26.12.09 |

Сценарий праздника: Рождественское чудо

Действующие лица 
Мальчик-ведущий
Девочка-ведущая
Император Август
Три писаря
Три пастуха
Ангел
Три волхва

На сцене в музыкальном зале школы устроен макет пещеры – вертеп, внутри которого встроен диапроектор для демонстрации слайда с иконой Богородицы с Младенцем на руках; над вертепом – подсвеченная электрической гирляндой Вифлеемская рождественская звезда; неподалеку от пещеры стоит наряженная самодельными игрушками и конфетами рождественская елочка.

Дети занимают свои места в зале под звуки аудиозаписи рождественских песен и колядок в исполнении детского хора.

Ведущие (взрослые) открывают праздник.

Девочка-ведущая
Здравствуйте, дорогие ребята, дорогие гости! С праздником всех вас!

Мальчик-ведущий
С Рождеством Христовым!

Девочка-ведущая задает вопросы детям-зрителям.

Девочка-ведущая
Хорошо ли вам известно, что это за праздник? Поднимите руки, у кого из вас дома есть Рождественская елка. Справляли дома Рождество? Пироги, наверное, пекли и всякие сладости кушали? Так вкусно и весело было в каникулы, что и про телевизор забыли, и про школу не вспоминали?

Мальчик-ведущий
Праздничные дни продолжаются и сейчас, и называются они святочные дни, или – святки. Так называются двенадцать дней праздника после Рождества Христова.

Девочка-ведущая
Как чудно Господь утешает нас в эти дни: земля укрыта белым пушистым снегом, все в природе как будто замерло в созерцании чуда Рождения Спасителя.

Мальчик-ведущий
На душе у нас в дни праздника светло и чисто: Сам Богомладенец Христос касается наших сердец, и они трепещут от радости и ликования, которым нет конца.

Девочка-ведущая
Праздника святого солнышко взошло!

Хор исполняет песню "Рождество"
(сл. неизв. автора, муз. А. Паутова)

Рождество
Пушистый снег покрыл поля,
Покрыл дремучий лес,
Уснула тихим сном земля,
Померкнул свод небес.

Сегодня отдых от труда,
Забвенье всех забот…
Зажжется первая звезда,
И к нам Христос сойдет.

Сойдет, чтоб в каждую семью
Внести покой и мир,
Всем благость проявить свою,
Устроить детям пир.

Девочка-ведущая
Две тысячи лет назад в далекой стране Палестине, в городе Вифлееме произошло удивительное чудо, родился необыкновенный Младенец. Исполнились предсказания пророков: в мир пришел Спаситель. Вот как это было.

Верхний свет в зале выключается, горят только небольшие светильники и лампочки гирлянд.

Мальчик-ведущий
Римский император Август хотел узнать, сколько у него подданных и повелел произвести перепись народа. Каждый человек должен был записаться в том городе, откуда он был родом.

Под торжественные звуки клавесина появляется Август.

Действие первое.
(Сцена с императором Августом)

Август
Сколько же звезд на небе?! И не сосчитать! Несчитанное число звезд на небосводе! А если начать считать, то, пожалуй, всем моим астрономам и жизни не хватит. Да-а-а, неизвестное число!(Пауза).

А в моем государстве сколько подданных? Тоже неизвестное число… Это что ж такое получается? Император не знает сколько у него в империи живет людей! Нехорошо…Подданных то у меня гораздо даже больше, чем звезд на небе! А как же узнать, как пересчитать? Чтобы их сосчитать хотя бы до половины, и тысячи лет не хватит! А что если все-таки попробовать.

– Эй, писари! (Включается свет в зале, вбегают три писаря и становятся за спиной Августа.) Повелеваю переписать всех жителей Римской империи поименно! И поторопитесь, чтоб к утру управились! А не то…!

Август покидает сцену, включается сумбурная музыка, писари начинают общаться с залом.

1-й писарь
Тани – руки вверх подняли!

2-й писарь
Оли-Коли – закричали!

3-й писарь
Лены-Светы – в ладоши похлопали!

1-й писарь
Ну, а Сережи – ногами потопали!

2-й писарь
Димы и Юры – слегка зашуршали!

3-й писарь
Те, кто Наташи – немного привстали!

1-й писарь
Кати и Даши – тихонько мяукнули!

2-й писарь
Саши и Леши – дружно аукнули!

3-й писарь
Про кого мы не сказали
И сегодня промолчали,
Как единая семья,
Давайте крикнем дружно – "Я!"

В течение минуты звучит энергичная музыка, после выключения которой все писари собираются вместе, как будто сводят воедино результаты переписи.

Все писари
Готово!

Писари убегают со сцены.

Действие второе.
(Сцена с пастухами)

Звучит тихая музыка (скрипка).

Девочка-ведущая
Жили в то время в Палестине Пречистая Дева Мария и святой старец Иосиф. Городом их предков был Вифлеем, куда они и отправились.

Мальчик-ведущий
Дорога была долгой и путники очень устали. В Вифлееме они не могли найти дома, где бы их приютили. Уже ночью на окраине города Иосиф с Марией увидели пещеру, где во время непогоды укрывались пастухи и их скот. Обрадованные путники вошли в пещеру.

Девочка-ведущая
Там и родился у Пресвятой Девы Божественный Младенец – Господь наш Иисус Христос. Счастливая Мать запеленала Своего Сына в белые пелены, положила Его в ясли – кормушку для скота – и поклонилась Ему. А холодная пещера стала, как небо: она наполнилась светлыми Ангелами, которые пели радостные хвалебные песни своему Творцу и Господу. Ночь была тихая и ясная. Никто в городе не знал о Рождестве Христовом, все спали. Только пастухи пасли свои стада в поле. А на небе среди обычных звезд сияла новая, по-особому яркая звезда.

Появляются дети-пастухи. Звучит шумовая фонограмма "Овечье стадо".

