14.12.15 |

Развитие ключевой компетентности «умение учиться» ученика начальной школы

Вы хотите, чтобы труд ученика на уроке был успешным? Вас беспокоит перегрузки школьника? Вы хотите знать, как возбуждать познавательную активность, инициативу? Ответ один: учить учиться! Ведь, «знание – это сокровище, а умение учиться – ключ к нему» (Педагогическая мудрость)
Задача школы, согласно требованиям времени – готовить учащихся к самостоятельному обучению, поэтому умение учащихся учиться – ключевая компетентность школьного образования.
Нельзя не согласиться с А.Я. Савченко, умение учиться меняет стиль мышления и жизни личности: «Человек, который привык самостоятельно учиться, не теряется в новой познавательной и жизненной ситуации, не останавливается, если нет готовых решений, не ждет подсказки, а самостоятельно ищет источники информации, пути их решения».
Чтобы научить учиться, важно как можно раньше изучить особенности каждого из всех видов учебной деятельности. Первоочередной задачей считаю настройку на положительное отношение к обучению, создание атмосферы сотрудничества. Методом наблюдения и специально подобранных задач обнаруживаю познавательные возможности учащихся.
Анализируя уровень познавательных возможностей, можно скорректировать уже с первых дней некоторые показатели. Учащимся с дисграфией и дислексией предложить занятия с логопедом. Детям с недостаточным развитием пространственных представлений будет трудно учиться считать, особенно с переходом через десяток, представлять геометрические фигуры. Таким учащимся предлагаю раскрашивания фигур, рисование по памяти, составление узоров из геометрической мозаики, работу с различными конструкторами. Привлекаю родителей.
Прочные знания – результат упорного труда. Талант учителя заключается в умении так организовать учебную деятельность, чтобы каждый ее участник, независимо от способностей ощущал свой успех. А для этого надо находить индивидуальный (личностно-ориентированный) подход к каждому: и к способному, и к ребенку с замедленными темпами развития. Первое полугодие ребенка в школе – особый период становления отношений «учитель – ученик» и «ученик – ученик». Если учитель не сумеет подобрать ключик к каждому сердечку, вряд ли будет взаимопонимание в отношениях. В результате учителю невозможно будет реализовать поставленные познавательные задачи, а ученики не будут учиться в полную меру сил, не раскроют свои способности. Роль учителя в это время уникальная. От того, как он сумеет расставить приоритеты, мотивировать учащихся, создать учебную среду – зависит успешность всего пути по стране знаний. Большое значение здесь приобретает терпение учителя не отступать от своих требований, быть последовательным и убедительным. Нельзя начинать урок, не дождавшись тишины. Существует немало способов привлечь внимание к учебному процессу не повышая голоса. С самого начала надо дать понять, что на уроке каждый может высказать свое мнение, но и имеет право быть выслушанным другими. Необходимое условие эффективности обучения – создание среды, в которой комфортно учиться. Задача учителя поощрять к труду, учить преодолевать трудности и помогать друг другу. Надо дать понять не только детям, но и родителям, что в школе учатся много лет и не все получается сразу и одинаково у всех, даже если очень стараться. Неудачи приводят к потере веры в себя, не дайте потерять ее.
Следовательно, одной из важнейших педагогических условий формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к обучению является создание учебно-предметного, игрового развивающей среды, к которому относится учебное оборудование, наглядность, атрибутика в уголках самостоятельной творческой деятельности.
Наиболее должна привлекать внимание детей классная доска. Лучше, чтобы она была сложной. Такую доску легко превратить в шкатулку, закрытую книжку или цветок с закрытыми лепестками. Элементы загадочности в учебно-воспитательном процессе, повышают интерес к предмету. В то же время недопустимо засорять ее лишней информацией и наглядностью, которая будет мешать ребенку сосредоточиться на главном. Каждый элемент наглядности должен быть использован. Если же без него можно обойтись – то он не нужен. Не все школы оснащены современными интерактивными досками. Можно набить вверху доски тоненькую металлическую пластину и станет удобно крепить наглядные пособия с помощью магнитов.
С целью стимулирования учебной деятельности в 1 классе индивидуальные задания могут приносить сказочные герои.
