05.08.12 |

Использование инновационных технологий при организации трудовой деятельности детей. Все о декупаже.

Тема: Использование инновационных технологий при организации трудовой деятельности детей. Все о декупаже.
Цели:
1. Закрепление знаний об истории возникновения декорирования вырезками из бумаги.
2. Формирование умений и навыков в процессе освоения техники выполнения декупажа различных поверхностей.
3. Воспитание эстетического вкуса, желания сделать свой дом неповторимым в процессе украшения различных предметов домашнего обихода в технике декупажа.
Тип урока: комбинированный.
Учебно-материальное обеспечение:
1. Материалы и инструменты:
• бумажные салфетки;
• ножницы;
• кисти;
• клей ПВА;
• акриловые краски на водной основе;
• акриловый лак;
• валики;
• линейка, угольник, сантиметровая лента;
• наждачная бумага;
• ватные палочки, зубочистки.
2. Образцы изделий из различных материалов, декорированных в технике декупажа.
3. Презентация слайдов «Все о декупаже»
Метод проведения:
• объяснительно-иллюстративный;
• репродуктивный.
Ход занятия:
I Организационный момент:
• ознакомление с целями занятия;
• инструктаж по технике безопасности.
II Актуализация прежних знаний, умений, навыков:
• что такое аппликация? (ответ девочек);
• виды аппликаций? (ответ девочек);
• инструменты, материалы для выполнения аппликаций? (ответ девочек);
• как переводится с французского слово декупаж? (ответ девочек);
• когда и где возникла эта техника? (ответ девочек);
• когда появилась в Европе? (ответ девочек);
• какую лепту внесли в эту технику женщины? (ответ девочек);
• прочитайте и объясните смысл пословиц о труде, применимы ли они для сегодняшнего занятия? (ответ девочек).
III Изложение нового материала:
Современный декупаж XXI века - это вырезание и наклеивание напечатанных полиграфическим способом картинок на разные поверхности с последующим нанесением на них защитного слоя лака. Большую распространенность приобрел декупаж салфетками, поэтому и получил сейчас название САЛФЕТОЧНАЯ ТЕХНИКА.
Наверняка вы обращали внимание на очень красивые салфетки. Они дороже, чем другие. Почему? Их назначение двойственно, во-первых, как известно, для создания стилизованного праздничного стола, а во-вторых, для декупажа. Эти салфетки более прочные и не рвутся при приклеивании их на поверхность.
А сейчас предлагается вам посмотреть на изделия из различных материалов, декорированных в технике декупажа (показ слайдов и образцов).
IV Практическая работа.
1 этап. Подготовка основы для декупажа.
Требования к декорируемой поверхности: она должна быть не только гладкой, но и удобной для наклеивания на нее деталей из салфеток.
• Подготовка бумажной или картонной поверхности.
Если основа используется для декорирования изделий с последующим оформлением их под стекло, то просто необходимо протереть бумагу ватным диском, смоченным водой для удаления жирных пятен.
• Подготовка металлической поверхности.
Если есть признаки ржавчины, то вначале удалите ее с поверхности «очистителем ржавчины». Если поверхность предмета не повреждена, а имеет лишь всевозможные надписи или наклейки - удалить их с декорируемой поверхности наждачной бумагой.
Необходимо обработать участки грунтовкой по металлу, закрасить поверхность акриловой краской.
• Подготовка стеклянной, фарфоровой, керамической, пластмассовой поверхностей.
Предметы из перечисленных выше материалов необходимо обезжирить разбавленным спиртом. Для стеклянной, фарфоровой и керамической поверхности можно использовать уксус, ацетон. Нельзя использовать ацетон при обезжиривании пластмассовой поверхности.
Ребята выбирают любые предметы для декупажа и готовят их к работе.
Физкультминутка.
Руки требуют заботы,
Ведь у них полно работы:
Трудно целый день писать
И вязать, и вышивать.
Сядем прямо и сейчас
Мы потянемся пять раз.
Потянулись вверх, потом
Руки шире разведем (потягивание - руки вверх и в стороны)
Руки резко вверх поднимем
И на них мы поглядим,
Быстро, быстро их опустим
И чуть-чуть так посидим (напряжение и расслабление рук)
Гимнастика для пальчиков рук:
• Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы, медленно сжать в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой.
• Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному.
• Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала - поочередно каждой рукой. Затем - двумя руками вместе.
Гимнастика для глаз:
• Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
• Представить большой круг. Обводить глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
• Представить квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний, в левый верхний, в правый нижний.
2 этап. Вырезание салфеток.
• Вырежьте выбранные вами для декупажа элементы орнамента или орнаментальный блок, состоящий из нескольких элементов, вместе с фоном салфетки. Используя эти вырезанные детали, можно представить композицию изделия с декупажем. Для этого приложите эти детали на декорирующую поверхность, которая в будущем будет декорирована в технике декупаж, и определите их расположение на плоскости.
• После этого вырежьте детали салфетки уже точно по контуру рисунка. Особая точность при вырезании потребуется, если вырезанная деталь будет в последующем наклеена на поверхность, фон которой отличается от фона самой салфетки. Если цвет основы декорируемого изделия идентичен с цветом фона салфетки, то можно вырезать деталь, оставляя при этом небольшой контур вокруг самого орнамента.
• Можно воспользоваться другим методом. Положите вырезанную деталь на гладкую поверхность декоративным слоем вниз. Затем немного смажьте пальцы клеем и дайте ему немного высохнуть. Придерживая деталь пальцами одной руки, пальцами другой руки прикоснитесь к нижнему слою салфетки и отделите его от основного декоративного слоя. Если салфетка трехслойная, то отделятся сразу два ее нижних слоя.
3 этап. Наклеивание деталей салфеток на подготовленную основу.
Наносить клей при выполнении декупажа из салфеток можно тремя основными способами.
• Нанести клей на основу, а затем приложенную салфеточную деталь разгладить.
• Нанести клей на изнаночную сторону салфеточной детали, приложить ее к основе и разгладить.
• Приложить к основе салфеточную деталь, нанести сверху клей.
4 этап. Окончательная отделка. Покрытие лаком или оформление под стекло.
После декорирования поверхности изделия необходимо нанести на него слой акрилового лака. Лаковое покрытие, прежде всего, предохранит изделие от механических повреждений и влаги, но кроме этого придаст ему эстетический вид. Используйте бесцветный акриловый лак. Этот лак в некоторых случаях необходимо нанести несколько раз на обрабатываемую поверхность. Между каждым покрытием делайте перерыв 1 -2 часа.
Обращайте внимание на равномерное покрытие декорируемой поверхности. На ней не должно быть подтеков и наплывов слоев лака. Не допускайте их образования. Если уже образовался небольшой наплыв лака, то постарайтесь сразу же убрать его с помощью круглой полумягкой кисточки.
Если изделие оформляется под стекло, то декорированная поверхность не покрывается лаком. Необходимо лишь вставить его в рамку и закрепить с помощью степлера.
V Закрепление:
1. Что такое декупаж? (отвечают девочки)
2. Почему цвет основы должен совпадать с цветом фона салфетки? (отвечают девочки)
3. В каких случаях изделия покрывают лаком? (отвечают девочки)
4. Где можно использовать выполненные работы? (отвечают девочки)
5. Объясните смысл пословиц о труде, применимы ли они для сегодняшнего занятия? (читают, объясняют девочки)
VI Подведение итогов.
Просмотр и оценка выполненных работ.
Литература:
• Х.И. Махмутова «Декупаж из салфеток»;
• М. Лупато «Все о декупаже: техника и изделия»
Автор: Потехина Любовь Павловна, инструктор по труду ГБУ СО СРЦ "Надежда» (социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних), Саратовская обл., г. Энгельс

Методические рекомендации к циклу занятий «Письмо и его типы»

Методические рекомендации к циклу занятий «Письмо и его типы (исторический аспект)» с использованием компьютерных презентаций
Тема: Письмо и его типы (исторический аспект).
Аудитория: учащиеся 2-6 классов.
Предмет: русский язык.
План занятий:
1. Как зародилась письменность на земле.
2. На чём писали древние люди разных стран?
3. Славянская азбука.
