14.11.11 |

Особенности развития одаренных мальчиков и девочек

Особенности развития одаренных мальчиков и девочек
Рассматривая проблему одаренности, невозможно не коснуться такого аспекта, как ее особенности у детей разного пола. Хотим мы того или нет, но в обществе в разной степени есть стереотипы: существует определенный "образ мужчины" и "образ женщины", то есть какими они должны быть, какие черты иметь и даже какие профессии выбирать.
Стереотипизация по половому признаку особенно вредна для одаренных детей, поскольку они в большей степени сочетают в себе свойства, характерные как для своего, так и для противоположного пола (психологическая андрогиния).
Часто оказывается, что творчески производительные мужчины имеют "женские" черты (например, чувствительность), а женщины - "мужские" (например, независимость). Такое соединение, как правило, расширяет диапазон общечеловеческого и раздвигает рамки стереотипов.
Маргарет Мид описала так называемую "двойную цепь ожидания", которое связывает мальчиков и девочек, : мальчиков учат добиваться успеха, а девочек демонстрировать, что они ничего не добиваются и сосредоточены на домашних проблемах и семье. В этом случае мальчик-неудачник и счастливая девочка никогда не будут избраны представителем противоположного пола.
Особенно в этом смысле сложно одаренным девочкам. Чтобы развить свои способности, им нужная активность, страсть к познанию, самоутверждению, готовность к успешной карьере, а в них культивируют зависимость, пассивность, умение хозяйствовать. Примером для них часто являются собственные матери.
Чаще всего процветает составляющая женского страха - опасение, что мужчины не принимают преимущества и лидерство женщины. Особенно ярко это проявляется так: девочки вдруг резко останавливаются в своем прогрессивном развитии и даже "возвращаются" назад в возрасте 11-14 лет, когда начинает появляться интерес к противоположному полу.
Достаточно большой вклад в этот феномен дает привлечение девочек (в большей степени, чем мальчиков) к ведению домашнего хозяйства, на что тратится много времени.
Среди факторов женского страха процветать Хорнер (США) также называет: неуверенность в себе, что выражается в заниженной самооценке и уровне профессиональных домогательств, и отсутствие примера (девочка, девушка редко встречает женщину-наставницу). Следует отметить, что особенную роль в поддержке одаренных девочек играет отец.
Одаренные мальчики, которые обнаруживают "женские" черты, сталкиваются с массой трудностей и отбрасываются окружающими, в том числе родителями. Например, мальчик, который стремится заниматься в балетной школе, рискует вызвать в свой адрес возмущение собственного отца, который будет явно недоволен такими устремлениями сына.
Конечно, сознание людей постепенно продвигается вперед и рамки социальных стереотипов расширяются. Родители и педагоги одаренных детей должны утверждать равенство психологических возможностей детей рядом с общедоступностью образования.
______________________________________________________
Сколько вы знаете диет для похудения...Я лично думала, что их существуй 5 или, в крайнем случае, 10... А нет!!!??? На сайте netkilo.ru я насчитала их примерно около 100: творожная, углеводная, водная, и даже суповая диета для похудения ... Чего там только нет, выбирай любую и худей на здоровье.

