21.09.12 |

Конспект занятия. Непосредственно образовательная деятельность «ГОСТИ» (старшая группа)


Цели:
Коррекционно-образовательные:
- учить детей составлению небольших по объёму сказок по заранее выбранному плану, работая над сочетаемостью слов, осознанному построению предложений;
-  повторение по лексической теме «Овощи и фрукты»;
-  увеличение активного словаря за счёт введения в речь синонимов и антонимов;
- практическое употребление сложносочинённых предложений с союзом «а», пространственных предлогов на, в, под.
Коррекционно – развивающие:
- развитие общей, лицевой моторики;
- развитие дыхательно- голосового аппарата;
- выработка чёткой дикции.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание  позитивного отношения к миру, чувство заботы о близких людях.

Оборудование: запись спокойной мелодии; мягкие игрушки зайца, волка, лисы, медведя; муляжи овощей, фруктов; предметные картинки: заяц, волк, медведь, лиса, поляна, лес, пригорок на котором растёт дерево, ягоды, яблоки, грибы, ведро, корзина.

Ход занятия.

1.     Организационный момент.
Назвать диких животных.

2.  Дети сидят на ковре на коленях, звучит спокойная музыка. Упражнение на общее расслабление.
« Отдыхаем».
     Руки на коленях,                                         Движения выполняются в
Руки, ноги сжаты,                                       соответствии с текстом.
Крепко, с напряжением,
Пальчики прижаты.
Пальцы разжимаем,
Отдыхаем, отдыхаем

3.     Упражнение на развитие общей моторики.
 «Зайка»
« Из сугроба на опушке                                  Кисти рук прижаты к голове,
Чьи- то выглянули ушки.                                « зайки шевелят ушками».
И помчался скок да скок,                                Прыжки на двух ногах.
Белый маленький зверёк.
Вот запрыгал он проворно                            Прыжки на двух ногах, вокруг себя,
По тропинке, по белёсой.                                руки согнуты в локтях и прижаты
                                                                            к груди – « лапки зайкины».        
У берёзки ветер кружит,                                  Пальцы вместе, руки подняты
Шевелит он зайке уши.                                    вверх, наклоны туловища
                                                                            вправо – влево.
Ветер, ветер поиграй- ка,                                 Руки согнуты в локтях,
Не догнать лихого зайку».                                бег на месте.

4. Упражнение на развитие голоса и дыхания.
« Шарик»
Зайцы в магазин ходили,
Шарик там себе купили:
Будут шарик надувать,
Будут шариком играть.

Раздувайся, наш шар.
Раздувайся большой.
Раздувайся такой
И не лопайся!

5.Сесть за столы.
Упражнение на развитие мимических мышц.
« Зайка»
Собрался зайка в огород. Оглянулся, нет врагов.                          Испуг.
Пришёл. Видит – а на огороде вся морковка                                 Удивление.
выкопана.
Что делать?                                                                                       Огорчение.
Смотрит, а морковка в конце грядки лежит.                                 Радость.
Кто – то зайке помог урожай собрать.

6.Работа над лексико-грамматическим строем речи:
·        сюрпризный момент: приход Зайки (мягкая  игрушка);
·        дид. игра « Где растёт?»
Зайка принёс в подарок ребятам овощи, фрукты, ягоды (муляжи). Детям предлагается составить сложносочинённое предложение с союзом «а» (Морковь – это овощ, а яблоко – это фрукт. Морковь растёт в земле, а яблоко на дереве и т. д.);
·        словесное упражнение « Гости».
Вместе с Зайчиком в гости к ребяткам захотели придти и другие животные, но так как приглашали только Зайчика, они стесняются войти, и спрашивают у детей разрешение их посетить. Вносятся мягкие игрушки Волка, Лисы, Медведя.
Подбор синонимов.
Заяц – боязливый, пугливый, робкий, трусливый, нерешительный;
           резвый, быстрый, шустрый, прыткий.
Волк – злой, сердитый, грубый.
Медведь – большой, громадный;
                   сильный, могучий;
                   грозный, сердитый.
Лиса -   хитрая, притворная, неискренняя, плутовка;
             любопытная, интересующаяся.
Детям предлагается составить предложения с союзом «а», используя антонимы.
( Медведь сильный, а заяц слабый и т. д.)

