20.10.11 |

Звук и буква «С» в словах. Использование интерактивных методов в логопедическом сопровождении

буква звук с
Тема:
Звук и буква «С» в словах. Использование интерактивных методов в логопедическом сопровождении.
Цель: Развивать фонематический слух и фонемати-ческое восприятие; уточнить артикуляцию звука с; уметь соотносить его с буквой; обога-щать и активизировать словарный запас, со-вершенствовать звуковой анализ слов.
Задачи: формировать «ситуацию успеха», доброжела-тельное отношение к оппоненту, учить детей работать в парах и в группе, привлечь к работе всех учащихся, дать максимум информации за короткий срок.
Оборудование: мозаика, предметные картинки, раздаточный материал: слоги, буквы, пособие «Развивайте ум детей».
Методы: «непрерывная цепочка», «мозговой штурм», «стимулирование любознательности», «расши-рение информационного поля», «стимулирова-ние чувственной сферы ребенка», «работа в парах», дидактические игры «Любопытный», «Узнай по описанию», «Домино», «Слово в шляпе» (или «Поле чудес»)
I. Орг. момент
- Вы у меня какие?
(- Умные, старательные, любознательные)
- Наши задачи?
(- Не только смотреть, но и видеть.
Не только слушать, но и слышать.
Не только говорить, но и думать.
Дружно и плодотворно работать).
- Замечательно. Начинаем плодотворно работать.
II. Введение в тему
- Закрыли глаза, прислушались.
- с-с-с-с-с. Кажется, где-то проколи колесо, свистит воздух.
- Поможем? Взяли насосы!
(Дети с силой хором произносят звук «с», имитируя руками накачивание ши-ны).
- Накачали. А какой звук мы слышали и произносили?
(- Звук «с»).
- Повторяем его артикуляцию.
(- Губки – в улыбке.
Между зубками небольшая щель.
Кончик языка упирается в нижние зубы, боковые края языка приподняты вверх. Горлышко – молчит).
- Произносим звук в чистоговорках.
(- са-са-са – к нам летит оса.
-со-со-со – котилось колесо.
су-су-су – лисы в лесу.
ас-ас-ас – Соня пьет квас).
- Молодцы. А какой буквой мы обозначаем звук «с» на письме?
(- Буквой [эс]).
- Все её помнят? (Демонстрация буквы).
- А теперь выложите её кнопочками мозаики. (Дети выкладывают).
- Умницы. Заглянем в старый бабушкин шкафчик. Что там? (Картинка шкафа с предметами у каждого).
- Почему такие разные предметы оказались вместе, что между ними общего?
(- Все предметы имеют звук «с»).
- место в словах он занял одинаково?
(- Нет, есть в начале слова, в середине, в конце).
- Назовите слова, где «с» стоит в начале слова.
(- стакан, сумка, свеча, слива, стекло, сказки).
- В середине? (Колбаса, часы, бусы).
- В конце? (Ананас, поднос).
- Отлично. А теперь мне нужна ваша помощь. Из страны невыученных уро-ков пришла телеграмма. Двоечник забыл написать названия слов.
- Оно всходит утром и заходит вечером (- Солнце)
- Он белый и сладкий (- Сахар)
- Он идет только зимой (- Снег)
- Иван Царевич послал её на поиски жены (- Стрела)
- Их обувал сказочный кот (- Сапоги)
- Она ледяная и растет с крыши (- Сосулька)
- Их заплетают девочки (- Косы)
- Очень хорошо. А вот последнее слово, косы… А как тогда понять вы-сказывание «Коси, коса, пока роса»? (- Есть ещё одна коса, которая из метал-ла, ею косят).
- Конечно, вот эти косы (Демонстрация картинок).
- А есть ещё одна коса, из песка, на море – песчаная коса. Это узкий кусочек суши, который заходит в море.
- Вы отлично работаете. Самое время поиграть в домино. Получите конверты (В конвертах фишки со слогами, каждое слово другой формы и цвета. Дети собирают слова, складывая фишки согласно их формы, а слоги по смыслу).
- Справились? Команды, поменялись местами! Прочтите слова своих това-рищей, четко произнося звук «с». (- Светофор, сумка, сирень, ласточка, са-мокат, свитер, скамейка, сказка, колесо, слива, кисточка, спутник).
- Прекрасно. А слово спутник, что оно означает? (- Это люди сделали и за-пустили устройство в космос…)
- А первое значение слова было другим. Спутником называли человека, ко-торый шел рядом).
- А сейчас нам задание от кота Леопольда. (Каждому раздаются картинки с заданием). Прочитали задание: «Кот наловил много рыбы, но не знал, как она называется. Вы можете прочитать, если зачеркнете букву В.»
(Щувка, свудак, свом, кваравсь). А в каких названиях есть звук «с»? А что скажет нам кот за работу? (- Спасибо). А что необычного в волшебном сло-ве? (- Два звука «с»).
III. Физминутка
- Самое время отдохнуть.
Хором:
Спал цветок (дети присели на корточки)
И вдруг проснулся (встали, руки на пояс)
Больше спать он не хотел (наклоны в стороны)
Встрепенулся, отряхнулся (встряхивают руками)
Взвился вверх (руки вверх)
И полетел (машут руками, садясь за парты).
IV. Оптимизация знаний

