28.05.16 |

Разработка урока «История происхождения имени и фамилии» по курсу «Человек и мир» в 1-м классе

Очень полезно перед устройством на работу почитать отзывы о работодателе. На сайте "Правда сотрудников" вы сможете прочитать множество отзывов о интересующих вас компаниях, например, росинтеграция отзывы сотрудников, поделиться опытом работы в своей фирме. Предупрежден - значить вооружен!
__________________________________
Тема урока. История происхождения имени и фамилии.
Цель урока.
Формировать у детей понятие о жизни как наивысшей ценности, а каждого человека – как уникальную и неповторимую личность. Продолжать ознакомление с историей происхождения имени и фамилии, моральными нормами и способствовать правовой социализации первоклассников в семье и вне ее.
Развивать умение устанавливать родственные связи, обогащать словарный запас учащихся; умения анализировать, выделять главное и отличное.
Воспитывать семейные и патриотические чувства: любви, почитания и сочувствия к своим близким, особенно стареньким и немощным или больным.
Ожидаемые результаты. После этого урока ученики смогут:
понимать значение слов «заботиться», «имя собственное», «почтительный», «род, родня, семья», «уникальность», «неповторимость»;
в жизненных ситуациях заботиться о своей семье, уважительно относиться к каждому человеку;
уметь устанавливать родственные связи;
Тип урока. Урок формирования новых знаний.
Содержание урока.
I. Организационно-психологический этап. Объявления установки на работу
Станьте, дети, вы ровненько,
Улыбнитесь  хорошенько.
Все садитесь на места,
Пусть урок пройдет не зря.
II. Актуализация опорных знаний учащихся. Повторение изученного материала.
Беседа на воспроизведение и уточнение изученного материала
- Тебе нравится твое имя?
- Хотел бы ты, чтобы тебя назвали иначе? Как?
- Знаешь ли ты, что имена «растут» вместе с детьми? Докажите это.
- Что такое имя отчество?
- Назовите свое полное имя и отчество.
- Какие имена и отчества у твоих родителей?
- Что означает имя каждого из вас?
Практические упражнения.
Работа над скороговоркой (парная работа).
В орешнике орехи орешками увешаны -
Оксана и Тимошка встряхивают орешки.
Внимательно послушайте стишок про имена мальчиков,
- Кто дал имена этим детям?
Знаете, друзья, как имя возникает?
И откуда происходит? И что означает?
Вот Костя, например, - это значит постоянный,
Кирилл – хозяин, а мужественный – Саша,
Степан – это венец, а бодрый – Гриша.
Петя – это камень, храбрый - Андрей,
Самый большой – Максим, защитник – Алексей.
Не наши слова звучат в этих именах,
Дали имена нам чужие племена.
А наши ты найдешь с корнем -слав-,
Смотри – Святослав, Владислав, Мирослав.
- А кто может объяснить, что значит «дали имена нам чужие племена»?
- Так, дети, много имен пришло к нам из других языков. Например:
имена - Андрей, Александр, Алексей, Николай, Ирина, Анатолий, Дмитрий, Тарас, Евгений, Екатерина. – из греческого;
Михаил, Мария. Тамара, Иван, Анна, Захар, Илья, Елизавета, Матвей, Назар – с еврейского;
Сергей, Виктор, Константин, Виктор, Валентина, Юлия, Регина, Виталий – с латинского;
Алина – с немецкого,
Руслан, Тимур, Нона – с арабского.
3). Работа над именами.
а) Легенда про полевой цветок василька.
Дети посмотрите на этого мальчика (показываю рисунок мальчика с короной на голове).
Почему его так нарисовал художник? Какое у него имя? Так, Этого мальчика зовут Василий, что с греческого означает «царь». Это имя настолько полюбилось людям, что многие родители дали его своим детям и даже подарили полевому цветку. Вот как об этом рассказывает легенда.
Жил себе на свете красивый парень Василий. Пошел он однажды косить рожь.
И так понравился полевой Русалке, что она захотела видеть его каждый день. Итак, и превратила юношу в красивый цветок «василек». И каждое лето, когда в поле созревает рожь, синеют между ними цветы – васильки. (Показываю рисунок.)
2) Определение имен, что является названиями цветов.
А какие вы знаете цветы, которые стали именами людей?
(Пастушья сумка, васильки, лилии, мальвы, маргаритки, розы - Григорий, Василий и Василиса, Лилия, Мальвина, Маргарита, Роза.)
