09.08.15 |

Тренинговое занятие «Смысл жизни»

Цель: формировать у людей стремление привносить в свою жизнь определенный смысл, понимать значимость наличия цели жизни, видеть жизненные перспективы, занимать активную жизненную позицию.
Понятия для усвоения: смысл жизни, активная жизненная позиция.
Оборудование. Раздаточный материал, рабочие листы, цветные карандаши или краски.
Время - 90 минут
ЭПИГРАФ
Каждый человек идет своим путем развития, переживает свои трудности и находит пути их преодоления.
А.Хухлаєва
ХОД
1. Приветствие. Упражнение "Три любимые вещи". - 5 мин.
В исполнении принимают участие все участники, по кругу называют свое имя и три самых любимых дела, которые они делают с удовольствием.
2. Упражнение "Круг ассоциаций со словом "жизнь". - 5 мин.
Цель: активизация внимания участников, создание позитивного настроения.
Ход упражнения: На флип-чарте в виде лучей записываются все ассоциации участников со словом "жизнь".
Вывод: жизнь многогранна, но каждый имеет свое представление о ней.
3. Мозговой штурм - "Что такое смысл жизни?". - 15 мин.
Ход упражнения: Тренер объединяет участников в группы по 3-4 человека. Каждая группа получает лист бумаги и записывает на нем мнения участников по этому поводу. При этом подчеркивает, что идеи могут быть самыми неожиданными и необычными; чем больше вариантов, тем больше возможность дойти до сути; не критиковать идеи других участников; свои мысли формулировать тщательно, но кратко.
Далее представители от групп озвучивают результаты "мозгового штурма". Вывод.
4. Упражнение "Цель моей жизни". - 15 мин.
Тренер дает каждому участнику по 3 листа бумаги, вырезанные в форме ласточки, журавля и ракеты, на которых они записывают цели своей жизни на ближайшие 5 лет (ласточка), 10-15 лет (журавль) и 20-25 лет (ракета).
После выполнения задания участники по одному подходят к флип-чарту, где изображено поле (5 лет), лес (10-15 лет) и небо (20-25 лет), и прикрепляют свои листочки, комментируя собственные цели.
Вывод: каждый по-своему видит цель своей жизни, но есть вещи, которые нас объединяют. Это стремление создать собственную семью, получить образование и достичь определенного успеха в жизни.
5. Тест-самодиагностика "Семь «Я» человека". - 10 мин.
Инструкция
Посмотрите на фигуру человека. Она состоит из 7-ми частей, семи человек, которые объединены в единое целое. Ваша задача – выделить ту из фигур, которая кажется вам наиболее важной, основной. Возможно, вы выделите не одну фигуру, а две или несколько, это на ваш взгляд.
Время выполнения: 2-3 мин.
Для того, чтобы вам был понятен смысл этого теста, нужно расшифровать значение каждого символа. Один человек состоит из семи так называемых границ, семи жизненно важных элементов.
Остановимся на каждом элементе отдельно.
КЛЮЧ к тесту
 Граница первая, внешняя – это человек общественный, то есть отношения человека с обществом, его непосредственным окружением. Если вы ЗАКРАСИЛИ ЭТУ ГРАНИЦУ, то можно говорить о том, что в вашей жизни значительную роль играет социальный статус, иерархия, положение в обществе, материальные ценности и удобства цивилизации.
 Граница вторая – это собственно личность человека, накопленный им опыт, его отношение к добру и злу, жизненные установки, воспитание и заложенные в него родителями материальные ценности.
Если вы ВЫДЕЛИЛИ ЭТУ ГРАНИЦУ, то для вас на первом месте стоит душа человека, духовные ценности.
 Граница третья – высокие мысли человека, его мечты, заложенный в ней творческий потенциал. Если вы ЗАКРАСИЛИ ЭТУ ГРАНЬ, то вы, без сомнения, являюсь натурой творческой, одаренной, вы цените окружающий вас мир и умеете наслаждаться его красотой, не пытаясь использовать его для себя. Вы эстет, художник, поэт.
 Граница четвертая, внутренняя – это интеллект человека, эрудиция, способность к твердому восприятие мира, адекватность оценки и здравый смысл. Если вы ВЫДЕЛИЛИ ЭТУ ГРАНЬ, то вы в объеме обладаете всеми перечисленными качествами и в других людях цените то именно.
