29.03.2011 |

Система работы по социально – нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «День за днем». Неделя шестая. Пятница.

Для надежной защиты здоровья и жизни детей от непредвиденных ситуаций на дорогах необходимо и очень важно использовать детские автокресела, которые специально разработаны для обеспечения полной защиты во время его нахождения в автомобиле. Магазин товаров для безопасности детей в автомобиле « babykreslo.com » может предложить вам широкий выбор автомобильных кресел различных моделей, размеров и характеристик всех основных мировых производителей: Recaro, Britax, Maxi-Cosi, Concor, Romer, STM. Если вы не можете никак определиться с выбором, то подобрать подходящую модель вам поможет консультант магазина. 
___________________________________________________
Пятница
Занятие 6. «МОЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»
Цель: развить осознанное отношение к красоте и звучности русского языка, познакомить со словом «вульгаризм»; вызвать желание отказаться от грубых и бранных слов в собственной речи.
Словарь: брань, грубый.
П е д а г о г (читает «Сказку про Анну и дедка Пугайлу»)
Зачин к сказке
Кот Мирошка напроказил немножко:
В чулан пробрался, сметаны нализался,
Да с полки кувырком,
За ним бабка с голиком целый день гонялась,
Бранилась, ругалась -
Оба выбились из сил,
Кот прощенья запросил:
«Уж ты, бабушка Матрена, ты прости кота Мирона,
Досаждать тебе не стану, не позарюсь на сметану,
Днем мышей буду ловить, да чуланчик сторожить.
А вечером поздненько, когда станет темненько,
Я тебе услужу, внучку спать уложу,
Внучку спать уложу, сказку ей расскажу».
Жили-были старичок со старушкой. И была у них внучка, Аннушка. Махонькая такая девочка. Меньше ее ростом и ребятишек то в деревне не было, разве только те, которые еще в люльках качались.
И вот такая-то махонькая девочка одна в лес по грибы ходила, и уж, хотите верьте, хотите нет, с пустой корзиной домой не бывала. Попадались ей все время грибы - волденки, волнушки значит, розовые, крепкие, грибок к грибку. А за то самое, что Аннушка из лесу целыми корзинами волденки носила, ее на деревне стали не просто Аннушкой, Анной Волденкой прозывать. Скажу я вам, ребятки, еще о том, что очень народ дивовался на дедушку с бабушкой, как это они такую девчушечку-малолетку в лес одну отпускают. Но Анна Волденка на это говаривала: «У меня в лесу заветные тропинки да дорожки есть, они меня завсегда домой выведут».
И говорила она чистую правду. Чуть только солнышко на закат - Анна Волденка уж дома с полной корзинкой грибочков.
Но недаром в народе говорят: «Год тих, да час лих». И вот В такой-то лихой час с Анной Волденкой беда приключилась.
В лес того дня она собралась не рано, а ушла-то далеконько.
Ходит по лесу, грибы-волденки в корзину складывает, времечко не замечает ... Уж вечер наступил, ночь подкрадывается, ни дорожек, ни тропинок не видать стало, и поняла она, моя голубушка, что в лесу ночевать придется.
Страшновато Анне Волденке стало, но она духом не падает, страху не поддается. «Ничего, - успокаивает сама себя Анна Волденка, - под елочкой переночую, а как солнышко-то утром подымется, тут уж по своим тропкам-дорожкам до дому и доберусь».
Устроилась она как-нибудь под елочкой, корзинку с волнушками ручонками обхватила, да и задремала. Вдруг слышит: шум да треск по всему лесу пошел. Анна Волденка глазки открыла и видит, что прямо к ней дедко Пугайло бредет. Слыхала она про дедка Пугайлу, знала, что он в самой глухой чаще живет, а вот видать-то его, Бог миловал, Анне Волденке еще не приходилось. Да уж лучше бы век не видать его. Лохматый, страшный, борода седая по земле волочится, руки, как грабли, косолапый, ноги-то у него больше на медвежьи лапы похожи. Увидал дедко Пугайло нашу девоньку, ухватил ее вместе с корзинкою, да и поволок в свою избу.
А изба-то у дедка Пугайлы не изба, срам один. Углы покосились, половицы провалились, потолок того и гляди рухнет, грязью да паутиной все заросло, ни печки, ни лавочек нету, а толь- ко стоит посередке люлька огромная. Дедко Пугайло сразу в люльку залез, лохмотьями укутался и приказывает Анне Волденке: «Качай меня, да не вздумай убежать, когда усну, не то догоню и съем». Что делать, вот и стала Анна Волденка дедка Пугайлу в люльке качать. Качает и припевает:
Уж ты дедушко Пугай,
Крепче-крепче засыпай,
Я тебя буду качать,
Сон да дрему нагонять.
А голосок у Анны Волденки певучий, да ласковый, дедко Пугайло быстрехонько и захрапел. Тут уж Анна Волденка мешкать не стала, корзинку свою с грибами прихватила, да и на улицу. В небо звездное глянула, а в небе стая журавлей перелетных. Знать, в теплые края журавли полетели. Анна Волденка и запричитала:
Журавли-журавли,
Спуститесь до земли,
Анну Волденку возьмите,
К деду с бабой унесите.
