14.05.12 |

Урок русского языка "Упражнение в подборе и написании однокоренных слов"

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ.
Учебник Т.Г. Рамзаева «Русский язык» , Москва. «Дрофа» 2003 г.
Тема урока: «Упражнение в подборе и написании однокоренных слов». Цели урока: отработка умения распознавать однокоренные слова и выделять корень, развивать орфографическую зоркость, мышление учащихся, воспитывать зрительное и слуховое внимание к слову.
ХОД УРОКА.
СЛАЙД 1 Совершенствование каллиграфических навыков обучающихся.
Чистописание. Оо ос се осень осенний.

СЛАЙД 2 Словарная работа.
Отправляемся в осенний лес. Запишем словарные слова на тему «Лес». Какие деревья можем увидеть в лесу? Каких животных там можем встретить?
СЛАЙД 3 Проверка выполненного с объяснением орфограмм.
Берёза, осина, рябина, малина, земляника, медведица, медвежонок, лисица, заяц
СЛАЙД 4 Повторение изученного материала.
Тема урока «Однокоренные слова». Мы будем подбирать однокоренные слова, выделять в словах корень и окончание.
Повторение правил. Какие слова называются однокоренными?
Что называется корнем?
Что такое окончание?
Самостоятельная работа
От словарных слов образуйте однокоренные слова: 1 вариант-берёза, 2 вариант-лисица.
СЛАЙД 5 Проверим выполненное задание.
Сверка с доской
Как пишется корень в однокоренных словах? В этих словах выделить окончание.
Самостоятельная работа
СЛАЙД6 Сверка с доской
Что такое окончание? Какая роль окончания в речи?
Закрепление изученного материала.
СЛАЙД 7
Подобрать однокоренные слова с корнями бег, лень, свет. Записать слова и выделить корень.
Сверка с доской.
Вывод.
Почему эти слова называются однокоренными?
Физминутка.
СЛАЙД 8 Дидактическая игра (создана самостоятельно учителем Дудкиной Л.П., техническое оснащение выполнено учителем информатики Свиридовым Д.И.).
Наступила осень. Деревья сбрасывают листву. Но наше дерево необычное. Надо найти однокоренные слова к словам гриб и вода, и тогда листья упадут на землю.
Однокоренные слова- гриб, грибник, грибница, грибной. Во-да, водица, водяной, паводок, наводнение. Почему слова грибы, проводы, водитель не являются одно-коренными?
Межпредметная связь с уроком природоведения.
Работа по учебнику.
Какие грибы знаете?
Какие грибы съедобные, какие несъедобные? Выполним упражнение №143.
СЛАЙД 9 Самостоятельная работа.
К слову рыжик подобрать однокоренные слова
СЛАЙД 10 Проверка выполненного задания.
Развитие речи. Составить предложение.
СЛАЙД 11
После, дождя, появляются, грибного, в лесу, рыжики, румяные.
Запись предложения. Комментированное письмо с объяснением орфограмм.
Найти грамматическую основу предложения, выписать словосочетания.
СЛАЙД 12 Итоги урока. Рефлексия.
Что повторяли на уроке?
Что нового узнали?
Что понравилось на уроке и почему?
Автор:Василенко Оксана Павловна
Учитель начальных классов
МОУ СОШ № 3 г.Гулькевичи Краснодарского края
______________________________________
Наконец-то сбудется моя мечта. Нашла телевизоры led SATURN в FoxMarte по доступной цене и теперь у меня на кухне есть говорящий друг, который скрашивает мои серые будни.

Урок чтения в 1 классе «Согласные глухие звуки [С],[С,] отличающиеся по признаку мягкости – твёрдости»

