29.08.12 |

Опыт работы «Формирование познавательного интереса учащихся средствами ИКТ при изучении русского языка»

ОПЫТ РАБОТЫ «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИКТ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Методика использования средств ИКТ при изучении тем русского языка
Работая в современной школе, необходимо осваивать и применять новые технологии, в том числе и иформационные. Уже несколько лет я веду работу в этом направлении, стараясь внедрять и применять компьютер в образовательный процесс. Этому помогают личные наработки, обмен опытом с педагогами других школ, в том числе и через сеть Интернет, готовые программные продукты. Сейчас, в связи с повсеместной информатизацией школ, сложилась благоприятная обстановка для тех учителей, которые не желают оставаться на достигнутом, а желают перейти на новый, более совершенный и продуктивный уровень педагогической деятельности, а следовательно, и результатов образования.
Свою работу по изучению влияния средств ИКТ на развитие познавательной активности учащихся при изучении тем русского языка я проводила на базе «Пресновской ООШ», и продолжаю работу в «Куломзинской СОШ».
Компьютер используется мной практически на всех этапах урока и во внеурочной деятельности. Но, конечно же, постоянно ИКТ не присутствуют на уроке, иначе они могут наскучить учащимся, и должного эффекта достигнуто не будет.
Существует масса компьютерных программ, использование которых сделает урок русского языка более продуктивным. Так, я использую программное средство «1 – С. Репетитор: русский язык»,
которое содержит в себе теоретические данные, большой набор упражнений с комментариями к ответам, сведения о лингвистах и прочее. Практическая работа составлена в виде соревнования: чем больше правильных ответов, тем больше баллов заработаешь. Если у ребёнка возникают затруднения, он всегда может заглянуть в подсказку, в которой приводится правило на интересующую орфограмму или пунктограмму,
в некоторых случаях он может увидеть ответ с комментариями. В этой программе много тестов, алгоритмов, схем и таблиц, что облегчает, ускоряет работу учителя по проектированию урока, обеспечению его наглядностью.
Весьма интересна работа с средством Power Point. Эта программа позволяет создавать презентации с богатым изобразительным материалом, дополняя его музыкальными фрагментами, мультипликацией и т.п.
Так, при изучении нового материала в 6 классе («Правописание –Н- и –НН- в прилагательных»), алгоритм выбора нужного варианта, изображённый на слайде, лучше запоминается, нежели рассказанный устно или изображённый на доске.
Ребёнок с большей вероятностью вспомнит яркий слайд, нежели «сухие» фразы учителя. Правдивость этого мнения была доказана на практике.
На этапе актуализации знаний я предлагаю ребятам разноуровневые задания, созданные в печатном виде либо демонстрируемые на презентации. Также я поступаю и на этапе контроля. Даже задания к диктанту привлекут большее внимание учащихся, если они будут помещены на слайд.
Кроссворды, сканворды, чайнворды и пр. ребята обожают разгадывать в любом возрасте. Значит, нужно использовать это во благо. Я выставляю эти задания на этапе актуализации знаний, при постановке проблемного вопроса и пр.
Уроки развития речи (приложение 1) становятся более красочными, насыщенными, а самое главное – полезными и продуктивными, если репродукция картины будет показана на большом экране. Я на таких уроках предлагаю вниманию детей несколько картин (одной тематики, но, возможно, разных авторов) для сравнения, сопоставления и наблюдения. Такие презентации иногда сопровождаю музыкальными произведениями, подобранными под настроение картины. Такая подача обостряет чувство прекрасного в детях. Ребята надолго запоминают картины, что позволяет развивать не только речь детей (что ставится главной задачей на подобных уроках), но и расширяется кругозор ребёнка, воспитывается интерес к искусству. На одном занятии мы касаемся живописи, музыки, истории, литературы и, само собой разумеющееся, русского языка. На этих уроках я вправе говорить о метапредметности.
Мною создано несколько внеурочных занятий по русскому языку (приложение 2), которые сопровождаются презентацией. Благодаря демонстрируемым слайдам, я могу показать детям те предметы и явления, которые не в состоянии применить и показать на уроке в другой форме. Так решается принцип наглядности: чётко, доходчиво, визуально и интересное донесение материала до сознания ребёнка.
Работа с использованием программы Power Point приводит к целому ряду положительных эффектов:
• обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
• психологически облегчает процесс усвоения;
• возбуждает живой интерес к предмету познания;
• расширяет общий кругозор учащихся;
• повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Результативность применения ИКТ на уроках подтверждается результатами образовательного процесса, участием детей в конкурсах различного уровня.
Так, в 2009-2010 учебном году, среди учащихся 5-9 классов качество обучения составляло 25%, но с более частым применением ИКТ процент качества возрос до 41 в аналогичной категории обучающихся.
С применением ИКТ в образовательном процессе возникает интерес детей к внеурочной деятельности по русскому языку. В 2009 году во Всероссийском конкурсе языкознания «Русский медвежонок» участвовало 5 детей, из которых 1 занял 1 место по району в своей категории, один – третье, один – пятое. В этом году изъявили желание участвовать в этом конкурсе 22 человека.
Ребята участвовали в различных конкурсах сочинений школьного, муниципального и общероссийского масштаба, занимая призовые места:
2009 г.: «Гимн чести, мужеству и славе» муниципальный этап – 1 место Пилипенко Оксана 9 класс, 3 место – Жантурина Ирина 7 класс;
«Вахта памяти» муниципальный этап - Пилипенко Оксана 9 класс, лауреат;
«Мы – вместе!» областной конкурс- Жантурина Ирина 7 класс, лауреат 1 степени.
2010 г.: «Гимн чести, мужеству и славе» муниципальный этап – 2 место Харченко Виктория, 9 класс.
2011 г.: «Защитники земли русской» телекоммуникационный проект -(сертификат) учащиеся 4-5 классов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Возможность применения средств информационных технологий в образовательном процессе является актуальной проблемой нашего времени.
В своей работе я пытаюсь использовать всё то положительное, что даёт нам современность и, конечно же, применяю проверенные классические формы организации педагогического процесса. Только вместе они дадут должный результат.
Применение компьютерных технологий с целью развития познавательных интересов учащихся я считаю обоснованным, т.к. ИКТ- технологии являются тем средством, которое может обеспечить наглядность, занимательность, дифференцированность обучения, позволяют разнообразить школьные будни, заинтересовать детей, а , следовательно, возбудить в ребёнке познавательный интерес к предмету изучения. Даже такой, казалось бы, сложный предмет, как русский язык, становится увлекательным и познавательным. Дети начинают лучше запоминать правила и применяют их на практике, становятся уверенней в своих ответах, т.к. необычная подача материала на уроках привлекает их внимание, а значит, этот материал останется в памяти ребёнка и легко будет им воспроизведён и применен.
Таким образом, своей работой я подтверждаю гипотезу о том, что использование компьютерных технологий в учебной деятельности школьников приводит к более высокому качеству предметных знаний, развитию познавательного интереса и индивидуальных способностей, расширению кругозора и формированию у учащихся мотивации к учебной деятельности.
Автор: Артемьева Елена Михайловна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Куломзинская средняя общеобразовательная школа» Оконешниковского р-на Омской области
________________________________
Ну что же, скоро начало учебного года. Лето пролетело, пробежало и снова: диплом, учеба, сессии, курсовая заказать которую между прочим, если не хватает свободного времени, можно без проблем на сайте Diplom-city.