26.04.13 |

Рефлективный отчет по парной беседе в целях развития критического мышления

Из опыта работы учителя химии и биологии Маржанбулакской средней школы пос. Маржанбулак Актюбинской области Алгинского района Р. Казахстан Хамзиной Гульжан Минуллаевны

Парная беседа  мной на уроке использовалась в данном виде:
Предложила  ученикам выбрать себе ученицу и создать пару для совместной работы. Образовались три пары. Фамиль и Лена; Костя и Сауле; Зарина и Гена.
Предложила им вопрос  и предоставила несколько минут для обсуждения данного вопроса в паре.
Ученики записали свои ответы в тетрадях и обменявшись ими  с другими группами обсудили между собой что именно они могли бы ещё добавить в список соседней группы.
Даная работа была интересной во  первых потому, что  ученики сами выбрали себе пару; во вторых вопрос вызвал у них бурное совещание в паре и  к сожалению, не во всех; в третьих обменявшись тетрадями  учащиеся, дополняя друг друга, при этом оценивали  и доказывали свои мнения, что  побудило в них командное соревнование и ещё больше  позволило раскрыться ученикам.  
Применение данной стратегии  было эффективно в данном классе  по той причине, что ученики чувствовали себя свободно,  свободно выражали свои мысли отстаивали свое мнение данная ситуация помогла мне узнать на сколько они   понимают данный вопрос и как они могут его обсудить используя все свои способности. Обсуждение было интересным, так как  ученики разбирали вопрос о  ресурсах необходимых ученикам  на уроке.
Ученикам было работать комфортно. Сильные (это по сравнению в одном классе) и средние ученики,  размышляя над данным вопросом, подталкивали слабых учеников так, что слабые учащиеся не заметили сами как стали отвечать  и предлагать новые идеи.
Дима Б. читает плохо, но ученик свободно высказывает свои мнения, обдумав обсуждения окружающих.
Фамиль читает плохо, но работа в паре с Леной. А. и её направление на вопрос, и выслушивание мнения Фамиля повысило самооценку и самоуверенность ученика, что даже ученик стал защищать идеи  своей группы.
Почувствовали   ли мои ученики ценность своего мнения?
Я отвечу да. Они поняли важность их мнения не только для себя, но и для окружающих. Но где- то в глубине  они ещё сомневаются  о правильности своего мнения,  своих высказываниях  и смотрят на учителя на рядом стоящего одноклассника  в ожидание понимания, поддержки и помощи.
Слабые ученики стали прислушиваться к мнению более сильных учеников и сами при этом отвечать и поддерживать  мнение своей пары.
К сожалению, в третьей  паре   Костя. С. просто смотрел и слушал ответы учеников, в группе работала  одна Сауле. Здесь я думаю, причина в том, что Костя выбрал Сауле, надеясь, что с её помощью  он сможет «просидеть» на уроке, Сауле же в свою очередь не помогала ему, так как она вначале не была довольна выбором пары и решила работать одна.  
Данная стратегия помогла в первых определить взаимоотношения в паре, во вторых понять их метод работы в паре, в третьих как они могут работать в паре и как могут показать себя в работе, высказывая свои идеи.
В последующем   диалог помог мне и моим ученикам свободно выражать свои мысли.
Так как это был подготовительное занятие перед серией уроков,  тихие голоса работали пока в полголоса или просто сидели, слушая остальных участников. Хотелось услышать их мнения их недовольство их умение, рассуждать именно в нужном русле.
        Конечно, ответы учащихся на заданный вопрос были полностью не сформированы,  в основном отвечали неуверенно, но к концу урока стоял в кабинете приятный шум, велась беседа между парами и общее обсуждение их идей и мыслей на поставленный вопрос. Конечно, работая в паре два ученика,  не знали с чего начинать и обращались за помощью к учителю рассуждение пошло лишь тогда, когда они стали высказывать свои идеи  в группе здесь  учениками были использованы аргументы, которые они не записывали, а вспомнили в ходе рассуждения в группе.
Сравнивая работу учеников  в стандартной обстановке и в работе в паре можно ощутить  разницу. Если в обычной работе каждый ученик работал сам за себя,  то в паре работают сообща,  помогая друг  другу, оказывали  поддержку.  Сильные ученики,  помогая слабым  тем самым,  повышают  самооценку себе и уверенность в себе в слабых учениках. Уровни ответов учащихся, конечно, отличаются, ведь каждый ученик познает мир по - своему и уровни развития у них разные.
Дима. Б.  часто использует ответы других учащихся для формирования своего мнения. Критическое мышление  нужно развивать у данных учеников. Ответы Димы были  интересны, данный ученик  предоставлял самые невероятные и неожиданные ответы, и даже  вызывал смех у класса, ведь юмор  то также  одна позитивная минутка  на уроке,  а где – то удивление его фантазии и находчивости и к каждому своему ответу он находил невероятные обоснования.   Дима слушая остальных учеников использовал их недоработки в ответах  и мог продолжить фантазируя и развивая тем самым свою мысль и чем был очень доволен собой. Несогласия в ответах с  учениками  показывали и выражали  сильные ученики как Л, у которой был более реалистичный взгляд на раскрытие вопроса по её мнению и не как не хотела принимать мнения других групп.
К концу серии последовательных уроков мои учащиеся работали сообща. Работая в паре и в отдельных группах,  в учащихся просыпался командный дух, работая в одной большой группе, ученики показали командную слаженную работу. Учащимся пришлось по душе такие приемы как: «Микрофон», «Ромашка Блума», «Логическая цепочка», «Жокей и лошадь», стратегия «РАФТ». Прекрасно вписался прием «Шесть шляп» здесь каждый ученик высказывал свое мнение ,закрепляя материал урока и здесь понимаешь на сколько ученик усвоил, понял, познал, научился…
Прием «Кубик» так напоминал моим ученикам игру, что они не чувствовали усталости. Прием  «Согласен  - не согласен» учащиеся использовали,  работая в паре и группе, составляя  с помощью прочитанного текста и толстых и тонких вопросов вопросы загадки, что также вызывало бурю  положительных эмоции и активную сплоченную работу в классе.
Данная технология  научила моих учеников:
1.      Работать самостоятельно.
2.      Задавать вопросы.
3.      Выслушивать чужое мнение.
4.      Иметь своё мнение и защищать его.
5.      Критически относится к мнению оппонентов.
6.      Осуществлять рефлексию своей деятельности
7.      Анализировать и классифицировать
Критическое мышление – есть  мышление социальное,  так работа в коллективе дает основу для развития критического мышления и не только… при этом вызывая лишь бурю положительных эмоции и отличных результатов в обучении.