Для инсценировки сцен с пастухами и волхвами использован сокращенный и адаптированный вариант пьесы В.М. Тихомирова "Царь Ирод" (М.: Кругъ, 1992).

Ребенок-чтец
Посмотрите-ка,
Вон они, пастухи овечьи,
Меж собою ведут речи.
А вот звезда!
Пастухам она является,
Пастухи звезде удивляются.

1-й пастух
Ой, глядите-ка! Звезда!

2-й пастух
Где звезда?

3-й пастух
Поглядите вон туда.

Все три пастуха вместе
Вот это да!

1-й пастух
И какая же большая-
пребольшая, золотая,
Золотая да пресветлая!

2-й пастух
То звезда непростая.

3-й пастух
А какая? Волшебная?

1-й пастух
Не волшебная, а святая.

2-й пастух
Ой, поглядите-ка,
Кто там над нами!

1-й пастух
Да ведь это, похоже –
Ангелы Божьи!

2-й пастух
Кажется, на землю спустились.

3-й пастух
Ой, глядите, Ангел идет по земле,
Как по небесам, – к нам!

Ангел
Я Божий Ангел, пастырей кликаю,
Возвестить им хочу радость великую:
Народился наш Спаситель, Господь,
Воплотился в человеческую плоть.
На земле и в небесах торжество,
Христа Бога нашего Рождество!
И вы, пастыри, пойдите к Нему,
Поклонитесь Ему!

1-й пастух
Мы пойдем сегодня,
В Рождество Господне,
Мы пойдем к Нему
Поклониться Ему.

2-й пастух
Мы пойти-то пойдем
Хоть сейчас,
Только нет у нас
Для Младенца подарочка.

3-й пастух
Нет ни шерсти клочка.

2-й пастух
Ни зимой молочка.

3-й пастух
Нет и сыру овечьего.

2-й пастух
Подарить-то нечего!

Ангел
Нет у вас ни молока,
Ни шерсти, ни сыра.
Зато есть у вас радость и вера!

Пастухи (радостно)
Мы пойдем к Нему
Поклониться Ему
С нашей верой и радостью.

Ангел
Я же, Ангел, покажу вам дорогу
Ко Христу Богу...
Вот он, город Вифлеем,
Что известен будет всем.
А вон там вертеп-пещера.
Крепка ли ваша вера?

Пастухи
Крепка!

Ангел
Ну, тогда в вертеп войдите,
На Младенца поглядите,
Чуду подивитесь,
Богу поклонитесь!

На экран, оформленный как вход в пещеру - вертеп проецируется слайд иконы Богородица с Младенцем Христом.
Пастухи направляются к вертепу.

Пастухи (хором)
Мы пойдем, пастухи,
Чуду подивиться,
Богу поклониться.

Ангел
Я же, Ангел Божий,
Встану здесь на страже.

Под песню "Рождественское чудо" пастухи подходят к вертепу, кланяются и тихонько уходят.

Рождественское чудо
Рождество Христово весь мир празднует,
Взрослые и дети поют радостно.
Всему свету во спасенье
Бог родился в Вифлееме.

Принесем дары свои к вертепу
Чистые сердца и песню эту.
Пусть рождественское чудо
С нами следует повсюду.

Действие третье.
(Сцена с волхвами)

Фонограмма: шум ветра.

Ребенок-чтец
А вот идут три волхва-царя,
Меж собою говоря.

Появляются дети в костюмах волхвов.

1-й волхв
Мы – мудрецы.

2-й волхв
Мы пришли издалёка.
С севера.
И с востока.

3-й волхв
Добрались до юга.
Встретили друг друга.

1-й волхв
Нас вела звезда.
Привела сюда.

2-й волхв
Оказал Господь нам честь –
Ниспослал нам весть:

3-й волхв
Ныне должен народиться,
Должен появиться
Божий Сын, Царь царей!

Ребенок-чтец
Он родится в Вифлееме?

Волхвы
Да.

Ребенок-чтец
Будет царствовать над всеми?

Волхвы
Да.

Ребенок-чтец
Вас к Нему ведет звезда?

Волхвы
Да!

1-й волхв
Мы идем к Нему
И несем Ему
Наши царские дары.
Я несу Богу в дар – миро.

2-й волхв
Я несу Богу в дар – ладан.

3-й волхв
А я несу Богу в дар – злато.

Ребенок-чтец
Что же вы, стоите?
Вы теперь к Нему поспешите,
Дары поднесите.
Пойдите поклониться
Тому, Кто народился!

Волхвы
Мы пойдем, цари поторопимся,
Христу Богу поклонимся.

Ребенок-чтец
Вот уходят три царя,
Хвалу Господу творя.

1-й волхв
Мы, цари, идет втроем,
Хвалу Господу поем.

2-й волхв
Господь народился не во княжьем доме,
А в хлеву воловьем в яслях на соломе.

3-й волхв
Господь народился не в богатой хате,
Иисус Ему имя, а Мария – Мати.

1-й волхв
"Баю-баю-баю" напевала Мати,
Ей же подпевали ангельские рати.

2-й волхв
Воссияло Солнышко во яслях на сене –
Народился Божий Сын миру во спасенье.

3-й волхв
Ты, Мария-матушка, радости причина,
Попроси у Господа, вымоли у Сына
В жизни подмогу,
В рай нам дорогу,
Будем петь мы: слава Богу!

Все дети
Слава! Слава! Слава Богу!

Волхвы подходят к пещере и приносят свои дары Младенцу Спасителю под звуки песни.

Хор исполняет песню "Ночь тиха"
(сл. А. Фета, муз. монахи Капитолины).

Ночь тиха
Ночь тиха, по тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.

Ясли тихо светят взору.
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник.

И над Ним горит высоко
Та звезда далеких стран:
С ней несут цари Востока
Злато, смирну и ладан.

Ведущий-ребенок
Пришло Рождество,
Начинаем торжество!
С нами звезда идет,
Молитву поет!

Все артисты и чтецы выходят на сцену и вместе исполняют песню "Рождество" (сл. И. Рутенина, муз. монахини Капитолины).