Урок чтения в 1 классе (программа « Перспективная школа»; учебник: «Азбука» Н.Г. Агаркова)
Тема: «Согласные глухие звуки [С],[С,] отличающиеся по признаку мягкости – твёрдости».
Цель:
Продолжить знакомство учащихся с новыми буквами и новыми звуками, учить давать характеристики звукам, узнавать звуки, обозначающие гласные и согласные звуки, формировать навыки чтения.
Закреплять знание детей о том, что имена собственные пишутся с большой буквы; развивать речь, логическое мышление, фонематический слух.
Учить четко и правильно выражать свои мысли.
Воспитывать любовь к Родине, воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: учебник « Азбука»; индивидуальные карточки; интерактивная доска; мультимедийная установка; диск «Азбука – малышка".
1. Организационный момент.
Вот книжки на столе, а вот тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный
Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный!
2. Актуализация знаний
Работа с интерактивной доской.
(Включаем программу Актив студио. Флипчарт 1)
-Произнесите нараспев звуки, которые на доске обозначаются буквами:
А М Л Р О И Э Н Ы У Д Ё Я З Т Ю Е
-На какие две группы можно разделить эти звуки?
(С помощью электронной ручки дети раздвигают буквы на 2 группы. Получается новая запись).
А О И Э Ы У Ё Я Ю Е
М Л Р Н Д З Т
- Какие звуки написаны на 1 строке? (Гласные)
- Почему их так назвали? ( Они голосовые. Голос льётся свободно, легко, плавно, их можно петь)
-Какие звуки написаны во второй стоке? (Согласные)
-Почему их так назвали? (Потому что они любят быть вместе с гласными. Когда они одни, без гласных, - они короткие. Поэтому они любя, когда за ними стоят гласные. Тогда они себя чувствуют сильными, уверенными, звучат громко, отчетливо).
На какие две группы можно разделить 1 строку?
(Дети электронной ручкой раздвигают гласные буквы на 2 группы).
А О У Э Ы И
Я Ё Ю Е
- Чем интересна каждая строка? ( В первой строке буквы, которые обозначаются одним звуком, а во второй строке буквы, которые обозначают два звука).
- В каком случае буквы Я Ё Ю Е обозначают два звука?( В начале слова или после гласной)
- На какие две группы можно разделить вторую строку?
М Л Р Н Д З
Т
- Почему вы сделали такой выбор? ( В первой строке буквы, обозначающие звонкие согласные, а во второй строке буквы, обозначающие глухие согласные).
- Чем отличаются звонкие согласные от глухих? ( Звонкие состоят из голоса, а глухие из шума)
- А если мы взмахнем волшебной палочкой, и эти звуки станут у нас зеленым цветом. ( Превращение синего цвета в зеленый с помощью функции интерактивной доски).
М Л Р Н Д З М Л Р Н Д З (Чтение звуков с доски)
Т Т
- Что произошло со звуками? (Они превратились из твердых в мягкие).
В каком случае происходит смягчение согласных? (Если справа стоят гласные Я Ё Е И Ю или мягкий знак).
Физминутка для глаз
• Закройте левой рукой правый глаз, посчитайте до 5;
• Закройте левой рукой левый глаз, посчитайте до 5;
• Следим за зеленой точкой.
3.Постановка темы урока.
Использование презентации.
(Входим в программу Power-Point).
Кадр 1.
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперек.
( Проявляется сначала загадка, когда дети её прочитают, проявляется картинка собаки).
-Прочитаем загадку.
- Кто это?(Собака)
- Какой первый звук вы слышите? ([С]).
Кадр 2
Всю ночь летает-
Мышей добывает.
А станет светло-
Спать летит в дупло.
( Проявляется сначала загадка, когда дети её прочитают, проявляется картин-ка совы).
-Прочитаем загадку.
- Кто это?(Сова)
- Какой первый звук вы слышите? ([С]).
Кадр 3
Очень много силы в нем,
Ростом он почти, что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос лет тыщу рос.
( Проявляется сначала загадка, когда дети её прочитают, проявляется картин-ка совы).
-Прочитаем загадку.
- Кто это? (Слон).
- Какой первый звук вы слышите? ([С]).
Кадр 4
Лесники её котят
Взять из домой не захотят.
Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»,
Потому что это…
( Проявляется сначала загадка, когда дети её прочитают, проявляется картин-ка совы).
-Прочитаем загадку.
- Кто это? (Рысь).
- Какой последний звук вы слышите? ([С,])
Кадр 5
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернётся – под лучами
Отливает серебром.
( Проявляется сначала загадка, когда дети её прочитают, проявляется картин-ка совы).
-Прочитаем загадку.
_ Что это? (Самолёт).
- Какой первый звук вы слышите? ([С])
Кадр 6
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
(Проявляется сначала загадка, когда дети её прочитают, проявляется картинка совы).
-Прочитаем загадку.
- Кто это? (Гусь).
- Какой последний звук вы слышите? ([С,]
- Какие звуки вы услышали? ([С], [С,]).
- Вот со звуками [С], [С,] мы и будем работать.
4. Работа с учебником.
1. Вычленение звуков [С] и [С,].
1) - Откройте Азбуку на странице 56.
-Посмотрите на первую картинку. Кто это изображен? (Лось)
- Кто напечатает это слово на доске?
- Разделим это слово на слоги.(1 слог).
-Почему? (1 гласный звук).
-Дайте характеристику каждому звуку в слове « лось». ([Л] - согласный, твердый, звонкий;[О]-гласный ударный; [С]-согласный мягкий, глухой.