Пояснительная записка
Презентации содержат иллюстративный и информативный материал.
Презентации являются сопровождением занятий, дидактическим материалом к уроку и служат средством организации деятельности учащихся. Общее время использования экрана не превышает 15 минут за урок, что позволяет учитывать здоровьесберегающий компонент занятий, смена видов деятельности не утомляет учащихся.
Слайды не перенасыщены текстом, что облегчает восприятие и способствует акцентированию внимания на содержании текста. Эффекты анимации способствуют оживлению презентации и концентрации внимания на определённых этапах работы.
Смена слайдов осуществляется щелчком мыши.
Материалы этих презентаций могут быть использованы для проведения Недели русского языка и литературного чтения, Праздника славянской письменности 25 мая, для внеклассной работы по предметам в рамках факультатива, кружка, тематического классного часа. Презентации могут быть использованы как для коллективной, так и для индивидуальной работы.
Материалы занятий и задания рассчитаны на учащихся начальных классов. Учащиеся готовят сообщения о деятельности славянских просветителей Кирилле и Мефодие.
Цели цикла занятий:
• обучающая: познакомить учащихся с истоками возникновения письменности;
• развивающая: развивать речь учащихся, творческие способности, активизировать познавательную активность школьников;
• воспитывающая: воспитывать интерес и любовь к родному языку, бережное отношение к его истории.
Задачи цикла занятия:
– показать учащимся этапы развития письменности;
– познакомить учащихся с историей появления славянской письменности, с изменениями, происходившими в русской азбуке с течением времени;
– расширять кругозор учащихся.
Оборудование: мультимедийное оборудование.
Необходимые ресурсы: программа Microsoft Power Point, мультимедийное оборудование.
Оформление:
выставка книг, посвященных истории пись¬менности , записи на доске.
Занятие 1. Как зародилась письменность на земле (Слайды 2-14)
Ход занятия
I. Изучение нового материала
Слайд 2. Сегодня мы познакомимся с тем, как зародилась и развивалась письменность на земле.
Слайд 3. Александр Иванович Куприн писал: «Язык – это история народа. Язык-это путь цивилизации и культуры… Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью…».
Слайд 4. Человечество на заре своего развития училось говорить. Сначала жестами, отдельными звуками, криками. Такой язык доступен и животным. Особенно тем, что живут организованными сообществами.
Для языкового состояния первобытно-общинной поры характерны множественность и дробность языков в рамках языковой семьи при отсутствии четких границ между языками. На сравнительно небольших пространствах сосуществовало множество родственных языков и диалектов. Это такая ситуация, когда два соседних языка очень похожи, близки друг к другу; языки, между которыми находится еще один язык, похожи менее; а если два языка – то еще менее и т.д.
Слайд 5. Именно такой языковую обстановку застал в 70-80-х гг. Х1Х века путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай в Новой Гвинее.
"Почти в каждой деревне Берега Маклая – свое наречие. В деревнях, отстоящих на четверть часа ходьбы друг от друга, имеется уже несколько различных слов для обозначения одних и тех же предметов. Жители деревень, находящихся на расстоянии часа ходьбы одна от другой, говорят иногда на столь различных наречиях, что почти не понимают друг друга. Во время моих экскурсий, если они длились больше одного дня, мне требовались два или даже три переводчика, которые должны были переводить один другому вопросы и ответы". Переводчиками обычно бывали пожилые мужчины, специально пожившие в соседнем племени, чтобы узнать язык.
Для первобытной поры характерно быстрое изменение языков вследствие постоянных и глубоких языковых контактов. В бесписьменном мире языковая история протекала бурно. Время существования одного языка могло быть и бывало очень непродолжительным. Не закрепленные в письменной традиции языки легко забывались, и это никого не беспокоило. Военная победа племени не всегда означала победу языка этого племени Победители иногда усваивали язык побежденных, нередко возникал новый гибридный (смешанный) язык.
У многих народов есть мифы о начале мира, о его сотворении, в том числе есть мифы о появлении письма.
Слайд 6. К примеру, создателем письменности древние египтяне считали бога Тота. Он был богом луны, времени и мудрости.