Повторение понятия «тезка» и правильного обращения к взрослым и друзей. Задание 3.
Где Саша, а где Александр Иванович?
Подберите созвучные мужские и женские имена. (Виктор – Виктория, Валентин – Валентина, Валерий – Валерия, Евгений – Евгения, Ярослав – Ярослава, Василий – Василиса, Михаил – Михайлина).
Физкультминутка.
III. Сообщение темы урока.
- Итак, сегодня мы будем изучать историю происхождения имени и фамилии.
IV. Изучение нового материала.
Подготовка к восприятию нового материала.
Чтение письма Центаврика с помощью приема слежения. Просмотр презентации к уроку. Задача 1.
- Прочитай письмо Цинтаврика. Дай ответ на вопрос, от какого названия происходит имя Центаврика?
Повторение о создании украинского имени, отчества и фамилии. Выбор правильного ответа. Задание 2.
Повторение правил этикета: кому – «ты», а кому «вы»? Задание 3
- Обратитесь ко всем трем женщинам на первом фото, при условии, что они тезки. (Валечка, Валентина, Валентина Петровна). Где семья?
Повторение правописания ФИО. Исправление ошибок Незнайки. Задание 4.
Упражнение «Фотоаппарат». Задание 5.
Фамилия – семейное имя.
Объяснения учителя.
- Современная фамилия, как и полное официальное наименование человека, что состоит из имени, отчества и фамилии,— явление нового времени. В давние времена наши предки назывались одним словом. Но это было неудобно. Потом - двумя словами, потом – тремя. Фамилия – семейное название человека (родовое имя), которое он получает после рождения или в браке и передает своим потомкам. Как правило, фамилию ребенок получает от отца. Но, став взрослым, девушка, выходя замуж, а парень, вступая в брак, могут выбирать: взять фамилию не свою, а своей жены или своего мужа. В каждом имени заложено его сокровенное значение. Немало фамилий связано с различными профессиям: Бондарь – тот, кто изготовлял бочки, Стельмах – тот, кто мастерил телеги, Гончар – тот, кто производил что-то из глины, Скляр – стеклил окна, Мельник – перемалывал зерно в муку, Кузнец –ковал в кузнице;
местами проживания: Полтавец, Козинец, Харковець, Уманец, Канивец, Коломиец, Хоролюк, Дончик, Лубенченко;
бытовыми предметами: Гвоздь, Колбаса, Свекла, Лебеда, Корж, Житник, Пирог, Паляниченко, Кулеш, Водица, Ноженко;
чертами внешности: Белоус, Лысый, Криворучко, Длинношеяя, Безбордько, Черненко, Курносенко. Этих признаков очень-очень много! Интересный, полон неожиданностей и находок мир фамилий!
Украинские фамилии, как правило, заканчиваются на -енко, -ук, - юк. Давайте. найдем такие фамилии и в нашем классе. (Анищенко, Карпенко, Коршенко, Федченко, Цыганенко, Остапенко, Стешенко, Терлюк, Кормилец и т.д.)
Физкультминутка для глаз
Подготовка к чтению новой справки от бортового компьютера Адаптера.
Словарная работа. Задание 6.
а) Упражнение «Воздушные шарики».
б) Просмотр видеоролика. Работа над толкованием слов «имение», «земельные владения», «владелец», «совместное».
Задание 6.
в) Упражнение «Сорока и Черепаха». Задание 7.
Работа над справкой от бортового компьютера Адаптера. Задание 8.
Слушание аудиозаписи с помощью приема слежения.
- От какого слова произошла фамилия нашего Тараса Григорьевича Шевченко?
Беседа по содержанию текста справки.
- Как образуются украинские фамилии?
- На что указывают фамилии украинцев?
- Какие фамилии давали мужчинам на Запорожской Сечи?
IV. Осознание, расширение и закрепление нового материала.
Выполнение тестового задания от Почемучки. Задача 9.
Работа над правилом. Развитие памяти. Задача 10.
Фамилия – семейное имя, то есть имя, общее для членов определенной семьи.
Работа над изюминкой от Эврики.
Слушание аудиозаписи. Задача 11.
Расширение понятия «популярный».
Логическое задание на установление соответствия связей фамилии и профессии. Задача 12.

Где здесь Гончаренко? Кравец? Бондаренко? Коваленко?
Исследования.
Связано ли происхождение твоего имени с определенным ремеслом?
С чем связана твоя фамилия?
Расспросите ваших родителей о происхождении вашего имени и фамилии.
V. Итог урока.
Вот и закончился урок,
И звенит для вас звонок!
Все успели поработать,
И пора нам отдыхать!