19.05.13 |

Из опыта работы в детском лагере

"Здравствуйте уважаемая редакция! Я являюсь учителем химии и биологии Р.Казахстан Хамзина Гульжан Минуллаевна.
Я рада увидеть свои работы на страницах
журнала. Отправляю Вам еще одну работу в надежде что она будет полезной для читателей, из опыта работы в детском лагере. Надеюсь мои впечатления вдохновят молодых вожатых на новые приемы и стратегии в обучении детей в детском лагере."
Скоро лето! Пора летнего отдыха. А летний отдых для детей – это лагерь.  Лагерь – это место  где отдыхают не только дети, но и взрослые вместе с ними, для которых работа это приятное наслаждения от отдыха ребят.  Основной  ключ работы   в лагере это общение, через общение мы знакомимся, дружим, обижаемся, радуемся  и.т.д.
Хороший отдых ребят зависит от многих факторов, одним из которых является работа старшего воспитателя и вожатого, который правильно создаст алгоритм летнего отдыха. Алгоритм – это стратегия, которую воспитатель сможет реализовать и контролировать. Здесь умение вожатого   учитывать  особенности функционирования детского оздоровительно- образовательного  лагеря, способность его решать творческие задачи и привлечь к их решению детей, а также умело использовать  нетрадиционные формы работы, так как они и являются двигателем в работе с детьми.
В первых любой вожатый должен проанализировать   работу в летнем лагере:
1.      Какой лагерь (имею в виду типаж лагеря)
2.       Ознакомится с  общим планом  работы  лагеря
3.      Подумать над планом  своего  отряда учитывая его возрастную особенность при этом, рядом должны идти воспитание и образование слившись в единое целое  который вожатый должен превратить  в прекрасный летний отдых.
4.       Учитывать психологию учащихся и подготовить различные  мероприятия в отряде (конечно, каждый вожатый проходит обучение или инструктаж)
5.      И многое другое – ведь работа вожатого включает в себя очень много функции и большую ответственность.
 Я  хочу поделиться  опытом работы в  одном из  детских  – оздоровительных  лагерей Казахстана. Лагерь находится за городом среди гор и холмов прекрасной речкой и «реликтовыми» зарослями. Это отдельный комплекс с несколькими корпусами для ребят по возрастным категориям, столовой, домом культуры, спортивной площадкой отдельной территорией, вокруг которой очень прекрасная природа с красивыми молодыми дубами и березами. Лагерь является отдельной Республикой со своей валютой, парламентом, министрами и президентом.
Мои впечатления о работе в описываемом  мной лагере еще так теплы и  по сей день, я вспоминаю о нем  как не о работе старшего воспитателя, а как об отдыхе с детьми.
Первый день – это  конечно день заезда, где мы знакомимся с ребятами и знакомим с жизнью  лагеря и его правилами, проводим  экскурсию, который мы называли «Охота за сокровищами» по той причине, что  у  основных зданий лагеря задавались вопросы,  и кто на них отвечал, получал сладкий приз, (вопросы были направлены  на определение личности самого ребенка, таким образом, они узнавали друг друга). На крыльце корпуса   отряда есть место для разведения костра, где перед костром  проводился «Огонек знакомств», а вечером ребят ждала  концертная программа,  подготовленная всем персоналом лагеря: это вожатые,  воспитатели, повара, официанты, грузчики, дворники.
С начала существования лагеря существует  очень красивая легенда о парне и девушке, которую вожатые каждый сезон разыгрывают и таким образом легенда оживает и приобретает большой  интерес со стороны ребят. Старшие ребята сочиняют стихи о парне и девушке из легенды и поют вечером песни собственного сочинения.
«День именинника» - это особое внимание со стороны всех отрядов,  с подарками и концертной  программой, званый ужин ну и конечно дискотека в честь именинников.
В моем отряде всегда была «Пятиминутка». На ней мы обсуждали различные вопросы,  касающиеся отряда на предстоящий день. Перед «пятиминуткой» я устраивала психологические игры, во-первых для повышения мотивации, а во-вторых для изучения личности ребенка. Например, игра «Необитаемы остров». Каждому ребенку дается лист бумаги с ситуацией и данную ситуацию он должен показать. Игра «Проект дня» ребята в группе должны изобразить проект дня их отряда или план захвата флага при общеотрядном мероприятий «Потерянный флаг».
В каждом отряде был «100% Рейтинг» состоящий из нескольких пунктов с фамилиями ребят, если ребенок выполнял определенный пункт,  то ему вожатый выставлял оценку. В конце каждой недели рейтинг по отрядам подсчитывали и на общелагерном сборе вручали переходной вымпел «Лучшему отряду» а ребятам сладкие призы.
Конечно,  каждый вечер перед отбоем мы вели традицию: «Самое яркое впечатление дня». Ребята на  воздушных шарах маркером писали, что им больше всего понравилось, с кем они познакомились и свою мысль о проведенном дне. К концу сезона к закрытию лагеря у нас был «Парад шаров»,  ребята,  держа шары в руках, шагали по территории  лагеря  к тополиной  аллее, где  шары  привязывали  к веткам деревьев и фотографировались и оставляли их для ребят следующего сезона.
К концу смены лагеря  ребята оставляли на память от отряда или отдельных ребят сувениры, сделанные собственными руками из природных материалов: это шишки, ветки деревьев, камни, ракушки. Художники рисовали картины. Фантазиям детей нет границ.
Каждый вечер в лагере был  приурочен определенному дню, и каждый вечер  мы с детьми готовили различные мероприятия, участвовали в конкурсах, ходили в поход, искали «Потерянный отряд», «Остров сокровищ», придумывали сказку на новый лад, показывали «Шоу – знаменитостей». Каким оказался запоминающимся праздник «Хэллоуин»
Последний день в отряде прошел очень интересно. Я приготовила ватман, и каждый из ребят наклеивал  конверт,  на конверте написали  свой адреса и телефоны, а в конверт остальные ребята могли вложить свои адреса и пожелание  на будущее.
Игра «Следопыты»
Каждому отряду выдается карта  маршрута, по которому отряд должен пройти, не потеряв ни одного члена отряда и соблюдая правила  маршрута. На каждом этапе маршрута стоят вожатые отрядов (для помощи заблудившимся, оказание медпомощи, контролем выполнения маршрута) На каждом этапе команду ждал сюрприз или  ловушка. Например: на этапе «Аборигены» нужно было пройти так тихо, чтобы тебя не услышали  «Аборигены» при любом шорохе могли выскочить и захватить члена команды, а это уже минус определенный балл с команды. В конце игры команду победителя награждали и устраивали дискотеку.
Каждое мероприятие несло в себе цели:  воспитания детей, сплоченности, командного духа, коммуникабельности, физического развития, пропаганды здорового образа жизни,  патриотизма, дружбы, обучения жизни в обществе.
_______________________________________
У вас сидячая работа и поэтому вы часто ощущаете боли в спине и шейном отделе позвоночника?  Такие боли терпеть нельзя, ведь в будущем это может привести к ухудшению здоровья, общему недомоганию и воспалению мышечных тканей. Попробуйте  крем от боли в спине Ice Power. Он снимет боль, уменьшит напряжение и поможет решить вашу проблему с болезненными ощущениями в спине.