17.01.11 |

Конспект занятия : УПРАЖНЕНИЕ В ЧТЕНИИ СЛОГОВ С БУКВАМИ Аа И Яя. ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МЕДВЕЖОНКА

Скоро, вот уже совсем скоро прозвенит последний школьный звонок и наступит пора поступления в ВУЗы. Моя дочь в прошлом году поступала в университет и я не знаю, какой бы был результат тестирования, если бы  не репетитор английского языка . Четыре месяца занятий дали больший результат, чем 8 лет изучения языка в школе.

______________________________________________________
Тема: УПРАЖНЕНИЕ В ЧТЕНИИ СЛОГОВ С БУКВАМИ Аа И Яя. ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МЕДВЕЖОНКА
Цель: совершенствовать навык чтения слогов с буквами АаиЯя.
Задачи: способствовать формированию интереса к. чтению, правильного поведения в гостях, развитию у детей познавательных психических процессов - внимания, мышления, речи, фонематического слуха; совершенствовать навык чтения слогов с буквами Аа и Яя в различных ударных позициях.
Оборудование: звуковые кубики, предметные картинки, набор карточек.
Ход занятия 1. Чтение трехсложных слов.
- Сегодня мы приглашены в гости к медвежонку на день его рождения и принесли ему праздничную открытку.
Педагог показывает открытку, на которой слово «Поздравляем!» написано по частям, по площади всей открытки.
-Интересно, что же на ней написано? Прочитайте слово, пальчиком показывая последовательность слогов и букв.
Дети прочитывают слово.
- Вы любите играть? Тогда поиграем. Игра называется «Сестренки и братишки».
Перед вами на столе кубики. Возьмите и разложите кубики на четыре группы. В одну группу положите слоги с буквой А, где согласные звуки звонкие: МА, РА, В А, ГА, ДА, БА, ЗА, ЛА, НА.
В другую - слоги с буквой А, где согласные звуки глухие: ПА, ФА, КА, ТА, СА, ХА. Эти две группы звуков - «братишки», они произносятся твердо.
В третью группу положите слоги с буквой Я, где согласные звуки звонкие: БЯ, ВЯ, ГЯ, ДЯ, ЗЯ, ЛЯ, МЯ, НЯ, РЯ.
В четвертую - слоги с буквой Я, где согласные звуки глухие: ПЯ, ФЯ, КЯ, ТЯ, СЯ, ХЯ. Эти две группы звуков мы назовём «сестренками», они произносятся мягко.
У «братика» А фамилия АЯ. А у «сестренки» Я фамилия АЯ.
У каждого «братика» А есть «сестрёнка» Я.
У «братика» ДА есть две «сестрёнки». Где будете их искать: среди звонких или глухих звуков? (Среди звонких, так как слог ДА звонкий.) ,
- Прочитайте, какая у них фамилия. («ДяДАдя».) -Найдите всем «братикам» их «сестрёнок», а «сестрёнкам» - «братиков».
У «сестрёнки» БЯ два «братика»: БА. Где будете их искать? Ответы детей.
- Прочитайте, какая у них фамилия. («БАбяБА».) Дети находят и прочитывают все «фамилии».
-Кроме нас на день рождения к медвежонку пришли ещё гости. Отгадайте, кто это:
Длинное ухо, комочек пуха, Прыгает ловко, любит морковку.
Показать предметную картинку с изображением зайчика.

- Зайчик принёс для медвежонка букву Й. В слове «зайчик» есть звук, который обозначает эта буква. Где он находится: в начале, середине или в конце слова? (В середине.)
- А какой это звук: гласный или согласный? (Согласный.)
- Этот звук твёрдый или мягкий? (Мягкий.)
- Сколько частей в слове «зайчик»? Что нужно сделать, чтобы это узнать?
Дети хлопают в ладоши два раза.
- Так сколько же частей в этом слове? (Две.)
- Определите ударный звук. Какой звук мы говорим протяжно, выделяя голосом? Позовите зайчика: «За-а-а-йчик, иди к нам!».
Дети повторяют.
- Какой звук ударный? (Звук [а].)
- Кто ещё приехал к медвежонку?
1) По чаще идёт он,
Таёжный хозяин
-Валежник ломает,
Пчёл разоряет.
Избегает он дороги,
Зиму он лежит в берлоге.
Отгадку знаешь?
Ну, ответь!
Кто в
берлоге спит? ...
(Медведь.)
2) Показать предметную картинку с изображением медведя

