26.09.11 |

Не надо побеждать «нехочух»: сдайтесь им, и вы победите!

ребенок
Эта статья любезно предоставлена для публикации в "Педагогическом журнале" Андреем Кашкаровым, магистром педагогики, РГПУ им. А. И. Герцена, членом Российского психологического общества, автором книг «Детское чтение. Пособие для отцов» и «Чтение подростка. Пособие для отцов», издательства Либерея-Бибинформ, 2010-2011 гг.

Не надо побеждать «нехочух»: сдайтесь им, и вы победите!
Об основной деятельности – игре – детей в возрасте 6-7 лет написано не мало. Тем не менее, мы имеем и другие, наработанные опытом и обоснованные психологической наукой методы, приемы и технологии эффективного преодоления «кризисных» ситуаций, связных с естественным непослушанием детей. Эти практические наработки могут быть полезны как моим коллегам психологам, так и родителям, с пользой для дела. Речь пойдет о формировании, развитии, становлении личности. Конечно, не будем брать крайних случаев, но в своей работе их учтем.
Натаскиванием и проработкой поведенческих инстинктов создаем ребенку опыт поведения в определенной ситуации. Однако, ситуации бывают разные и всех их смоделировать невозможно, тем более в условиях обычной семьи, когда родители заняты работой, а ребенку уделяют время почти по остаточному принципу (то, что осталось).
Макиавелли рекомендовал брать лучшее из всех возможных теорий, методик и приемов воспитания. Что мы и сделаем далее.
Ж.Ж. Руссо описывал метод естественных последствий в педагогике. Ребенок терпит последствия своего поведения. Хотя тот же Ж. Ж. Руссо считал, что общество порочно и портит развивающегося человека. Руссо не разрешал детям читать книги, предполагая в них сублимацию всех накопленных веками знаний (и положительных, и отрицательных, конструктивных и деструктивных).
Как много в моей практике встречается детей «капризуль», «нехочух»; от них отказываются педагоги, иногда «машут руками» собственные родители. А зря… Это совершенно нормальные дети, если предполагать, что в этом мире вообще допустима какая- либо неизменяемая оценочная норма. К примеру, мальчик «В», 9-ти лет, учится в частной школе (Санкт-Петербург) с «хорошим» (специально отобранным и мотивированным педсоставом). Он (имеет среди учеников прозвище «попандопало») постоянно вредничает:
Все идут плавать в бассейн, а «В» «встает в позу» и говорит: «я не пойду в бассейн, или пойду но… боком». Ему разрешают идти «боком». По пути мальчик, не видя препятствия, задевает трубу. Ее срывает и начинается потоп. В следующий раз он (на улице) отказывается следовать в парах вместе со всеми, доходит до истерики и соглашается идти, но… только спиной вперед. Педагог – девушка без особого опыта, соглашается с этим, все смеются. «В» проходит десять метров и попадает в урну. Ему помогают подняться, но попа «попандопало» вся в окурках. Смеетесь? Не смешно. Учителя плачут в прямом смысле слова. Решение этой и других подобных ситуаций есть. Этот психологический прием называется «перенос опыта в иную плоскость». Если ребенок рвет, выбрасывает данную ему книжку, надо дать ему газету (пусть рвет), но не лишать этой деятельности. Когда «В» идет по газону и сбивает ногой одуванчики, учитель останавливает весь класс и говорит: теперь все будем смотреть, пока «В» не собьет все одуванчики на полянке». Мальчику это занятие быстро надоедает, кроме того, он уже достиг центра внимания (что ему не хватало), и он возвращается в парный строй. Психолог в каждом конкретном случае вынужден изучать историю предыдущей событиям жизни ребенка; такие дети или «выживали», не будучи обласканными вниманием своих родителей, или, случается и такое – испытывали сверхвнимание в том смысле, что ребенку пытались дать все, что только возможно в части занятий, чем его присытили заблаговременно.
Следующий прием действует во всех теориях свободного воспитания. Что это значит? К примеру, малыш шалит, тестирует вас и старается бессознательно манипулировать, говорит, что не хочет учиться разбирать буквы, учиться читать.
- Ну и не надо, парируете вы. Я тебе буду присылать записки (и присылайте), где будут написаны сообщения о подарке, который малыш хотел бы получить, скажем, на Новый год; написано о том, где спрятан подарок. Застигнутый непреодолимым желанием получить подарок, ребенок будет мотивирован к изучению грамматики.