Слайд 7. Древнегреческий историк Геродот рассказывал, что когда могущественный и непобедимый персидский царь Дарий I вёл против кочевников скифов войну, которая «затягивалась и конца ей не было видно», скифские цари отправили к Дарию вестника с дарами. Это были птица, мышь, лягушка и пять стрел. Персы спросили посланца, что означают эти подношения, но тот ответил, что ему приказано только вручить дары и как можно скорее возвращаться. Персам предстояло самим понять значение этих даров… Персы собрали совет.
Дарий полагал, что скифы отдают себя в его власть и потому принесли ему в знак покорности землю и воду, ибо мышь живёт в земле, лягушка обитает в воде. Птица, быстрая, как конь - знак богатства, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления.
Ребята, давайте и мы с вами соберём совет и попробуем расшифровать послание скифских царей. (Учащиеся выдвигают свои предположения).
Один из мудрых мужей, сопровождавших царя, с ним не согласился. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: «Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернётесь назад, поражённые этими стрелами». Дальнейшие события показали, что прав был именно этот мудрец: самоуверенный царь Дарий потерпел поражение от скифов.
Рассказ Геродота доносит до нас сведения не только об одном из исторических событий, но и о древнейшем предке письменности. Дары скифов были своеобразным способом передачи информации, который учёные называют предметным письмом.
Слайд 8. У многих народов предметы несли информацию. Даже зарубки на дереве, особым образом уложенные на пути следования ветки и камни, узлы и прочее, могли рассказать о многом. Узелковая письменность была, - одним из древнейших видов письменности. Узелковым письмом «кипу» и «вампум» пользовались древние инки и ирокезы. Узелковое письмо «цзе-шен» было известно в древнем Китае.
Слайд 9. Предметное письмо актуально для нас и поныне: сигналы светофора и дорожные знаки, язык цветов и язык почтовых марок, знаки различия, флаги, памятники – всё это предметное письмо, которое вещами заменяет символ.
Конечно, письменность родилась из преднамеренного творчества, напряжённой работы мысли. С другой стороны, она дала возможность воспользоваться сокровищами, которые накопили и сберегли бесчисленные поколения.
Письменность появилась примерно к 3300 году до нашей эры в Шумере, к 3000 году до нашей эры в Египте, к 2000 году до нашей эры в Китае. Во всех регионах этот процесс шел по одной схеме: рисунок - пиктограмма - иероглиф – алфавит.
Слайд 10. Рисунки древних людей, повествующие об их образе жизни, до сих пор находят в пещерах, на камнях.
Слайд 11. Следующей ступенью развития письменности стали пиктограммы («пиктус» - рисунок, «грамма» - писать). Для передачи сообщений используются рисунки отдельных предметов.
Задание: попробуйте при помощи рисунков составить предложения:
1) Пойдём на рыбалку.
2) «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя…».
Вопросы: Какое из предложений получилось и почему? Какое предложение не получилось? Почему? Всегда ли удобна при передачи информации пиктография? А в наше время существуют пиктограммы?
Слайд 12. Пиктограммы дошли и до нашего времени и стали поистине международными: это дорожные знаки, олимпийская символика, значки на этикетках и т.п.
Слайд 13. Постепенно для ускорения процесса письма выработались упрощенные изображения того или иного предмета. Такие знаки-символы по своей форме часто уже не имели ничего общего с видом предметов, которые ими обозначались. Появились знаки, соответствующие отвлеченным понятиям (передавали чувства, цвет и т.п.). Такие знаки назывались иероглифами. Появились они в Древних Китае и Египте. Иероглиф обозначал слог или слово. Общее количество иероглифов доходило до нескольких тысяч, а значит, человеку трудно было запомнить их все. Иероглифическая письменность сохранилась до настоящего времени и существует в трех странах мира — Китае, Японии и Корее.
Задание: придумайте иероглиф, обозначающий ваше имя.
Со временем письменность усовершенствовались. Торговые отношения, развитие наук и искусства требовали записи. Людям необходима была письменность удобная, скорописная и чтобы при помощи небольшого количества знаков можно было передать всю информацию. Раньше 1 письменный знак обозначал слово, затем слог, теперь возникла необходимость в обозначении звука. Ведь звуков меньше чем слов и слогов, одни и те же звуки встречаются в разных словах.
