26.04.2013 |

Рефлективный отчет по парной беседе в целях развития критического мышления

Из опыта работы учителя химии и биологии Маржанбулакской средней школы пос. Маржанбулак Актюбинской области Алгинского района Р. Казахстан Хамзиной Гульжан Минуллаевны

Парная беседа  мной на уроке использовалась в данном виде:
Предложила  ученикам выбрать себе ученицу и создать пару для совместной работы. Образовались три пары. Фамиль и Лена; Костя и Сауле; Зарина и Гена.
Предложила им вопрос  и предоставила несколько минут для обсуждения данного вопроса в паре.
Ученики записали свои ответы в тетрадях и обменявшись ими  с другими группами обсудили между собой что именно они могли бы ещё добавить в список соседней группы.
Даная работа была интересной во  первых потому, что  ученики сами выбрали себе пару; во вторых вопрос вызвал у них бурное совещание в паре и  к сожалению, не во всех; в третьих обменявшись тетрадями  учащиеся, дополняя друг друга, при этом оценивали  и доказывали свои мнения, что  побудило в них командное соревнование и ещё больше  позволило раскрыться ученикам.  
Применение данной стратегии  было эффективно в данном классе  по той причине, что ученики чувствовали себя свободно,  свободно выражали свои мысли отстаивали свое мнение данная ситуация помогла мне узнать на сколько они   понимают данный вопрос и как они могут его обсудить используя все свои способности. Обсуждение было интересным, так как  ученики разбирали вопрос о  ресурсах необходимых ученикам  на уроке.
Ученикам было работать комфортно. Сильные (это по сравнению в одном классе) и средние ученики,  размышляя над данным вопросом, подталкивали слабых учеников так, что слабые учащиеся не заметили сами как стали отвечать  и предлагать новые идеи.
Дима Б. читает плохо, но ученик свободно высказывает свои мнения, обдумав обсуждения окружающих.
Фамиль читает плохо, но работа в паре с Леной. А. и её направление на вопрос, и выслушивание мнения Фамиля повысило самооценку и самоуверенность ученика, что даже ученик стал защищать идеи  своей группы.
Почувствовали   ли мои ученики ценность своего мнения?
Я отвечу да. Они поняли важность их мнения не только для себя, но и для окружающих. Но где- то в глубине  они ещё сомневаются  о правильности своего мнения,  своих высказываниях  и смотрят на учителя на рядом стоящего одноклассника  в ожидание понимания, поддержки и помощи.
Слабые ученики стали прислушиваться к мнению более сильных учеников и сами при этом отвечать и поддерживать  мнение своей пары.
К сожалению, в третьей  паре   Костя. С. просто смотрел и слушал ответы учеников, в группе работала  одна Сауле. Здесь я думаю, причина в том, что Костя выбрал Сауле, надеясь, что с её помощью  он сможет «просидеть» на уроке, Сауле же в свою очередь не помогала ему, так как она вначале не была довольна выбором пары и решила работать одна.  
Данная стратегия помогла в первых определить взаимоотношения в паре, во вторых понять их метод работы в паре, в третьих как они могут работать в паре и как могут показать себя в работе, высказывая свои идеи.
В последующем   диалог помог мне и моим ученикам свободно выражать свои мысли.
Так как это был подготовительное занятие перед серией уроков,  тихие голоса работали пока в полголоса или просто сидели, слушая остальных участников. Хотелось услышать их мнения их недовольство их умение, рассуждать именно в нужном русле.
        Конечно, ответы учащихся на заданный вопрос были полностью не сформированы,  в основном отвечали неуверенно, но к концу урока стоял в кабинете приятный шум, велась беседа между парами и общее обсуждение их идей и мыслей на поставленный вопрос. Конечно, работая в паре два ученика,  не знали с чего начинать и обращались за помощью к учителю рассуждение пошло лишь тогда, когда они стали высказывать свои идеи  в группе здесь  учениками были использованы аргументы, которые они не записывали, а вспомнили в ходе рассуждения в группе.
Сравнивая работу учеников  в стандартной обстановке и в работе в паре можно ощутить  разницу. Если в обычной работе каждый ученик работал сам за себя,  то в паре работают сообща,  помогая друг  другу, оказывали  поддержку.  Сильные ученики,  помогая слабым  тем самым,  повышают  самооценку себе и уверенность в себе в слабых учениках. Уровни ответов учащихся, конечно, отличаются, ведь каждый ученик познает мир по - своему и уровни развития у них разные.
Дима. Б.  часто использует ответы других учащихся для формирования своего мнения. Критическое мышление  нужно развивать у данных учеников. Ответы Димы были  интересны, данный ученик  предоставлял самые невероятные и неожиданные ответы, и даже  вызывал смех у класса, ведь юмор  то также  одна позитивная минутка  на уроке,  а где – то удивление его фантазии и находчивости и к каждому своему ответу он находил невероятные обоснования.   Дима слушая остальных учеников использовал их недоработки в ответах  и мог продолжить фантазируя и развивая тем самым свою мысль и чем был очень доволен собой. Несогласия в ответах с  учениками  показывали и выражали  сильные ученики как Л, у которой был более реалистичный взгляд на раскрытие вопроса по её мнению и не как не хотела принимать мнения других групп.
К концу серии последовательных уроков мои учащиеся работали сообща. Работая в паре и в отдельных группах,  в учащихся просыпался командный дух, работая в одной большой группе, ученики показали командную слаженную работу. Учащимся пришлось по душе такие приемы как: «Микрофон», «Ромашка Блума», «Логическая цепочка», «Жокей и лошадь», стратегия «РАФТ». Прекрасно вписался прием «Шесть шляп» здесь каждый ученик высказывал свое мнение ,закрепляя материал урока и здесь понимаешь на сколько ученик усвоил, понял, познал, научился…
Прием «Кубик» так напоминал моим ученикам игру, что они не чувствовали усталости. Прием  «Согласен  - не согласен» учащиеся использовали,  работая в паре и группе, составляя  с помощью прочитанного текста и толстых и тонких вопросов вопросы загадки, что также вызывало бурю  положительных эмоции и активную сплоченную работу в классе.
Данная технология  научила моих учеников:
1.      Работать самостоятельно.
2.      Задавать вопросы.
3.      Выслушивать чужое мнение.
4.      Иметь своё мнение и защищать его.
5.      Критически относится к мнению оппонентов.
6.      Осуществлять рефлексию своей деятельности
7.      Анализировать и классифицировать
Критическое мышление – есть  мышление социальное,  так работа в коллективе дает основу для развития критического мышления и не только… при этом вызывая лишь бурю положительных эмоции и отличных результатов в обучении.

Нет комментариев.

Отправка комментария