24.09.16 |

Конспект урока-тренинга по основам здоровья (4 класс)



Тема: Формирование негативного отношения к курению и алкоголю.
Практическая работа. Моделирование ситуаций отказа от предложений, которые могут иметь негативные последствия.
Цель:
Формировать ключевые компетентности: умение учиться (организовывать свое рабочее место, ориентироваться во времени и беречь его, планировать свои действия, доводить работу до конца); здоровьесохраняющую компетентность (воспитывать желание у детей вести здоровый образ жизни; развивать умение отстаивать собственные убеждения, оценивать свои поступки и принимать решения относительно ситуации, воспитывать у учащихся способность противодействовать опасным предложениям); социальную компетентность (учить детей продуктивно сотрудничать с различными партнерами в группе, проявлять инициативу, познавательную активность).
Формировать предметные компетентности: углублять знания учащихся о влиянии на здоровье человека алкоголя и табакокурения; учить детей способам отказа от опасной предложения.
Оборудование: записи веселых мелодий, информационные карточки, наглядный материал.
Ход урока-тренинга
I. Вступление
1. Приветствие. Эмоциональный настрой на тренинг (в кругу)
Учитель.
Улыбнитесь друг другу и пожелайте здоровья!
Игра «Это здорово!»
– Вспомните, какие у вас полезные привычки, которые помогают вам сохранять и укреплять свое здоровье.
Все стоят в кругу. Посредине ученик называет полезную привычку. Все одобряют (показывают большой палец и говорят: «Это здорово!»)
2. Объявление темы урока-тренинга
Учитель. Попробуйте самостоятельно определили тему нашего урока-тренинга. Для этого внимательно послушайте три мудрых народных изречения:
1. Деньги потерял – немного потерял, время потерял – много потерял, а здоровье потерял – все потерял.
2. Кто водку любит, тот сам себя губит.
3. Курение опасно для людей с лошадиным здоровьем.
(Предположения учащихся)
Учитель. Ваши предположения абсолютно верны. Сегодня мы рассмотрим с вами, какое губительное действие на здоровье человека имеют табакокурения и употребления алкоголя. Мы выясним, как предотвратить употребление табака и алкоголя, и смоделируем ситуации отказа от опасной предложения.
3. Выяснение ожиданий школьников
Тем, кто считает, что наш урок-тренинг будет полезным, предлагаю попрыгать на месте на правой ножке.
Тем, кто считает, что на тренинге будет интересно и весело, предлагаю попрыгать на месте на левой ножке.
Тем, кто считает, что знания, приобретенные на тренинге, помогут в жизни, попрыгайте на месте на двух ножках.
– Кто не поскакал ни разу? Почему? Каковы ваши ожидания от нашего тренинга?
Дети располагаются на стульчиках в кругу.
4. Принятие и обсуждение правил работы
Наши правила: быть доброжелательными; быть дисциплинированными; быть честными; быть активными; не перебивать друг друга; уважать мнение другого; не осуждать.
II. Основная часть
«Круг идей»
– Попробуйте объяснить этот рисунок. Что означает такое изображение? (Борьбу человека с «зеленым змием» (алкогольной зависимостью).
«Мозговой штурм»
– Как вы думаете, почему алкоголь называют «зеленым змием»?
(Принимаются все версии. Без комментариев записываются на доске. Затем обсуждаются. Возможные версии: алкоголь опасен для человека, как змея; алкоголь имеет, как и змея, смертельный яд; как и со змеей, с алкоголем трудно бороться тому подобное)
Учитель озвучивает свою версию:
Происхождение алкоголя связывают с растением хмель. В древности из хмеля варили опьяняющий напиток. Сегодня варят пиво с добавлением хмеля. Если взглянуть на хмель в период его цветения, то растение с высоким, гибким стеблем, который вьется, и с шишечками напоминает чешуйчатое тело зеленой змеи.
Интерактивное упражнение «Обучая – учусь»
Ход. Ученикам раздаются карточки с краткой информацией о вредном воздействии алкоголя на здоровье человека. В течение нескольких минут ученики читают информацию на карточке. Потом они начинают ходить по классу и делиться своей информацией. Ученик одновременно говорит только с одним лицом. Необходимо поделиться с максимальным количеством других школьников и самому получить как можно больше информации.
Информационные карточки
Карточка №1
Вредное воздействие алкоголя прежде всего сказывается на деятельности нервной системы, нарушается работа сосудов головного мозга, передача нервных импульсов. Употребление алкоголя в детском и подростковом возрасте влияет на задержку умственного развития.
Карточка №2
Алкоголь поражает клетки печени. При систематическом употреблении спиртных напитков происходит омертвение печеночной ткани, развивается цирроз печени – очень тяжелое заболевание. Особенно опасным является употребление алкоголя в детском и подростковом возрасте, когда печень еще формируется.
Карточка №3
Алкогольные напитки, можно сказать, «разъедают» слизистую оболочку пищевода, желудка и, в конце концов, приводят к гастриту. Одновременно нарушается функция поджелудочной железы. Также злоупотребление алкоголем приводит к язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.
Карточка №4
Давно замечено, что люди, которые имеют пагубную привычку к спиртному, чаще других болеют различными простудными болезни органов дыхания, потому, что алкоголь ослабляет сопротивляемость организма.
Карточка №5
Употребление алкогольных напитков может стать системным. Это способствует развитию тяжелого и опасного заболевания – хронического алкоголизма. Эта болезнь разрушает личность, опускает человека на «дно» и приводит к гибели.
