21.06.11 |

Приобщение детей к искусству – совместный вид деятельности детей, педагогов и родителей

детский сад
«Приобщение детей к искусству – совместный вид деятельности детей, педагогов и родителей»
По мнению отечественных и зарубежных педагогов и психологов дошкольный возраст является особым периодом в развитии детского творчества. В первую очередь это связано с особенностями протекания отдельных психических процессов, благодаря которым меняется внутренняя позиция ребенка, его отношение к окружающему. Однако, в возрасте 6—7 лет педагоги отмечают резкое снижение интереса детей к этой сфере деятельности. Это происходит потому, что в связи с общим развитием и накоплением опыта, с ростом зрительной культуры и наблюдательности дети становятся способными к адекватной самооценке. В результате у ребенка появляется неуверенность в себе и своих возможностях, что отрицательно сказывается на общем психическом развитии и эмоциональном благополучии ребенка.
Вместе с тем, при правильном педагогическом руководстве этот возрастной период многие специалисты считают наиболее благоприятным для развития детского эстетического развития. И с точки зрения общего психического развития ребенка, и с точки зрения формирования специальных умений и навыков, необходимых для его успешного обучения в школе.
К сожалению, еще не все родители понимают это. Так, родители-прагматики считают, что накануне поступления ребенка в школу нецелесообразно заниматься его эстетическим развитием. По их мнению, гораздо важнее сосредоточиться на обучении его чтению, математике. Однако данные, полученные известными нейропсихологами В. Д. Еремеевой и Т. П. Хризман свидетельствуют о том, что эстетическое развитие ребенка положительно влияет на уровень подготовки к школе.
Дело в том, что искусство заставляет оба полушария мозга работать на повышенном эмоциональном фоне и при этом активно взаимодействовать друг с другом. Тем самым искусство оказывает мощное воздействие на ассоциативные поля большого мозга, развивая их и создавая сложнейшие системы связей, имеющих значение в процессах мышления. Поэтому эстетическое развитие ребенка имеет важное значение для его подготовки к школе. Но такого рода развитие не осуществится само по себе. Для этого требуется большая, напряженная и кропотливая работа по взаимодействию педагогов с родителями. Рассмотрим более подробно педагогические условия, которые способствуют взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с родителями по вопросам эстетического развития детей.
Основные направления взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями по вопросам художественно-эстетического развития детей в настоящее время наиболее полно представлены в программе «Из детства — в отрочество».


Для полноценного музыкального развития детей взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей осуществлять по нескольким направлениям. В семье родители поддерживают интерес детей к прослушиванию музыкальных произведений, используя как собственные записи, так и те, которые предоставляет в их распоряжение музыкальный руководитель детского сада. Кроме того, музыкальный руководитель может организовать для родителей приобретение абонементов, билетов для посещения концертов. Интерес представляет сотрудничество педагогического коллектива детского сада, со специалистами музыкальной школы.
Важной задачей, стоящей перед дошкольным образовательным учреждением и семьей является формирование восприятия музыки во взаимосвязи с литературными произведениями, живописью, театром. Для этого музыкальный руководитель может провести консультации для родителей, познакомить их с мировым опытом приобщения детей к восприятию произведений искусства. Вместе с родителями дети могут принимать участие в инсценировках, театральных постановках, литературно-музыкальных композициях.
Не менее важно в семье поощрять певческие проявления дошкольников. Направлять интересы детей на исполнение песен, доступных по содержанию и музыкальному языку:
небольшие по объему, яркие мелодии в удобном для детского голоса диапазоне. При этом родители должны стараться оградить детский голос от излишних нагрузок (не петь «взрослых» песен с большим диапазоном мелодии). Как можно чаще устраивать совместные дуэты (с мамой, папой, бабушкой), что способствует взаимопониманию и формирует любовь к пению и песням.
Интерес представляет и взаимодействие с семьей по вопросам музыкально-ритмической деятельности. Семья должна поддерживать интерес к музыкально-двигательной деятельности детей и как можно чаще создавать ситуации для танцевальных импровизаций дошкольников. Можно использовать музыку при выполнении физических упражнений (утренняя гимнастика, лечебная физкультура, аэробика и т.п.). По желанию родителей в детском саду могут быть специально созданы секции, в которых будут одновременно заниматься мамы со своими детьми.
При взаимодействии музыкального руководителя с родителями очень важно научить их общаться со своим ребенком по поводу полученных детьми художественных впечатлений. При обсуждении балета, танцев, увиденных в фильме, театре, на концерте, обращать внимание детей на красоту движений, выразительность жестов, мимики, позы, пантомимы.
Известно, что приобщение детей к сокровищам музыкальной культуры требует вдумчивого подхода, поиска нетрадиционных решений. Если музыка исполнена ярко, если беседа проведена умело, то можно не только пробудить интерес ребенка к музыкальному искусству, но и воздействовать на его чувства, тем самым способствуя формированию нравственных качеств. Первые музыкальные впечатления многие дети получают в семье, однако зачастую они носят случайный характер. Вот почему педагог дошкольного учреждения призван помочь родителям найти оптимальные пути формирования у ребенка интереса к классической музыке.
В педагогическом пространстве нашего педагогического коллектива родилась идея посещений специальных концертов для дошкольников. Такая деятельность, естественно, не могла осуществляться без родителей. С целью определения единых подходов мы провели опрос членов семьи. Им предлагалось ответить на следующие вопросы.

