16.10.14 |

Дидактические игры и творческие задания младшим школьникам для развития поэтической речи.

Уже давно прослеживается, что хороший учитель передает свои знания школьникам, а лучший - побуждает к творчеству. Поэтому с молодыми дарованиями надо работать так, чтобы помочь им раскрыть свои творческие способности, таланты.
Сухомлинский большое внимание в учебно-воспитательном процессе уделял творчеству. В своей книге "Сердце отдаю детям" он писал: "Творчество открывает в детской душе те уголки, в которых дремлют источники добрых чувств". Педагог считал, что поэтическое творчество - это высшая ступень культуры речи, и стремился к творческому труду приобщить каждого ученика.
Существует два подхода к проблеме выявления и развития одаренности: если первый предполагает работу с «элитой», то есть специально отобранными учащимися, для которых характерны уже развитые способности (так называемые одаренные дети), то второй подход вытекает из представлений о резервах одаренности, заложенных практически в каждом ребенке. Учитывая разнообразие, индивидуальное своеобразие феномена одаренности, выбор методов работы с одаренными детьми требует предварительного определения: а) с каким типом одаренности мы имеем дело; б) задачи работы с одаренными детьми являются приоритетными: развитие уже высоких способностей или, наоборот, недостаточно развитых способностей.
Одним из направлений проведения классных и групповых занятий уже несколько лет является развитие навыков поэтического творчества детей. Выработаны определенные методические и дидактические приемы. Цель этой работы - показать учителям, которые заинтересуются проблемой, развитие навыков поэтического творчества учащихся начальных классов вполне доступно учителю, который сам является творческой личностью и заботится о том, чтобы процесс обучения был интересным для детей, пробуждал их познавательные и творческие способности, был истоком положительных эмоций.
К поиску определенных методов работы с учащимися стимулирует ситуация.
Так, во 2-м классе возникла необходимость подготовки детей к участию в различных конкурсах, в том числе и литературных. Учитывая перспективу, была разработана система упражнений, которая имела целью развитие поэтических способностей и творческого воображения младших школьников, которая была апробирована с 2-го по 4-ый класс. Приведу несколько примеров таких упражнений, которые оказали значительное развивающее воздействие на учащихся и вызвали заинтересованность у детей, стимулировали их влечение к самостоятельной творческой деятельности.
Начиная со второго класса на уроках языка и чтения, развиваю у школьников практические умения игрового владение художественными средствами: рифмами, размерами, звукопись, интонацией. Упражнения были разделены на группы-разделы.
Каждый раздел раскрывает секрет поэзии.
Каждый из разделов содержит теоретическую и практическую части. Теоретический материал охватывает оптимальный минимум и излагается в доступной, понятной форме. Практическая часть состоит из заданий, которые постепенно усложняются.
Секрет I Рифма
теория
Большое значение в стихосложении имеет концовка стихотворных строк от последнего ударного слога. Когда концовки совпадают, они называются рифмой.
Рифма - это созвучие в окончании стихотворных строк. Она образуется сливанием последних ударных слогов вместе с безударными, которые идут после них.
Практика
На этом этапе работы выполняются упражнения, помогающие детям понять, что такое рифма.
Упражнение 1. Игра «Абракадабра»
Идея: Иногда бывает так, что у ребенка не получается рифмовать слова, не понимает он, что такое рифма.
Описание: Взять любой известный стих:
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой...
Алексей Плещеев
Перевести его своими словами, например, вот так:

Зеленеет трава
Блестит солнце
Ласточка к нам в сени
Летит с весной
Солнце краше с нею
Милей весна
Прощебечь нам привет
С дороги скорей
Зерен тебе я дам
А ты спой песню
Что из далеких стран
С собой принесла

