20.11.2015 |

Таблицы сложения и вычитания числа 3. Отрезки и ломаные линии. Задачи на увеличение числа на несколько единиц.

Цель: ознакомить с приемами сложения и вычитания числа 3 с переходом десяток; ознакомить с понятием о ломаные линии; совершенствовать умение решать простые задачи; развивать вычислительные навыки; воспитывать настойчивость, четкость.
Коррекционная цель: развитие зрительного и слухового восприятия, активное включение в процесс сохранения анализаторов, развитие остроты зрения, уточнения математических знаний о простую задачу.
Оборудование: игра «Молчанка», таблица цифры 7, рисунок «Состав числа 3», таблица
сложение и вычитание числа 3, рисунок ломаной линии, игра «Какое расстояние между звездами».
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок!
На уроке не ленись –
Математике учись!
Девиз сегодняшнего урока:
«Если хочешь много знать,
надо много изучать!»
– Сегодня наш урок посвящается космосу, его тайнам. Наверное, каждый человек, вглядываясь в звездное небо, мечтает познать тайны космоса.
II. Проверка домашнего задания.
– Прежде чем отправиться в космос, проверим, как вы прошли подготовку к космическому полету, как выполнили домашнее задание.
– Откройте тетради с домашним заданием (прохожу, проверяю).
– Какую задачу вы составили I условия?
– Объясните решение I первой задачи. Сколько же осталось?
– Какую задачу составили во II условия?
– Сколько стало?
III. Актуализация опорных знаний.
– Ну а теперь, добро пожаловать к космосу.
1) Задача.
На аэродроме было 11 самолетов. 2 самолеты полетели. Сколько самолетов осталось на аэродроме?
– Что известно в задаче?
– О чем говорится в задаче?
– О чем надо узнать?
– Можем мы сразу ответить на вопрос задачи?
– Как? каким действием?
11-2=9 (самолет).
– Итак, ответ задачи?
2) Устные вычисления.
Игра «Молчанка».








3) Минутка каллиграфии.
– Две ракеты было у Петра,
5 принес ему Дмитрий.
Дети вместе стали играть,
И ракеты считать.
Подскажи, пожалуйста, им –
Сколько ракет у них? (7)
– Вспомним сегодня как каллиграфически записать цифру 7.
– Цифра 7 состоит из 3-х элементов: волнистой горизонтальной линии, длинной прямой наклонной линии и короткой горизонтальной линии.
Начинаем писать немного ниже середины верхней стороны клетки, ведем горизонтальную волнистую линию справа к верхней правой вершины угла квадрата; затем, не отрывая руки, ведем вниз длинную прямую наклонную линию к середине нижней стороны квадрата. Оторвав руку, посередине второго элемента проводим горизонтальную линию симметрично с 2-х сторон.
4) Физкультминутка.
IV. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня на нашем космическом уроке мы будем учиться прибавлять и вычитать число 3 с переходом через десяток. Узнаем, что такое ломаная линия и будем решать задачи.
V. Восприятие и осознание нового материала.
1) Подготовительная работа.
– Вспомним состав числа 3.
 







2) Объяснение нового материала.
а) Работа с таблицей (С.18)
– Прочитайте выражения с ответами.
1             = 4
2             = 5
3             = 6
4             = 7
5      +3   = 8
6              = 9
7              =10
8              = □
9              = □
– Итак, научимся прибавлять и вычитать число 3, выходя за пределы десятка.
– Рассмотрим рисунок. Объясните, как к числу 8 прибавить число 3.
(8+3=8+1+1+1=8+2+1=10+1=11)
 



– Чтобы выполнить сложение, надо II слагаемое разложить на 2 числа, первое из которых дополняло бы I слагаемое до 10.









Следовательно,

б) Способы вычитания (Вывешиваю таблицу вычитания числа 3).

 






в) Физкультминутка.

VI. Обобщение и систематизация знаний.
1) № 90 (у доски) 4 примера, страница 19.
2) Задача № 91.
Мальчик – 9 к.
Девочка –? к., на 3 к. больше
9+3=12 (к.)
Ответ: 12 кол. у девочки.

3) Работа с геометрическим материалом.
а) – Проведу отрезок длиной 3 клетки вправо, 4 - вниз, 6 - вправо, 2 - вверх, 5 - вправо. 
 




– Такая линия называется ломаной. Она построена из отдельных отрезков.
– Из скольких отрезков составлена данная ломаная линия? (4).
(вывешиваю рисунок других ломаных линий).
– Из скольких отрезков состоит синяя ломаная линия? (4).
– Из скольких отрезков состоит желтая ломаная линия? (3).
б) № 94 страница 19.
– Из скольких отрезков составлено ломаную? (4).
– Измерить длину наибольшего отрезка (5 см. 5 мм.).
VII. Итог урока.
– Наше космическое путешествие заканчивается.
– Вспомним, что нового вы узнали?
– Как до числа 9 мы прибавить число 3?
– Что еще узнали?
– Что такое ломаная линия?
Игра «Какое расстояние между звездами?»






– Как называется эта линия? Какое расстояние между звездами? (2+3+4+2+1=12).
Игра « Быстро сравни число»

*  *                  25   *   33        12      99        34     14      76      9 

VIII. Домашнее задание.
Страница 20, № 96 – составить, записать и решить примеры.