 Слушаете ли Вы музыку вместе с ребенком?

 Какую музыку предпочитаете?

 Обмениваетесь ли впечатлениями о прослушанной музыке?

 Какую музыку предпочитает Ваш ребенок?

 Есть ли дома музыкальные инструменты? Какие?

 Играет ли кто-нибудь из членов семьи на музыкальных инструментах?

 Какие музыкальные игрушки есть у вашего ребенка?

 Поет ли Ваш ребенок дома (когда и по какому поводу)?

 Что рассказывает ребенок о музыкальных занятиях в детском саду?

 Считаете ли Вы необходимым посещать вместе с ребенком концерты и спектакли.?

 Сможете ли Вы помочь в совершенствовании музыкальной развивающей среды?
Итоги опроса показали: родители в целом настроены на углубленное музыкальное развитие ребенка.
Мы используем такую инновационную форму работы с дошкольниками, как выездные концерты в дошкольное учреждение. Наш детский сад посещали воспитанники Центра внешкольной работы. Дети знакомятся с музыкальными инструментами, слушают пьесы в исполнении народных инструментах. В этих встречах участвуют и родители. Систематически детский сад посещает Тихорецкий краеведческий музей. Была организованна выставка работ детской школы искусств.
Еще одна форма совместной работы педколлектива и родителей – это проведение вечеров отдыха, нетрадиционных родительских собраний. Родители принимают активное участие в проведении праздников: исполняют роли праздничных персонажей, готовят костюмы и атрибуты к праздникам, исполняют совместно с детьми песни, танцы, принимают активное участие в играх.
_____________________________________________
Просто нельзя без умиления смотреть в магазинах детской мебели на детские колыбельки и кроватки. Эти маленькие подушечки в рюшах и бантиках, одеяльца и простынки в мягких теплых оттенках. Конечно цены на постельное белье в магазинах, мягко говоря, покусывают, но я знаю точно, что я подарю своему племяшке на День рождения. Тем более "Дом текстиля" предлагает приобрести постельное белье в интернет магазине недорого  и консультанты магазина смогут дать мне исчерпывающую информацию   



Занятие для старшего дошкольного возраста «Летающие игрушки»