Стол учителя должен быть образцом для воспитания у учащихся культуры труда. Ведь ученики, особенно начальной школы, склонны к подражанию. Скорее они перенимают не то, что говорят, а как делают. Так, чтобы приучить детей иметь завернутыми учебники и пользоваться закладкой, прежде всего учебник учителя должен быть завернутым и с закладкой. Вместо скучной нотации достаточно акцентировать внимание ученика, как мне удобно, что есть закладка. А можно еще и изготовить ее своими руками и она приобретет особую ценность. Предлагаю закладку сделать справочной. Например, на закладке учебника математики в 1 классе написать таблицу сложения в пределах 10 и схемы условий простых задач. Во 2-м – таблицу умножения. В 3-м – примеры приемов вычислений. В 4-м – таблицы мер массы, длины, времени. Такая закладка способствует не только воспитанию культуры труда, а еще и укреплению знаний.
В формировании позитивного отношения к учебе важным условием является разнообразие наглядного раздаточного и демонстрационного материалов. Считаю важным привлекать к изготовлению наглядности школьников. Этот процесс способствует появлению у учащихся ценностного отношения к обучению, интереса к определенной теме.
Созданию развивающей среды способствуют коллективные дела. Изготовленный или купленный учителем в классный уголок, уголок читателя – это хорошо. Но стимулирует общее развитие, положительно влияет на эмоции, формирует учебную среду коллективное дело, где учитель не руководитель, а соучастник, мудрый советчик. Дети чувствуют свою значимость, доверие, появляется желание идти в школу, жить в коллективе, потому что ребенку интересно не наблюдать, а самому действовать, творить, делать открытия, то есть быть активными участниками процесса обучения и школьной жизни. Следовательно, задача учителя максимально заинтересовать детей.
Процесс обучения требует напряженной умственной деятельности и личной активности детей. Этого можно достичь только с помощью интерактивного обучения. Кратчайший путь формирования компетенции умение учиться – создание среды для развития критического мышления, то есть условий, которые будут способствовать развитию уверенности в себе, активности учащихся в учебном процессе, умению с уважением относиться к различным мнениям, высказывать свои суждения. Чтобы стимулировать критическое мышление учителю необходимо поддерживать веру в каждого ученика, ценить критические соображения. Важно создать атмосферу доверия между детьми, развивать у детей такие важные нравственные качества, как доброжелательность, сочувствие, взаимопомощь, воспитывать ответственность и уважение к правам других в классе, чувство дружбы и товарищества.
Формированию компетенции умения учиться способствуют новые учебники: они вооружают системой знаний через развитие мотивов учения, памяти, мышления, воображения, речи и других способностей, формируют умение анализировать, обобщать, выделять главное, учат навыкам планирования, самоконтроля. Современный учебник предполагает овладение четырьмя группами умений: организационными, общеречевыми, общепознавательными, контрольно-оценочнымы.
На начальном этапе (в 1-м классе) перед учителем встает задача целенаправленного развития и совершенствования умений видеть, слышать, дифференцировать звуки, цвета, пространственные представления. «Способность ребенка сосредоточить внимание на одном предмете, видеть то, что показывают, слышать то, что ему говорят, является необходимой предпосылкой для того, чтобы начинать методическое обучение.» (Кол. Ушинский)
Виды восприятия, которые чаще всего используются в учебной деятельности: зрительные, слуховые, кинестетичные (двигательные). Это база для формирования навыков чтения, письма, развитию пространственных представлений, музыкального, изобразительного искусств.