Рождество
Под свечами трепещут иголки,
Словно пылью светясь золотой,
И увенчана славная елка
Голубой Вифлеемской звездой.

О, звезда Иисуса! Не гасни!
К нам иди за верстою верста:
Православное сердце, как ясли,
Ждет рожденья младенца Христа.

Веселится за окнами вьюга,
И подняв кружевные крыла,
Возвещают снежинки друг другу,
Что Мария Христа родила.

Действие четвертое.
(Сцена с елочкой)

Ведущая
Есть у нас на празднике, ребята, рождественская елочка. Украшена она не обычными игрушками, а самодельными. А еще висят на этой елочке сладости и маленькие подарочки для тех, кто хочет прочитать стихи о празднике Рождества Христова.

Каждый прочитавший стихотворение получает маленький сладкий приз с елки.

1-й ребенок-чтец
Сочится синий свет в окно,
Похрустывает ельник,
Все ожидания полно
В рождественский сочельник.

Встает звезда из-за лесов.
Сердечко так и бьется!
Осталось насколько часов –
И Рождество начнется!
Н. Орлова


2-й ребенок-чтец
Я листаю календарь,
За окном скрипит январь,
Машет мне, суровый,
Веткою еловой.

Сердце чутко замирает,
В воздухе – лилово.
Зимней сказкой наступает
Рождество Христово.

Дома – елка и подарки.
В храме – свет сияет яркий
И Рождественский тропарь
С клироса летит в алтарь.
С. Высоцкая

3-й ребенок-чтец
Мама елку украшает,
Зреют в печке пироги.
Скоро свечки замигают
Под звездою из фольги!

Снег пушинками кружится
У окошка моего.
Будем вместе веселиться:
Елка! Праздник! Рождество!
И. Рутенин

4-й ребенок-чтец
Рождество Христово!
На душе светло!
Праздника святого
Солнышко взошло.

Небеса так ясны,
Белый день в ночи:
То Младенцу в ясли
Шлет звезда лучи!

Стало плотью Слово
Ради наших бед:
Рождество Христово –
Вечной жизни свет!
В. Афанасьев

5-й ребенок-чтец
Мы на даче в лес пошли.
Елку чудную нашли:
Она такая ладная,
Елочка-красавица,
Она как будто рада нам,
Как будто улыбается!

До свиданья, лисы, волки!
Мы с собой увозим елку!

На санях ее везем
По тропе еловой
И от радости поем
"Рождество Христово…"
Н. Орлова

Дети могут читать любые другие знакомые стихи о зиме, о празднике.

Ведущая
Стихов вы много знаете и хорошо читаете их, а вот загадки зимние сможете ли отгадать?

Зимние загадки

Снег на полях, лед на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?
(Зимой)

Скатерть бела весь мир одела.
(Снег)

Странная звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла и пропала.
(Снежинка)

Старик у ворот
Тепло уволок,
Сам не бежит,
А нам стоять не велит.
(Мороз)

Ее всегда в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
(Елка)

Ведущая
А теперь хотите поиграть? Игра называется "Чего на елке не бывает?". Я буду называть вами разные предметы, если вы услышите название елочных игрушек, надо поднять вверх руку и сказать "Да". Если буду называть то, чего на елке не бывает, надо сдержаться и промолчать. Постарайтесь не ошибиться. Готовы?

Вот и праздник наступил,
Каждый елку нарядил.
Кто, ребята, подтвердит –
На ветвях ее висит:

Звездочка-верхушка?..
Звонкая хлопушка?..
Петенька-петрушка?..
Мягкая подушка?..

Белые снежинки?..
Яркие картинки?..
Шар из паутинки?..
Старые ботинки?..

Плитки-шоколадки?..
Кони и лошадки?..
Зайчики из ватки?..
Варежки-перчатки?..

Красные фонарики?..
Хлебные сухарики?..
Яркие флажки?..
Шапки и платки?..

Яблоки и шишки?..
Васькины штанишки?..
Вкусные конфеты?..
Свежие газеты?..

Затем ведущие поют вместе с детьми песню "Святочные дни".

Святочные дни
Радостны бываем
В ночь под Рождество,
Елку зажигаем
В это торжество.

Прыгаем, резвимся,
Песенки поем
И подарки с елки
Детям раздаем!…

Дружно веселимся
В святочные дни!
Так для нас проходят
Радостно они!

Все выступающие
Слава! Слава! Слава Богу!

Хор и зрители исполняют песню "Рождество Христово"
(сл. П. Синявского, муз. П. Синявского).

Рождество Христово
Во владеньях инея и снега
Расцвели хрустальные сады.
К нам в окошко с праздничного неба
Льется свет Рождественской Звезды.
Расцвели хрустальные сады,
Льется свет Рождественской Звезды.

Возле елки снова,
Возле елки снова
Торжество, торжество –
Рождество Христово,
Рождество Христово,
Рождество, Рождество.

В каждый терем, в каждую светёлку
Златокрылый ангел прилетел,
Он зажег рождественскую елку
И на нас с улыбкой поглядел.
Златокрылый ангел прилетел
И на нас с улыбкой поглядел.

Возле елки снова,
Возле елки снова
Торжество, торжество –
Рождество Христово,
Рождество Христово,
Рождество, Рождество.

Снится нам в рождественский сочельник
Вереница праздничных чудес.
Сам Господь в чудесных облаченьях
К нам с тобой спускается с небес.
Вереница праздничных чудес
К нам с тобой спускается с небес.

Возле елки снова,
Возле елки снова
Торжество, торжество –
Рождество Христово,
Рождество Христово,
Рождество, Рождество.

Всем зрителям и гостям в зале дарятся самодельные плоские открыточки из картона (в форме кружочка, изображающего елочный шарик) с мудрыми святоотеческими изречениями на обороте.

Под аудиозапись рождественских колядок дети расходятся по классам для праздничного чаепития.