Роль семьи и отношений родителей в жизни одаренного ребенка

Роль семьи и отношений родителей в жизни одаренного ребенка
Первооткрывателями одаренности детей являются родители. Они исполняют самую главную роль в становлении и развитии не только одаренности ребенка, но и его личности.
Иногда родители не замечают одаренность своих детей (это бывает, например, если ребенок первый и единственный) или сопротивляются причислению своих детей к одаренным ("Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть она лучше будет нормальной"), начинают излишне "эксплуатировать" способности ребенка и помещают ее в искусственные условия (например, лишают возможности общаться с однолетками).
Все это ложится дополнительным грузом на плечи ребенка, ведь в какой-то момент он сам открывает свою одаренность и понимает, что чем-то отличается от других.
Очень важно в этот момент поддержать ребенка, показать, что его особенность - это нормально, что он имеет на это право и, конечно, что вне зависимости от того, или будет он обнаруживать свои таланты в дальнейшем или нет, все равно его любят (о важности позиции родителей, взаимоотношениях в семействе и их влиянии на дальнейшую жизнь ребенка написанное огромное количество книг, психологических и художественных).
Родительское открытие одаренности собственного ребенка должно рождать радостное ожидание и готовность решать связанные с этим проблемы. Задача заключается в том, чтобы вовремя найти верный момент, правильные слова и примеры для ребенка, чтобы он имел здоровое самовосприятие, потому что представление о самом себе - это во многом кристаллизация того, как на нас реагируют другие люди.
Проведенные в Чикаго (1979) исследования показали, что самооценка высокоодаренных младших школьников ниже, чем в трети их ординарных одногодков, а социальная уверенность ниже, чем в четверти. В связи с этим еще раз хочется подчеркнуть, что одарены дети более чувственные и уязвимые в социальном плане, потому важно, чтобы в первую очередь родители формировали у них адекватное отношение к себе.
Следующим наиболее ответственным моментом в жизни одаренного ребенка является его поступление в школу, особенно если это не специализированное, а обычное учебное заведение.
Ребенок может стать изгоем, потому что одноклассники будут "мстить" ему за то, что он более умный и более талантливый, чем они, а у учителей "нестандартный" ребенок скорее всего будет вызывать раздражение, поскольку они привыкли ориентироваться на средний уровень. В данном случае ничто не сможет заменить родительской поддержки и поощрения.
Следовательно, родителям необходимо:
принимать детей такими, какие они есть, а не рассматривать их как носителей талантов;
опираться на собственные силы и позволять ребенку самому искать выход из сформированной ситуации, решать каждую задачу, которая ему по силам, даже если сами могут делать это лучше и быстрее;
не давить на ребенка в его школьных делах, но всегда быть готовыми прийти на помощь в случае потребности;
точно рассчитывать момент и степень реакции на потребности ребенка (если ребенок поставил вопрос, то не поддаваться искушению рассказать о предмете все, что они знают сами, а только дать ответ).
______________________________________________________
Вчера попробовала приготовить цветную капусту, запеченную в молочном соусе. Рецепт взяла на сайте для родителей "Малютка". Там, кстати говоря, очень интересные рецепты для детей разного возраста. Такая вкуснятина получилась, что даже дочка, которая напрочь отказывалась кушать цветную капусту съела порцию в один присест.

