11.01.12 |

Материалы к проведению родительского собрания «Услышьте сердцем голос вашего ребенка»

Материалы к проведению родительского собрания «Услышьте сердцем голос вашего ребенка»
Старшая группа (Мастер-класс)
План
1. Вводная часть
2.Доклад воспитателя "Как предотвратить детскую нервозность"
3. Обсуждение психолого-педагогических ситуаций
4. Получение родителями памяток "Подарите ребенку любовь и заботу"
5. Тестирование "Отцы и дети: проблемы воспитания"
6. Игра-разминка "Сердечки доброты"
7. Слайд-шоу "Наши малыши"
8. Домашнее задание для родителей
9. Итоговое слово педагога
1. Уважаемые родители мы рады вас приветствовать в нашей групповой комнате! Мы сегодня собрались за круглым столом, чтобы обсудить проблемы, которые актуальны для нашего настоящего и для нашей группы тоже.
2. Доклад: «Как предотвратить детскую нервозность»
Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение этого этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослым. Сами взрослые не всегда понимают, каким образом их личностные качества становятся достоянием детей, как своеобразно, соответственно специфике детского возраста они интерпретируются, какое значение приобретают для ребенка. Осознанная или неосознанная родительская и педагогическая авторитарность порождает у дошкольников дефицит неординарности, чувства собственного достоинства, неуверенность в себе и многие другие качества, затрудняет благоприятное становление личности.
Неврозы - это те заболевания, которые затрагивают многие аспекты личности ребенка. В дошкольном возрасте наиболее часто встречаются неврастения, невроз страха, истерический невроз, невроз навязчивых состояний. Любой из перечисленных неврозов имеет ряд своих особенностей. Но главное, что их объединяет, - чрезмерное по силе или длительности напряжение нервной системы на фоне или после психического потрясения, на фоне или после острых и хронических психических травм и конфликтов. А травматичной для ребенка может быть любая ситуация.
До тяжелых переживаний и возникновение нервозности у детей приводит появление второго ребенка в семье. Ребенок при этом, как правило, начинает переживать и думать, что родители разлюбили его, что он им больше не нужен.
Такое случается обычно в тех случаях, когда родители не подготавливают старшего к появлению нового члена семьи, приковывая все свое внимание к маленькому существу. У старшего возникает ревность, а в некоторых случаях даже агрессивность.
Одной из причин реакций протеста является разрушение семьи или второй брак родителя. Отчим или мачеха, пришедших в семью, не всегда могут подобрать ключ к сердцу ребенка и если замечают неприязнь, то, в свою очередь, платят ребенку тем самым, отдаляя ее от себя. Решая вопрос о втором браке, всегда надо думать прежде всего о ребенке. Нужно умело подготовить ребенка к следующим изменениям в семье, суметь вызвать у него чувство симпатии к будущему члену семьи и убедить его в важности этого изменения.
Частыми причинами изменения поведения ребенка является распри и разногласия между родителями, дети это переживают очень болезненно, они все время находятся в состоянии тревоги, беспокойства, становятся пугливыми, плаксивыми.
Особенно негативно сказываются на здоровье ребенка и развитии его личности споры между родителями в вопросах воспитания. Нередко один из родителей, излишне строг и требователен, стремится полностью подчинить ребенка своей воле, а второй (чаще мать или бабушка) старается оберегать ребенка от избытка строгого отношения, потакая его прихотям, угождает ему покупкой новой игрушки, лакомством; в случае непослушания ребенка он «переключается» на авторитет отца. В присутствии матери или бабушки ребенок непослушный, пользуется их слабостями, добиваясь желаемого, грубит. А в присутствии отца такой ребенок становится вовсе неузнаваемым. Он нежный и ласковый с матерью, старательный и вежливый с отцом. В такой семье ребенок с детства учится обращаться неискренне, приспосабливаясь к условиям, которые все время меняются. В нем формируется не цельный характер, как хотелось бы родителям, а дурные привычки. Кроме того, такие условия вызывают перенапряжение нервной системы которое может привести к возникновению нервного тика, ночного недержания мочи, плохого сна.