Журавли-то и спустились. Стали промеж собой курлыкать. Покурлыкали-покурлыкали, а потом самый крепкий да сильный среди них, вожак, и говорит девочке: «Садись Анна Волденка ко мне на спину да держись покрепче». Анна Волденка на спину к нему забралась, ручонками за шею обхватилась, головкой в перышки зарылась, другой журавль корзинку с грибами клювом ухватил, и снялась журавлиная стая с места. Долго летели. Уж светать стало, до деревни долетели. И села журавлиная стая на крышу той избы, в которой дедушка с бабушкой жили. Сели журавушки на крышу, да и стали по ней постукивать: тук да тук. 
А дедушка с бабушкой не спали. Да и как уснешь, коли внучка любимая из лесу не вернулась. Бабушка слезы платочком утирает, да и дедушке не легче. Услыхали они, как барабанит что-то по крыше, и подумали, что дождик начался. Глянули в окно - нет дождя, земля сухая. Вышли они оба на крылечко, да так и ахнули. На крыше-то целая журавлиная стая сидит, да и внучка милая, Анна Волденка. То-то радости было. Бабушка целое лукошко зерен по двору рассыпала, да и воды в корытце для журавушек налила. Наклевались журавли зерен, напились водицы, да и полетели дальше, путь у них не ближний, долго отдыхать некогда. Анна Волденка долго журавлям вслед махала, пока стая из виду не скрылась. А потом, как ни в чем не бывало, принялась грибы чистить-перебирать да бабушке с дедушкой про дедка Пугайлу рассказывать» .
Сейчас я поздороваюсь с вами необычно: на нескольких языках. (Здоровается.)
Почему вы не все поняли?
Какое слово самое знакомое?
На каком языке говорим мы с вами? Хорошо ли знаем свой родной язык?
Подберите слова к предмету - яблоко. Как можно сказать о яблоке?
А.С. Пушкин в своей сказке говорил «румяное, наливное, душистое, ароматное». Какие слова красивее?
А теперь послушайте стихи об осени Александра Сергеевича Пушкина и Александра Трифоновича Твардовского.
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса ...
Меж редеющих верхушек
Показалась синева,
Зашумела у опушек
Ярко-желтая листва.
Какие слова больше понравились?
Какие чувства вызывают эти слова? (Нежность, перед глазами встают картины природы.)
А как вы отнесетесь к такой речи? (Зачитывает отрывок из произведения В.З. Шишкова «Странники».)
« ... Значит, иду я, ребята, страшенным лесом. У другого бы от страха брюхо схватило, а я не боюсь. Вдруг прет на меня живорез. Я говорю разбойнику:
"Садись, живорезная твоя морда!"»
Как звучат эти слова? Приятно ли их слушать?
Автор пытался правдиво изобразить жизнь ребят, которые остались без родителей и попали в среду хулиганов-беспризорников.
А вы слышали грубые слова? Не повторяйте.
Эти слова называются вульгаризмами (это слово означает «грубый»), а человек, который произносит эти слова, - вульгарный (грубый).
А как вы думаете, когда человек произносит эти слова? Когда:
а) не знает, что это плохо;
б) когда он плохо воспитан.
Наша Родина Россия живет много лет. Вместе с ней живет и родной русский язык Раньше на Руси слово «брань» означало «войну» (поле брани). Потом о тех, кто ссорится словами, стали говорить «бранятся», а грубые слова стали называть бранными,
бранью. Если двое человек или несколько бранятся, к чему это может привести? (К брани - драке, войне.)
Во все времена на Руси брань считал ась грехом, т.е. это было стыдно.
На русском языке говорят все, кто живет в России. Но Россия - огромная страна, поэтому жители Севера говорят немного не так, как на Юге.
Вчера мы читали сказку об Анне Волденке. Кто помнит северные слова сказки? Можно вместо «голик» сказать - веник, вместо «волденки» - волнушки?
Можно, но это уже будет не северная сказка. Без этих слов мы не узнаем, как раньше разговаривали на русском Севере. Чем больше слов знает человек, тем легче ему общаться, тем интереснее его слушать. Кто у вас в группе интересно рассказывает?
Откуда люди узнают слова? (Из книг, фильмов, разговоров.)
Как узнать, что значит незнакомое слово? (Показывает толковый словарь.)
Назовите слово, и мы найдем его в словаре.
Хотите послушать, как красиво звучит русский язык в стихотворении С. Есенина «Буря»?
Дрогнули листочки, закачались клены,
С золотистых веток полетела пыль ...
Зашумели ветры, охнул лес зеленый,
Зашептался с эхом высохший ковыль ...
Плачет у окошка пасмурная буря,
Понагнулись ветлы к мутному стеклу,
И качают ветки, голову понуря,
И с тоской угрюмой смотрят в полумглу ...
А вдали, чернея, выползают тучи,
И ревет сердито грозная река,
Подымают брызги водяные кручи,
Словно мечет землю сильная рука.