Воспитание будущего читателя

Введение в программу;Чудо, имя которому — детская книга
Кузьменкова Е. М., Рысина Г. М.

Детская книга при всей ее внешней простоватости — вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины. Удивительное искусство — детская книжка!
Л. Токмаков

Тяга к книге появляется у детей, как правило, в раннем детстве. Почему это происходит? Может быть, интерес к книге возникает потому, что она дает возможность действовать и пальчикам, и ушкам, и глазкам, и язычку, доставляет удовольствие и при рассматривании, и при перелистывании, и при слушании.

Кроме того, книга удовлетворяет две одновременно существующие в ребенке потребности: к неизменному, стабильному и к новому, незнакомому. Книга — величина постоянная. Ребенок — переменная. Малыш берет книгу в руки в любое время — а она все та же. Происходит самопроверка, самоутверждение. Дети же меняются не только ежегодно, но и ежечасно — разные настроения и состояния, и вот уже "постоянная величина" открывается им по-новому. Радость открытия! Но у каждого ребенка есть в любимой книге и свой "стоп-кадр" — желание еще и еще раз услышать именно этот кусочек текста, рассмотреть именно эту картинку.

Книга — это и возможность общения со взрослыми. Через их речь, интонацию воспринимаются сюжет, характеры, настроения. Можно вместе переживать, веселиться и быть надежно защищенными от злого и страшного.

Наверное, есть немало других причин, объясняющих любовь малышей к чуду, имя которому — детская книга. Ее тайна остается с человеком на всю жизнь. И в любом возрасте при встрече с книжкой своего детства нас охватывает радостное, трепетное чувство. "Ах, какие это были книги! У них было не только содержание, у них были и внешность, и запах, и вкус — незабываемые..." — пишет Т. Тэффи в рассказе "Книги".

По мере взросления ребенка меняются способы работы с книгой, приобретаются определенные навыки: рассматривание, слушание, перелистывание, "чтение", "лопотание", воспроизведение ранее услышанного текста в соответствии с иллюстрацией, фантазии на темы рисунков.

Все это складывается в копилку, необходимую будущему читателю. Но, чтобы появился Читатель, способный на сотворчество с писателем и иллюстратором, необходима тактичная помощь чуткого взрослого.

Литературно-художественное развитие дошкольников

Я лирных звуков наслажденья
Младенцем чувствовать умел.
А.С. Пушкин

Читатель начинается с колыбели. Ритмы первых песенок, рифмы фольклорных потешек, поэзия народных сказок приобщают младенца к художественным произведениям. Уже к двум годам дети — талантливые исследователи слова, они с удовольствием повторяют полюбившиеся строки, с легкостью их запоминают. Чуткость к поэзии, тяга к рифмованию, к сочинительству, к слушанию и рассматриванию книг, желание выразить свои впечатления от книги в слове, в перевоплощении, в рисунке — замечательные свойства детей в возрасте от 2 до 5 лет. Помочь малышам развивать эти способности и призвана разработанная нами система занятий с дошкольниками.

Эта программа направлена на привитие привычки, интереса и любви к книге, на литературное развитие малышей. Под литературным развитием понимается развитие, необходимое для деятельности в сфере словесного искусства. Мы исходим из того, что существуют специальные литературные способности: понимание образной художественной речи, богатство словарного запаса и чувство языка, эмоциональное реагирование на поэтическое слово, способность мыслить словесно-художественными образами, легкость возникновения творческого состояния (в частности, сострадания, сопереживания, сочувствия) и др.

Основные задачи каждого занятия:

- прививать детям навыки слушать, слышать и воспринимать художественные тексты;

- дать возможность наслаждаться звуком, словом, музыкой стиха;

- помочь увидеть за словами образ и передать его в разговоре, рисунке и движении;

- научить сочетать слушание с другими видами деятельности: звукоподражанием, проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, перевоплощением, разыгрыванием по ролям.

Важными в своей работе мы считаем раннюю социализацию детей и просветительскую работу с родителями.

Приходя в библиотеку, ребенок встречается с новой для него предметной средой: стеллажи, столы для чтения и... книги, книги, книги. Кроме того, здесь его встречают незнакомые взрослые люди — будут ли они добры, заметят ли, какой я? Приходят незнакомые дети — какие они, можно ли с ними подружиться? Поэтому на каждом занятии мы стараемся по нескольку раз назвать каждого ребенка по имени, в игровой форме просим детей познакомиться с героем книжки — назвать свое имя, радуемся каждому члену семьи, с кем ребенок приходит на занятие.

Деловое общение (совместное слушание, повторение, разыгрывание по ролям, подвижные игры и др.) дает малышу возможность наблюдать реакцию ровесников, слышать их высказывания, смотреть, как они входят в образ, перевоплощаются, двигаются. Пробовать все это самому, сравнивать, добиваться, чтоб хорошо получилось. Радоваться успехам.

Одно из условий, которое мы ставим на первом родительском собрании, — обязательное присутствие и участие в занятии любого взрослого члена семьи, включая старших сестренок и братишек.

С ними малыши чувствуют себя защищенно, становятся более раскрепощенными. Должно пройти время (для каждого ребенка разное), когда отпадет потребность в присутствии "своего" человека. Взрослые на занятии — не только психологические защитники, но и помощники педагога, и одновременно "учащиеся", так как постигают разнообразие детской литературы, узнают новых авторов, знакомятся с литературно-педагогическим анализом текста, приемами работы с книгой.

О приемах, которые мы используем при каждой встрече, идет разговор с родителями на собрании, а с детьми — на первом занятии с рабочим названием "Введение в систему". Выделим основные приемы, используемые на вводном занятии:

Литературный герой. На разных занятиях он приходит из разных книжек: Кисонька-Мурысонька из фольклорной песенки, Машина из стихотворения Валентина Берестова, Королевская дворняжка, она же "Умная собачка Соня" из веселой сказки Андрея Усачева...

