28.06.10 |

Конструирование из природного материала

Создавая образы из природного материала, дети не только (и не столько) отображают их структуру, сколько передают характер, выражают свое отношение. В силу этого конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественному типу. Вот почему так важно отойти от традиционной методики, цель которой - обучать детей создавать конкретные поделки из конкретного материала. Задача педагога - научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть палитру его красок, форм, фактуры и на этой основе создавать разнообразные художественные образы. Такой подход, с одной стороны, развивает воображение, творчество, с другой - подводит детей к овладению обобщенным способом построения образа с опорой на наглядность.

О.М. Дьяченко выделяет два основных качественно различных способа действия по построению воображаемого образа. Речь идет 1) об "опредмечивании", когда в незавершенном рисунке ребенок усматривает определенный предмет; 2) о "включении", когда заданная на рисунке фигура превращается во второстепенный элемент воображаемого образа. Исследователь считает: второй способ отличается более высоким уровнем, поскольку приводит к оригинальности и продуктивности решений. Как показало наше совместно с О.А. Христ исследование, для развития творческого воображения принципиально важно научить детей умению анализировать материал (в совокупности всех свойств) вначале как основу будущего образа, создаваемого способом "опредмечивание" затем - как деталь, значимую для построения целостного образа способом "включение". Это, во-первых; во-вторых, необходимо сформировать такие навыки, приемы конструирования, как "достроить" образ, "изменить пространственное положение", "убрать лишнее", "скомбинировать". Исходя из этих положений, нами разработана трехэтапная система обучения.

Первый этап обучения, старшая группа
Основные задачи: а) формировать умение анализировать природный материал как основу будущей поделки (отбирать корни, ветки, сучки); б) обучать трем основным приемам построения образа способом "опредмечивания" - умению "изменять пространственное распо ложение", "достраивать", "убирать лишнее". Последний прием (к сожалению, его на практике почти не используют) значительно влияет на развитие воображения. Способ "опредмечивание" - основополагающий, поскольку позволяет формировать умение видеть целое раньше частей. Отметим: этим способом дети создают на одной основе несколько оригинальных, существенно отличаемых образов. Именно в основе его усвоения зарождается другой способ - "включение".

Чтобы решить поставленные задачи, следует провести не менее шести занятий и двух экскурсий в парк (лесопарк, лес). На первых двух занятиях детей делят на подгруппы и учат рассматривать природный материал, выделять в конфигурациях всевозможные образы. Материал подготавливается заранее. Это могут быть средней величины корни, ветки, сучки, в которых можно "увидеть" конкретный образ. Уже на занятии в групповой комнате кукла Старик-лесовичок поможет развивать ход действия: предложит внимательно рассмотреть разложенный на столе природный материал, представить, на кого похожи его друзья-притворяшки, а затем практически воплотить представленные образы, воспользовавшись еще пластилином и каким-либо мелким материалом. "Практически" означает: дети в основном будут укреплять фигурки, подсказанные конфигурацией материала, к подставке, определять их пространственное расположение, дополнять образы мелким природным материалом и пластилином.

К следующему занятию также подготавливаются корни, ветки, сучки, отличающиеся от предыдущих тем, что их конфигурация должна вызывать разные ассоциации, так чтобы была возможность сконструировать на одной основе два-три образа. В ходе диалога, рассматривая материал с помощью Старичка-лесовичка, педагог помогает детям разглядеть не одну "тайну": переворачивая материал в разные стороны, закрывая рукой какую-то его часть или приставляя мелкую деталь, демонстрирует приемы создания разных образов по одной основе. Тем самым педагог подводит детей к освоению трех важных приемов "опредмечивания" природного материала как целостного образа - к тому, что можно изменить пространственное положение, убрать лишнее и достроить. Кроме того, побуждает к высказываниям. Иными словами, разворачивает общее обсуждение. (Первый ребенок. Это похоже на дом Бабы Яги. Воспитатель. А где же дверь? Второй ребенок. Да и курьих ножек здесь нет. Первый ребенок. А дверь не нужна, ведь Баба Яга вылетает в трубу. Вот ножки надо обязательно сделать, тогда будет настоящий дом Бабки Ежки.)

