01.05.13 |

Рефлексивный отчет по модулю "Обучение талантливых и одаренных детей"

"Всё гениальное просто, и всё простое гениально» Геббельс
Все учителя  стремятся к созданию благоприятной среды для достижения максимального успеха в обучении детей.   В отношении талантливых и одаренных детей эта задача значительно сложнее и требует продумывания, обсуждения и тщательного планирования. Различные теории и стратегии используются для установления  содержания обучения детей в рамках соответствующей образовательной программы.  (Руководство для учителя стр. 190)
Практика прошлого опыта работы, до курсов по Кембриджской программе показала, что выявление одаренных детей это был лишь план,  написанный,  но  не  реализованный себя до конца.   Потом одаренными считались дети, которые приходили с начальных классов отличниками в учебе.  Также из личного опыта  жизни могу сказать, что есть категория людей отличников в период школьной жизни и потерявшие себя  как  человека уже за порогом школы.  Возникает вопрос:  Почему? По какой причине?  Причина одна данные люди в школьной жизни привыкли работать только по хорошо написанной инструкции учителя, а в жизни  не оказалось такого человека рядом с инструкциями  и здесь наступает  переломный момент в жизни человека.  Отсюда вытекает следующий вопрос: Что же делать? Очень просто,  по моему мнению,  дать ученику возможность учиться самому,  дать ему понятие о самообразовании и мотивировать учащихся на успех в жизни.  Ведь мои мысли доказаны жизнью и не раз. Но каждый раз учитель продолжает тянуть ученика, при этом, не помогая ему, не направляя его, а скорее боясь поставить ему тройку или двойку, так как понизиться процент качества в классе или окажется в кабинете директора, для которого важен рейтинг.
Увидеть одаренного ребенка далеко не так просто, для этого нужна настоящая педагогическая интуиция (родительский или учительский талант) либо серьезная психологическая подготовка. Особенно трудно увидеть творческую одаренность, еще труднее ее развивать. Есть разные виды одаренности.   (В. Юркевич «Одаренный ребенок: иллюзии и реальность»)
Сейчас пройдя первый этап  обучения «Лицом к лицу» и  проведя практику в школе, я поняла, как учителя,  мы заблуждались. Дети цветы жизни! Ведь, не так ли говорят в народе?   Мы должны растить наших детей счастливыми.  Вот тогда ребенок будет расти как личность,  и развиваться как личность.
Раньше мы отбирали  детей,  и рвали,  его начисти,  в период школьной, районной олимпиады, ребенок поглощал море информации  и   тестов, боясь подвести учителя, хотя может и не хотел выбирать   его предмет. Ведь разговаривая с учениками, понимаешь,  чего они хотят, что они любят и делятся своими мыслями.
Сейчас  нужно раскрыть их способности направить в нужное русло,   а дальше он сам поплывет на «Корабле знаний» Но как это сделать? 
Чтобы определить, талантлив ученик или нет, существует разные методы, приемы. Например, я сначала в классе наблюдала  за каждым словом и действием ученика, в ходе уроков предлагаю учащимся различного рода карточки, тренинги и психологические минутки для выявления  лидеров и скрытых способностей учащегося.
 В нынешнее время сложно представить ученика без сотового телефона, ноутбуков, сейчас  необходимо применять  информационные технологии для развития учащихся которым ресурсы ИКТ  помогают развить самостоятельную работу.
Леонардо да Винчи принадлежит высказывание о том, что « Простота — наивысшая форма изощренности»   Начать работу по выявлению одаренных детей или хотя бы раскрыть их способности оказался  сложным  процессом. В течение внедрения данного модуля возникали множество вопросов. Что такое одаренность?  Кто может быть одаренным? По какой причине? и.т.д.
Использовать работу с одаренными  детьми на каждом уроке было сложно,  много раздумий,  исписанных планов и вот  наступило, время проводить  уроки.  
Проведя консультацию с учащимися, я поняла, что мне нужно  и как нужно проводить уроки в экспериментальном классе при работе с одаренными детьми.
По выявлению одаренности ребенка или же раскрытию его способностей я решила проводить психологические минутки и каждый раз наблюдать за учащимися за их работой индивидуально в паре и группе.
Я выбрала   слабый класс для проведения эксперимента  в школе, для того чтобы видеть будет ли эффект от проведенных работ и смогу ли я как учитель раскрыть какие либо способности учащихся.  На уроках я применяла все семь модулей обучения,  по программе  Кембриджского университета.  Все семь модулей удачно вписались в урок, хотя это сделать было сложно.
Стоит заметить, что все учащиеся были рады новшеству в их обучении. Работа с применением модуля ИКТ заставила работать слабых учащихся с компьютерной техникой при этом изучить текст  после его воспроизвести и обучить друг друга.