Но особую роль играет литературный персонаж, которому суждено стать связующим звеном на всех занятиях. Детские книги дают нам для этого массу вариантов. Главное, чтобы этот персонаж был любим, узнаваем, мог бы знакомить детей с книжками, задавать вопросы, реагировать на высказывания, устраивать игры и поощрять.

Для группы детей 3 - 4 лет мы взяли себе в помощники домовенка Кузьку из книги Т. Александровой "Кузька", а для группы 4 - 5 лет — Мальчика-Колокольчика из сказки В. Одоевского "Городок в табакерке".

Колокольчик. Звук колокола (колокольчика) всегда играет значительную роль в наших занятиях: влечет, созывает, завораживает, помогает привлечь внимание детей, переключить их с одного вида деятельности на другой, успокоить. Мы настраиваем детей на то, чтобы при звуке колокольчика они смотрели на человека, который его держит. Звоном колокольчика в начале и в конце занятия мы собираем детей в круг.

Круг. Круг — это возможность всем посмотреть друг на друга, взяться за руки и почувствовать себя своим среди ровесников. Не разрывая круга, можно его расширять, сужать, двигаться влево и вправо. В кругу поются приветственная и прощальная песенки.

Песенки. Это зачин и концовка занятия. Слова и мотив (почти речитатив) должны быть немудреными:

Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!
Мы рады, мы рады вам! (2раза)
Очень мы рады Ирочке,
Очень мы рады Алешеньке...

Называем каждого, сопровождая имя улыбкой, и наблюдаем, как светлеют лица: меня назвали, ко мне обратились, я здесь желанный. Иногда удовлетворение прикрыто смущением.

Не расходясь из круга, расцепив руки, мы начинаем работать пальчиками.

Пальчики. Мелкая моторика в наших занятиях — важное звено. Сначала мы поднимаем два пальчика — как ушки у зайчика. Потом опускаем их вниз — получаются ножки. Пальчиками-ножками мы ходим по разным сказкам (по осенней, медвежьей, кукольной — в зависимости от темы занятия). "Прогулка по сказке" — это еще и просмотр книжных иллюстраций: остановка, пальчики топчутся на месте, а глазки рассматривают картинки, замечают нарисованных на них людей и животных, улавливают цвет и сюжет. Пальчики не выдерживают и показывают в книжке все, что видят глазки. В течение занятия мы работаем с пальчиками несколько раз.

Слушание. Слушание на наших занятиях сочетается с другими видами деятельности. При чтении стихов мы стремимся донести до детей красоту поэтического слова, мелодию, ритм и настроение стиха.

Короткие фольклорные песенки, заклички, потешки, авторские четверостишия — хороший материал для совместных повторов, заучивания.

Сказки народные и литературные, поэтические и прозаические — это внимание к сюжету, создание образов.

Слушание, как правило, чередуется со звукоподражанием, движениями, перевоплощениями, проигрыванием диалогов. Часто сказки читаются с опорой на иллюстрацию, с использованием игрушек, поделок.

Игры. Игры всегда органично включены в сценарий занятий и помогают созданию образа. Они разные: с пальчиковыми куклами и куклами на тросточках, с загадками, "искалочками", сюрпризами, с движениями ручками и ножками, с хороводами, беганьем и прыганием. К каждой игре заранее продумывается подбор литературного материала.

Музыкальное сопровождение. Очень часто на занятии звучит классическая музыка. Она помогает создавать настроение, вводит в атмосферу литературных произведений, способствует возникновению творческого состояния во время рисования. Аудиокассеты с детскими песенками мы включаем до начала и после окончания занятий, используем их при проведении игр. С песнями детям легче перевоплощаться, двигаться.

Каждое занятие — это погружение детей в литературную среду, в атмосферу художественного слова, образа, в мир звуков, ритмов и рифм. Для этого мы в первую очередь используем богатый, отшлифованный временем фольклорный материал — шедевры народной поэзии и педагогической мудрости. Ведь в потешке, в сказке, в песенке ребенок проходит систему воспитания средствами искусства слова.

Фольклорные истоки, как правило, имеют и литературные произведения, отобранные нами для чтения вслух, для проигрывания и заучивания. Авторские стихи и стихотворные сказки также помогают малышам прививать вкус к родному языку, развивать чутье к его звуковым красотам.

Прозаические произведения представлены либо сказкой (Т. Александрова), либо лаконичной миниатюрой (Л. Толстой), либо лирическими зарисовками (М. Пришвин). Жанр рассказа используется в программе редко, что обусловлено возрастными особенностями восприятия.

Зарубежный фольклор и литературу мы всегда стараемся давать в лучших переводах детских поэтов (С. Маршак, Я. Аким, И. Токмакова, М. Бородицкая и др.), так как в данном случае слово переводчика влияет на развитие речи, на воспитание литературного вкуса.

Задачи, поставленные педагогом, могут быть общими для многих занятий, а могут быть специфичными для одного-двух. Но в любом случае следует внимательно отнестись ко всем этапам подготовки.


1. Отбор книг
Поскольку одна из наших задач — прививать детям интерес к книге, как к произведению искусства, необходимо показать им не только хорошую литературу и лучшие рисунки, но и познакомить с изданиями различного формата (от больших красочных сборников в твердых переплетах до книжек-малышек), с книжками-игрушками, книгами с плотными картонными страницами, звуковыми эффектами, запахами и т.д. Задача педагога — предоставить детям возможность услышать и увидеть лучшие фольклорные сборники, произведения мастеров разных времен и различных направлений (к примеру, в литературе: А. Пушкин, Ф. Тютчев, Л. Толстой, К. Ушинский, С. Черный, Н. Заболоцкий. К. Чуковский, С. Маршак, Д. Хармс, А. Барто, Б. Заходер, В. Берестов, М. Ясное и д.р.).

Книги, принесенные на занятия, должны не только соответствовать теме, но и привлекать внимание ребенка, вызывать у него потребность прикоснуться к ним, рассмотреть, узнать содержание. Тексты и иллюстрации должны обладать художественными достоинствами.

