30.06.2016 |

Инновационные формы проведения уроков в начальных классах Конспект урока естествознания в 3 классе «Домашние животные. Происхождение домашних животных от диких»

Цель урока:
• ознакомить учащихся с историей одомашнивания животных;
• расширить знания учащихся о домашних животных и их значение для человека;
• развивать наблюдательность, логическое мышление;
• воспитывать бережное отношение к животным и к окружающей среде.
Оборудование: мультфильм, учебник, карточки с названиями животных, с изображением животных, задания для самостоятельной работы.
Требования к ученикам: знать названия домашних животных, о их пользе для человека и историю их одомашнивания.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Психоформула
Станьте, дети, все ровненько,
Улыбнитесь все хорошенько.
Улыбнитесь вы мне,
Улыбнитесь и себе,
Поздоровайтесь с гостями: «Добрый, день!»
- Мы рады видеть вас в нашей естественной научной лаборатории.
- Дети, что такое лаборатория? (Учреждение, проводит научно-исследовательскую и учебную работу, то есть изучают, сравнивают, анализируют, делают заключение и выводы). Именно этим мы и будем заниматься на уроке.
Девиз творческих и изобретательных.
Выдумывай, пробуй, твори!
Ум, фантазию прояви!
Активным и внимательным будь
И про смекалку не забудь!
"Синоптики сообщают"
"Народные приметы"
Сегодня хорошо знают люди,
какая погода завтра будет,
потому что теле— и радиопрогноз
подскажет — жара или мороз.
В старые времена, и это знаменательно, — деды и бабушки заранее прогнозировали точно
погоду из множества примет:
Как месяц острый — на непогоду,
как ровный — на ясную лазурь,
убывающий — то известно,
что скоро задождит.
Какой сегодня день месяца?
День воскресенья?
Какое сегодня число?
Состояние неба?
Были утром осадки?
Есть ли сегодня ветер?
Улице тепло или холодно?
Какая температура воздуха?
II. Актуализация опорных знаний
1. Проверка домашнего задания
- Чтобы успешно пройти наши новые исследования, нужно вспомнить ранее полученные знания.
1. 1. Фронтальная проверка. «Мозговой штурм»
- Какой бывает природа?
- Какие признаки имеют живые организмы?
- На какие группы делятся животные?
- Кто такие пресмыкающиеся?
- Кто такие земноводные?
- Кто такие рыбы?
- Кто такие насекомые?
- Кто такие птицы?
- Кто такие звери?
- Какую тему изучали на прошлом уроке?
1. 2. Индивидуальная проверка
Как звери заботятся о своем потомстве?
- Рассказ о наблюдение за зверем.
III. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.
— Сегодня на уроке вы узнаете еще больше о животных. А о каких именно, вы мне скажете сами.
1. Игра «Дешифровальник» (по таблице) (слово домашние)
Именно эти животные будут предметом изучения в нашей лаборатории, а также мы узнаем о происхождении домашних животных от диких.
2. Упражнение «Предсказание»
- Давайте сделаем предположения или, как говорят ученые, выдвинем гипотезу – откуда взялись домашние животные.
IV. Изучение нового материала
1. - Дети, какие животные называются домашними?
Игра «Пастухи и охотники»
Среди детей выбираем «пастуха» и «охотника». Остальные дети получают таблички с названиями различных животных. Домашние должны выбрать «пастуха», а дикие – «охотника».
2. Просмотр мультфильма.
- Нашей лаборатории представлено несколько материалов для изучения. И начнем мы с видеоматериала. Вашему вниманию отрывок из мультфильма, созданного по сказке английского писателя Редьярда Киплинга «Кот, который гулял сам по себе»
Проблемный вопрос
- Кого первым приручил человек?
3. Объяснение учителя о диких и домашних животных.
3.1. Словарик терминов
• Приручение – это приучение диких животных к содержанию в неволе на протяжении одного поколения.
• Одомашнивание – это разведение прирученных животных с хозяйственной целью на протяжении многих поколений.
3.2. Рассказ учителя
Когда-то, много тысяч лет назад, все животные были дикими. О том, как началось одомашнивание животных мало известно. Считается, что люди каменного века приручили почти всех домашних животных. Люди приручили животных и сделали их своими помощниками и друзьями. Их не так много. Посудите сами. На земле проживает около 1,5 млн. видов животных, а люди приручили лишь несколько десятков.
4. Исследования по рисункам (работа в группах)
- А сейчас будем исследовать фотоматериалы. Надо сделать сравнение дикого животного и домашнего (внешние изменения, образ жизни, поведение, характер).