На втором занятии большинство детей будут предпочитать прием достраивания и только незначительная часть попытается использовать прием "убрать лишнее". В этом случае воспитатель, если дети попросят, отламывает или срезает лишние части. В результате появляется возможность сконструировать до 20 разных поделок, которым сами авторы дадут характеристики ("веселый клоун", "хитрая лисичка со скалочкой", "худой и злой волк", "голодный крокодил".

Экскурсия в близлежащий парк (или лесопарк) - с двумя корзинами, большой и поменьше, для сбора природного материала - подведет итог двум первым занятиям. Старичок-лесовичок поможет поддержать интерес; покажет, скажем, дорогу к полянке, где живут его лесные друзья, напомнит, что нужно не только собирать материал, но и, внимательно рассмотрев его, определить, что на что похоже, с чем (или с кем) можно сравнить. Собранный материал совместными усилиями подготавливается к дальнейшей практической работе (раскладывается по коробкам, в случае необходимости очищается, высушивается, размачивается).

Такое обучение конструированию не только развивает у детей творческое воображение, но и, что не менее важно, воспитывает бережное отношение к природе. Ведь дети только собирают материал - шишки, ветки, причудливые сучки, а не рвут, не ломают, не обрезают. Они учатся относиться к природе как к живому организму. Одновременно, подчеркнем, приобретают опыт безопасного и осторожного обращения с природным материалом: незнакомое растение не трогать, травой можно порезаться, об острый сучок пораниться.

На третьем и четвертом занятиях предлагаются задания проблемного характера: ставится задача создать поделки с опорой на заданную основу. Материалом послужат уже новые предметы: куски древесной коры разных размеров и конфигураций, сухие древесные грибы (в качестве основы). Дети должны внимательно рассмотреть их и определить, на что они похожи, и выполнить свой замысел. На третьем занятии дети создают индивидуальные поделки. Большинство к этому времени уже могут строить на основе нового материала достаточно оригинальные образы. И хотя по-прежнему преобладает прием "достраивание", некоторые воспользуются приемом "убрать лишнее". В основном детские поделки будут представлять фигурки животных, людей, сказочных персонажей и не очень отличаться от заданной основы. Создаваемый образ диктуется прежде всего конфигурацией материала. Не исключается, что одни дети первоначальный замысел в процессе работы изменят: подводную лодку превратят в рыбу ("Это волшебная рыба. Она показывает путь кораблю. Если надо, рыба превратится в лодку, чтобы спасать людей"). Однако большинство уже на этом этапе строго придерживаются замысла. Да, возникнут технические трудности - ведь надо подобрать дополнительную деталь, прикрепить ее к основе или углубить щель, чтобы получилась пасть или раскрытый клюв и т.д. Естественно, проблема решается с помощью педагога. Другие будут работать, практически ничего не меняя в выбранной основе. Так, один ребенок может увидеть в куске древесной коры пасть крокодила, другой - в древесном грибе облако. Эти поделки педагог обязательно сохраняет, так как их можно использовать на следующем занятии при создании сложных композиций.

На четвертом занятии дети работают подгруппами и, используя все поделки, создают разные композиции. Отбор и создание композиции - два взаимосвязанных момента. Практика показывает: часто дети, выбрав любимую поделку, придумав с опорой на нее сюжет, тем не менее или пользуются другой, или немного изменяют ее. На это их наталкивает композиция. Воспитатель активно участвует в этом процессе: напоминает о крокодиле, облаке, тем самым помогает развернуть композицию в более интересное направление; побуждает каждую группу придумать короткую историю.

