27.06.2014 |

Организации деятельности учебного кабинета

Выдающийся немецкий педагог Адольф Дистервег писал: «Учитель должен быть творцом. А если его труд лишь ремесло, тогда нет в мире тяжел ее ремесла». Сделать труд учителя творчеством призван в том числе и кабинет. Ведь именно здесь преподаватель готовит уроки, которые заинтересуют учащихся или, наоборот, «отобьют» желание изучать предмет дальше. Мне повезло. Я работаю в кабинете с интересной историей. Кабинет начал функционировать с 1972 года.
Успешность работы преподавателя в значительной мере зависит от организации деятельности учебного кабинета: эстетического воспитания, систематизации учебного материала, методической и внеклассной работы, работы с одаренными учащимися.
Оформление кабинета направлено на решение методической проблемы, над которой я работаю, - «Инновационные методы обучения на уроках украинского языка и литературы». Использование этих методов и приемов помогает формировать у учащегося навыки самостоятельного приобретения новых знаний, сбора необходимой информации, развивать познавательные силы и творческий потенциал учащихся, умение делать выводы. Инновационный подход позволяет перейти от объяснительного метода трансляции готового учебного материала к личностно-ориентированным методам, в которых усилено творческий компонент.
Кабинет украинского языка и литературы помогает учащимся, которые способны учиться, причем учиться не просто ради процесса, а в соотношении со своими личными потребностями. Одним из основных направлений работы своего кабинета считаю эстетическое воспитание учащихся, поскольку кабинет украинского языка и литературы в нашем учебном заведении призван побуждать учащихся восхищаться красотой и самобытностью родного языка, возбуждать светлые чувства любви к Родине и гордость за славное прошлое украинского народа через творчество украинских писателей. Иначе говоря, речь идет о выработке гражданской позиции, формировании мировоззрения учащихся. На это и работает оформления кабинета ( стенды для школы, портреты писателей, национальная символика) подбор книг для выставок, высказывания художников, картины, написанные учениками, фоторукописей произведений, вещей из мемориальных музеев.
В оформлении кабинета я использую также пейзажи региона. На каждого классика, творчество которого изучаем с учениками на уроке, заведены альбомы персоналии. А поскольку я работаю с будущими железнодорожниками, то, конечно, при оформлении стендов,выставок, подборе материала к урокам ставлю целью воспитания интереса к избранной профессии. В кабинете функционируют стенды «Будущему железнодорожнику», «Это интересно».
Для того, чтобы урок достиг цели, был развивающим и воспитывал личность, необходимо целенаправленно упорядочивать, систематизировать учебный материал. Это помогает более эффективно организовать подготовку к уроку, рационально организовать обучение, чтобы оно было высокопродуктивным и, наконец, привести преподавание литературы и языка в соответствие с методической проблемой.
Учебный материал по украинскому языку и литературе систематизированный по следующим темам:
«Материалы олимпиад, конкурсов, интеллектуальные игры»; 
«Материалы подготовки к ВНО»;
«Мониторинг учебных достижений учащихся»;
«Материалы для внеклассной работы по предмету»;
«Методическая копилка»;
«Материалы педагогического опыта»;
«Методические разработки по украинскому языку и литературе»;
«Материалы по краеведению»;
«Инструкции по технике безопасности»;
«Творческие наработки учащихся»;
«Тематические подборки к урокам».
Прогрессировать в своем профессиональном развитии, мне как преподавателю помогает целенаправленная методическая работа НМЦ ПТО, лицея, кабинета, основанной на научных принципах.
Для себя я выделила следующие тематические циклы методической работы:
 1) разработка новых учебников, методических писем Министерства образования и науки, Управление образования и науки, НМЦ ПТО;
 2) изучение и внедрение в практику своей работы передового педагогического опыта, описанного в педагогической периодике и обобщенного в ПТУ области, Украины, путем участия в региональных, областных, Всеукраинских мероприятиях, занятиях на курсах повышения квалификации педработников, передплаты периодических изданий и т.п.. Так, изучая опыт Сухомлинского как методиста языка и литературы, я посетила «школу радости» в Павлыше, музей выдающегося педагога, познакомилась с приемами работы Сухомлинского на уроках. Впечатления от увиденного и услышанного привели к пониманию, что урок - свободный обмен мнениями равноправных участников процесса. А это и есть одно из условий личностно-ориентированного обучения. Знакомство с опытом коллег области позволило на практике увидеть преимущества инновационных технологий на уроках украинского языка и литературы. Все это помогло мне определиться с методической проблемой, над которой я работаю.
3) постоянное усовершенствование кабинета, изготовление раздаточного материалу, наглядности, пособий. Профессиональная направленность уроков требует подготовки раздаточного материала, наглядности, пособий с учетом будущей профессии учащихся В кабинете подобраны специальные тексты для диктантов, переводов аудирование; задания для индивидуальной, дифференцированной работы т.п. Красочно и эстетически гармонично оформить кабинет мне помогает интернет-магазин Стенд-Дизайн stendzp.com, в котором можно заказать не дорогие и очень оригинальные стенды для школы различной тематики.
4) участие в работе методобъединения преподавателей-филологов лицея т.п.. Кабинет украинского языка и литературы нашего лицея является базой проведения методобъединения филологов. Здесь собраны папки с обобщенными опытом лучших преподавателей, фоно- и видеотека, материалы для внеклассной работы, методические пособия, периодические издания, технические средства обучения (мультимедийный проектор, музыкальный центр) и т.д