7.Практическое употребление предлогов. Подвижная дидактическая  игра
« Прятки».
Педагог предлагает детям закрыть глазки, затем прячет игрушку в групповой комнате. Дети, найдя игрушку, объясняют, где она находилась, например: на полке, в шкафу, под стулом и т.д.

8.Составление сказочной истории с опорой на алгоритм. Алгоритм составляется из предметных картинок (герои: заяц, волк, медведь, лиса; место действия: поляна, лес, пригорок на котором растёт дерево; что нашли: ягоды, яблоки, грибы; куда положили: ведро, корзина)
Логопед:
-  Порадовали нас звери интересной игрой. Давайте и мы их порадуем тем, что сочиним про них сказки. Можно выбрать любого героя (выставляются картинки).
 Я буду рассказывать про Зайчика.
Жил – был Зайчик- папа. Однажды он шёл домой с работы. Дальше я выберу, где он шёл (выставляются картинки). Шёл он по лесу, путь неблизкий до дома. Устал, присел на пенёк и увидел под деревом на пригорке грибы. « Дай – ка я семью порадую»,- подумал Зайка. Набрал он полную корзину грибов (выставляются картинки). Пришёл домой, не успел зайти на порог, как выбежали из дома Зайчатки:
-         Папа, папа! – закричали они.
-         Здравствуйте, дети, - сказал папа и обнял их, - я принёс вам гостинцы.
Вышла из дома мама Зайчиха:
-         Очень кстати грибы. Сейчас я их поджарю, и у нас будет вкусный ужин. Дети помогите  мне.
Потом вся семья села за стол.
Вот и сказки конец, а кто слушал молодец.
Это была моя сказка, вы составите самостоятельно (сами), о ком хотите и как хотите. Кто первый попробует свои силы? Выбирай картинки: кто, где шёл, что нашёл, во что положил. Мы тебя слушаем.
В зависимости от времени до конца занятия, сказку могут составить  от двух до четырёх детей.
-         О чём наши сказки? ( Не о ком.) Мог ли папа поступить по - другому?
9.Анализ рассказов.
Если бы папа ничего не принёс, ему бы обрадовались? Почему? Вы радуетесь приходу родителей? Какая из сказок вам понравилась больше всего? Почему?
При анализе обратить особое внимание дружеским отношением в семье, заботе
( папа принёс угощение, мама приготовила, дети помогали) о своих близких.
10.Рефлексия.
Игрушки благодарят за сказки. Вспоминают с детьми, чем занимались на занятии. Прощаются, приглашают ребят к себе в гости.

Сказки, составленные детьми.
Ваня К.
     « Жил – был Медведь. Ходил он на работу далеко- далеко от дома. Поработал, пошёл домой через лес и увидел грибы. Он их собрал в корзинку. Пришёл Медведь домой:
-         Папочка, папочка пришёл!
-         Здравствуйте, дети, я принёс вам гостинец. Жена, дорогая, свари нам на ужин грибной суп.
-         Хорошо, дорогой.
Мама  приготовила ужин, все сели за стол и поели. Потом дети сказали маме и папе: « Спасибо!»
Ксюша К.
    « Папа Лис шёл по полянке. Устал, остановился и увидел малину. Побежал он к кустам малины. У него с собой было ведёрко. Набрал он полное ведёрко малины и пошёл домой.
     Мама Лиса выключила микроволновку и вместе с малышами вышла встречать папу. « Папа, папа, пришёл!»- закричали лисята. « Здравствуй, папа, посмотри, какие у нас хорошие малыши», - сказала мама. Потом они увидели ведёрко с малиной. « Какой ты молодец, - сказала мама Лиса, - что набрал малины». Она сделала малышам сладкий морсик. Все ели малину и пили морсик. Потом лисята сказали маме и папе: « Спасибо!»
Автор: Лутова Елена.