Другая ситуация. Ребенок капризничает, говорит, что ничего не знает, и не хочет учиться. Взрослый должен с этим согласиться безусловно (как бы странно это не звучало на первый взгляд). «Я – такой же, как и ты – незнающий». Вспомним Сократа с его сакраментальным: «я знаю только то, что ничего не знаю». Смысл этого изречения по отношению к ребенку, воспитаннику много глубже, чем может показаться неискушенному на первый взгляд; смысл в расшифровке – «знаю, но тебе не скажу, додумайся сам». Это залог добывания знания совместными усилиями; так мы мотивируем детей к учебе, изучению нового. Знание, добытое совместными усилиями с помощью труда, размышления никогда не потеряется, более того, и тем ценно – совместный со взрослым труд сближает ученика и воспитателя, ребенка и родителя, образую «титаническую» спайку на долгие годы. Так взрослый становится другой, с которым можно обсуждать почти любые проблемные вопросы; что правильно мотивированный на практике ребенок и делает не без удовольствия. Примерно по тем же основаниям возникает дружба «не разлей вода» между сверстниками. Знание, приобретенное совместными усилиями, генерирует новую мотивацию. Отсюда – движение вперед, анализ, развитие, небезразличие, личностный интерес, опыт, мудрость. О мотивации в ХХ веке много говорил известный Абрахам Маслоу (довольно известный факт - А. Маслов эмигрировал в США из Одессы): знаменитая теперь на весь мир психологическая пирамида Маслова предполагает, что «мотивация основана на потребностях». Если потребностей у ребенка нет, не будет и мотивации. Неплохо бы вспомнить об этом и в еще одном важном проблемном аспекте – приобщении детей к чтению (об этом ниже).
Вспомним о сказанном выше в части записок и поговорим о том, как помочь маленькой личности осознать эти самые потребности. Очевидно, что для этого вы должны хорошо знать особенности своего ребенка, его мотивацию, желания, потребности. Для этого поможет такой несложный, казалось бы (но как часто в семьях им пренебрегают), прием, как игровая «техника малого разговора»; это ни что иное, как разговор по душам, внимание к ребенку. На это нужно зарезервировать время ежедневно и искренне «разговаривать» систематически, а не периодически. Обязательно искренне, ибо ребенка вы не обманете; он сам бессознательно, интуитивно видит фальшь, и разбирает вас по косточкам. Хотите «взрослую» аналогию рассматриваемого вопроса? Пожалуйста! Задумайтесь, почему, как правило, мы выносим больше всего полезной информации не из докладов и статей, а из обсуждений, живого общения, «закулисных разговоров по теме, в паузах kaffee break. Общение с интересным человеком может дать еще больший эффект, чем специально организованный урок, симпозиум, семинар. Это то самое, что в свое время описывал еще «Лев наш Николаевич Толстой» как бессознательное образование, то есть такие навыки, которые мы впитываем, не понимая, что получаем.
Итак, дорогой читатель, родитель, коллега, позвольте предложить вам некоторые выводы в качестве резюме.
• Ежедневно разговаривайте с ребенком, искренне интересуйтесь новостями в его жизни, через разговор вы поймете о переживаниях маленькой личности и сможете вовремя воздействовать на ситуацию.
• Побуждайте ребенка самостоятельно размышлять, задавайте вопросы, ответив на которые, он найдет ответ и на беспокоящие его темы. Помните Сократа: я знаю, что ничего не знаю, не потому, что не знаю, а потому, что тебе не скажу. Давай найдем решение вместе. Так вы станете друзьями.
• Если ребенок капризничает, это не означает его «ненормальность». Наоборот, если вы захотите, то увидите, что такие дети талантливы, они не похожи на других, и… никогда не повторяются в своих действиях, находя все новые и новые ходы и формы. Многие, даже педагоги, к сожалению, привыкли искать легких путей, и своим невниманием загоняют таких детей в еще большую уверенность собственной правоты – как единственно возможной – в их нетривиальной ситуации. Вместо этого попробуйте оказать ему недостающее внимание, похвалить, мотивировать, и вы увидите, что результаты не заставят себя ждать. Американец Дейл Карнеги говорил «создайте человеку хорошую репутацию ,и вы увидите как он постарается ее поддержать». Это же реально работает и в воспитании детской личности.
• Читательский интерес ребенка, что бы не утверждали оппоненты в некоторых научных школах, можно совершенно реально можно измерить. Если ввести в этом контексте понятие «коэффициент читательского интереса», то он может иметь вполне осязаемую формулу, которая достойна последующего изучения: количество добровольно прочитанных книг – в числителе, количество книг, не вызвавших интереса (отклика, непопулярные книги) – в знаменателе, и все это помноженное на период времени. Другими словами – исходное воспитание, личностная мотивация и опыт чтения, количество прочитанных книг и их темы, поставленные цели и время, затраченное на чтение – все это слагаемые успеха в приобщении ребенка к чтению. Отсюда прямо следует, что родительский пример (привязанность, привычка) чтения книг – с большой долей вероятности передается по наследству.
______________________________________________

Вы не слышали о новинке 2011 года - летающих рыбках? Просто замечательные игрушки, которые вызывают бурю эмоций и восторга не только у ребятишек, но и у взрослых. Летающие акулы и рыбки William Mark Flying Shark Air Swimmers скоро можно будет приобрести в интернет-магазине «Fish-Air». Там уже сейчас можно сделать предзаказ и купить для детей потрясающий подарок на Новый год. Удачи вам и процветания!