Тема двух последних занятий - конструирование по замыслу. Определив замысел, дети самостоятельно отбирают природный материал: крупный используют как основу поделки, мелкий идет на детали. ("Нет, уши должны быть большие, поэтому лучше крылатки клена взять"). Это говорит о желании придать образу выразительность. Задача воспитателя - отметить оригинальные решения и обсудить их со всей группой. Тематика поделок может повторяться. Однако в силу того, что используется другой природный материал, образы существенно меняются. В конструировании по-прежнему используются приемы "достроить", "убрать лишнее". Наряду с отдельными фигурками создаются, несложные композиции ("девочка с собачкой", "семья ежей", "огородное чучело и собачка"). Практически все образы строятся на основе анализа материала; преобладают факторы конфигурации материала, его размера. Чтобы окончательно сформировать интерес к конструированию, поддержать желание работать с природным материалом, из поделок, выполненных в процессе занятий и самостоятельной деятельности, в вестибюле детского сада организуется выставка. Желательно, чтобы дети сами представляли свои работы. Как закрепление в конце года дается задание на лето - собрать природный материал, подумать, основу какой композиции он может составить.

Второй этап обучения, подготовительная к школе группа.
Основная задача - формировать умение строить образ способом "включение". Для этого детей учат анализировать природный материал не только как основу будущей поделки (как на первом этапе), но и как деталь, значимую для построения целостного образа, путем ее включения в эту целостность. Овладение таким способом построения образа значительно расширяет функциональность природного материала: один и тот же материал может быть и основой поделки, и ее деталью. Так, в одном случае распушенная сосновая шишка - это туловище совенка (с небольшим дополнением) или колокольчик, в другом -шапка Старика-лесовика, в руках которого корзинка, а рядом собачка. Этой теме отводится не менее трех занятий. Но прежде педагог организует экскурсии в близлежащий парк для сбора материала. У каждого ребенка полиэтиленовый пакет, у взрослых - большие пакеты. Отметим: теперь дети будут собирать материал самостоятельно; более того, обсуждать, как его можно применить.

На первом занятии, которое проводится по подгруппам, дети, заранее рассказав о будущей поделке, конструируют по собственному замыслу из материала, собранного на экскурсии. Как показывает практика, у большинства замысел совпадает с конечным результатом. Основным способом конструирования остается по-прежнему "опредмечивание", реализуемое тремя приемами. Название поделки уже отражает существенные особенности создаваемого образа ("Дирижер", "Акробат", "Солдат с гранатой"). Это говорит о том, что дети видят специфику, заложенную в самом материале, подхватывают основу образа, заданную природой, и подчеркивают дополнительными деталями. Тот же "Акробат" подсказывает конфигурацию материала. И ребенок уберет лишние веточки, оставит только "руки" и "ноги", дополнит фигурку "головой". В создаваемых образах теперь появляются детали, подчеркивающие характерные особенности. Это может быть принцесса в короне и длинной юбке или мушкетер в сапогах, накидке, шляпе с пером и шпагой в руке. Некоторые смогут выполнить не одну, а две-три поделки, даже взаимосвязанные общим смыслом: важно, чтобы педагог в конце занятия предложил детям рассказать о своих поделках. Это позволяет включить созданные образы в более широкий контекст, что приведет к стремлению изменить, дополнить поделку.

На втором занятии по предложению педагога дети, работая подгруппами, будут конструировать по собственному замыслу. Каждый получает определенный природный материал в качестве элемента будущей поделки. Какая при этом ставится задача? Важно, чтобы, во-первых, создавалась своя поделка с опорой на материал как часть чего-то целого; во-вторых, один и тот же материал использовался многофункционально. Отметим: за редким исключением с заданием дети справляются. Опыт работы показывает: большинство удачно используют заданный природный материал как деталь или часть целостного образа, который придуман самостоятельно - поделки отличаются оригинальностью тематики, конструкции, выразительностью. На этом надо зафиксировать внимание детей в конце занятия: подметить интересное решение, предложить кому-либо из каждой группы рассказать о своей поделке (рассказчика выбирают сами дети), а вечером зарисовать поделку и придумать к ней рассказ. Придуманные истории взрослый записываете маленькие книжечки, украшает детскими рисунками. Совместно с детьми придумывает название, оформляет обложку, на которой указывается имя и фамилия автора.