 Граница пятая, внутренняя – это предел человеческих чувств, эмоций. Если вы ЗАКРАСИЛИ ЭТУ ГРАНЬ, то вы живете, прежде всего, чувствами, воспринимаете мир сердцем, для вас на первое место выходят отношения с людьми, ваши ощущения, впечатления от мира. Вы ненавидите холодный расчет и за искренность готовы простить человеку любой проступок.
 Граница шестая, внутренняя – это женственность или человечность, чувствительность.
 Граница седьмая, внутренняя – импульсивность, противоречия, склонность к сомнениям. В любом человеке сидит чертенок, и если вы ВЫДЕЛИЛИ ЭТУ ГРАНИЦУ, то у вас он очень сильный.
6. Упражнение «Путь» - 25 минут.
Возьмите лист бумаги и разделите его вертикальной чертой на две колонки. В одну из них выпишите все свои удачи и успешные предприятия, в другую — все события вашей жизни, которые вы считаете большими неудачами.
Теперь, приняв разделительную линию за константу, нарисуйте свою линию жизни. Чем больше удача или неудача, тем больше будет отклонение вправо или влево от константы. Как правило, полученная кривая напоминает синусоиду. У любой синусоиды есть ось. Есть она и в вашей кривой. Константа — тот самый путь, с которого вы время от времени сбиваетесь.
Проанализировав еще раз расположение линии жизни на этом графике, вы можете сделать еще несколько интересных выводов. Если вас сильно «штормит», если ваша линия жизни очень кривая, то вам как никому другому надо учиться управлению собой. Ведь это именно неуправляемые части вашего «Я» заставляют вас метаться из одной стороны в другую.
7. Упражнение «Если бы я был (а) Творцом...»
Цель: участники размышляют о своих ценностях.
Продолжительность: 30 мин.
Материалы: Рабочий лист.
Инструкция
Я хотела бы предложить вам упражнение, в котором вы можете задействовать свою фантазию, чтобы понять, что вы думаете о мире, в котором живете, что для вас в жизни важно, что вы хотите и чего вы не хотите.
Каждого из вас я прошу заполнить Рабочий лист (приложение 1) за 10 мин.
(Участники заполняют свои рабочие листы)
Сейчас вернитесь и выберите участников, с которыми бы вы хотели работать в малых группах (по 4 человека). Обсудите вместе то, что вы написали. На это у вас 15 минут.
Завершите обсуждение и вернитесь в круг. Пусть каждый расскажет о том, что он положил в своем списке на первое место (по желанию).
8. Подведение итогов в форме управляемого диалога: - 5 мин.
• Что необходимо, чтобы жизнь удалась?
• Какими чертами надо обладать, чтобы достичь поставленной цели?
• Почему люди теряют смысл жизни?
• От кого зависит достижение жизненной цели?
9. Ритуал прощания. Упражнение "Поделись эмоцией".
Каждый из участников по кругу дарит группе эмоцию, с которой он покидает сегодняшнее занятие, делится впечатлениями.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Рабочий лист
Если бы я был (а) Творцом...
Представьте себе, что вы всемогущий, всезнающий Создатель всего мира. Пожалуйста, допишите следующие предложения, в которых вы, один за другим, используете следующие глаголы.
Если бы я был (а) Творцом нашего мира, я бы:
 принимал, что_________________________________
 признавал, что________________________________
 уважал_______________________________________
 сохранил ____________________________________
 забыл, что____________________________________
 изменил следующее____________________________
 заменил следующее____________________________
 запретил следующее___________________________
 планировал, что_______________________________
 исключал, что_________________________________
 помнил, что__________________________________
 дорожил _____________________________________
 защищал_____________________________________
 начал с того, что______________________________
Пронумеруйте высказывания, присвоив тому, что тебе кажется важным номер 1, следующему по значимости – номер 2 и т.д.
____________________________________
В современной действительности родители все чаще отдают предпочтение частным детским садикам - и не случайно. Ведь в таких дошкольных учреждениях в основном нет групп с большой комплектациею, а это значит у воспитателя есть возможность обеспечить индивидуальный подход в процессе воспитания и развития малыша. Частный детский сад в Туле  "Радость моя" создан и работает под девизом "Все лучшее детям". Большие групповые комнаты, оборудованные соответствующей возрасту детской мебелью, сбалансированное питание, высококвалифицированные  педагоги и воспитатели - в садике созданы все условия, чтобы ваш малыш рос крепким ,развитым и здоровым ребенком.