Задание: Назовите несколько слов, чтобы в них был один и тот же звук.
Пронаблюдайте за словами ТОК, КТО и КОТ. Сколько звуков мы использовали для их произношения? Назовите слова, в которых присутствуют эти звуки вместе с другими звуками. Много слов получилось?
Так люди пришли к созданию алфавита.
Слайд 14. «Родителями» алфавита принято считать финикийцев. Это был народ с высоко организованным обществом - это были учёные и воины, торговцы и творцы прекрасного. В их алфавите было около 40 знаков. Финикийское письмо стало основой для многих алфавитов. В том числе и для русского.
II. Закрепление изученного материала
Ребята, предлагаем вам придумать алфавит для неизвестного народа, у которого ещё нет письменности. Напишите, используя этот алфавит, историю появления письменности на земле. (Дети придумывают алфавит, демонстрируют его и рассказывают о том, что записали.
Занятие 2. На чём писали древние люди разных стран?
(слайды 15 - 22)
Оборудование: навощенный картон и зубочистки, кусочки берёсты
Предварительная работа: один из учащихся готовит сообщение о производстве бумаги.
Ход занятия
I. Повторение ранее изученного материала
Слайд 15. Ребята, на прошлом занятии вы узнали о том, как зародилась письменность на земле. Сегодня мы узнаем о том, на чём писали люди. Выполним следующее задание: расставьте в хронологическом порядке (т.е. от раннего к позднему) путь, по которому произошло становление письма на земле. Язык тоже в своём развитии претерпевал изменения. В порядке усложнения расставьте ступени развития языка.
Слайд 16. Сравните их пути. Найдите общее.
II. Изучение нового материала
Дело в том, что развивались не только языки и письменности, но изменялись и материалы для письма, т.е. то, на чём писали люди с древнейших времён и до наших дней.
Слайд 17. Материалом для письма служили каменные плиты, глиняные дощечки, на которых выдалбливались или выцарапывались надписи. Посмотрите на свой учебник. Сколько в нём страниц? Представьте себе книгу с таким же количеством страниц, но каменных или глиняных. Смогли бы вы её носить в портфеле? Представьте, что существовали целые библиотеки из таких книг-табличек.
Слайд 18. Позднее придумали деревянные дощечки с восковым покрытием, на которых специальной заострённой с одной стороны для письма и расширенной с другой для заглаживания ошибок палочкой писали древние люди.
Давайте мы попробуем писать палочками на навощенном картоне. (Учащиеся выцарапывают надписи на картоне).
Но такие дощечки недолговечны, т.к. воск может плавиться при высоких температурах.
Слайд 19. Люди изобрели пергамент (обработанные телячьи шкуры) и папирус (материал для письма из вымоченных, спрессованных и высушенных стеблей тростника).
Слайд 20. Писали и на берёсте. Первые берестяные грамоты были найдены в Новгороде. Буквы на берёсте выдавливали заострённой палочкой, сделанной из кости, металла или дерева.
В Древней Руси её называли «писало» и хранили в кожаных мешках.
Перенесёмся с вами более чем на тысячу лет назад, и, как наши предки, попробуем писать на берёсте. (Ребята выцарапывают надписи на берёсте).
Материалом для письма также служили деревянные дощечки. Сейчас мы иногда выжигаем на дощечках, но тогда надписи вырезались специальным резцом.
А на чём мы пишем сейчас? Из чего сделаны наши тетради? (Учащиеся высказывают свои мнения)
Слайд 21. Во II веке до нашей эры в Китае была изобретена бумага, но техника её изготовления держалась в секрете. Только в XII веке бумага впервые появилась в Европе, а в XIV веке – на Руси.
Сообщение ученика о производстве бумаги.
III. Закрепление ранее изученного
Слайд 22 . Ребята, разгадайте кроссворд «Материалы для письма»
1. Обработанные телячьи шкуры (пергамент).
2. Название палочки, используемой для письма по берёсте (писало).
3. Материал для письма из вымоченных, спрессованных и высушенных стеблей тростника (папирус).
