06.03.12 |

История детской литературы – история сказок


Емеля на печи

Встретились Бяка и Бука.
Никто не издал ни звука.
Никто не подал и знака -
Молчали Бука и Бяка.
И Бука думал со скукой:
"Чего он так смотрит - букой?"
А Бяка думал:
"Однако, какой он ужасный - Бяка..."
Б. Заходер
Книга, которая не работает на современность – устарела. А детская книга? То же самое можно сказать о сказках, в которых, как известно, «намек – добрым молодцам урок», не все является бессмысленной выдумкой. Однако, называя какое-либо произведение «сказкой» мы правы лишь отчасти, поскольку сказка – это нечто большее, я бы сказал - это мост между прошлым и будущем, что будет стоять вечно, пока существует книга. В разные времена сказка считалась то «низким жанром» (Г. Х. Андерсен), то привилегией кухонь и детских (Ш. Пьеро). Но много ли мы знаем об истории сказок и их авторах, олицетворявших собой вехи истории и развития детской литературы от первых «народных» сказок с лубочными картинками - до наших дней?
Вспомним, к примеру, популярный вплоть до 1917 года романс «Вечер был, сверкали звезды…», он же «Сиротка» – самое популярное стихотворение в России с момента его опубликования (1843).
Вечер был; сверкали звёзды;
На дворе мороз трещал;
Шёл по улице малютка,
Посинел и весь дрожал.
"Боже! - говорил малютка, -
Я прозяб, и есть хочу;
Кто ж согреет и накормит,
Боже добрый, сироту?"
Шла дорогой той старушка -
Услыхала сироту;
Приютила и согрела
И поесть дала ему;
Положила спать в постельку -
"Как тепло!" - промолвил он.
Запер глазки... улыбнулся...
И заснул... спокойный сон!
Бог и птичку в поле кормит,
И кропит росой цветок,
Бесприютного сиротку
Также не оставит Бог!
Автор - поэт, переводчик, прозаик К. А. Петерсон, литературная деятельность которого была разнообразна. Карл Александрович Петерсон (1811-1890 гг.) был постоянным автором журнала «Звездочка», издаваемого А.О. Ишимовой (в 1936 году послала Пушкину свою первую книгу; та самая Ишимова – последняя корреспондентка Пушкина, которой поэт написал в ночь дуэли; она же позже издавала популярный журнал «Русская история в рассказах для детей»).
История литературы для детей уходит в глубину веков. Первое московское пособие для обучения грамоте — Азбука (букварь, 1664) Василия Бурцова. (Бурцов-Протопопов Василий Федорович (год рождения неизвестен — умер после 1648 г.). В 1692 году Карион Истомин издал первый в России иллюстрированный «Лицевой букварь» (с наглядным обучением). К слову, в 1692 и 1693 гг. Истомин издал всего два рукописных «Лицевых букваря», один из которых был поднесен царице Наталье для обучения грамоте сына Петра I.
Далее необходимо отметить «виршевой» (поэтический) Домострой – гибкий и яркий язык которого предполагал многоцветие образов. И только литература XVIII века «открыла» самого ребенка, а чуть позже, в XIX веке появились знаменитые стихи:
«Раз, два, три, четыре, пять
Вышел зайчик погулять
Вдруг…охотник выбегает – прямо в зайчика стреляет.
Пиф, паф. Ой, ой, ой…
Умирает зайчик мой».
Мало кто знает, что эти стихи в 1851 году опубликовал Федор Богданович Миллер. Уже в наше время дети и взрослые придумывали различные варианты продолжений, которые сегодня можно услышать почти в каждом детском саду, к примеру:
«Принесли его в больницу
Положили в рукавицу
Принесли его домой-
Оказалось… он живой!»
Но эти современные строки не прижились.
Знаменитый «царственный» воспитатель, основоположник романтизма в русской поэзии Василий Андреевич Жуковский (1783-1752 гг.) вышел за пределы того, что до него читала русская общественность. До Жуковского в русской литературе не было чертей, загробного мира (как символа тревожного необыкновенного). Возможно, оттого В. А. Жуковского прозвали «дядькой ведьм и чертей»; кроме того, что он «служил во Дворе, но не служил «двору».
В 1820 году, когда А. С. Пушкин написал «Руслан и Людмила» Жуковский подарил ему свои слова: «победителю- ученику от побежденного учителя».
