31.03.11 |

Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе по связной речи на тему: «Чти традиции рода своего»

Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе по связной речи на тему: «Чти традиции рода своего»
Цели: закрепить знания детей о жизни, быте, семейном укладе кубанских казаков;
закрепить умение детей составлять рассказ по плану;
закрепить умение подбирать синонимы;
обогащение речи детей пословицами;
воспитание нравственных качеств: патриотизма, любви к родине
Оборудование: 3 куклы в кубанских казачьих костюмах (мужчина, мальчик и девочка), иллюстрации к кубанским пословицам
Предварительная работа: экскурсия в городской музей, знакомство с кубанским казачьим костюмом (ИЗО), чтение сказок кубанского автора Е. Александрова, пословиц и поговорок
Предварительная работа с родителями: совместное рисование родителей и детей иллюстраций к кубанским пословицам
Ход занятия
1. Организационный момент.
Сюрпризный момент.
Логопед говорит:
- К нам сегодня в гости пришли старый кубанский казак Прохор со своими внуками Гришкой и Аксиньей. Они расскажут о том, как жили раньше, как воспитывали детей, чему учили их.
2. Основная часть.
2.1. Сообщение цели занятия.
Логопед называет ряд слов: мать, отец, сын, дочь.
- Назовите все слова одним словом (семья)
- Правильно. Мы с вами продолжим говорить о семье – кубанской казачьей семье.
2.2. Изучение нового материала.
Рассказ казака Прохора.
- Расскажу я вам, ребята, о том, как воспитывали детей в казачьей семье. Главным в
семье казаков был самый старый, опытный казак. Слушаться, уважать его было пер-
вым делом. Детей в семье всегда было много. До семи лет они жили с родителями,
играли. А потом начинали выполнять посильную работу. Мальчики ухаживали за
скотом, работали по хозяйству: косили траву, пшеницу, рубили дрова. Девочки рабо-
тали в огороде и в доме. Значит, работали все – и большие и маленькие. Так и гово-
рили: « Какая мамка, такая и лялька».
2.3. Словарная работа.
а) объяснение логопеда смысла пословицы «какая мамка, такая и лялька».
- Ребенок вырастет и станет таким, каким воспитают его родители.
б) Заучивание пословицы детьми.
в) Игровое упражнение «Доскажи словечко» (по знакомым кубанским пословицам).
Логопед:
- Казаки были остры на язык, многое замечали. Плохое высмеивали, хорошее запо-
минали. Поэтому до нас дошло много кубанских казачьих пословиц и поговорок.
Давайте их вспомним. Казачата Гришка и Аксинья помогут мне. Они будут гово-
рить начало пословицы, а вы ее заканчивать.
(перед каждой пословицей демонстрируется детский рисунок к пословице)
Гришка: Семья – это семь … (я)
Аксинья: Семейное согласие всего … (дороже)
Гришка: Семейный горшок всегда … (кипит)
Аксинья: Сумел родить – сумей на коня … (посадить)
Гришка: Жизнь сладка, где семья … (крепка)
Аксинья: В гостях хорошо, а дома … (лучше)
Гришка: Любить люби, а баловством … (не губи)
Аксинья: Без муки нет … (науки)
Гришка: Кто рано встает, тому Бог … (подает)
2.4. Закрепление материала.
а) Игра «Скажи по-другому»
Казак Прохор:
- Слушаю я вас, ребята, и не все слова понимаю. Скажите по- другому:
Хата (дом, жилище) Нехай (пусть)
Горница (комната) Поворозка (завязка, веревка)
Бирюк (волк) Скубать (щипать птицу)
Кочет (петух) цыбуля (лук)
Каганец (светильник) Калыска (люлюка)
Ляда (дверь) жердела (абрикоса)
Цедилок (дуршлаг) гутарить (разговаривать)
б) Игра «Назови нужное слово»
Логопед:
- Из ряда слов назовите нужное слово
* жилище казаков: дом, хата, юрта
* посуда казаков: ухват, термос, кастрюля
* еда казаков: колбаса, чипсы, вареники
* одежда казаков: бурка, джинсы, панама
* оружие казаков: пистолет, шашка, пушка
* основное занятие казаков: уход за скотом, сеять хлеб, плавать по морю на ко-
раблях
2.5. Физминутка.
Игра «Плетень».
Тень-тень, потетень.
Выше города плетень.
Сели звери на плетень,
Похвалялися весь день
Похвалялся медведь:
Могу песни я петь!
(дети на каждую строчку делают 4 хлопка; прыжка; кивка головы)
2.6. Составление рассказов детьми по плану.
Логопед:
- Казак Прохор рассказал о своей семье, как они жили раньше. А теперь расскажи-
те ему и его внучатам вы о своей семье. Рассказывать можно опираясь на план:
- Твоя фамилия, имя.
- Домашний адрес.
- С кем живешь?
- Кем работают родители и где?
- Чем занимаешься дома?
3. Итог занятия, оценка результатов деятельности детей.
Казак Прохор и его внучата благодарят детей за интересные рассказы.