Ребенок часто болеет

Многим родителям знакома ситуация, когда почти полгода они не видят своего ребенка здоровым, потому что одна простуда сменяется другой. Когда врач спрашивает: «На что жалуетесь?», Они отвечают: «Ребенок часто болеет».
В современной медицине теми, кто часто болеют считаются дети:
до 1 года, если случаи острых респираторных заболеваний - 4 и более раз в год;
от 1 до 3 лет - 6 и более раз;
от 3 до 5 лет - 5 и более раз;
старше 5 лет - 4 и более раз в год.
Ученые определили около 300 разновидностей вирусов, вызывающих ОРЗ и грипп ежегодно. Построить специфический иммунитет против каждого вида вируса невозможно в принципе. Только развивая неспецефичний иммунитет, можно добиться повышения сопротивления к любому вирусу.
Словосочетание «неспецефичний иммунитет» объяснить очень легко - это система, состоящая из интерферонов и иммунных клеток, которым все равно, с чем бороться: вирусы, бактерии, глисты и т.д.
Внешне ОРВИ могут проявлять себя насморком, кашлем, покраснением горла, общей слабостью, повышение температуры, отказом от еды.
У детей, которые часто болеют может быть один симптом, например, постоянный кашель или покашливание, выделения из носа, при этом температура может быть нормальной.
Нормальная работа иммунной системы зависит от слаженного взаимодействия всех ее составляющих. Этому могут мешать определенные факторы: наследственность, экология, стрессы, неправильное питание, условия жизни и многое другое. Есть дети, которые почти не болеют, а если заболели, то быстро выздоравливают.
Это свидетельствует о том, что их иммунная система способна эффективно удалять вирус из организма.
Иммунитет детей, которые часто болеют, не просто ослаблен, а существенно изменен - иммунная система плохо распознает возбудителей болезней; иммунный ответ на появление вириса недостаточной силы или отсутствует.
Родителям детей, которые часто болеют, необходимо найти педиатра, который обследует ребенка и определит комплекс профилактических мероприятий напрвленых на укрепление иммунитета.
Распорядок дня должен соответствовать возрасту ребенка. Поскольку дети быстро устают, им необходимо полноценный отдых, который обеспечит дневной сон.
Одно из обязательных условий сохранения и поддержания здоровья детей - рациональное питание. В ежедневный рацион должны входить свежие овощи, фрукты, ягоды.
Наиболее результативный путь профилактики простудных заболеваний - закаливание холодом. Начинать его лучше в летний период и продолжать все последующее время.
Основные принципы при проведении закаливающих процедур - постепенность и регулярность.
Не стоит допускать больного ребенка к детскому коллективу, даже если заболевание проходит в легкой форме. Больной ребенок - потенциальный источник болезней для других детей, у которых оно может проходить сложнее.
Но что делать в ситуации, когда вот-вот ребенок заболеет или подхватил какой-то вирус?
В большинстве случаев высокая заболеваемость гриппом и ОРВИ (как и любыми другими вирусными и бактериальными инфекциями) сопровождается ослабленным иммунитетом. С другой стороны любая болезнь наносит удар по иммунной системе и ослабляет ее. Недостаточность иммунитета существенно облегчает развитие любой инфекции, а она в свою очередь со временем ослабляет иммунитет. Выражение «недостаточность иммунитета» следует понимать в широком смысле, а именно как «неверную работу иммунной системы».
Таким образом можно сделать вывод:
современные способы профилактики и лечения гриппа и ОРВИ обязательно должны содержать препараты для коррекции иммунитета, имунномодуляторы;
для реабилитации иммунной системы после затяжной вирусной инфекции необходимо применять средства для восстановления иммунитета.
Перспективными для широкого профилактического использования считаются индукторы интерферонов - средства, вызывают выработку в организме соответствующих интерферонов. Поэтому препарат, сочетающий свойства индуктора интерферона и имномодулятора  будет самым оптимальным для профилактики вирусных инфекций, особенно в условиях иммунодефицита.
Следует понимать, что иммунитет нужно не стимулировать, а укреплять, поэтому любое вмешательство в эту систему, тем более во время ее развития и становления, может неправильно навредить организму ребенка.
Итак, назначить препараты, которые влияют на иммунную систему должен только врач!