Как предтеча Пушкину, Жуковский мастерски описывает видения: «и не тронется над ним свитый клубом сонный дым». Или в примере о «Спящей царевне»:
«Он души не удержал
И ее поцеловал».
Какое значение тогда придавалось слову душа – можно только ностальгировать!
Жуковский знаменит присущим только ему стилем, где частенько встречается словечко – «чу!» («Чу!.. полночный час звучит…», Людмила, 1808). У другого отечественного корифея детской литературы Карамзина присутствую собственный почерк – «Ах!»; стилистический прием, который в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» использует и Александр Сергеевич Пушкин:
«Привздохнув, произнесла: «Как же долго я спала!»
И встает она из гроба...Ах!.. и зарыдали оба.»
Пушкин последует не Жуковскому («чу!»), а Карамзину – «ах!».
Символично, что жених за Людмилой приезжает именно в 12 часов (символ потустороннего, мистического, необъяснимого, таинственного и не менее романтичного). Пушкин передает царевне то, что уже есть у «онегеновской» Татьяны: Людмила еще не знает царевича Елисея, не видела его, но уже ему верна. Пушкин в поэмах-сказках хорошо вырисовывает и психологический портрет и показывает – присущую русской культуре, ментальности зависимость между действиями и чувствами.
«Красива, высока, стройна
Но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива». Здесь «ломлива» – слово чисто Пушкинское. Или еще:
«Черт не сладит с бабой гневной».
«Тут ее тоска взяла, и царица умерла
Лишь ее похоронили, свадьбу тут же учинили».
И не надо никакого года (траура) выдерживать, когда счастье безмерно и естественно. А ранее в сказке «О мертвой царевне и семи богатырях» Пушкин про несчастливую любовь пишет: «год прошел как сон пустой, царь женился на другой». Или «Тут по речи те прознали, что царевну принимали». И это один и тот же Пушкин. Еще одна символичная и знаковая деталь в русских сказках XVIII-XIX века – временные подробности. Тридцать три года от роду - возраст Христа, Ильи Муромца (который слез с полати и пошел совершать подвиги), «жили тридцать лет и три года».
В пушкинской «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» царица превращается в бабу. С другой стороны хоть А. С. Пушкин не выносит в название сказки «О рыбаке и рыбке» старуху, там «баба» становится царицей, дворянкой, но, по сути, остается гневливой бабой, сколько бы жемчугов не огрузили ее шею. Здесь сам Пушкин говорит устами старика, акцентируя оценочное суждение человека по его внутренней сути.
Преступление и наказание в сказках
Антоний Погорельский (псевдоним) – настоящее имя Алексей Алексеевич Перовский (1787-1836), участник войны 1812 года, написал замечательную проникновенную сказку «Черная курица» (1829), где один из первых в отечественной литературе ввел элемент фантастического. «Черная курица» – первая литературная сказка в России. Литературная – в отличии от народных – выпущенная с обозначением имени автора. В сказке в реалистические подробности врывается фантастика – подземные мир. Очень подробно (где, когда, кто): «В XVIII веке, лет 40 назад, на Васильевском острове, в Первой линии жил…». Но все остальное остается романтическим.
В 1925 году в приложении к журналу «Русский инвалид» — «Литературные новости» появилась романтическая, фантастическая повесть Антония Погорельского «Лафертовская Маковница» (другое название Лафертова Маковница), начинающаяся словами: «лет за пятнадцать пред сожжением Москвы недалеко от Проломной заставы»... Погорельский снова вводит в сказку конкретные подробности времени действия и… снова мистику, уже (к XIX веку) ставшую традиционной в русских сказках. Сказка «Двойник, или Мои вечера в Малороссии» по мистике перекликается с более поздним «Вий» Гоголя. Таким образом, на протяжении веков традиции в русских сказках развивались последовательно и дополнялись новыми элементами.
Дары в сказках
Дар, дарение и обмен дарами раскрывался многими авторами - детскими писателями и поэтами. Ревнители нравственности - через текст сказки - утверждают, что дар не присваивается, а находится в «постоянном движении», поскольку дар и подарок – вещи разные. Бывает, что человек (персонаж сказки) отдает, а у него не уменьшается, и даже прибывает. Это вещи известные, а потому, вероятно, рутинные. Но интересно другое, то, что сказочная терапия, как и история детской литературы – космополитична.
