21.01.12 |

Психология учебы и воспитания подростков



Психология учебы и воспитания подростков
В подростковом возрасте ведущей является учебно-профессиональная деятельность и интимно-личностное общение с однолетками. Главную роль в психическом развитии играет система установления социальных взаимоотношений с окружающими
Общая ситуация развития
Основные новообразования: стремление к взрослости, самостоятельности, активное развитие самосознания.
Доминирующие потребности: в общении с однолетками, самоутверждении и познании мира, других и самого себя.
Подростковый возраст - это период полового дозревания. Этими процессами обусловливается много феноменов разных проявлений подростка. В частности, наблюдаются повышенная возбудимость нервной системы, неустойчивость и противоречивость эмоций, повышенная тревожность, связанная с общением с однолетками.
Что касается интеллектуального развития, то в подростковом и раннем юношеском возрасте завершается формирование когнитивных процессов. Мысль окончательно сочетает со словом, и образуется внутренний язык как основное средство мышления и организации познавательных процессов. Интеллект становится языковым, а язык интелектуализованым. Возникает полноценное теоретическое мышление и идет процесс активного формирования научных понятий.
Особенности учебы
В подростковом возрасте интеллектуальное развитие можно ускорять в таких направлениях:
1. Развивать понятийный слой мышления и языковой интеллект. Этому способствует изучение риторики, которая формирует умение планировать и складывать публичные речи, вести дискуссию и отвечать на вопрос.
2. Совершенствовать внутренний план действий, становлению которого помогают специальные упражнения, направленные на то, чтобы одни и те же реальные действия чаще происходили не с предметами, а в уме. Можно ввести такое правило: "Пока решение не продумано "в уме", пока не составленный план включенных у него действий и пока он не выверен на логичность, к практическому решению приступать не следует.
Если этим правилом пользоваться в отношении ко всем предметам, то внутренний план действий будет формироваться значительно быстрее".
В средней и старшей школе не следует требовать от учеников механического запоминания "застывших" определений научных понятий. Пусть дети сами находят определение для них или хотя бы передают содержание понятия своими словами. Насколько ученик может отклониться от определения, данного учителем, - неплохой прием диагностики его интеллектуального развития.
Формирование "практического интеллекта"
Подростковый и ранний юношеский возраст - благоприятный период для формирования и развития "практического интеллекта", атрибутами которого принято считать здравый смысл, смекалку, интуицию и "золотые руки".
Структура практического интеллекта включает (за Р. Нємовим) :
усердность как способность человека в сложных жизненных ситуациях находить несколько вариантов решения проблемы;
бережливость (человек в состоянии найти такой способ действия, что в сформированной ситуации с наименьшими расходами приведет к нужному результату);
бережливость как умение заглядывать вперед, предусматривая последствия тех или других действий, точно определять результат и оценивать, чего он может стоить;
умение быстро и оперативно решать задачи (это динамическая характеристика практического интеллекта, который оказывается в количестве времени, которое проходит с момента возникновения задачи до ее практического решения).
Умение решать практические задачи во многом определяется темпераментом ребенка, особенностями его нервной системы и уже приобретенным жизненным опытом. Важно научить ребенка одного правила : как только проблема возникла, необходимо сразу приступать к ее решению.
Возможности для формирования у детей практического интеллекта в школе: ученическое самоуправление, участие в общественных организациях и коммерческом труде, а также предоставление самостоятельности в домашних делах.
При организации учебного процесса в средних классах важно помнить, что главное для ребенка в этот период - это общение с однолетками. Поэтому, например, домашние задания можно давать в группах из 2-3 лиц, что позволяет учитывать и использовать данную ведущую потребность. Запрет "коллективных" домашних заданий приводит к поголовному списыванию на перерывах. В этот период, конечно, лучше использовать групповые формы работы на уроках.
Психологическое значение шпаргалки
Хотелось бы отметить позитивную роль шпаргалок для учебного процесса. Лучше всего шпаргалки легализовать и изготовлять их вместе с учителем. Хорошо, если они будут красочны, в виде схем, рисунков и тому подобное. В этом случае шпаргалка превращается в опорный конспект и в окончательном итоге приведет к доброму пониманию и запоминанию материала. Складывание шпаргалок за конкретной темой можно предложить и как домашнее задание, а на следующем уроке провести своеобразный конкурс шпаргалок.
Особенностями учебной деятельности в средней школе является избирательная готовность к разным сторонам учебы и их повышенного восприятия, способность ко всем видам учебной деятельности. Детей в этом возрасте привлекают самостоятельные задания, но иногда самостоятельная работа не реализуется из-за того, что ребенок не владеет всеми способами учебной деятельности.
Несформированность учебной деятельности может быть одной из причин не успешности и "отхода" ребенка от школы. Сформированность учебной деятельности включает умение: самостоятельно выделить учебную задачу, выбрать приемы и способы ее решения, контролировать и оценивать свою работу.
Учебные мотивы у подростков формируются на базе познавательной потребности. Поэтому очень важно в процессе занятий показывать значимость и возможность применения и использования тех или других знаний в конкретных сферах жизни.
На сайте "Кто решит?" недавно прочитала очень интересную статью "Осторожно: подросток!". По мнению авторов только благожелательное отношение к ребенку поможет ему понять, что его ценят и любят, о нем заботятся. Так же, кроме интересной информации о воспитании детей, вы сможете найти гдз по геометрии 9 класс , необходимый материал по подготовке к ЕГЭ, головоломки и видеоуроки.