Карточка №6
Около 5 процентов подростков, которые начали употреблять алкоголь в раннем возрасте, заканчивают жизнь в психических больницах, наркологическом диспансере, или «на улице». Вырваться из этого омута очень трудно. Значительно легче в него не попасть.
Карточка №7
По смертности алкоголизм с его последствиями занимает третье место после заболеваний сердца и сосудов и злокачественных опухолей. Половина транспортных аварий со смертельным исходом, убийств и самоубийств связаны с пьянством и алкоголизмом.
Карточка №8
Алкоголь несет в себе смертельную опасность. Молодые люди погибают от внезапной смерти (травма, остановка сердца, острое отравление алкоголем), а в старшем возрасте умирают от цирроза печени, заболеваний сердца и сосудов, алкогольных психозов, воспаления легких, рака гортани и глотки и тому подобное.
Карточка №9
Крайне опасные являются острые отравления алкоголем. Употребление большой дозы алкоголя вызывает глубокий алкогольный сон, во время которого наблюдается сердечная слабость, может даже возникнуть паралич сердечной мышцы и дыхания. Случаи внезапной смерти среди алкоголиков во сне очень распространенное явление.
Карточка №10
У человека, который систематически употребляет алкоголь, теряется не только здоровье, но и человеческое достоинство. Пристрастие к алкоголю – причина различных преступлений.
Вместе с пьянством в семью приходят материальные лишения, на почве этого начинаются ссоры, обвинения, драки. Много семей вследствие этого распадаются.
Обсуждение полученной информации
– Может ли человек, который систематически употребляет алкоголь, быть здоровой и счастливой?
Вывод
Основная опасность употребления и злоупотребления спиртными напитками, особенно в подростковом и юношеском возрасте, заключается в возникновении алкогольной зависимости, которая постепенно переходит в тяжелое заболевание – алкоголизм – и проявляется в необратимом поражении всех органов и систем. Алкоголики становятся равнодушными к работе, семьи, детей и других проявлений человеческой жизни.
Итак, человек, который не способен сказать «нет» злоупотреблению алкогольными напитками, становится на путь, что может привести ее к деградации физической, моральной, духовной, социальной и, в конце концов, к гибели.
Коллективная работа
Упражнение «Составь пословицу»
Хлеб на ноги ставит,      ум выходит.
Кто пьет до дна,      а водка с ног валит.
Водка входит,       пьяница – не человек.
Коза – не скотина,      там и слезы.
Где водка,       не видит добра.
Ключ:
Хлеб на ноги ставит, а водка с ног валит.
Кто пьет до дна, не видит добра.
Водка входит, ум выходит.
Коза – не скотина, пьяница – не человек.
Где водка, там и слезы.
Солнечная зарядка
Я на улицу пойду.
(ходьба на месте)
Солнышко уже светит!
(показывают движения лучиков)
Как бабочка, полечу над зеленым светом.
(летят)
Травы шелковистые, в росе-ожерелье,
(присели)
Кустики ветвистые:
Там в гнездышке – счастье!
(немного поднялись)
Деревья высоко – у солнца под боком!
(руки вверх)
На них посматриваю, для добра расту.
(кладем ладошки на сердце).
Работа с учебником (в парах)
Прочитайте в учебнике о вредной привычке табакокурения. Найдите доказательства того, что курение – враг человека №1.
Учащиеся демонстрируют выполнение задания, приводят факты, почему курение – враг человека №1.
Игра «Верю! – Не верю!»
1. Верите ли вы, что курение – это полезная привычка? (Нет. Это вредная привычка).
2. Верите ли вы, что табачный дым содержит более 1200 вредных веществ, самое вредное из которых является никотин? (Да).
3. Верите ли вы, что курильщики чаще болеют раком легких? (Да).
4. Верите ли вы, что воздух, который вы вдыхаете, находясь вблизи курильщиков, содержит столько вредных веществ, как бы вы сами выкурили 2 сигареты в день? (Да).
5. Верите ли вы, что капля никотина вызывает гибель всех рыбок в аквариуме? (Да).
Учитель. Несмотря на страшные последствия, табак и алкоголь, к сожалению, становятся для многих людей, в том числе и детей, друзьями.
«Круг мыслей». Выскажите предположение, при каких обстоятельствах дети начинают курить или употреблять алкогольные напитки. (Возможные предположения: берут пример с родителей, поощряются старшими, пристают на чье-то предложение и тому подобное).
– Просто, по вашему мнению, сказать решительное «нет», когда вам предлагают сделать «всего одну затяжку сигареты» или «выпить глоточек пива»?
Практическая работа. Моделирование ситуации отказа от опасной предложения.
Интерактивная игра «Попробуй отказаться»
Цель: показать детям, как непросто от чего-то отказаться; убедить их, что нужно развивать в себе волевые качества, которые позволят отказаться от опасного предложения.
_________________________________
Что не говори, но без знания иностранного языка в современном мире трудно обойтись. Если вам нужно найти высокооплачиванную работу или просто вы хотите свободно общаться во время отпуска за границей с иностранными друзьями, то курсы английского для взрослых в школе «English-time» непременно помогут вам. Высокопрофессиональные преподаватели школы научат вас правильно строить предложения, читать и писать, помогут усовершенствовать уже имеющиеся знания, дадут необходимые начальные навыки.