На следующем, третьем занятии педагог предлагает задачу на достраивание фигуры: раздает всем одинаковые, заранее подготовленные крестообразные фигуры - две палочки (веточки) одинакового размера, скрепленные посередине. С опорой на эти фигуры дети должны придумать и сконструировать что-то свое. Задача проблемная, она вызывает определенные затруднения. Дело в том, что дети уже привыкли создавать фигурки людей, животных, им трудно включить крестообразную фигуру в новый тип конструкции. И тем не менее, обследовав внимательно, они находят решение, используя способы "опредмечивания" и "включения". Основным приемом будет "достраивание основы". Некоторые перейдут к сюжетному конструированию ("На плоту сидит рыбак", "У мельницы стоит толстый мельник", "У домика стоит Красная Шапочка"). У других заданная фигура составит основу поделки (плот, подставка, панно); у третьих - часть или деталь в общей конструкции (пропеллер, окно, лопасти мельницы и т.п.). Подавляющее большинство поделок будет разительно отличаться от заданной фигуры.

По такому же типу можно провести четвертое занятие. Каждая подгруппа получает от воспитателя одну и ту же фигурку, составленную из определенного материала; скажем, первая - по два соединенных желудя; вторая - ольховые шишки на ветке; третья - солому, перетянутую в определенном месте; четвертая - кусочки коры с закрепленной в центре палочкой. Задание: каждая группа создает свою поделку с опорой на ту фигуру, которую получили. Дети довольно-таки долгое время обдумывают будущую конструкцию, тем не менее задание выполняют, поскольку включают материал в качестве части целого. Отметим, на всех этих занятиях отрабатываются технические умения: предпочтение отдается несложным операциям - стянуть ниткой, скрепить клеем, цветной тонкой проволокой, пластилином; более сложные действия - работу с шилом, ножом, лакировку - выполняет воспитатель.

После двух последних занятий педагог дает возможность детям в течение недели объединить конструкции, придумать истории, зарисовать их. Сочинения эти взрослый записывает, оформляет совместно с детьми в книжечки.

Третий этап обучения, подготовительная к школе группа. 
Основные задачи: 1) расширять основные способы и приемы построения образа; 2) формировать умение воплощать замысел (создавать образ), учитывая: а) общий сюжет, детализирующий и обогащающий образ; б) специфику природного материала. Для решения задач проводятся два занятия, цель которых - научить детей конструированию по собственному сюжету. Работа эта органично связана с предыдущей деятельностью, когда следовало придумать сказку и включить ее в сюжет. Тематика последних двух занятий второго этапа значительно обогащает линию сюжетности. Оказывается, объединяя поделки, необходимо еще что-то достроить для полноты передачи сюжета, преобразовать образ и т.д.

На первом занятии третьего этапа дети как бы продолжают работать в таком же направлении. Отбирая нужный материал, чаще всего мелкий в качестве и дополнения, и оформления основной части, конструируют по сюжету придуманной сказки или какой-то истории. Такая методика, широко используя способы "опредмечивания", "включение", "достраивания", "изменения пространственного положения" и т.д., ставит детей в условия необходимости не только строить образ с опорой на наглядность (материал), но и словесно фиксировать его характеристику. Тем самым у детей развивается речь. Ведь следует подробно описать героя, его внешность, характер, особенности поведения, насытить рассказ образными существительными, прилагательными, меткими сравнениями. Кроме того поделка, ее включение в сюжет создают образ более подвижный, более живой. И тут педагог может воспользоваться тематикой любимых детьми сказок, басен, мультфильмов. Для наглядности приведем пример сюжетного конструирования. Композиция: в день рождения к одинокому ежику - у него нет родителей - приходят гости. (Образы подготавливаются на предыдущих занятиях.) Это толстый и веселый хомяк, чемпион по плаванию - черепашонок, дружные братья ежата, очень важная черепаха Тортила. Естественно, преподносят подарки: Тортила - водные лилии, хомячок - семечки, черепашонок и ежата - яблоки (их укрепляют на иголках). Вечером совместно с детьми педагог записывает сказку "День рождения ежика".