Без развитых процессов восприятия невозможны произвольность и полнота познавательных процессов, которые необходимы в учебной деятельности. И смотреть – не значит видеть, а слушать – не значит слышать. «Умение видеть, умение замечать то, что, на первый взгляд, не отличается чем-то особенным, - это, образно говоря, воздух, на котором держатся крылья мысли. Первоисточник разума, мысли, мышления – в окружающем мире, в тех явлениях, которые человек видит, познает, которые вызывают у него интерес.» (В. Сухомлинский)
Поэтому необходимо с дошкольного возраста на основе специальных системах упражнений развивать ребенка в трех направлениях: “чуткое ухо”, “острый глаз”, “умелые руки”. “Чуткое ухо” не пассивно воспринимает словесную информацию, но и умеет воспроизводить на слух, слышит произнесенное, характеризует неизвестное по его звучанию, правильно высказывается, выделяет в речи учителя новое, необычное. Разучивание скороговорок, считалок – не только способствуют развитию фонематического слуха, но и развивают артикуляционный аппарат, что является предпосылкой быстро чтения. Использование наглядности – необходимая составляющая каждого урока в начальной школе. Большинство детей переживают большие сложности, овладевая графическими навыками. Чтобы избежать многократного, упражнения детей в изображении тех или иных элементов букв, надо тренировать мелкие мышцы рук ребенка, координацию движений, предлагать различные тренировочные упражнения, которые имеют привлекательный характер. Через вышивание, лепку из пластилина, работу с конструкторами, выкладывания узоров из мозаики, и т. п... можно достичь не меньших успехов, да еще и не отбить желание учиться. Накопление сенсорного опыта ускоряет развитие процессов мышления, речи, внимания. Развитие сенсорики, зрительной и смысловой памяти, обогащения памяти яркими образами, впечатлениями, - «все это кирпичики, из которых у школьников с разными познавательными возможностями состоит умение учиться». (О.Я. Савченко).
Развитие культуры речи и слушания – важная составляющая формирования общеречевых умений. Слушают все ученики – а слышат внимательны. Умеет слушать тот, кто одновременно понимает и запоминает информацию, определяет главное и второстепенное, имеет свое собственное отношение к прослушанному. Эти умения формируются во время выполнения всех без исключения упражнений, но самыми эффективными являются: различные виды пересказа, описание предметов, продолжение рассказа, распространение предложений, словесное рисование картин, составление сказок, стихов, рассказов, задач, рассказов. Над методикой развития речи детей плодотворно работал К.Д. Ушинский. Он отмечал, что развитию речи учеников в значительной степени способствует удачно подобранный дидактический материал. Предлагал широко использовать литературные и народные произведения, которые своим содержанием и формой будят мысль учащихся, заставляют делать выводы. Умение спрашивать – необходимое условие развития любознательности, формирования познавательных интересов. Целесообразно учить ставить вопросы к тексту, героев произведения и его автора, правила и условия задачи, строить диалог. Умение рассуждать – комплексное, в нем интегрируются умения логически мыслить и связно и последовательно выражать мысли. Большое значение для развития речи и мышления учащихся имеют речевые игры. Они активизируют, расширяют словарный запас, улучшают фонематический слух, приучают к аналитико-синтетической работе, прививают интерес и любовь к языку. Именно в игре учащиеся проявляют инициативу и самостоятельность во время закрепления материала урока, учатся на практике применять свои знания и умения.
Формирование общепознавательных  умений предполагает овладение основными мыслительными операциями: анализировать, сравнивать, обобщать.
Как работает ученик, в значительной степени определяют мотивы. Считаю, учителю необходимо знать и учитывать как благоприятные, так и неблагоприятные условия формирования у младших школьников положительных мотивов учения. Надо опираться на положительное отношение к школе большинства первоклассников, готовность воспринимать и подражать, острую потребность в новых впечатлениях, природную любознательность. Задача учителя с несознательного и неустойчивого положительного отношения к обучению сформировать произвольное и целенаправленное, создать предпосылки для воспитания положительных черт характера, желание и умение учиться, преодолевая трудности. Самый значительный и самый управляемый из познавательных мотивов – познавательный интерес. Если перед учениками ставятся готовые цели, а знания только сообщаются, то активность и интерес угасают.
Заставить ребенка учиться невозможно, обучением необходимо захватить. Считаю, что формирование компетенции умения учиться станет подготовкой к успешной и продуктивной жизни в будущем.
_______________________________________
Недавно в сети Интернет нашла замечательный и очень полезный Сайт для воспитателей конспекты занятий и интересная информация для педагогов, учителей, работников образования, полезные советы и увлекательное общение с единомышленниками. Единый портал образования METIOR.RU - это просто копилка научной, учебно-методической и другой необходимой в работе информации.