К развитию невротических реакций у детей могут быть причастны также хронические заболевания (частые ангины, хроническое воспаление легких, ревматизм, заболевания печени и желчного пузыря), инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы. Такие заболевания истощают центральную нервную систему, в связи с чем даже и повседневные жизненные ситуации становятся иногда для ослабленных детей чрезвычайно сильными раздражителями, ведут к возникновению невроза.
Для детей, в отличие от взрослых, характерно течение невроза с каким-то одним ведущим симптомом (страхи, нервный тик, заикание, истерия и др.).. Однако наряду с этим наблюдаются капризы, плаксивость, раздражительность, возбудимость, повышенную утомляемость, являющиеся фоном невротического расстройства.
Обычный каприз ребенка - это первое серьезное проявление истерического невроза, точнее - его начало.
Как же следует поступать, чтобы предотвратить нервозность ребенка, притормозить истерическую реакцию ребенка, не дать ей превратиться в дальнейшем на истерический невроз?
Нужно стараться не создавать обстановку, способствующую возникновению нервной реакции у ребенка. Для этого необходимо, по возможности, выполнять спокойно высказанные ребенком просьбы. Если удовлетворение его желания невозможно, следует выслушать малыша и спокойно объяснить ему, почему сейчас вы не можете сделать то, чего он просит. Например: «Сейчас у меня нет денег, но вскоре папа получит зарплату и я тебе куплю эту игрушку». И, конечно, в дальнейшем действительно нужно ее купить. Или: - «Сейчас холодно, нельзя идти босиком, если завтра будет теплый день, то я позволю тебе побегать без сандаликов». Ребенок должен знать: если он просит о чем-то спокойно, то в большинстве случаев он получит желаемое («положительное подкрепление»), а если капризничает, то ничего не получит («отрицательное подкрепление»). Такое поведение всех без исключения членов семьи обрывает истерическую реакцию ребенка и предупреждает развитие истерического невроза.
В обстановке постоянного напряжения растут дети в семьях, где их постоянно запугивают. Это запугивание может иметь различный характер, но оно всегда вредно для ребенка.
В одних семьях детей запугивают бородатым стариком, который их заберет. В других семьях, стремясь привить правильные гигиенические навыки, детей слишком пугают микробами и глистами, которые будут жить в ребенке, если недостаточно тщательно мыть руки перед едой. Хотя эти указания в принципе правильные, но у мнительных детей они могут вызывать навязчивые страхи и другие нервные явления.
Есть семьи, где дети живут в страхе, что с родителями что-то случится, потому что часто слышат их опасения за свою жизнь и здоровье. А если родители часто нервничают, плачут или злятся, то через бессознательное подражание им дети превращаются в неврастеников. Пример взрослых может иметь более воспитательное значение, чем указания, разъяснения, поучение, награды и наказания.
Очень важно собственным примером научить детей решать конфликты, не травмируя нервной системы ни себе, ни окружающим. Дети очень легко и охотно учатся спокойствию и умению не злиться и не плакать. Они начинают гордиться проявлением своей выдержки.
Не нужно, особенно при детях, без крайней нужды рассказывать кому о тех или иных своих болезненных ощущения: то сердце колет, то голова кружится и все такое. Дети легко перенимают эту вредную привычку и начинают сами жаловаться на действительные или вымышленные недомогания.
С психологическими методами укрепления и закаливания организма для предупреждения нервозности необходим и комплекс общестроительных гигиенических мероприятий, которые создают благоприятный фон для функционирования нервной системы. К ним относятся правильный режим дня, достаточный сон, регулярное и полноценное питание, пребывание на свежем воздухе, водные процедуры, подвижные игры, занятия физкультурными упражнениями и т.д.
3. Родителям предлагается обсудить следующие ситуации:
I. Юля (4,5 года) каждый вечер не засыпает в течение двух часов после того, как ее укладывают в кровать. Она кричит родителям, что не может уснуть, просит папу или маму прилечь с ней, плачет. Когда родителям уже кажется, что девочка заснула, и они пытаются выйти из комнаты дочери, тихо закрывая дверь, Юля в тот самый миг кричит и просит оставить дверь открытой.