- Почему он мягкий ( ь - смягчает согласный, который стоит рядом с ним).
2) – Посмотрите на вторую картинку. Кто изображен? (Буратино).
- А у Буратино длинный… (нос)
- Кто напечатает это слово на доске?
- Разделим это слово на слоги.(1 слог).
-Почему? (1 гласный звук).
-Дайте характеристику каждому звуку в слове «нос». ([Н] - согласный, твердый;[О]-гласный ударный; [С]-согласный твёрдый.
2.Артикуляция звука.
- Давайте, ребята, понаблюдаем за положением губ, зубов, языка при произношении этих новых звуков. ( Дети произносят звуки и определяют роль зубов, губ, языка при произношении).
- Какой же вывод можно сделать о звуках [С] и [С,].(Эти звуки согласные, глухие, могут быть твёрдыми или мягкими).
- А теперь представьте, что вы спускаете надутый шар. Какой звук вы услышите? ( С-С-С-С). Дайте характеристику этому звуку.
5. Знакомство с буквами С с.
Работа с видео. Диск «Азбука – малышка».
( Просмотр фрагмента обучающего фильма о Тетушке Сове).
- Итак, ребята, с какими же буквами вас познакомила тетушка Сова?
(Учитель вывешивает карточку с изображением букв С с)
- На что же похода новая буква?
-Давайте выучим стихотворение про букву С
(Заучивание стихотворения)
Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.
6. Работа в учебнике.
Рассматривание картинок и соотношение звуков буквам. (Соты, сито, рысь).
7. Проблемная игра (Работа с интерактивной доской)
-Ребята, давайте поиграем. Поднимайте вверх правую руку, если услышите твёрдый звук С. Поднимайте левую руку, если услышите мягкий звук С.
Включаем программу Актив студио.
ФЛИПЧАРТ 2.
СЛОНЕНОК, САНКИ, МАТРОС, СЕВА, СОН, СКВОРЕЦ, СЕМЕЧКИ, СКВОРЕЦ
(Эти слова высвечиваются на интерактивной доске, затем с помощью элек-тронной ручки раздвигаются на два столбика).
-На какие две группы можно разделить эти слова?
слонёнок   Сева
санки         семечки
сон
матрос
скворец
- Почему вы сделали такой выбор? ( В первом столбике слова с твёрдым звуком С, а в правом столбике слова с мягким звуком С).
- Почему во втором столбике одно слово написано с большой буквы? (Это имя мальчика).
- Как можно было бы разделить эти слова другим способом?
слонёнок    Сева
санки
сон
матрос
скворец
санки          семечки
- Почему вы сделали такой выбор?
- Придумайте имена людей, которые начинаются с буквы С. Определите место буквы С в слове.
6. Чистоговорка. (Работа с интерактивной доской)
- Прежде чем мы начнем читать, давайте поупражняемся в чистоговорении.
Включаем программу Актив студио.
Флипчарт 3
СА-СА-СА - в лесу бегает лиса.
СО-СО-СО - у Вовы колесо.
Ос-ОС-ОС - на поляне много ос.
7. Чтение с учебника.
1) Работа со слогами и словами с пометками.
- Ребята, посмотрите на страницу 57. Прочитаем слоги и слова с пометками.
2) Работа со стихотворением.
На сосну уселся слон,
Сено ест усатый сом,
А сердитая оса
Сыр из дома унесла.
- Кто прочитает стихотворение?
- Как вы думаете, бывает ли так на самом деле?
-Как называются такие стихи? (Шуточные).
-Если вы захотите, выучите дома это стихотворение.
(Если есть резерв времени, можно предложить детям задания:
- прочитайте слова, в которых буква С – в начале слова;
- прочитайте те слова, в котрый буква С в середине слова;
-прочитайте те слова, в которых буква С – в конце слова;
-прочитайте те слова, в которых звук С – мягкий).
Физминутка
Рекомендуется проводить физминутку на релаксацию под плавную музыку.
3)Работа с текстом.
Очень хорошо, ребята, что мы с вами, наконец – то, выучили букву С. Потому что эта буква есть в слове, которое очень близко и дорого нам, русским людям. Это слово – Россия.
Мы сейчас прочитаем рассказ о нашей стране.
-Как называется страна, в которой мы живем?
- А знаете, как пишется это слово? ( Россия)
Чтение рассказа.
РОССИЯ
Россия – это моя Родина. Моя родная страна! Моя родная земля! На этой земле родились мои деды, родители. Здесь и я расту. На этой земле сто-ит моё родное село, мой дом. Лес, синее озеро, старый сад и аромат смородины. Это и есть моя малая родина!
Беседа по восприятию рассказа:
-Как называют Россию?
- Почему так называют нашу Родину?
- А что значит, малая Родина?
-А для вас малая Родина – это место, в котором мы живём. Как называется город, в котором мы живем?
8.Работа в парах по индивидуальным карточкам
Можно предложить детям задания: на индивидуальных карточках записаны предложения из текста. Посовещавшись в паре, подчеркните синим каранда-шом твёрдый звук С, а зелёным – мягкий звук С,. На следующем уроке учитель комментирует выполнение этого задания.
10.Итог урока.
Вот и заканчивается наш урок. Что нового мы узнали на уроке?
Что вам понравилось? О чем вы бы хотели рассказать дома? Если вы захотите, нарисуйте то, что вам больше понравилось на уроке.
Автор: Василенко Оксана павловна
Учитель начальных классов
МОУ СОШ № 3 г.Гулькевичи Краснодарского края
___________________________________
Минздрав предупреждает...Но если вы все же приняли решение не прислушиваться к его советам, то можно попробовать перейти на более щадящий способ курения - електронные сигареты. Хотите узнать о них побольше? Тогда загляните на сайт http://esigareta.com.ua/ и вы найдете всю необходимую информацию.