Одним из знаковых персонажей (в плеяде других) по теме обмена дарами в сказках считается Шарль Пьеро. Первые публикации Ш. Перро начались в 1697 году. Французская народная сказка «Синяя борода», легенда о коварном муже — убийце многих женщин, литературно обработана и записана Шарлем Перро и впервые опубликована им в книге «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями». В сказках Ш. Пьеро вводит читателя в особую куртуазную атмосферу, всегда дает две морали, часто они противоречивы. Ему вторит Г. Х. Андерсен со сказкой «Русалочка» и другими. Так мы плавно подошли к хронологии пополнения сокровищницы детской литературы ХХ века.
Особое внимание в истории отечественной детской литературы уже ХХ века уделяют Т. Г. Габбе, и изданиям детских журналов «Еж» (неофициально расшифровывали как ежемесячный журнал, годы выпуска – 1928-1936) и Чиж (чрезвычайно интересный журнал – 1930-194 гг.). Уникальная, талантливая, благородная женщина Тамара Габбе, работая в редакции С. Я. Маршака среди замечательных корифеев жанра детской литературы, как Лидия Чуковская, Александра Любарская, Зоя Задунайская, придумала свое, ни на что не похожее слово «фольтик», которое впоследствии вошло в анналы истории детской литературы. Со времен Габбе «фольтик» считается своеобразным «знаком качества» текста. Если материал хороший и интересный, то он непременно с «фольтиком». Утверждают, что С. Я. Маршак был вдохновлен на свою статью «Сколько лет сказке?» именно Т. Габбе, своей музой.
Еще одна представительница детской литературы ХХ века (которую нам позволяет затронуть краткий объем работы) - Вера Инбер была двоюродной сестрой государственного советского и политического деятеля Л. Д. Троцкого. На заре своего творчества в 1915 году она написала замечательное стихотворение «Поздней ночью у подушки», которое по праву можно было бы поставить эпиграфом многих статей и докладов по детскому чтению.
Поздно ночью у подушки,
Когда все утомлены,
Вырастают маленькие ушки,
Чтобы слушать сны.
Сны бывают разные. Их много:
Снятся чудеса,
Снятся приключения, дорога,
Реки и леса.
Снятся лыжи, снеговые горки,
Солнечный газон,
Школьная тетрадь, где все пятёрки, -
О, волшебный сон!
Сны текут то явственней, то глуше,
Как ручей, точь-в-точь.
И подушка, навостривши уши,
Слушает всю ночь.
Днём зато, уставши до упаду,
В жажде тишины,
Спит она - будить её не надо, -
Спит и видит сны.
Особую роль в отечественной детской литературе сыграл знаменитый Е. П. Катаев (1903—1942), основатель и занимавший пост (1955-1961) главного редактора журнала «Юность». По отзывам литературоведов {2} «Юность» при Катаеве совершенно перевернул жизнь того поколения «шестидесятников». Катаев считал, что в сказке очень важны бытовые подробности («даже глаза от зависти стали желтыми, как у козы. Ну, - думает, - я вам сейчас покажу, у кого игрушки!»- сказка «Цветик-семицветик»). Евгений Петрович Катаев как плодовитый и талантливый автор внес огромный вклад в отечественную литературу; не забудем, что под псевдонимом «Евгений Петров» долгое время «скрывался» соавтор знаменитых произведений «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».
Сегодня детская литература развивается в соответствии с веяниями времени. Есть много современных плодовитых авторов, среди которых я бы выделил М. Яснова.
Говорят, что ничего недозволенного в жизни нет: «пороки входят к нам в дверь, а выходят в щелочку». А сказки – как отражение извечных вопросов выбора и ориентации личности помогают нам учиться; и учиться есть у кого – на примере признанных и маститых писателей – авторов сказок и художественных произведений для детей.
Литература
•Петерсон К.А. Сиротка// Русская поэзия детям. В 2 т. Т.1.-СПб.: Академический проект, 1997.-С.148-149.
Путилова Е.О. Детское чтение для сердца и разума. Очерки по истории детской литературы. – СПб.: РГПУ. – 2005. – 336 с.
Кашкаров Андрей Петрович, РГПУ им. Герцена, Санкт-Петербург
_______________________________________________
Скоро конец учебного года, а для кого-то этот год завершает череду школьных будней. Последний звонок, выпускной бал и ... поступление в высшее учебное заведение. И тут конечно без подготовки не обойтись, может даже понадобиться профессиональный репетитор, который выявит и устранит пробелы в знаниях, систематизировано подготовит вашего ребенка к тестированию.