14.10.2014 |

Урок музыки "Черты характера человека, которые изображает музыка"

Тема: Черты характера человека, которые изображает музыка.
Цель: Подвести детей к выводу, что музыка может не только выражать различные чувства и настроения, но и изображать портреты людей и черты их характера. Послушать произведение Д. Кабалевського “Три подружки”.
Разучить украинскую народную песню “Украинка я маленькая”.
Музыкальная физкультминутка.
Динамика.
Приобретение элементарных умений и навыков художественно-творческой деятельности, формирование художественного мышления.
Формирование культуры художественного восприятия, способности к переживанию и пониманию искусства.
Развивать интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, музыкально-творческие способности, эмоциональное восприятие, внимание, музыкальный слух, певческие голоса, мышление, память.
Воспитывать любовь и интерес к музыке, желание слушать ее и исполнять. Воспитывать художественные, музыкальные, эстетические вкусы.
Тип урока: углубление.
Оборудование: фортепиано, магнитофон, диски, портреты девушек, портрет композитора
Д. Кабалевского.
Ход урока
- Организационный момент.
- Повторение:
1) Как называется тема № 2?
2) Какое музыкальное произведение мы слушали на прошлом уроке?
3) Какую песню исполнили?
4) Что может музыка выражать и изображать?
( разное настроение и чувства, явления природы)
5) Какими знаками записывается музыка?
6) Где записываются ноты?
7) Как называется этот знак
8) Какие звуки он нам открывает?
- Ой, гляньте! Письмо! Интересно - от кого он?
(читаю: от Буратино)
Послушайте, что он пишет:
“Дорогие друзья!
Помогите мне, пожалуйста, разобраться с таким вопросом: может ли музыка изображать портреты людей и передавать черты их характера?”
- Ну, что? Поможем Буратино?
Дети: Да.
- А у нас как раз тема урока сегодня: Черты характера человека, которые изображает музыка.
Скажите, пожалуйста, как называют человека, который пишет портреты людей?
Дети: Художник.
- Может ли художник в картине передать настроение или характер человека?
Дети: Да, может.
- А как он это делает?
(ответы детей)
- Художник изображает настроение на лице человека. Посмотрите на эти портреты. (цепляю на доске портреты девочек: Злюка, Плакса, Шалунья)
Что вы можете сказать про этих девочек?
( дети описывают их настроение)
- А может ли музыка нарисовать портреты этих девочек?
Дети: Да. ( Нет).
- В инструментальных произведениях рассказать о человеке сложно. Однако есть немало красивой и выразительной музыки, в которой метко передано внешность людей, их характеры и чувства.
Композитор, словно художник, “рисует” звуками “музыкальные портреты” детей и взрослых.
Сейчас мы послушаем произведение российского композитора Д. Кабалевского “Три подружки”.
Послушав три небольшие пьесы, вы определите настроение и характер музыки, подберете портреты в музыкальных пьесах, а потом мы вместе придумаем им имена.
Вспомните, как мы слушаем музыку?
Дети: Тихо и спокойно.
Слушаем:
Плакса: грустно, печально, жалобно, плаксиво, тихо, медленно.
Шалунья: весело, радостно, бодро, ритмично, танцевально, громко, быстро.
Злюка: резко, грубо, твердо, четко, сдержанно.
(По ходу слушания подбираем портреты девушек.)
- Что же, давайте, определим, как же зовут девушек.
Девочку, которая все время плачет, зовут Плакса, веселую девочку зовут Веселушка или Шалунья, а сердитую девочку зовут Злюка.
Удалось ли композитору музыкой нарисовать портреты девочек?
Дети: Да, удалось.
- С помощью чего ему это удалось?
Дети: разнообразные звуки, настроение, темп, ритм.
- А еще помогла ему в этом динамика.
Динамика - это сила звучания музыки.
У нас в классе вы можете увидеть самые разнообразные динамические оттенки.
(показываю на стендах)
Плакса звучит тихо, что на музыкальном языке означает p.
Шалунья звучит громко, что на музыкальном языке означает f.
Злюка звучит очень громко, что значит ff.
С этими знаками мы постепенно будем знакомиться на примерах музыкальных произведений.
- Что же, я думаю, мы помогли Буратино.
- Музыкальная физкультминутка.
- А теперь сделаем ритмическую разминку (хлопаю в ладоши различные ритмические рисунки, а дети повторяют).
Распеваемся.
- Сейчас я познакомлю вас с новой песней - это украинская народная песня “Украинка я маленькая”.
Определите, какое настроение передает музыка.
Пою.
- Разучиваем.
- Играем в игру “Исполнитель и слушатель-критик”.
- А теперь сделаем сопровождение к песне нашими инструментами (показываю и рассказываю, кто и как играет)
Итог:
Что мы послушали?
Может ли музыка изображать портреты людей?
Какую песню мы разучивали?
О чем поется в песне?
- Урок закончен. До свидания.
_________________________________________
Хотите знать все последние свежие новости Никополя , тогда заходите на бизнес - портал "Никополь Онлайн".