На что следует обратить внимание? Важно индивидуально-дифференцированное руководство деятельностью, когда учитывается характер отношения ребенка к действительности, его предпочтения в выборе средств выразительности. Кроме того, одному достаточно мотивировать задание, другой наоборот, нуждается в постоянной поддержке. Все проблемы разрешимы, если взрослый сотрудничает с детьми, беседует с ними, не учит, а решает совместно возникающие вопросы и на этапе воплощения замысла, и на этапе его осуществления.

Участок детского сада: конструирование из разных материалов

Участок детского сада и природный материал позволяют создавать конструкции более масштабных размеров. Тем самым совершается успешный переход от малого пространства к освоению большого. При этом работа носит в основном коллективный характер. Так, на ровной, слегка увлажненной поверхности песка можно выложить из камешков или ракушек разных размеров, форм и разного цвета большой "ковер" или целый город с домами, с широкими улицами (по которым проезжают машины), площадью с фонтаном (плоскостное конструирование). Из влажного песка слепить объемные постройки: замок, мельницу, крепость, окруженную рвом; через реку, по которой плывут суда (из пенопласта, коры, бумаги) перекинуть мост из бревнышек. Из бумажной упаковки, картонных ящиков и трубочек от туалетной бумаги, бумажных полотенец мальчики могут соорудить город, крепость, заполнить их сконструированными из разных материалов машинами, фигурками рыцарей. Тематика конструкций весьма разнообразна: это и зоопарк из картонных ящиков, где обитают и жираф, и змея, и крокодил; и космодром с ракетами, луноходом, космонавтами, роботами; и джунгли с диковинными деревьями, перевитыми лианами. Объемных животных можно сделать с помощью ватмана, сложив его вдвое и вырезав контур животного. Дети же раскрасят этот контур и наполнят мятыми газетами. Совместными усилиями контур скрепляется степлером.

Для крупных объемных фигур на участке детского сада подойдут и большие камни. Вначале складывается конструкция (крокодил, змея, ящерица и т.п.), затем конфигурация разрисовывается красками. Такие каменные фигуры на отобранном участке (среди кустов, в траве, рядом с клумбой) послужат хорошим украшением.

Конструировать на участке детского сада можно в течение нескольких недель. Дети имеют возможность постоянно совершенствовать свои поделки, добавлять новые образы в соответствии с разыгрываемым сюжетом. Фон - трава, песок, земля, деревянные доски, снег - только усилит общую идею. Тема композиции диктуется замыслом игры: для магазина сооружаются прилавок, весы, подбирается товар - конфеты, упакованные в коробочки, овощи и фрукты; для путешествия в Африку - дикие животные, оружие (стрелы, ружья), бинокли, маски от москитов; в зимнюю пору сооружаются крепость, снежные горки. Традиционное зимнее занятие - лепка снежной бабы, украшенной красным морковным носом и метлой, Снежной королевы, Бабы Яги и других сказочных персонажей. Мягкий, хорошо поддающийся лепке снег скатывается в большие глыбы, а затем лопаткой (путем уборки лишнего) создается та или иная фигура. Снежные "кирпичи" подойдут для строительства замков, крепостей, домов и т.п. А чтобы сооружения и фигуры выглядели красочно, их заливают подкрашенной водой. Так, попутно, на практике дети знакомятся со свойствами снега и воды. Задача педагога - подхватить идею, предложенную детьми, помочь советом. Что очень важно: педагог заранее определяет место, где хранятся материал, детские конструкции. Возникает вопрос: а если интерес угаснет? Конструкция разбирается вместе с детьми, и то, что пришло в негодность, относится в мусорный ящик, а то, что еще может пригодиться (коряги, доски и др.), складывается. Сам акт уборки способствует не только поддержке порядка на участке, но и проявлению уважения к деятельности детей, ее результатам.

Подростки: причины агрессии

Восприятие мира ребёнком, при всём его своеобразии, – это не что иное, как отражение восприятия его самого окружающими взрослыми.

Подросток формирует своё собственное, ни на что не похожее мнение. Он вынашивает свою личность. Представьте его в некотором смысле «беременным» своей будущностью. Он нервный и нуждается в заботливом обращении. В этой ситуации родители должны проявить заботу и поддержку, и при необходимости быть настойчивыми, если подросток ведёт себя безрассудно.

