12.04.14 |

Развитие связной речи детей в процессе воспитания доброты

Доброта – одна из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. Воспитание доброты осуществляется во всех видах детской деятельности

Главное в воспитании доброты – умение видеть человека в каждом конкретном случае, понимать его внутреннее состояние и соответственно менять свое поведение. Поэтому необходимо, чтобы дети ненавидели такие черты как: оскорбление и унижение человеческого достоинства, несправедливость и жестокость, самомнение, ханжество и вероломность, распущенность, ложь, а ценили доброжелательность к людям, умение делать что-то для других, а не только для себя, мужество, самообладание, дисциплину, любознательность, порядок и плановость в работе, в жизни, желание учиться, мягкость, вежливость, уступчивость. Свои чувства дети учатся выражать словами, развивая при этом  связную речь.
Воспитание доброты осуществляется как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при сравнении хорошего, доброго с плохим, злым формируется нравственные чувства ребенка и быстро формируется связная речь, которая помогает детям говорить о своем отношении  к объекту и желание заботиться о том, кто нуждается в помощи и защите, кто слабее.
Постепенно дети узнают о том, что добрый человек никогда не обижает товарищей, сестер, братьев, родителей, взрослых, не мучает животных, оберегает природу, родную землю. Родной край начинается с родного дома, а
Воспитание доброты начинается с воспитания в детях чувства любви и уважения к родителям. На конкретных примерах можно объяснить детям в чем должны проявляться их забота и доброе отношение к взрослым. С этой целью в детском саду проводятся открытые мероприятия «День матери» в ноябре, «День отца» в июне, «Бабушкины руки не знают скуки», фотовыставки, выставки рисунком «Мамочка моя», «Мой папа самый сильный», чаепитие и спортивные мероприятие «Папа, мама, я спортивная семья». После проведения мероприятия важно проводит беседы, на которых ребенок рассказывает о том, что его порадовало, а что огорчило. Желание обязательно высказаться помогает совершенствовать навыки связной речи.
Продолжается воспитание доброты проявлением у детей заботливого отношения к младшим.  Чувства доброты по отношению к малышам воспитываются постепенно и зарождается тогда, когда старшие дети по просьбе взрослого помогают маленьким. В это время особенно бурно идет процесс развития связной речи, ведь дети  становятся «учителями» и помощниками. 
Старшие должны понимать, что малыш слабее его, нуждается в его защите и помощи. Воспитание доброты предусматривает осознание того, что обидеть маленького беззащитного – это бессердечно, жестоко, не достойно звания «человек».
Пробудившуюся доброту по отношению к взрослым и малышам переносим впоследствии на отношения друг к другу, и только потом на отношение к живой природе и неживой природе родного края. Положительные результаты особенно заметны на уроках доброты.
Воспитание доброты в детях приносит результаты только тогда, когда у детей развивается чувство радости и гордости, как за поступки взрослых, так и за свои.
Сначала маленькие дети стремятся к добрым поступкам ради похвалы, одобрения взрослых. Постепенно привычка поступать хорошо, делать добро перерастает у детей в чувство заботы о другом человеке, становится их естественной потребностью и не позволяет использовать в общении слова – сорняки.
Возникающие у детей добрые чувства необходимо поддерживать, развивать, предоставляя ребенку возможность действовать. В противном случае чувства дошкольников быстро угасают и вся, ранее проводившаяся взрослыми воспитательная, работа не приносит ожидаемых результатов.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, способные к сотрудничеству, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны (концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г.).
Поэтому, одна из важнейших сторон развития ребенка – воспитание доброты – должна проводиться постоянно, последовательно, продуманно. Работа по воспитанию доброты  в детях отражена в таблице и каждая  форма предусматривает развитие связной речи детей.

Список литературы
I: «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения». Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. авт.- сост.: Л.С. Киселева,.Т.А. Данилина., Т.С. Лагода, МБ. Зуйкова.
2.     «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». Под ред. A.M. Виноградовой
3.     «Программы дошкольных образовательных учреждений». Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений. Сост. О.А. Соломенникова.
4.   Дошкольное воспитание «Почему они конфликтуют» №1-2003 г. стр.72
5.   Дошкольное воспитание №№8?9 2003 г. стр. 68
6.   Дошкольное воспитание. Талант быть добрым стр.50
7.   Дошкольное воспитание. Родной город №6 2003 г. стр. 45
8.     Духовно-нравственное воспитание дошкольников №5-6 2004 г. стр.5-6, №12 2001 г. стр. 47
9.   Словарь русского языка С.И. Ожогова
Автор: Саклакова Лариса Владимировна, воспитатель.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 11 "Сказка" комбинированного вида ГО г.Кумертау РБ