Вопросы к дискуссии:
Можно ли назвать Юлю нервной девочкой?
Какие проявления невроза наблюдаются у нее?
Правильно, по вашему мнению, ведут себя родители по отношению к дочери?
Какие советы вы бы дали родителям Юли?
Правильная трактовка ситуации:
У Юли очевидные проявления страха. Возможно, они связаны с избыточной нервозностью и эмоциональностью ребенка.
Родителям Юли не стоит паниковать и воспринимать состояние девочки, как нечто чрезвычайное и болезненное. Им (особенно при ребенке) нужно сохранять спокойствие и уверенность.
Проблему страха можно попытаться решить постепенно. Для этого маме нужно сначала действительно ложиться рядом с дочерью. Затем - ложиться рядом с кроватью Юли на отдельной кушетке, впоследствии - садиться на стул в комнате, где засыпает ребенок; позже кроватку ребенка поставить у открытой двери в комнату, где находится мать. Наконец, кровать постепенно отодвинуть от двери, и потом уже прикрыть дверь в другую комнату - ребенок должен спокойно заснуть сам.
II. Пятилетний Юра упал с высокой горки. Тяжелых повреждений у мальчика не оказалось. Настроение у него было бодрое, хотя час назад Юра немало пережил: падение, полученные при этом болезненные ссадины, осмотр хирурга, смазывания царапин раствором перекиси и йодом. Мальчик упал в кучу песка и потому отделался легким ушибом и ссадинами. Когда маме сообщили, какое досадное происшествие постигло ее сына, женщина бросилась во двор. Испуганное лицо мамы ребенок воспринял как гнев и закричал: «Мама, прости! Ты запрещала лазить на эту горку. Честное слово, я больше не буду! ». Мать тут же сообразила, что нужно делать, и сказала: «Хорошо, на этот раз я прощаю тебе твои шалости, но если еще раз полезешь и упадешь, никогда тебе прощения не будет».
Вопросы к дискуссии:
Одобряете ли вы поведение матери Юры в этой ситуации?
Какие результаты будут после такого решение психологической проблемы?
Как бы могла повлиять на нервозность мальчика ситуация, если бы мама стала показывать свое волнение и отчаяние, не сумев взять себя в руки?
Правильная трактовка ситуации:
Мать повела совершенно верно. Благодаря этому, ребенок воспринял случившееся, как собственные шалости, которые простили, и был так этим доволен, что не обратил никакого внимания на удары, царапины. Если бы мать стала причитать и плакать над ним, показала, как сильно она напугана, это скорее всего вызвало бы у ребенка нервную реакцию.
4. Памятка для родителей
«Подарите ребенку любовь и заботу! ».
- Будьте всегда последовательным с ребенком, и вы избежите капризов.
- Применяйте в воспитании такие средства, которые соответствуют возрасту ребенка.
- Когда ребенок капризничает, не пытайтесь в это время доказывать ему что-нибудь - это зря. Ссора не имеет смысла, а избиение еще больше его нервирует.
- Если малыш проявляет нервозность, оставайтесь рядом, дайте ему понять, что вы его понимаете.
- Обнимите малыша, убедите в своей любви и постарайтесь отвлечь ребенка от каприза.
- Можно предупредить развитие нервозности у ребенка, если подчеркнуто спокойно отнестись к событиям, которые пугают его.
- Помните, что основной причиной нервного расстройства у ребенка является не само событие, что испугало малыша, а та оценка, которую дали этому событию взрослые.
- Будьте с ребенком настойчивы. Если сказали "нет", оставайтесь и дальше последовательными в своих поступках.
- Запрещайте ребенку только те поступки, которые действительно недопустимы, нетерпимы в обществе и вызвали бы резкое осуждение и возмущение, если их совершил бы взрослый человек.
- Не заставляйте ребенка сдерживаться и все время тормозить свою активность.
- Избегайте ссор и конфликтов в семье при вашем малыше.
- Когда ребенок успокоится после капризов, поговорите с ним ласково. Расскажите, как вас огорчило, что он так вел. Такой разговор предупредит возникновение чувства вины у ребенка, как это часто случается после бурных всплесков гнева.