Давайте сходим на кухню к повару и посмотрим, что там (Раздаются картинки). (- Все предметы тоже со звуком «с»).
- Верно подмечено. Сосчитайте, сколько их.
(- Двадцать).
- А какой знак помогает нам складывать числа? (- Плюс)
- А что получается в результате сложения? (- Сумма)
- А в этих словах есть звук «с»? А где он стоит?
- Мы еще немного посчитаем. Только я буду читать маленький стишок, а вы считать, сколько слов со звуком «с» вы услышите.
«Непоседа-Васенька»
Непоседа-Васенька
Не сидит на месте.
Непоседа-Васенька
Всюду с нами вместе. Есть усы у Васеньки.
На усах – сединки.
Хвост дугой у Васеньки
И пятно на спинке.
- Прекрасно умеете слушать и отвечать.
- А сейчас я хочу проверить, умеете ли вы считать слоги. Надо назвать толь-ко слова из двух слогов. (Дан лист с рисунками и подписями к ним). Сито, персик.
- Проверим. (Хлопая, проговаривают)
- Вы у меня действительно самые умные!

- А сейчас, внимание! Слово в шляпе! Надо не только четко назвать слово, но и указать, где стоит звук «с», и для чего нужен данный предмет).
(Скрипка, сеть, сумка, апельсин, свитер, гусеницы).
Отвечай, не задумываясь
- А теперь надо «держать ушки на макушке» и очень быстро выбрать, слушая стишок, нужное слово.
- Любой ребенок точно знает,
Кто по воздуху летает.
Поскорее дай ответ,
Кто летает, а кто нет.
1) Летит-летит самолет?
Летит-летит бутерброд?
2) Летит-летит лисица?
Летит-летит синица?
3) Летит-летит трава?
Летит-летит сова?
4) Летит-летит птичка?
Летит-летит косичка?
5) Летит-летит стрела?
Летит-летит стрела?
- Отлично. Умеете слушать, а теперь сходим на экскурсию в сад. (Разда-ются картинки).
Смотрите, на веточках что-то написано. Только проказник ветер унес букву «с». Почините слова. Допишите букву.
- А под конец расскажем нашим гостям сказку. Старая сказка на новый лад.
«Теремок»
- Стоит в поле теремок, он не низок, не высок. Бежит мимо… Скамейка.
- Кто-кто в теремочке живет? Буду я здесь жить.
- Бежит мимо стул. Кто-кто в теремочке живет?
- Это я, скамейка.
- Пусти меня к себе.
- Пущу, если скажешь, что между нами общего.
- Мы оба из дерева.
(Далее кресло (мебель) – редиска (красного цвета, как кресло) – подсолнух (растение, как и редиска) – синицы (питаются семенами) – скворечник (жи-вут птицы) – самокат (начинается со звука «с»).
V. Итог занятия
- Какой звук учили? («с»)
- Спасибо всем за работу, вы у меня замечательные дети.
_________________________________________________
Почему у многих родителей возникают сомнения в эффективности  Образовательной программы "Школа 2100"? Какие плюсы и минусы имеет образовательная система школа 2100 ? Задать интересующие вас вопросы, поделиться своим мнением вы можете на Школьном форуме, посвященном образовательным программам