На первом уроке  я  предложила учащимся сыграть  игру «Экипаж». Здесь ученики должны были выбрать в полет на планету Марс   экипаж – капитана, штурмана, пассажиров и зайца. Зайцем оказалась  ученица Лена,  капитаном  Костя,  штурманом Гена, пассажиром Сауле, Зарина и Фамиль. Данное задание я выбрал специально потому, что хотела увидеть кто  лидер Зарина, Сауле  или  Лена.  Лидерство Лены доказывает тот факт, что она  выбрала  роль зайца.  Таким образом, я определила лидера в классе.
Работа с презентациями    помогла мне определить творческие способности учащихся. Оказалась ученица Лена прекрасно рисует.  У Сауле хорошая память, может пересказать  большие тексты.  Зарина, хорошо справляется с мальчиками в своей группе, является лидером среди мальчиков. Гена мыслить  правильно  и интуитивно правильно выстраивает свои  ответы,  но  очень скромен и стеснителен,  Зарина его подталкивает и направляет. Косте нужно доброе слово и внимание мальчик после этого готов выучить  любой текст. Дима  и Фамиль учащиеся, которые не любят читать и писать, но зато работа с постером вызывают  у них большой интерес.  Дима  слабо читает, но у него отличная память и  хорошо развито чувство  воображения. Работая сообща в группе,  ученики дополняли  друг друга.
При работе с постером  Лена и Зарина в минигруппах сами составили критерии для оценивания постера. Лена и Зарина предложили,  как провести на последующих этапах уроках   приветствия.  Фамиль, ученику, которому было сложно работать с текстом, предложил работу именно с текстом  и при  этом  принял в работе активное участие.
Для выявления одаренности и способностей учащихся я использовала дифференцированные задания трех уровней сложности. Учащиеся выполнили только два уровня. Проводила тестирование, результаты оценивания были  выполнены  на удовлетворительно и хорошо.
Задания на выявление  способностей учащихся по предмету биологии  были дифференцированные  в течение нескольких уроков, творческие задания, оценивание презентации, работа в группе помогли мне  определить  следующие качества в учащихся: лидерство    ученицы в классе и лидерство учеников в микроруппах,  творческие способности.
В серии уроков проведенных мной я не выявляла одаренность учеников, я  узнала, какими способностями обладают мои ученики.  Я старалась создавать соответствующую творческую развивающую образовательную среду в классном коллективе.  Как сказал  А. Бебель:   «В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развивать, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком»
После всех проведенных мной уроков в школе, после проведения анкетирования  я сделала  для себя  выводы по данному классу:  сравнивая учащихся по  умственной активности,  выделила  Сауле и Лену как сильных учеников по сравнению с остальными учениками класса,   ученица Лена с лидерскими  качествами,  Гена с  внутренним  интуитивным  познанием ,  Сауле с хорошей памятью.   Дима с прекрасным воображением.   Костя с большим усердием,   Зарина  лидер в микро группе.   Фамиль увлекается  техническими средствами.  К концу  практики в школе я увидела Костю, который раскрылся и стал самостоятельно отвечать на уроках и также выполнять задания.  Стал  проявлять свою активность не только в классе, но и участвовать в школьных мероприятиях. Гена переборол  свою робость,  а также  сумел объединить учащихся в группе и учить их учитывать и уважать   мнения друг друга.  У учеников повысилась самооценка и появилась уверенность в ответах и в разговоре.  Ученики научились сравнивать  новые  успехи  с   прошлыми успехами.
Я думаю если работать дальше по данной программе результат , несомненно будет, но перед этим каждый учитель предметник должен эту программу впитать в себя чтобы научить после детей.   Я согласна с автором данных слов ,что « Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиваться» А. Бебель
Я порекомендую свои коллегам развить из недостатков,  которые видят в своих учениках,    прекрасные способности.
Я предлагаю воспитывать и растить счастливых детей , вот тогда их задатки перейдут в способности а способности вольются  в одаренность. Ведь мы говорим о хорошем урожае  после того как соберем его в зависимости от нашего вложенного труда. А воспитание и результат нашего обучения это очень долгий процесс  наших вложений. Так давайте трудится во благо наших детей!
Автор:  Хамзина Гульжан  Минуллаевна - учитель химии и биологии Маржанбулакской средней школы пос. Маржанбулак Актюбинской области Алгинского района Р. Казахстан
________________________________________
Скоро пасха! Идет последняя неделя великого поста и если ваша фантазия в выборе меню иссякла, то вы можете воспользоваться овощными советами от «Шеф-Повара» ТМ «Рудь». Все знают, что питание в пост не должно содержать мяса, молочных продуктов и животных жиров, и поэтому овощные смеси "Шеф-повар" очень хорошо подойдут для приготовления постных блюд.