5. Тестирование «Отцы и дети: проблемы воспитания»
Цель: помочь родителям реально со стороны посмотреть и оценить отношения и воспитание в собственной семье.
Ответы
Могу всегда А
Могу, но не всегда Б
Не могу В
Вопросы:
1. Можете ли вы в любой момент остановить все свои дела и заняться ребенком
2. Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст
3. Признаться ребенку в ошибке, допущенной в отношении него
4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты
5. Владеть собой и сохранять самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя
6. Поставить себя на место ребенка
7. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (прекрасный принц)
8. Рассказать ребенку поучительный случай из своего детства, показывающий вас в выгодном свете
9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка
10. Пообещать ребенку исполнить его желание в обмен на его хорошее поведение
11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, вести себя как хочет, и ни во что не вмешиваться
12. Не отреагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка
13. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть
Подсчет баллов: вариант «А»-3 бала; вариант «Б»-2 бала; вариант «В»-1 балл.
Если вы набрали от 30 до 39 баллов, значит, ребенок большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и познать его. Относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
Сумма от 16 до 30 баллов: забота о ребенке - для вас вопрос первостепенной важности. Вы имеете способности воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы слишком строги, в других случаях - слишком мягкие. Кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.
Количество баллов составляет менее 16: это свидетельствует о том, что у вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо желания и стремления сделать ребенка личностью. Вам следует обратиться к помощи специалистов - педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
6. Игра - разминка «Сердечки доброты»
Цель: выявление микроклимата в каждой семье.
Оборудование: 2 сердечка: красное и розовое, ручки или карандаши для каждого из родителей, аудиозапись со спокойной мелодией.
Задача: на одном сердечке родители пишут как они дома говорят о своих детях (заменяя имена); на другом как о них говорят их дети.
7. Слайд-шоу "Наши малыши»
Цель: познакомить родителей с тем чем занимаются, куда ходят и что делают их дети находясь 5 дней в неделю в дошкольном учреждении.
Оборудование: ноутбук, флешка с фотослайдом.
8. Домашнее задание для родителей
Цель: ознакомить родителей с актуальными проблемами современности. Дать родителям возможность самостоятельно в домашних условиях изменить темы (в порядке важности для себя и своей семьи) для дальнейшей их освещения в родительском уголке, и на следующих родительских собраниях.
Темы:
- Чем вреден для ребенка телевизор и сколько времени у него можно проводить ребенку?
- Чем отличаются авторитарные родители и к каким последствиям может привести авторитарный тип воспитания ребенка?
- Как родители должны относиться к детским ссорам в семье?
- Какие изменения происходят в психике старшего дошкольника?
- Почему важно научить дошкольника правильно держать карандаш при рисовании?
- Что делать родителям, если они обнаружили, что их ребенок тайком берет дома деньги?
- Что значит ужимки ребенка и как устранить в него эту привычку?
- Как защитить ребенка от опасности взаимоотношений с незнакомыми лицами?
- Какие требования родителям целесообразно предъявлять к игре дошкольника с игрушками?
9. Итоговое слово педагога.
Уважаемые родители! Сегодня мы с вами затронули важный и актуальный вопрос - возникновение и предупреждение детской нервозности.
Детская нервозность - временное и вполне преодолимое психологическое явление. Учитывая особую уязвимость нервной системы малышей в дошкольном возрасте, необходимо принимать все меры, чтобы предупредить неврозы детей.
Дать рецепты на все жизненные случаи - сложно. Вы сами можете выбрать то, что подходит вашему ребенку, его индивидуальным особенностям.
Надеемся, что сегодняшнее собрание было для вас полезным и интересным.
_________________________________________________
Правильно гласит народная пословица: "Готовь сани летом". Так что самое время заняться подготовкой к весенне-летнему сезону: походить в фитнес центр, салярий, удалить лишний нежелательный волосенной покров на теле и лучше всего это сделать при помощи такого современного и уникального способа, как лазерная эпиляция Что может быть лучше - безболезненно, быстро и эффективно.