4. Какой недолговечный легкоплавкий материал наносился на дощечки для письма? (воск)
5. Тяжёлый по весу и трудно обрабатываемый материал для письма (камень).
6. Материал для письма, который использовался в сыром виде (глина).
7. Материал, служивший не только для письма, но и для создания туесов и коробов (берёста).
8. Растение, листья которого вымачивали и высушивали, чтобы создать материал для письма (тростник).
9. Специально заострённая с одной стороны для письма и расширенной с другой для заглаживания ошибок палочка, которой писали древние люди (стилус).
Занятие 3. Славянская азбука
(Слайды 23-29)
Предварительная работа: учащийся готовит сообщение о Кирилле и Мефодие.
Ход занятия
I. Повторение ранее изученного
Ребята, какое письмо характерно для нас: предметное, пиктографическое (рисунками), идеографическое (иероглифами) или алфавитное (буквенное)?
На чём писали наши предки?
II. Изучение нового материала
Слайд 23. Русский язык, как и русская письменность, в своём развитии проходил ряд стадий, изменений , неотъемлемых от истории государства, диктуемых ей. Истоки русского языка уходят в глубокую древность. Примерно во 2 – 1-м тыс. до н.э. из группы родственных диалектов индоевропейской* семьи языков выделяется протославянский язык (на поздней стадии – примерно в 1–7 веках – называемый праславянским).
Слайд 24. Вероятно, праславянские племена во 2-й половине 1 века до н.э. и в начале н.э. занимали земли от среднего течения Днепра на востоке до верховьев Вислы на западе, к югу от Припяти на север и лесостепные районы на юге. В 1-й половине 1 века праславянская территория резко расширилась. В 6–7 веках славяне занимали земли от Адриатики на юго-запад до верховьев Днепра и озера Ильмень на северо-востоке. Праславянское этноязыковое единство распалось.
Слайд 25. Три группы: восточная (русский и малорусский), южная (болгарский, сербохорватский и словенский языки) и западная (польский с кашубским, верхне- и нижнелужицкие, чешский и словацкий) .Это языки славян, живущих главным образом на территории Европы и Азии. Число говорящих на славянских языках свыше 130 млн. человек (1970, оценка).
Одной из основных предпосылок для создания письменности на Руси явилась необходимость в церковных книгах на славянском языке.
В 863 году моравский князь Ростислав (Моравское государство расположено на территории сегодняшних Чехии и Словакии) отправляет своё посольство к византийскому императору Михаилу III с просьбой о разрешении богослужения на славянском языке.
Император разрешил, но необходимо было составить алфавит и это он поручил известным своей учёностью братьям Кириллу и Мефодию.
Слайд 26. (Сообщение учащихся о Кирилле и Мефодие).
Слайд 27. Язык переводов священных книг с греческого на славянский, осуществлённый братьями, стал «как бы международным письменным языком славянства в раннюю пору его истории». В его словарном составе были и южнославянские (болгарские), и западнославянские элементы, были грецизмы (поскольку переводы осуществлялись с греческого языка), были и латинизмы.
Азбука, созданная Кириллом, пришла на Русь в 988 году. Этот год- год официального крещения Руси. Вместе с потоком богослужебных книг из Болгарии шло и просвещение.
По имени Кирилла была названа одна из двух созданных славянских азбук (вторую азбуку называют глаголицей). В основе рисунка букв глаголицы, по мнению некоторых учёных, лежат буквы греческой скорописи. Кириллица возникла чуть позже как усовершенствование глаголицы с использованием для рисунка её букв образца букв византийского устава.
Ребята, попробуйте, используя глаголицу, написать своё имя. Удобно ли это письмо? (Учащиеся записывают свои имена глаголицей и отвечают на поставленный вопрос).
В старославянской азбуке кириллице, а за тем и в древнерусской азбуке (первоначально кириллица в полном её составе) было 43 буквы, из них 19 гласных. Все они играли не только буквенную роль, но и роль цифр вплоть до Х111 века. Буквы в числовом значении писались всегда с «титлом»- ломаной линией сверху буквы и отделялись друг от друга точкой (приложение 2); единицы писались после десятков, десятки – после сотен и т.д. Вышеперечисленное явление имело название – буквенная цифирь.
