26.01.09 |

Литературный час «Баснописец, каких не было».(к 240-летию со Дня рождения А.И.Крылова)


ПЛАН
1. Биография И. А. Крылова.
2. Занимательные факты из жизни баснописца.
3. Чтение басен.
4. Викторина «Знаете ли вы басни И. А. Крылова».
5. Подведение конкурса рисунков к басням Крылова.

Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в Москве. Его отец был капитаном, служил в Яицком городке. В 1774 году он вышел в отставку и поселился в Твери, где занял должность председателя губернского магистрата.
Маленький Иван вместе с матерью жил в Оренбурге. После смерти отца, матери пришлось идти подрабатывать в богатых домах. Она уговорила местное начальство принять девятилетнего сына, получившего домашнее образование, на службу – переписывать деловые бумаги. А в1782 году, переехав с матерью в Петербург, Иван стал работать в канцелярии, в Казённой палате.
В Петербурге он увлёкся театром, в котором ставились пьесы Д. Фонвизина, А. Сумарокова. Под влиянием театра и встреч с актёрами Крылов написал своё первое произведение – оперу в стихах «Кофейница», которая не была напечатана и поставлена на сцене. Начало у Крылова-поэта было неудачное, он не мог пробиться в круг признанных авторов.
В начале 1797 года И. А. Крылов близко подружился с князем С. Ф. Голицыным. Князь предложил Крылову занять место его личного секретаря и домашнего учителя. Владея несколькими языками, он обучал сыновей князя языкам и словесности, игре на музыкальных инструментах.
В 1803 году в Петербурге впервые была поставлена на сцене пьеса Крылова «Пирог», которая имела успех. Воодушевлённый этим, Крылов вернулся к литературной деятельности. Он написал пьесы «Модная лавка», «Лентяй», перевёл несколько басен Лафонтена.
В 1809 году вышел в свет первый сборник басен Крылова, принесший ему известность. В 1811 году появились «Новые басни Ивана Крылова», в 1815 – «Басни Ивана Крылова» в трёх частях, в 1816 – «Новые басни И. А. Крылова», составившие четвёртую и пятую части, в 1819 – в шести частях, а в1830 году уже в восьми.
В 1812 году в Петербурге открылась Публичная библиотека, в которой И. А. Крылов проработал двенадцать лет помощником первого русского библиографа В. Сопикова.
В 1830 году, после выхода в свет восьмитомника басен Крылова, Николай-1 удвоил ему пенсию и произвёл его в статские советники. Одно время он даже получал приглашения на маленькие обеды к императрице, о которых высказывался потом весьма нелестно из-за скудости порций блюд, подаваемых к столу. В.В.Вересаев вспоминал, что всё удовольствие, всё блаженство жизни для Крылова заключалось в еде.
В последние годы жизни Крылов испытывал проблемы со здоровьем. Возможно, этому способствовали лишний вес и грузная фигура. За несколько часов до смерти Крылов попросил перенести его с постели в кресло, но затем, сказав, что ему тяжко, попросил снова помочь лечь. Последним распоряжением умирающего была просьба раздать всем, кто его помнил, по экземпляру своего нового издания.
Умер Крылов 21 ноября 1844 года в Петербурге. Некоторые его друзья вместе с приглашением на похороны получили экземпляр изданных им самим басен с надписью «Приношение. На память об Иване Андреевиче по его желанию».
Жизнь Крылова сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Но стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.
Сами по себе вошли в нашу жизнь крыловские умные звери с их вполне человеческими мыслями, поступками, размышлениями и рассуждениями. В просторном халате, а может быть, в причудливой мантии в окружении своих удивительных героев Крылов невольно смыкается с волшебным миром народной сказки, столь богатой самыми необыкновенными превращениями.
Басенный жанр привлекал к себе Крылова своим широчайшим демократизмом – всеобщей доходчивостью, общедоступностью. Когда кто-то спросил у писателя, почему он создаёт только басни, Крылов ответил: «Этот род понятен каждому: его читают и слуги, и дети».Гоголь писал о Крылове, что «Всюду у него Русь и пахнет Русью» и что басни его – «Книга мудрости самого народа».
Занимательные факты из жизни И. А. Крылова:
БЕЗОБРАЗИЕ.
Иван Андреевич Крылов слушал оперу, а его соседом оказался какой-то меломан, забывший, что в театре он не один ( притопывал в такт музыки, подпевал певцам, одним словом мешал слушать). – Безобразие!- довольно громко сказал Крылов. – Это относится ко мне? – оживился сосед. – Ну как вы могли такое подумать? – ответил ему Крылов. – Это относится к тому господину на сцене, который мешает мне слушать вас.
ЛЯГУШКИ ЗАКВАКАЛИ
На набережной Фонтанки Крылова догнали три студента. Один из них нараспев произнес:
- Туча идет.
Очевидно, он намекал на тучную фигуру незнакомого им старика
- И лягушки заквакали, - в тон озорнику ответил Крылов
МНОГО ЛИ ЧЕЛОВЕКУ НУЖНО.
Крылов любил поесть и аппетит имел отменный. На обедах в Английском клубе, членом которого он состоял, было принято самим накладывать себе
подаваемые блюда. Иван Андреевич накладывал столько, сколько помещалось на тарелке. После обеда он обыкновенно молился и неизменно приговаривал: «Много ли человеку нужно?» Слова эти вызывали весёлое оживление среди присутствующих.