Вывод.
Давно замечено, что одомашненным животным присущи определенные изменения, независимо от того, будет ли это лошадь, или собака, или свинья. Так, в частности для большинства одомашненных животных свойственно то, что:
• тело становится менее массивным, происходит изменение распределения жировой ткани, уменьшение мышечной массы (кроме специальных пород);
• уменьшение разницы между самцами и самками, уменьшение доминирующей роли самца; у взрослой особи проявляются признаки «детскости»: склонность к послушанию, игривость, повышенная способность к обучению;
• растет разнообразие в окраске.
5.Работа по учебнику (с. 120) (работа в парах)
Как настоящие исследователи поработаем с научной литературой. Рассмотрите рисунки на стр. 120 и обсудите в парах, как и где помогают людям домашние животные.
Выводы (стр. 121)
- Домашние животные живут в хозяйствах или дома и приносят пользу людям.
- Домашние животные отличаются от диких меньшей приспособляемостью к окружающей среде.
- Домашние животные не могут жить без помощи человека.
Физкультминутка
V. Обобщение и систематизация знаний
1. Игра – перепутанка «Профессии» (в парах)
— Домашних животных разводят не только дома. Существуют хозяйства, где их содержат в значительном количестве. Как же называются профессии людей, которые работают у животных?
• Птичник люди, которые пасут скот на пастбищах
• Доярка люди, которые ухаживают за пчелами
• Телятник люди, которые дрессируют собак
• Пчеловод люди, которые собирают молоко
• Пастух люди, которые работают на птицефабриках
• Кинолог люди, которые выращивают детенышей коров
— Как одним словом можно назвать людей, которые выращивают домашних животных? (Животноводы)
Врач им помогает? (Ветеринар)
(Проверка)
2. Литературные исследования. Работа над пословицами
- В разных литературных жанрах рассказывается о животных. Вспомните, какие произведения о животных мы читали? (сказки, рассказы, стихи, легенды, загадки, скороговорки). Какие вы помните?
- Объясните пословицу.
Корова во дворе — еда на столе.
Корова сама молока в подойник не нальет.
Любишь погонять — люби и коня кормить.
3. Художественная выставка «Юные анималисты»
- Как называется жанр живописи, в котором изображают животных? (анималистический)
- Кого из художников вы знаете?
- Кто из вас изобразил домашних животных?
- Как называется такой способ рисования?
4. Самостоятельная работа (дифференцированное задание)
5. Интересное о животных (резерв)
• Ученые доказали, что собаки видят в цвете, хотя их зрение и не настолько яркое как у человека.
• Кошки могут издавать около 100 различных звуков. Для сравнения - собаки только около 10.
• Если кошка около Вас, и ее хвост дрожит - это самое большое чувство любви, которое она может выразить.
• Кошка за свою жизнь может иметь больше 100 котят.
• В высоту кролик может прыгнуть на 1 метр.
• Зубы кролика никогда не перестают расти. Они стираются, когда он грызет еду.
• Зрение кроликов охватывает 360 градусов, они видят все спереди и сзади.
VI. Итог урока. Рефлексия
1. Игра «Продолжи утверждение»
- Животные бывают...
- Все домашние животные произошли от...
- Домашние животные отличаются от диких тем, что...
- Человек приручил животных для того, чтобы иметь...
- В животноводстве работают...
- Подтвердилось ли ваше предположение (гипотеза)?
- Человек является хозяином природы, но он должен быть бережливым хозяином. Помните, мы в ответе за тех, кого приручили!
2. Рефлексия. Упражнение «Ледокол»
- Рабочее время в научной лаборатории подходит к концу. Мы изучили все предоставленные нам материалы. Оцените свою работу на уроке по первым буквам слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
VII . Домашнее задание
1.Читать и отвечать на вопросы  118-120.
Проведите наблюдение за домашним животным и составьте о ней рассказ.

Найти еще интересные факты из жизни животных.
дешевое такси в аэропорт
_____________________________________
Как создать уют и умиротворяющую атмосферу в вашей квартире? Порой трудно самому справиться с этой задачей, но не стоит расстраиваться, ведь вам на помощь всегда может прийти дизайнер студии дизайна "IRIS", который с легкостью и профессионализмом подскажет  вам очень интересное решение и подберет необходимые аксессуары для воплощения вашей мечты.