Цель: Формировать пространственное ориентирование.
Задачи: Учить определять направление предмета в пространстве.
Знакомить с горизонтальным и вертикальным движением предметов
в пространстве.
Формировать навыки проведения опытнической деятельности.
Обогащать словарный запас .
Развивать моторику, воображение, мышление, внимание,
координацию движений, интерес к совместной игровой
деятельности.
Воспитывать мотивацию к познанию нового.
Оборудование: Листы тонкого картона с намеченными полосами 3 см в ширину и 20 см в длину по количеству детей, ножницы,цветные карандаши, деревянный кубик.
Используемая литература: В. А. Кайе «Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5 – 8 лет»
Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто умеет летать?
Дети: Птицы, насекомые, люди с помощью специальных приборов.
Воспитатель: А что может летать?
Дети: самолёт, вертолёт, ракета, облако, ковёр – самолёт…..
Воспитатель: А как вы думаете, бумага может летать? Можно сконструировать бумажного голубя, самолётик, но это уже широко известно. Давайте придумаем другие способы.
Дети предлагают свои варианты.
Вы видите перед собой ножницы и бумагу. Перед тем как выполнить моё задание вспомните, как правильно нужно работать ножницами.
Дети рассказывают правила безопасной работы с ножницами.
Отрежьте, пожалуйста, полоску бумаги по намеченным линиям.
Закруглите углы полоски.
Как сделать, что бы эта полоска бумаги летела?
Дети делают свои предположения.
Полёт – это нахождение предмета в воздухе и изменение его положения в любую сторону. Обычно полёт начинается с взлёта, то есть отрыва от земли и заканчивается приземлением. Когда предмет двигается в сторону – это называется по горизонтали, от слова горизонт. Повторите и запомните это слово. (Дети повторяют слово, показывая руками движение влево и право.) Когда предмет движется вверх или низ, это движение называют вертикальным. (Дети снова повторяют).
Движение полоски будет происходить по-другому. Как вы думаете, как?
Дети предполагают.
Возьмите полоску двумя пальцами правой руки, поднимите руку как можно выше. Полоска должна быть расположена горизонтально по отношению к полу. Разожмите пальцы. Полоска полетела куда? (вниз) Что с ней происходило? (она вращалась)
А ведь полёт полоски может быть сначала снизу вверх, а затем сверху – на пол. Давайте попробуем.
Зажмите полоску пальцами правой руки, подбросьте полоску как можно выше и понаблюдайте за полоской.
Тот путь, по которому летит полоска, называется траектория.
Можно запустить в воздух сразу две полоски правой и левой рукой одновременно. Попробуйте.
Что же происходит с полоской? (она вращается) А полоски летят по одинаковой траектории? (нет, они летят по - разной траектории)
Итак, мы с вами сделали открытие. Полоска вращается в воздухе, а почему это происходит?
Дети высказывают свои предположения.
Мы с вами уже говорили о том, что на земле есть сила притяжения. Все предметы падают вниз, на землю. Под действием силы тяжести наши полоски падают тоже вниз. Но воздух при этом оказывает сопротивление. Если предмет тяжёлый (воспитатель бросает кубик ) то сопротивление не сказывается на его полёте. А если предмет лёгкий, тонкий и узкий, как наши полосочки, предмет под действием сопротивления воздуха начинает вращаться.
А сейчас я предлагаю, ваши полосочки превратить в игрушки - «вертокрылы».
У вас на столах есть цветные карандаши. Я предлагаю вам сейчас раскрасить полосочки, что бы они были разноцветные и красивые.
Дети садятся за столы, выполняют работу.
Посмотрите, какие они у вас разные, яркие, очень красивые! С такими прекрасными «вертокрылами» можно играть в разные увлекательные игры.
•Я, предлагаю, поиграем в игру «Салют».
Дети с воспитателем выходят на середину группы.По моей команде вы запускаете свои «вертокрылы» как можно выше.А гости будут кричать «Ура!».
Вам понравилась игра?
•Тогда я предлагаю поиграть ещё в одну игру. Называется она «Кто последний».
Из гостей выбирают судью. Дети становятся перед ним, и по команде подбрасывают «вертокрылы» вверх. Чей «вертокрыл» приземлился последним, тот и выиграл.
Вы замечательно играли.
С «вертокрылами» можно придумать ещё много интересных и забавных игр.
А сейчас вспомните, пожалуйста, и покажите, в каком направлении движется предмет, если я скажу горизонтально? А вертикально?
На этом наше занятие заканчивается. Всем спасибо за хорошие ответы и дружные игры.
А с «вертокрылами» мы ещё поиграем на прогулке.
Автор – составитель: воспитатель Л. М. Салыкина
_______________________________________________
Лето - солнце, море и пляж.... Приятные ассоциации... Но, очень часто после зимнего периода эти слова не вызывают положительные эмоции. Лишние пара килограммов не дают нам с радостью окунуться в мир летнего блаженства. Если вы с уверенностью можете сказать: " Мы знаем как похудеть , тогда поделитесь своим ценным опытом с посетителями форума сайта body-shock.ru, которые ответят вам благодарностью.