2. Литературно-педагогический анализ
Задача педагога — помочь детям глубже понять и почувствовать литературный материал. Для этого при подготовке к занятию он анализирует произведения и ставит перед собой конкретные педагогические задачи.

Разбирая образы и сюжеты, язык и стиль, нужно продумать:

- какие слова и строки следует объяснить или повторить;
- где задать четко сформулированный вопрос;
- в каком случае нужна соответствующая интонация, а когда следует использовать жесты, движения, игрушки;
- как подать сложный текст с расчетом на эмоциональное воздействие.

Литературу, предназначенную непосредственно детям, мы рекомендуем рассматривать с точки зрения ее доступности для понимания ребенком. Включая же в программу произведения "большой" поэзии (Н. Некрасова, А. Фета, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др. авторов), следует целиком полагаться на талант малышей поддаваться магии ритма, рифмы, художественного слова.

Художественные тексты воздействуют как на литературное, так и на общее развитие ребенка. Поэтому для решения каждой педагогической задачи подбираются определенные тексты. Приведем несколько примеров:

- для создания веселого настроения можно использовать стихотворение М. Яснова "Громкое утро"; для лирического — стихотворение А. Белого "Снега белей...";

- чтобы побудить детей к сопереживанию, состраданию, сочувствию, читаем сказки В. Берестова "Больная кукла", К. Чуковского "Айболит и воробей";

- для звукоподражания слушаем и повторяем фольклорную песенку "Кисонька-Мурысонька", рассказ Ю. Казакова "Жадный Чик и кот Васька";

- для стимулирования подражательных движений разыгрываем с детьми эпизоды из рассказа Е. Чарушина "Почему Тюпа не ловит птиц" ("Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!"), водим хоровод на слова фольклорной песенки "Мыши водят хоровод";

- для разыгрывания диалогов разучиваем стихотворение Г. Авдиенко "Зайчик, зайчик, где твой дом?", инсценируем сказку В. Бианки "Лис и мышонок";

- для игры в перевоплощения читаем стихотворение В. Маяковского "Кем быть" (изображаем самолет) и стихотворение В. Берестова "Честное гусеничное" (изображаем бабочек);

- для определения ощущений — например вкусовых — обращаемся к образу домовенка Кузи из сказки Т. Александровой (Кузька любит "олелюшечки" — ватрушки, пирожки и т.п.); для оформления представлений об осязательных ощущениях читаем стихотворение Б. Заходера "Что ты, еж, такой колючий";

- для развития способности "видеть" со слов читаем, изображаем движениями и рисуем стихотворение из вьетнамской народной поэзии:
"Шагает слоненок. Скорей погляди:
Хобот большой у него впереди...";

- для усвоения противоположных понятий учим стихи А. Введенского "Села кошка на окошко", Н. Заболоцкого "Как мыши с котом воевали" (тихо — громко); К. Чуковского "Котауси и Мауси", В. Татаринова "Кошка с собакой" (добрый — злой); проговариваем потешку "Ежик, ежик, чудачок, сшил колючий пиджачок" и рассказываем сказку "Колобок" (колючий — гладкий); читаем "Сказку про храброго зайца — длинные уши, короткий хвост" Д. Мамина-Сибиряка (длинный — короткий) и т.п.

Художественная литература для малыша — важное звено в освоении окружающего мира: она позволяет по-новому взглянуть на природу, на животных, на игрушки, на отношения между людьми.

3. Выбор иллюстраций
Выбор иллюстраций — важный момент в подготовке к занятию. О неразрывности текста и иллюстрации в детской книге единодушно заявляют и писатели, и художники. К. Чуковский сформулировал это так: "...наши стихотворения должны быть графичны, то есть в каждой строфе, а порою и в каждом двустишии должен быть материал для художника, ибо мышлению младших детей свойственна абсолютная образность... Стихи, печатаемые без рисунков, теряют чуть не половину своей эффективности".

Целая плеяда художников посвятила свой талант искусству детской книги. Детям будет полезно и интересно увидеть работы хороших и разных иллюстраторов, разнообразие стилей, игру красок, своеобразную привлекательность черно-белой графики. Поэтому в списках литературы мы стараемся указывать фамилию иллюстратора, чьи рисунки желательно показать малышам.

Подбирая рисунки, следует помнить, что они не только поясняют текст, но и активизируют фантазию, воображение, воспитывают эстетический вкус.

Необходимо продумать, в какой момент просмотра малышам потребуется помощь педагога:

- сосредоточить внимание на деталях, на цвете, на особенностях изображения;

- задать вопрос о внешнем виде, характере, настроении героя;

- уделить особое внимание картинам природы (например, поразмыслить, какого цвета зима, и увидеть не только белые, но и голубые, розовые, фиолетовые, а порой и черные краски);

- соединить наглядное и словесное изображения игрушки, зверюшки, пейзажа.

На каждом последующем занятии мы повторяем предыдущее. Задача повтора — закрепить материал, дать возможность детям рассказать то, что им запомнилось, а педагогам — проанализировать возможности и особенности восприятия различных детей.

Удовлетворяя потребности детей слушать многократно один и тот же текст, постоянно возвращаясь к знакомым книжкам, мы периодически делаем обобщающие занятия по 3 - 4 темам. В программе второго года занятий (для дошкольников 4 - 5 лет) умышленно повторяем некоторые стихи и сказки из программы первого года.

Опыт показал, что наши занятия помогают малышам постепенно овладевать и техникой чтения, и счетом, и чувством ритма. Но главное, они прививают чутье к родному языку, любовь к художественному слову, интерес к книге.

Рисование

Творческие силы маленького ребенка сосредотачиваются на рисовании не случайно, но потому, что именно рисование предоставляет ребенку этого возраста наиболее легко выразить то, что им владеет.
Л.С. Выготский

Первая часть занятия (30 минут)—литературно-игровая, вторая (равная по времени) — рисование. Тот образ, который создали дети, слушая и рассматривая книги, изображая литературных героев, двигаясь и проигрывая ситуации, они воплощают в рисунке.

