14.07.14 |

Развитие творческой личности младшего школьника

Дети наиболее чувствительны к неадекватным оценкам справедливых и негативных воздействий со стороны взрослых и сверстников. Все это обусловило необходимость выработать и претворять на практике стратегию развития детей в направлении креативного мышления. 
Учитывая это целесообразно работать над решением таких задач. 
1. Развивать познавательные и творческие способности учащихся: наблюдательность, способность увидеть необычное в обычном; воображение, умение фантазировать, изменять объекты; речь, образное мышление; любознательность, познавательный интерес. 
2. Создавать благоприятные условия для раскрепощения детской фантазии. Стоит вспомнить правильную мысль известного детского писателя Джанни Родари: чтобы дети научились думать, они прежде всего должны научиться придумывать, то есть у них должна быть свободная мысль. Все это обусловливает необходимость формировать у ребенка умение управлять процессом творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций, поэтому на каждый учебный год четырехлетней начальной школы планирую работу над конкретной проблемой, которая направлена на ведущую идею. 
I этап (I класс). Определение начального уровня креативности детей с помощью тестирования, наблюдения за учащимися, работа с родителями, развитие наглядно-действенного мышления учащихся. 
II этап (2-3 классы). Развитие креативности на уроках языка, чтения, естествознания, введение факультативного курса «Творчество». Этот этап направлен на развитие причинного мышления.
III этап (4 класс). Направлен на развитие эвристического мышления, использования проблемных ситуаций высокой степени неопределенности; обобщения накопленного опыта; итоговое тестирование и выработка рекомендаций для учителей среднего звена. 
На первом этапе предлагаю детям задания, связанные с наглядно-действенным мышлением: составить чистоговорки; определить лишнее слово; назвать различия; сгруппировать слова; определить объекты по описанию возможных действий с ними; разгадать ребус, кроссворд; решить анаграммы; прочитать деформирован текст. 
Второй этап предусматривает развитие причинного мышления, в этот период у детей важно формировать: умение предвидеть последствия взаимодействий объектов и явлений. На факультативных занятиях интересно такое задание: назовите как можно больше событий, которые могут произойти из-за названной причины. (Представь, что ты можешь уменьшиться до размеров муравья, или представить себя высотой З м. Придумай историю о своем удивительном перевоплощении). 
Следующим шагом на этом этапе обучения: устанавливать логику причинно-следственных отношений. (На уроке природоведения целесообразным будет предложить продолжение предложения: «В горах нельзя шуметь, потому что ...», «Птицы полетели на юг, потому что ...», «Птицы начали вить гнезда, потому что ...») . Уместными будут упражнения на понимание и применение образного сравнения (аналогии). (На уроках украинского языка объяснить, что означает: «Мальчик, будто тополь», «Учитель, как грозовая туча», «Трава, как ковер», «Ноги, как ватные»). Вопросы типа: «Почему из темной тучи идет дождь, а из облака - нет», «Почему масло тает на раскаленной сковородке?», «Почему вода превращается в лед?» - Помогают научить детей формировать правила и законы. 
Этот этап предусматривает также развитие креактивности на основе прочитанного. Лучше всего для этого подходят специальные разделы в «Чтении» каждого класса. Во 2-м классе - это «Я хочу сказать свое слово», в 3-м классе - «Возьму перо и попробую», в 4-м классе - «У каждого есть своя певучая страна». 
Детям предлагаю такие виды творческих заданий. 
1. Комбинирование (известные элементы вступают в новые связи). Например, на уроке чтения во 2-м классе представить встречу с табуном белогривых облаков (В. Лучук «Село облачко на коня»): - Куда они летят? Кого догоняют? Что произошло бы, если бы ежик-репейник из рассказа В. Артамоновой встретился бы с «белыми мухами» из стихотворения М. Рыльского и т.д. 
2. Прием переноса типовых действий с одного объекта на другой (звери, растения, выполняют человеческие действия). Так, изучая в 3-м классе рассказ «Ветрячок» И. Сичовика, можно предложить учащимся от имени Витряка составить рассказ об окружающей среде. Или представить себя жирафом из стихотворения В.Войтович и пофантазировать о том, почему у него такая длинная шея. 
3. Прием перевоплощения одних образов на другие (перенос обстоятельств современной жизни в прошлое или далекое будущее). Этот прием можно использовать, работая над рассказом В. Сухомлинского «Поющее перо» в 4-м классе. Он поможет увлечь учеников и побудить их к труду.
___________________________________
Люди говорят: "Мой дом - моя крепость". Но насколько эта "крепость" действительно гарантирует безопасность зависит от прочности и качества дверей. Киевская компания Aprio вот уже 15 лет занимает лидирующие позиции на рынке дверного бизнеса. Салон-магазин компании предлагает широкий ассортимент дверей, гарантирует вам оперативность выполнения заказа и долговечность приобретенного изделия.