-Медведь принёс для медвежонка букву Ь. Мягкий знак обозначает мягкость согласного звука, стоящего перед ним.
- В слове «медведь» буква Дд обозначена звуком [т']. Где находится мягкий звук [т']: в начале, середине или в конце слова? (В конце.)
-Определите, сколько частей в слове «медведь»? Что для этого нужно сделать? (Хлопнуть в ладоши.)
- Сколько раз хлопните в ладошки? (Два.)
- Определите, сколько в этом слове гласных звуков. Для этого произнесите слово «медведь» и прислушайтесь, какие звуки произносим плавно, протяжно, нараспев.
Дети произносят слово: «Ме[и-и-и]две[э-э-э]-д[т]ь».- Какие звуки вы произнесли плавно, протяжно? (Звуки [и],
Значит, сколько гласных в слове «медведь»? (В этом слове два гласных звука.)
-Определите ударный звук. Для этого позовите медведя: «Ме[и]две-э-э-ть, иди к нам!».
Дети повторяют.
-Какой звук мы говорим протяжно: первый гласный звук или второй? (Второй гласный звук [э] - он ударный.)
-Итак, второй гласный звук [э], а обозначен он буквой!?. Помните, какая «хитрая» буква 2Г?
- А кто ещё пришёл к медвежонку?
Кто с высоких тёмных сосен В ребятишек шишку бросил? И в кусты через пенёк Промелькнул, как огонёк?
Показать предметную картинку с изображением белки.

- Белка принесла для медвежонка букву Б. В слове «белка» буква Бб обозначает звук [б']. Определите, где он находится: в начале, середине или в конце слова? (В начале.)
- А какой это звук: гласный или согласный? (Согласный.)
- Этот звук твёрдый или мягкий? (Мягкий.)
- Сколько частей в слове «белка»?
Дети хлопают в ладоши и определяют количество частей в слове.
- Сколько раз хлопнули в ладошки? (Два.) -Определите ударный звук - позовите белку: «Бе-э-э-лка,
иди к нам!».
Дети повторяют.
- Какой звук мы говорим протяжно, выделяя голосом? (Звук)
-Ещё один гость торопится к медвежонку. Кто это? Отгадайте:
Лежала между ёлками Подушечка с иголками. Тихонечко лежала -Потом вдруг убежала!
Показать предметную картинку с изображением ёжика.


- Ежик принес для медвежонка букву Ж. В слове «ёжик» буква Жж обозначает звук [ж]. Где он находится: в начале, середине или в конце слова? (В середине.)
-А какой это звук: гласный или согласный? (Согласный, так как произносится с трудом, мешают зубы.)
- Этот звук твёрдый или мягкий? (Твёрдый. Звук [ж] всегда твёрдый.)
- Сколько частей в слове «ёжик»? (Две - хлопнули в ладоши два раза.)
- Определите ударный звук - позовите ёжика: «Ё-о-о-о-жик, иди к нам!».
Дети повторяют.
- Какой звук мы говорим протяжно, выделяя голосом? (Звук [о] - он ударный.)
3. Игровая часть (развиваем внимание, мышление).


- Он тоже, как Заля и Заня, умеет читать, но не умеет разговаривать. Хотите узнать его имя? Возьмите два кубика.
Дети берут кубики со слогами ЗЯ и НЯ.
- Определите, сколько частей в этом слове. Дети два раза хлопают в ладоши.
- Сколько раз хлопнули в ладоши? (Два.)
- Значит, в слове две части. Определите ударный звук. Для этого позовите: «Зя-[а]-[а]ня, иди к нам!».
Дети повторяют.
- Какой звук тянем, выделяя голосом? (Звук [а].)
- Произнесите еще раз имя инопланетянина с ударным звуком [а].
Дети произносят: «ЗЯня».
- А теперь произнесите то же имя так, чтобы ударной была другая гласная. Позовите: «Зяня-[а]-[а], иди к нам!».
Дети повторяют.
- Произнесите ещё раз имя инопланетянина со вторым ударным звуком [а].
Дети произносят:
-Инопланетянин очень хочет познакомиться с каждым из вас. Выложите из кубиков своё имя.
Дети под руководством педагога выкладывают при помощи кубиков свои имена.
- Наш гость принес для вас задание на внимание.
Педагог кладёт на стол 8—10 картинок с изображением игрушек

- Посмотрите на них внимательно. Вы закроете глаза, а я уберу (или поменяю на другую) одну картинку.
Дети закрывают глаза ладонями, а педагог убирает или меняет одну картинку на другую.
- Открывайте глазки и определите, что изменилось.
- А сейчас - задание на сообразительность.
Педагог кладёт на стол пять групп одинаковых картинок.
- Найдите закономерность в расположении картинок.


Педагог помогает детям положить картинки в первый столбик и предлагает выложить их во второй столбик так, чтобы рядом не было одинаковых картинок.
4. Итог занятия.
- Что нового узнали?
- Что интересного было на занятии?