Рисование для детей этого возраста — органическая потребность, канал, по которому может выявляться и реализовываться в материале внутренняя жизнь детской души. Еще не умея выразить себя словом, ребенок пытается невнятными каракулями отразить переполняющие его впечатления от жизни, прикоснуться к ней кончиками пальцев, по выражению французского психолога В. Бараля. Занятия изобразительной деятельностью заключают в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка — умственного, эмоционального, эстетического, моторного, трудового. В результате систематических занятий рисованием формируются воображение и память, развивается мелкая моторика руки и связанные с ней мышление и речь. Рисуя, ребенок постоянно анализирует, сравнивает, обобщает, абстрагирует - и это также формирует его мышление, пробуждает ассоциативные связи. Кроме того, рисование имеет психотерапевтический эффект для тревожных, невротических детей.

Конкретная же задача второй части каждого занятия, посвященной рисованию, — визуализация литературного образа, явления, персонажа, с которыми дети познакомились в первой половине занятия. Ребенок должен стать иллюстратором предложенного ему литературного материала. И это непростая, почти непосильная задача для ребенка 3—4 лет, когда его рука еще физиологически плохо развита, внимание и концентрация не сформированы и конкретное изображение ему еще не свойственно.

Отсюда вытекает следующая педагогическая задача: организовать, удержать внимание ребенка, прозанимавшегося уже 30—40 минут, помочь в овладении простейшими изобразительными навыками, научить приемам и способам изображения простых фигур и предметов, дать представление об изобразительном материале и инструментах.

Ребенок приобретает некоторые навыки и умения, постепенно совершенствуясь в них. Эти навыки помогают ему реализовать свои внутренние ощущения и представления и получать от занятий удовольствие.

На занятии обязательно присутствуют родители, как помощники педагога, но их участие в деятельности ребенка не должно выходить за рамки адресной технической помощи и психологической поддержки.

Основная форма работы во второй части занятия — рисование. Кроме этого, дети лепят, занимаются аппликацией и оригами. Это тематические занятия, рассчитанные на 30 - 40 минут, с разным для каждой возрастной подгруппы программным содержанием. В качестве объектов изображения выступают предметы, персонажи прочитанных книг, явления и состояния природы, времена года, продиктованные литературной частью.

Перед началом художественной части занятия дети произносят закличку:
"Раз, два, три, четыре, пять —
Будем сказку рисовать".

Тем самым они настраиваются на что-то необычайное, какое-то волшебство, когда на чистом листе вдруг возникает какое-то изображение.

Дети с родителями садятся за столы. Перед ними — альбомный лист, на котором они будут рисовать, акварельные краски, кисточка, баночка с водой и листок-палитра — все как у настоящих художников.

Чтобы сконцентрировать внимание детей, педагог звонит в колокольчик. Затем педагог делает короткое вступление, стараясь заинтересовать детей, пробудить в них эмоциональный резонанс. Дети охотно откликаются на вопросы педагога, направляющие их к размышлению над тем, как нарисовать тот или иной персонаж или предмет. Вопросами "На что это похоже? Какого цвета? В чем отличие? В чем сходство? Какое настроение?" — педагог вызывает живую реакцию детей на изображаемый предмет. Например, при изображении цыпленка педагог спрашивает: "Из чего рождается цыпленок?" Ответ: "Из яйца". Яйцо — это овал. Форма цыпленка похожа на овал. Рисуем несколько желтых овальчиков. К овалам пририсуем клювики, ножки. Полу чились цыплята. Цыпленок вырос — стал курицей. Курица — тоже овал, только большой. Пририсуем клюв, ножки, гребешок, хвостик. При показе педагог широко пользуется словом, называя каждое движение, выбирая доступные каждому возрасту приемы, опираясь на желание детей подражать взрослому.

Роль педагога — быть путеводителем. В меру своих сил ребенок повторяет за педагогом его рисунок, часто дополняя его своими деталями и меняя по своему желанию цвет и композицию. Дети совершенно свободны в своем желании самостоятельно нарисовать предлагаемый предмет или персонаж. Педагог дает только рисунок-схему, помогая ребенку в создании своего собственного образа, своего настроения. Это первая ступенька к обучению. Со стороны детей наблюдается скорее не подражание, а сотворчество, так как часто они своими рисунками подсказывают педагогу наиболее простой, обобщенный способ создания того или иного образа.

Уже на первых этапах возникает творческая атмосфера радости от результатов работы.

Метод, которым пользуется педагог, — это одобрение, похвала, только позитивная оценка. Главное — вдохновить, заметить достоинство в рисунке, ни в коем случае не сравнивать ни с кем, только с самим собой, со своими достижениями, создать доброжелательную атмосферу, чтобы ребенок ушел с занятий с чувством удовлетворения от сделанной работы.

В процессе занятий вырабатывается ряд постепенно усложняющихся приемов, и на каждом занятии используется накопленный ранее опыт, чтобы ребенок мог без труда повторить в своей работе.

Большое внимание, особенно на первых порах, уделяется правильной постановке руки, позе ребенка. Он постепенно учится пользоваться кистью, акварельными красками (акварелью рисуем без предварительной разметки карандашом), водой, палитрой, ориентироваться на листе бумаги. Знакомство с новым материалом для него — открытие.

Каждая возрастная группа занимается по своей программе. Трехлетние дети знакомятся с материалом, учатся узнавать краски, различать теплые и холодные цвета, овладевают изображением линий, штрихов, простых форм (пятно, круг, овал, прямоугольники), учатся делать несложные рисунки с помощью этих форм. Дети часто дополняют свои рисунки словами, в которых еще раз проигрывают изображенные образы.

В группе четырех лет дети учатся смешивать краски, получают понятие о спектре, учатся закрывать целиком фон, воспринимать настроение цвета. Движения руки становятся более преднамеренными.