Ребята, используя буквенную цифирь, запишите и решите примеры:
2+4, 3-1.
Глаголица в современных письменных системах используется мало, кириллица же используется очень широко. На основе кириллицы развилось болгарское и сербское письмо. Кириллическое письмо также используют белорусы и украинцы. На основе современного русского алфавита были созданы алфавиты для ряда бесписьменных языков на территории бывшего Советского Союза (языки народов Севера). Перешли на кириллическое письмо с арабского казахи, татары и т.п.
С ходом времени возникали новые требования к письменности и эти требования в законную силу вводили государственные деятели. С введением книгопечатания выяснилось, что не все символы русского алфавита удобно печатаемы. Кроме того, развитие науки привело к написанию большого количества трудов. И сам процесс письма в связи с его объёмом и скоростью, стал меняться: витиеватые знаки упрощаются, мало используемые – выпадают из употребления. К началу 18 века возникла необходимость в реформе русской азбуки.
Слайд 28. Реформа русской азбуки, проведённая Петром I, была завершена в начале 1710 года, утверждением новой, так называемой гражданской, азбуки. Подготовительные работы заняли несколько лет: были начаты уже в 1706 году, а с 1708 года велись с большей интенсивностью. Петр I принимал в них непосредственное активное участие: делал эскизы новых букв, следил за дальнейшим их оформлением чертёжниками-рисовальщиками, за изготовлением новых типографских литер словолитцами, проводил корректуру оттисков с новых литер, исправил
и утвердил «Гражданскую азбуку» 1710 года. Первой книгой гражданской печати была «Геометрия» 1708 года.
Петр I внимательно следил за работой по созданию новой азбуки , за изготовлением новых шрифтов для печати. Он требовал, чтобы к нему присылали образцы новых литер даже во время его военных походов и тщательно проверял все детали.
Позже всех в русском алфавите появилась буква ё. Изобретение и введение в русское письмо буквы ё приписывают Н.М.Карамзину, знаменитому историку и писателю конца XVIII-начала XIX века (1766-1826). Указывают даже первое употребление новой буквы: 1797 год, альманах «Аониды» (в слове «слёзы») .
Слайд 29. Так сложилось исторически: русское письмо является продолжением старославянского , а старославянское письмо было создано на основе древнегреческого , в котором к тому времени были уже выработаны все основные качества современного буквенно-звукового письма .
III. Повторение пройденного материала
Ребята, предлагаем вам тест, в котором присутствуют вопросы по теме «Письмо и его типы», изученной вами на протяжении 3 занятий.
Тест.
1) Какие дары преподнесли посланцы царю Дарию? (убрать лишнее):
А) мышь; Б) стрелы; В) верёвка; Г) лягушка; Д) птица.
2) Как называется письмо, информация в котором передаётся при помощи предметов?
А) алфавитное; Б) пиктография; В) предметное; Г) идеография.
3) Как в Древнем Египте звали бога луны, письменности, времени и мудрости?
А) Ра; Б) Дарий; В) Тот.
4) В каких странах до сих пор пишут иероглифами? (уберите лишнее):
А) Америка; Б) Китай; В) Корея; Г) Япония.
5) Какой народ первым придумал алфавитное письмо?
А) египтяне; Б) китайцы; В) русские; Г) финикийцы.
6) Как звали братьев, создавших славянский алфавит?
А) Михаил и Глеб; Б) Кирилл и Мефодий; Г) Иван и Фёдор.
7) Как называется письмо, информация в котором передаётся при помощи рисунков?
А) алфавитное; Б) пиктография; В) предметное; Г) идеография.
8) Кто из русских царей сам принимал участие в правке алфавита?
А) Иван Грозный; Б) Пётр 1; В) Николай 1.
9) Сколько букв в современном русском алфавите?
А) 29; Б) 32; В)33; Г) 40.
10) Из чего делали пергамент?
А) телячья кожа; Б) листья тростника; В) бумага; Г) глина.
Автор: Артемьева Елена Михайловна, учитель МКОУ «Куломзинская СОШ» Оконешниковского муниципального района Омской области.
Презентация к урокам