Одаренные дети: психологические проблемы развития, учебы и воспитания

Одарены дети: психологические проблемы развития, учебы и воспитания
Как известно, педагогическая психология является комплексной дисциплиной. Грамотно реализовать образование, развитие и воспитание учеников в условиях семьи и школы можно только при условии совершенной осведомленности возрастных особенностей ребенка, динамики его развития в интеллектуальном и личностном плане
Контрольные вопросы:
1. Природа одаренности и ее основные виды.
2. Психологические характеристики одаренности.
3. Психосоциальные аспекты одаренности.
4. Семейство и одаренный ребенок.
5. Одаренные мальчики и девочки.
6. Работа с одаренными детьми в школе.
Четко фиксированного понятия одаренности в литературе нет. Как правило, одаренность определяется с помощью каких-то параметров или феноменологических проявлений. Да, К. Текекс считает, что одаренность в основном определяется тремя взаимозависимыми понятиями: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными. О.Йоголевич считает, что к одаренности более логически относиться как к взаимосвязи значительного (как минимум, выше среднего) интеллекта, интенсивных творческих или физических способностей и эмоционально-волевой направленности.
Наиболее сложные вопросы в общей проблеме одаренности :
Как выделить одаренных детей (какие параметры и критерии брать за основу)?
Что делать, чтобы развить у одаренных детей их дар (кто и как должен их учить, где это надо делать: в специализированных заведениях или ребенку стоит создавать условия для развития "на месте").
Одаренность многогранна, и, по определению комитета по образованию США (Mariland, 77), она может быть установлена профессионально компетентными людьми в соответствии с такими параметрами: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные результаты в одной или больше отраслях (интеллектуальные способности, специфические способности к учебе, творчеству, изобразительному или исполнительскому искусству, психомоторные способности).
Проблемы диагностики одаренности
Одаренность, как правило, определяется путем изучения сферы ее проявления, интеллектуального диапазона (совокупности интеллектуальных возможностей), сферы наивысших достижений в реализации способностей, уровня физического развития, уровня работоспособности, мотивационного обоснования и его отражения в эмоциональном настроении и волевой ретивости растущего человека. То есть диагностика одаренности в первую очередь опирается на результаты производительной деятельности итоги олимпиад, конкурсов, соревнований, данные психолого-педагогических исследований).
Кого же можно считать одаренным? В литературе встречаются утверждения, что только 2-6 % людей можно считать одаренными. Многочисленные же исследования показывают, что с задатками одаренности, способностью к эффективной плодотворной деятельности рождается каждый психически нормальный человек. А вот направленность и степень одаренности разные. Дальнейшая судьба дара зависит от микро-, мезо- и макросреды, где живет и формирует свое "я" человек. Стоит заметить, что в диагностике одаренности критерий опережения (опережающего развития) не универсален.
Кроме того, пока недостаточно выяснено, как связаны высокие достижения детей и их эмоциональная привлеченная: что является причиной, а что следствием.
Сейчас существуют конкретные программы отбора одаренных детей в разных отраслях знания и творчества.
Для выявления одаренных детей наиболее широко применяются стандартизированные методы измерения интеллекта, среди которых преимущество отдается тем, которые позволяют определять уровень когнитивного и языкового развития ребенка (шкала интеллекта Стенфорд-Бине; векслеривская шкала интеллекта для дошкольников и младших школьников; тест Слоссона для измерения интеллекта детей и взрослых и др.).
Разработаны также стандартизированные тесты достижений для школьников, предназначенные для выявления детей, которые имеют исключительные способности в основных учебных дисциплинах, : чтении, математике и природоведении (стенфордський тест достижений для начальной школы; тесты общей подготовленности (Мосс).
Стандартные тесты на перцептивно-двигательное развитие обнаруживают детей дошкольного возраста с исключительно хорошо развитыми двигательными способностями (тест на основные двигательные навыки; тест на двигательно-зрительную координацию; тест Пурдьє и др.).
Существуют стандартные тесты, которые дают оценку социальной компетентности и зрелости детей дошкольного возраста, определяют уровень их личностного развития и навыка общения с другими людьми (вайлендская шкала социальной зрелости; калифорнийская шкала социальной компетентности дошкольников и др.).
Оценка творческих способностей детей проводится на основе методик Торренса. Причем в качестве одной из ведущих характеристик творчества рассматривается скорость (легкость), гибкость, оригинальность и точность мышления, а также воображение (тесты Торренса на художественно-творческое мышление, на вербальное творческое мышление; творческие способности в деятельности).
В отечественной психологии вопроса диагностики и развития креативности обстоятельно рассмотрены в работах Д. Богоявленской.
К. Текекс рассматривает такие возможные показатели одаренности :
возможность и способность в трехлетнем возрасте следить за двумя и больше событиями, которые происходят;
способность прослеживать в раннем детстве причинно-следственные связи и делать выводы;
отличная память, ранняя речь и абстрактное мышление;
умение широко пользоваться накопленными знаниями;
умение ставить вопрос и создавать сложные грамматические конструкции;
повышенная концентрация на чем-либо, степень углубленности в задачу;
нелюбовь к готовым ответам;
повышена электрохимическая и биохимическая активность мозга.
Некоторые психологические особенности одаренных детей
Что касается психосоциального развития, то одаренным детям, как правило, свойственны такие черты:
сильно развитое чувство справедливости, которая проявляется слишком рано;
очень яркое воображение, в котором вымысел и реальность сливаются воедино;
хорошо развитое чувство юмора (любят не соглашаться, игру слов и т. п.);
попытки разрешать проблемы, которые им не по силам;
преувеличенные страхи и чрезмерное восприятие невербальных проявлений чувств окружающими, то есть повышенная уязвимость и ранимость;
всепоглощающее любопытство и разнообразность интересов;
иногда прерывают взрослых, не дослушивают ответ на поставленный вопрос, потому что любят самостоятельно "докапываться" до сути.
Физические характеристики одаренных детей так же разнообразны, как и сами дети. Два стереотипа-соперника: худой, маленький и бледный "книжный червь" в очках и крепкий, высокий, здоровый и красивый в сравнении с однолетками ребенок далекие от истины.
Можно сослаться только на некоторой грани одаренность, о которой часто вспоминают исследователи. Замечено, что очень часто одарены дети в детстве больше не спят, чем спят. А вот навыки тонкой моторики, ручной работы у одаренных могут быть менее развиты по сравнению с познанием. Это важно учитывать, потому что неравенство в сравнении с нормами развития часто ведет к раздражению, которое проявляется со стороны взрослых, и роста зависимости поведения ребенка.
______________________________________________________
Вы наверное знаете наверняка, что наше с вами здоровье напрямую зависит от того, что мы употребляем в пищу. Современная действительность и экология все чаще заставляет нас об этом задумываться. Я вот недавно вспомнила, что у нас когда-то был молочный гриб. Слышала, что он имеет много полезных свойств. Более подробную информацию узнала здесь и если честно была поражена. Никогда бы не подумала, что при помощи молочного гриба можно бороться с угревой сыпью и ожирением.