РАССЕЯННОСТЬ КРЫЛОВА
Будучи старым холостяком, И. А. Крылов мало следил за своим туалетом. Когда он приехал во дворец для представления императрице Марии Фёдоровне, А. Н. Оленин, который должен был представлять его государыне, решил осмотреть одежду Крылова, чтобы убедиться в её исправности опрятности. Крылов выразил своё неудовольствие, заявив, что на нём новый мундир. Оленин удивился: «Да что это за пуговицы на нём?» Крылов немного смутился :» Ох! Они ж ещё в бумажках! А мне и невдомёк их распустить!»
13 февраля исполнилось 240 лет со дня рождения Ивана Андреевича Крылова. И его имя всё так же близко и дорого каждому русскому человеку. Много баснописцев появилось в последующие времена, но всё же дедушка Крылов по-прежнему безраздельно царствует над басенным миром.

ВИКТОРИНА: ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ БАСНИ И. А. КРЫЛОВА?
Я называю первую половину фразы, а вы отвечаете вторую.
- А Васька слушает… (да ест).
(« Кот и повар».)
- Да только воз… (и ныне там).
(«Лебедь, Рак и Щука».)
- А ларчик просто…(открывался).
(«Ларчик».)
- Ты виноват уж тем…(что хочется мне кушать).
(«Волу и ягненок».)
- Оглянуться не успела…(как зима катит в глаза).
(«Стрекоза и муравей».)
- Чтоб музыкантом быть…(так надобно уменье)
(«Квартет».)
- А вы, друзья, как ни садитесь…(все в музыканты не годитесь).
(«Квартет».)
- Кукушка хвалит Петуха…(за то, что хвалит он Кукушку),
(«Кукушка и Петух».)
- Чем кумушек считать, трудиться…(не лучше ль на себя, кума, оборотиться?). («Зеркало и Обезьяна».)
- Ай, моська! Знать, она сильна…(что лает на слона).
(«Слон и Моська».)
- Охотно мы дарим…(что нам не надобно самим).
(«Волк и Лисица».)
Я зачитаю всем известные строки, вы же должны назвать, из каких басен они взяты.
«А я скажу: по мне уж лучше пей, да дело разумей». («Музыканты».)
«Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». («Волк и Ягненок».)
«Ты сер, а я, приятель сед, и волчью вашу я давно натуру знаю…» («Волк на псарне».)
«Ты все пела? Это дело: так поди же, попляши!» («Стрекоза и Муравей».)
«Невежи судят точно так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк». («Петух и Жемчужное зерно».)
«Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!». («Слон и Моська».)
«А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь». («Квартет».)
Угадай персонаж.
«Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой…» (К Муравью. «Стрекоза и Муравей».)
«И, полно, куманек! Вот невидаль: мышей! Мы лавливали и ершей!» (К Коту. «Щука и Кот».)
«Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище! Хотел бы очень я сам посудить, твое услышав пенье, велико ль подлинно твое уменье?» (К Соловью. «Осел и Соловей».)
«Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. – Погодите! Как музыке идти ? Ведь вы не так сидите…» (К Ослу, Козлу, косолапому Мишке.