При рассмотрении предмета, выполняющего роль натуры, мы обращаем внимание на расположение, цвет и форму его частей, выделяем общие признаки и характерные особенности. Постепенно развивается способность замечать, сравнивать, различать предметы.

При этом педагог продолжает напоминать, как правильно держать кисть, как пользоваться краской. В процессе работы педагог старается подойти к каждому ребенку и индивидуально помочь, когда возникает в чем-либо затруднение.

После того как рисунок закончен, устраивается выставка, на которой рассматриваются все работы. Педагог в игровой форме ведет беседу с каждым ребенком, внимательно рассматривая его рисунок, находя для каждого слова одобрения.

Знакомясь с множеством книг, проиллюстрированных лучшими художниками, ребенок начинает относиться к книге как к эстетическому объекту. Иллюстрации в книге — это зачастую первые произведения изобразительного искусства, с которыми знакомятся малыши. Хорошие иллюстрации формируют вкус, способствуют художественному развитию, побуждают к творчеству.

Необходимо отметить, что предлагаемая программа — лишь поверхностная схема той работы, которую мы проводим. Во время занятий, когда видишь лица и глаза детей, их непредвиденную реакцию, часто импровизируешь, находишь новые повороты для подачи материала, новые решения для поставленной задачи и следуешь не столько программе, сколько голосу своей души.

Каждому, кто работает с детьми, известно, что готовый сценарий — это лишь материал, в который необходимо вдохнуть свою любовь и внести свое видение. Поэтому любой сценарий может быть изменен в соответствии с конкретными условиями, применительно к конкретным детям, может быть сокращен или разделен на два занятия (насыщенность материала вполне позволяет это сделать).

Для детей 3 - 4 лет программа построена по тематическому принципу. Темы условно сгруппированы в 5 циклов: волшебные существа, зверюшки и птички, игрушки, время суток, времена года.

Для дошкольников 4 - 5 лет программа построена по персоналиям: А. Пушкин, В. Одоевский, К. Чуковский, С. Маршак, Д. Хармс, Б. Заходер, В. Берестов, Г. Остер, А. Усачев.

В качестве педагогического обеспечения программы в издательстве "Либерея" вышли две книги под названием "Вместе с книжкой и игрушкой" — с элементами кукольного театра, текстами сценариев и методическими рекомендациями, а в журнале "Наш малыш" были опубликованы книжки-самоделки для совместной работы детей и родителей — каждая по форме определенного зверька ("Ежик", "Зайчик", "Слон"), со стихами о нем и списками рекомендуемых для детского чтения книжек.
Анкеты для родителей

Анкета, заполняемая родителями на первом родительском собрании.

Мы хотим лучше узнать вашего малыша, расскажите о нем.

Фамилия и имя ребенка:
Дата рождения:
Как вы называете ребенка дома (включая ласкательные имена):

Имя и отчество тех взрослых, которые будут вместе с ребенком присутствовать на занятиях (мамы, папы, бабушки, дедушки, няни...):

Если у малыша есть братишки или сестренки, назовите их имя и возраст:

Домашний адрес и телефон:

На какие особенности вашего ребенка вы бы хотели обратить внимание педагогов (нужное подчеркните): застенчивость; возбудимость; желание быть лидером; плохая контактность с детьми, со взрослыми; различные страхи; другие особенности:

Вы ожидаете, что наши занятия с детьми будут способствовать (нужное подчеркнуть):
— общему развитию малыша;
— пробуждению у него интереса к книге;
— приобретению навыков работы в коллективе;
— развитию коммуникабельности, умению налаживать контакты с другими детьми;
— развитию способности адаптироваться в разных социальных условиях;
— другие ожидания:

Любимые книги вашего ребенка:

Анкета, заполняемая на последнем родительском собрании

Расскажите, пожалуйста, как ваш ребенок реагировал на наши занятия. С каким настроением собирался в библиотеку (нужное подчеркните или впишите сами): радостно, спокойно, с неохотой.

Что его особенно влекло: книжки, игры, общение.

С кем хотелось встретиться: с другими детьми, с книжными персонажами.

Что вспоминал дома после занятия: зверюшку или игрушку, стихотворение, заклинку, сказку, о которой шла речь (какие, что чаще других)

Какие книжки, увиденные и услышанные на занятии, просил почитать дома:

Что из звучавшего на занятиях запомнил наизусть:

Что вызывало особые эмоции:
позитивные
негативные

Нас очень интересуют и другие ваши наблюдения, замечания и предложения:

Спасибо!

Памятка для родителей

Участие взрослых в занятиях предполагает повторение вместе с детьми словесных заданий (фраз, стихов, звукоподражаний); участие в двигательных и словесных играх имеете с детьми; выражение эмоциональной реакции на услышанное и увиденное (удивление, сопереживание, радость и т.д.).

Повторяйте дома стихи и игры, включаемые в занятия. Читайте и рассматривайте книги, с которыми малыш познакомился в студии. Найдите время для совместного изготовления книжек и игрушек по теме занятия.

Занимательные задания


Отгадай пословицу
Ответы:Всяк кулик свое болото хвалит.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Видна птица по полету.
И волки сыты, и овцы целы.
Соловья баснями не кормят.
На безрыбье и рак рыба.

Скороговорка-ребус
Замени картинки нужными буквами и ты сможешь прочитать скороговорку.


Скороговорка-ребус
Попробуй вставить вместо значков буквы. Получилось?
Теперь произнеси эту скороговорку как можно быстрее.

Три кота
 Жили-были три кота: Хвостатый, Усатый и Полосатый. Как-то уселись они передохнуть на солнышке. Полосатый был слева от Хвостатого, а Усатый — слева от Полосатого. Потом они поменялись местами, и Хвостатый оказался слева от Полосатого и справа от Усатого. После прогулки они сытно поели и сели поболтать. Усатый оказался справа от Полосатого, а Хвостатый справа от Усатого.
Решите загадку и дорисуйте картинку.