Спросите у ученика, является ли это в стихом? Теперь переставим слова, и все становится на свои места. Осталось найти слова, которые рифмуются «блестит - летит», «спой - собой» и т.п.
На уроках языка можно продолжить это упражнение. Дать задание детям выписать из текста стихотворения пары рифм.
Упражнение 2 Игра «Похожие хвосты».
Идея этой игры придумал американский поэт Джон Чиарди. На примере этого стихотворения в переводе Романа Сефа дети понимают что такое рифма, учатся ее подбирать
Описание: учитель «бросает» слово, а ученик должен ответить рифмой: «красота - чистота», «детки - конфетки» и т. п.
На уроках языка можно дать задание детям подобрать слова рифмы из словаря (народ - огород, малина - калина и т.п.); подобрать рифму к словарным словам; добавить к словам - существительным, которые рифмуются, прилагательные или глаголы (осенний день - трухлявый пень).
Упражнение 3 Игра "Добавь слово".
Описание: учитель читает стихотворение, в котором нужно добавить слово, подходящее по смыслу и рифмуется с другими строками стихотворения.
Образец: солнце - оконце, жить – не тужить, красота - теплота, детки - конфетки, шажок - урок, коса - роса, род - плод, снежок - пушок.
Такую работу целесообразно внедрять с 1-го класса. Так во время работы над чистоговорками можно добавлять нужную рифму.
Ез-Ез-Ез - барсучок в нору залез.
Да-да-да - наступили холода.
Ит-ит-ит - барсучок здесь тихо спит
Ны-ны-ны - до самой весны.
Ям-ям-ям - трудно зимой воробьям,
Ти-ти-ти – надо им зерен принести.
Ать-ать-ать - надо крошек набросать,
Ать-ать-ать – будут птички щебетать.
Упражнение 4 «Четвертый лишний»
Описание: учитель называет четыре слова, а ученик должен выбрать из них то, что не рифмуется с тремя другими. Например, в цепочке «шубка, рубка, трубка, рыбка» лишнее слово, разумеется, «рыбка».
Упражнение 5 Игра "Ручеек".
Идея: как слова спариваются при рифмовке, так и ведущий должен найти себе пару.
Описание: дети стоят парами, взявшись за поднятые вверх руки. "Ручеек" должен пробежать под руками, схватив с собой того, кто первый подберет рифму к предложенному слову. Тот, кто остался без пары, становится "ручейком". Теперь его очередь назвать слово для рифмовки и отыскать себе пару.
На уроках языка такую работу можно организовать по вариантам. Вариант 1 загадывает слова, вариант 2 - подбирает рифму. Работу сначала проводим коллективно, затем - индивидуально. На основе полученных пар рифм можно составить стихотворение
Упражнение 6 "Летучая рифма"
Идея: пополнить ряд слов для рифмовки.
Описание: к предложенному слову надо подобрать как можно больше слов для рифмовки. Чье слово звучит последнее, тот и является победителем.
Образец: весна - красна, принесла ...; тучка - жучка, кучка, липучка...
Упражнение 7 «Угадай стихотворение»
Идея: по рифмам отгадать стих.
Описание: ученикам предоставляются рифмы, по ним дети должны воспроизвести стихотворение.
Секрет 2 Ритм
 Упражнение 1 «Добери слово по ритму»
Описание: ученикам предлагается подобрать словарные слова на заданный ритм.
Например, ритм: _ '_ _ , слова: Родина, армия. Такое упражнение можно предложить учащимся на уроках языка во время работы над словарными словами.
Упражнение 2 «Передай аплодисментами»
Идея: научить чувствовать ритмический рисунок стиха.
Описание: Учащимся предоставляется известное стихотворение. С помощью аплодисментов они «переводят» его.
Упражнение 3 «Угадай по ритму»
Описание: предложить ученикам отгадать стих по ритмическому рисунку.
Упражнение 3 «Перевоплощение»
Идея: создать ритмический рисунок стиха на языке животных.
Описание: Учащимся предоставляется известное стихотворение. Предлагается перевести его на язык лягушки, ягненка, гусенка и др.
Такие упражнения можно использовать как дополнение при работе над стихами, включать их в обобщающие уроки по теме или разделу, а также использовать при работе на групповых занятиях по украинскому языку.