природоведения, где проводятся самонаблюдения за своим организмом, и именно эти самонаблюдения, иногда в сочетании со словесной информацией учителя, могут быть источником противоречия для создания проблемных ситуаций.
На некоторых уроках естествознания, посвященных изучению природы родного края, возможно и целесообразно создавать проблемные ситуации с помощью репродукций с картин художников и различных грамзаписей ("голосов природы", и музыкальных произведений).
Таким образом, проблемное обучение на уроках в начальных классах возможно и целесообразно при изучении большого объема материала ботанического, зоологического, анатомо-физиологического, географического, физического и химического содержания.
___________________________________
Как правильно составить характеристику на учащего школы, табель учета рабочего времени или написать автобиографию? Если вы загляните на сайт "Мир бланков" http://mirblankov.ru/xarakteristika-na-uchenika-shkoly/ , то сможете найти там шаблоны, формы, образцы различных документов, а также подробные инструкции по их заполнению.