Итак, каждый тинейджер, с точки зрения психологии и психиатрии, – человек с «пограничной» психикой. Своеобразие возраста таково, что более или менее явно выраженное расстройство нервной системы в большинстве случаев является «нормой». Представления о неизбежности каких-то кошмарных изменений, искривлений психики в пубертатный период сильно преувеличены. Большинство подростков проходит этот возраст без существенных отклонений от описанных норм и успешно адаптируется в обществе. Настораживает родителей подростков больше всего непредсказуемость, агрессивность и отчуждённость. Отчего же это происходит?

Прежде всего, убедитесь, что ребёнок имеет возможность определённое количество времени находиться в одиночестве (один в квартире на время вашего отъезда, один в своей комнате после школы и т.п.). Поверьте, если ребёнок ни секунды не бывает один, он постепенно взорвётся («взрыв» – это, соответственно, истерика). Помните также, что его комната – это его территория. Замечали, быть может, как маленькие дети (3-7 лет) любят прятаться, ищут разнообразные укромные уголки? Они хотят найти свой личный кусочек ограниченного пространства, где можно спрятаться ОТ ВСЕХ, даже от родителей. Я бы посоветовал поставить что-то вроде небольшой надувной палатки в комнате малыша – он будет в восторге.

С возрастом границы личной территории расширяются. Подросток уже не прячется в шкаф, не читает под одеялом, не ползает под столом. Теперь его личное пространство – его комната. За её пределами может происходить и решаться, что угодно. Но в его комнате должны действовать его законы. Пусть он разрисовывает стены на свой вкус – это его комната, к тому же это развивает творческие способности. Пусть клеит постеры – это его интересы, его жизнь, к тому же это развивает чувство вкуса и пропорций.

Пусть постоянно передвигает мебель в комнате с места на место – он просто творческая личность, и ищет наиболее удобный для него вариант (хотя, может, он просто нашёл одну из ваших брошюрок «Фэн-шуй – как достичь гармонии»?). В комнате постоянный беспорядок – ему некогда заниматься уборкой, он, к примеру, сочиняет стихи или рисует, или делает уроки (возможно, он просто ленив, но если это и так, вы сразу поймёте по общему поведению).

Вообще, состояние комнаты подростка – это состояние его души. Строгий порядок – он педантичен и аккуратен, серьёзен и внимателен. Полный хаос – он в творческом или эмоциональном поиске. Постоянно разное положение вещей – подросток разносторонняя личность и не может остановиться на чём-то одном.

Вернёмся к проблемам формирования личности. Итак, агрессия – отчего она возникает? Агрессивность, направленная на окружающих – это отражение подсознательной агрессивности по отношению к самому себе, так же как и любовь к людям невозможна без любви и уважения к собственному «я». Эти чувства формируются у растущего человека под влиянием родительских эмоций по отношению к нему.

В данной ситуации сам подросток – далеко не первопричина проблемы. К формированию агрессивного отношения к миру приводит не только прямая агрессия, направленная на самого подростка, но и формирование у него стойкого чувства вины и сомнений в собственной значимости из-за отсутствия должной поддержки со стороны родителей. Чувство вины разрушительно и для детей, и для родителей.

Предположим, что подросток вернулся домой на час позже, чем обещал. Возможно несколько вариантов развития. Первый: родители вне себя от злости и волнения выливают на ребёнка весь свой негатив в виде скандала. Результат: чувство вины, и, как следствие, агрессия подростка по отношению к родителям.

Второй вариант: родители не понимают причины опоздания, и разъясняют подростку, что, если такое происходит, значит он (она) не в состоянии отвечать за свои поступки и слова, и, если подобное повторится, им (родителям) придётся ограничить свободу ребёнка. В данном случае положительный результат гарантирован.

Некоторая степень свободы необходима подростку не менее, чем возможность иногда находится одному. И запомните: ничто не должно настораживать родителей сильнее (в плане благополучного психического развития подростка), чем отсутствие потребности в свободе действия и слова или покорное приятие её немотивированных ограничений.

Алан Паркер