09.05.09 |

О подарках: мы лишаем детей детства?


Психологи с тревогой замечают: дети перестают радоваться просто подаркам, зато всё чаще диктуют взрослым, что именно они хотят получить на праздник. Причём любимым чадам зачастую важна в первую очередь стоимость презента, а не просто знаки родительского внимания. В результате столь потребительского отношения дети теряют ощущение праздника и просто используют Новый год или свой день рождения как очередной повод, чтобы заполучить интересующую их вещь. Стали ли наши дети счастливее оттого, что мы превращаем их комнаты в филиалы магазинов игрушек? Зачем мы задариваем своих детей? А может, мы сами, того не осознавая, лишаем их таким образом детства?

Баловать своих детей подарками сверх всякой меры на Западе начали в 60-е годы прошлого века. Потом этому нашли убедительное объяснение — во всем виновато общество потребления, которое объявило обладание вещью синонимом всего хорошего и правильного в жизни. Извечная дилемма «Быть или не быть» неожиданно мутировала и стала восприниматься иначе — «Иметь, чтобы быть». А счастье, как уверяла реклама и общественное мнение, в изобилии, которое хорошие родители должны обеспечить своим детям.

Для добропорядочных родителей эта смена понятий была ударом «под дых». Первыми забили тревогу психологи, которым неожиданно прибавилось работы. К ним вдруг повалили несчастные папы и мамы, которые стали мучиться чувством вины, если вдруг не могли обеспечить своего ребенка всем, чего бы он ни пожелал. С маниакальным упорством они принялись осуществлять все мимолетные желания своего чада, боясь лишить его чего-то существенного. Им, поколению, росшему во времена военного недоедания, стало казаться, что их ребенок получит эмоциональную травму, если, к примеру, заметит, что его одноклассник получил больше подарков, чем он сам. И мамы с папами старались покупать еще и еще, понимая при этом, что происходит что-то не то.

«На людских комплексах проще зарабатывать, чем на добродетелях. Зарабатывать на комплексах родителей — вообще святое дело, — поясняет «Новым Известиям» маркетолог Валерия Филиппова. — Этот принцип всегда учитывается в формировании экономической политики любой компании. В результате этой политики в Штатах у людей постепенно стали формироваться только те потребности, которые экономика может с прибылью для себя удовлетворять. В результате современное общество, использующее маркетинг, сделало потребление чуть ли не обязанностью, повинностью человека. И сегодня в Америке от того, сколько купят подарков американцы перед Новым годом, напрямую зависят темпы развития экономики».

С 60-х годов прошлого века прошла уйма времени, но тенденция задаривания собственных детей подарками только усилилась. А несколько лет назад волна подарочного бума докатилась и до России.

«Маркетинг многих компаний, которые занимаются продвижением на российском рынке детских игрушек, тоже строится на слабостях взрослых, — рассказывает маркетолог Филлипова. — Только взрослых уже с российским менталитетом, на который оказали влияние и советский дефицит, и слово «нельзя». Поэтому мы и приобретаем железную дорогу, которой не было в детстве, компьютерную игру, в которую так давно хотелось самим сыграть. Россияне с азартом приняли эти правила игры и стали решать за счет своих детей свои давние детские проблемы».

«Если ребёнок привык к бесконечным подаркам, то у него путаются понятия «любовь», «деньги», «подарок», — говорит детский психолог Алена Булатова. — Дети начинают думать, что если родители не дарят им дорогие вещи, то, значит, они их не любят. Они искренне обижаются, когда им преподносят просто какой-либо сувенир либо недостаточно дорогую вещь. Они уже не понимают, что подарок сам по себе — это ценность. «Задаренные» дети постоянно нуждаются в дорогих доказательствах родительской любви. Иначе им кажется, что родители перестали о них заботиться. Здесь и возникают конфликты. При таком подходе само понятие праздника сводится к нулю. А ребенок перестает мечтать и фантазировать и умеет лишь требовать. Это очень грустно, ведь только в детстве ребенок может научиться не только получать, но и отдавать».

Источник: http://subscribe.ru/digest/children/development/n103565333.html

Как научить ребенка постоять за себя


Дети время от времени дерутся. И это нормально, особенно если потом они мирно играют и никто не чувствует себя обиженным. Но что делать, если ребенка задевают, а он лишь плачет в ответ и защитить себя не умеет?

1. Если стычка происходит у вас на глазах, очень важно соблюдать границу. Не вмешиваться до последнего, позволяя ребенку уладить конфликт. Но дать малышу уверенность надежного тыла. Поэтому даже если ребенок играет самостоятельно, наблюдайте за ним, чтобы всегда понимать, что происходит.

2. Если ребенок уверен в себе, его будут меньше задирать, он проще даст отпор и легче переживет обиды. Уверенность воспитывается дома – уважением, принятием, доверием.

3. Научите ребенка говорить “мне неприятно”. Говорить твердо, четко, громко и столько раз, сколько потребуется.

4. Внушайте ребенку: “Людей бить нельзя” и он сможет дать психологический отпор обидчикам, поскольку будет защищать не только себя, но и важные принципы своего мира. Только не забудьте о личном примере. Какие бы правильные и умные слова вы не говорили, первый же шлепок сделает их глупыми и лицемерными.

5. Посоветуйте папе не учить ребенка драться, а освоить с ним вместе технику освобождения от захвата.

6. Поощряйте детскую возню (когда оба соперника воспринимают ее с удовольствием). Опыт таких дружеских драк поможет ребенку спокойно переносить некоторую жесткость мальчишеского общения и не обижаться по пустякам.

7. Поговорите с
ребенком о трусости и храбрости, когда нужно вступать в драку, а когда нет. Обсудите принцип восточных боевых искусств: “лучшая битва та, которая не состоялась”.

8. Если ребенку досаждают словесные обиды – придумывайте вместе оригинальные ответы. Совсем не обязательно, чтобы малыш потом сообщал их сопернику. То, что вы вместе посмеетесь над его обидчиком, в большинстве случаев будет достаточным утешением.

9. Ищите ребенку друзей. Тот, у кого есть друг, меньше зависит от толпы и реже подвергается нападкам.

10. Поскольку мы говорим о дошкольниках, в силах родителей избавить их от агрессивных знакомых и недружественного окружения. И нужно это делать, обязательно нужно. Чем дольше проживет ребенок среди добрых, любящих и отзывчивых людей, тем более выносливым и стойким он вырастет.
Источник:http://subscribe.ru/digest/children/councils/n100356559.html