27.10.13 |

"Конституция и я" - воспитательное мероприятие

1.Эмоциональный настрой.  «Игра «Пожелания». Игроки по кругу желают друг другу то, что с их точки зрения очень важно для сидящего рядом одноклассника.
Примечание: игра способствует созданию тёплой, искренней, доброжелательной атмосферы в группе.
2.Определение проблемы и постановка целей.
Ведущий: «Мы много говорим о бесценном умении слушать Других, мы убедились, что многие знают правила внимательного слушателя, но почему то в обществе очень мало людей обладает этим замечательным умением; в чём же проблема?»
Игроки, высказывают своё мнение, дискутируют, приходят к пониманию того, что люди знают правила внимательного слушания, но часто не считают нужным и важным их соблюдать. Причиной часто становится неуважение чужого мнения, эгоизм, высокомерие, невоспитанность культуры чувств.
Как помочь людям услышать друг друга? Попробуем сегодня создать закон, который будет гарантировать уважение чужого мнения и, как следствие, внимательное слушание.
3.Нравственная основа Конституции.
- Нам снова поможет Конституция РФ, где  человек, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита являются основной обязанностью государства. Давайте поразмышляем, что может быть  ценностью в предметном мире.          
Например, старинная, хрупкая фарфоровая ваза 18 века – это ценность? Стали бы мы бесцеремонно с ней обращаться или аккуратно и трепетно любовались этим произведением искусства? Ответ очевиден, это ценность и отношение к ней должно быть ценностным, т. е. проникнутым пониманием; осознанным, нежным, заботливым.
Теперь из предметного мира перейдём в мир людей и вспомним, что в Конституции РФ говорится о человеке как о высшей ценности. В свете этих слов подумаем, как должны относиться люди друг к другу. Чувства человека такие  же хрупкие, нежные как старинная ваза, и мы не можем обращаться с ними грубо, бесцеремонно, жестоко. Если  мы будем признавать человека, его достоинство, его права как ценность, поможет ли это нам считаться с мнением другого и внимательно выслушивать его, даже, если мы с ним  не согласны?
Работа над законом
Работа по технологии АМО над законом внимательного слушателя предполагает работу в группах.
Ведущий распределяет всех участников игры на 3 группы.  Игроки  работают над созданием «Закона внимательного слушателя», записывая на листах ватмана положения Закона.
* 1 группа  определяет  и записывает «Зачем нужен закон»?
* 2 группа работает над содержанием Закона,  записывая,  « Что должны делать внимательные слушатели 4 «б»?
* 3 группа прогнозирует результат, определяя, что будет, если все будут соблюдать требования Закона.
Затем группы участников меняются местами  и продолжают работу, начатую предыдущей группой. Смена места работы происходит три раза, чтобы каждый участник игры мог высказать своё мнение по каждой проблеме. Когда группы возвращаются на свои места, даётся немного времени на подготовку выступления по каждой проблеме.
Игроки выбирают оратора, который говорит от имени группы. Прослушав трёх выступающих, игроки проводят голосование и принимают Закон.
После мероприятия все положения «Закона внимательного слушателя» можно напечатать и поместить в классный уголок.
6.Рефлексия
Как вы можете определить ценностное отношение к человеку, гарантированное Конституцией РФ? Легко ли было принимать закон?  Удавалось ли во время принятия Закона слушать других? Нужны ли нам законы на каждый случай жизни или понимание ценностного принципа поможет поступать правильно? Как эти знания и умения могут помочь в жизни? Найдите образ, с помощью которого вы можете обозначить своё настроение в конце занятия.
Если обращаться с чувствами Других как с хрупкой и нежной вазой, твой собственный мир наполнится радостью и добротой.
Автор: Егорова А. П. МБОУ «Гимназия № 2» г. Инта


Занятие из блока «Конституция и я»

Сегодня мы предоставляем вашему вниманию второе занятие из блока «Конституция и я», конспект которого был прислан Егоровой А. П. (МБОУ «Гимназия № 2» г. Инта).
1.Эмоциональный настрой.  «Игра «Комплименты».
Все участники садятся в круг и по очереди делают комплимент игроку, находящемуся рядом. Нужно отметить не только внешние данные, но и черты характера или способности.
Примечание: игра способствует созданию тёплой, искренней, доброжелательной атмосферы в группе.
2.Постановка целей.
Ведущий: Сегодня мы вновь говорим о Конституции и стараемся быть внимательными слушателями. Вспомним правила внимательного слушания и обозначим пользу этого бесценного умения. Участники сами вспоминают правила слушания и определяют пользу.
-слушать не только умом, но и сердцем;
-думать о предмете разговора;
-смотреть на собеседника;
-не перебивать, не отвлекаться;
-заинтересованность должна проявляться в мимике и жестах;
Практическая польза: новая информация может помочь в учёбе, труде, быть полезной в отношениях с родителями. Может сохранить дружбу и даже спасти жизнь.
Работа с терминами
Игра «Листая словарь» поможет вспомнить новые термины, которые пригодятся нам для последующей работы. Игроки объединяются в пары. Один игрок берёт карточку, объясняет значение слова, другой внимательно слушает, чтобы потом повторить сказанное, начиная со слов: «Если я тебя правильно понял…». Остальные выступают в роли судей, слушателей и советников.
Карточки:


Конституция

Права

Свободы

Президент

Кодекс

Постановления

Законодательство

Правительство

РФ


5.Игра, направленная на развитие  коммуникативных умений.
После обсуждения, игрокам предлагается  игра «Внимательный слушатель».
 Приглашаются три игрока, за которыми будут наблюдать остальные участники игры.
Ведущий, пока не открывая фабулу игры, предлагает детям после выступления трёх участников  определить проблему и найти её решение.
Игрок №1 садится на стул, игроки №2 и №3 выходят из класса, чтобы не слышать то, о чём говорится.
Затем ведущий читает игроку №1 небольшой текст, предварительно объяснив задачу – запомнить то, что услышал.  (В тексте используются  термины, значение которых только что вспомнили).
Текст
12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята Конституция России, которая  действует  уже 18 лет. Слово «Конституция» происходит от латинского слова «constitution», что означает установление, устройство. Конституция – это  самый главный политический и правовой документ государства. Она закрепляет права и свободы каждого гражданина.
Если мы с вами образно представим все законодательство нашей страны в виде интинской башни, то вместо кирпичиков возьмём правовые документы:  Кодексы, например, Уголовный, Гражданский, Трудовой, а также Указы Президента РФ, Постановления Правительства России, а на самой вершине нашей башни будет звездой сиять основной закон страны – Конституция Российской Федерации.
После прочтения текста в класс приглашается игрок №2, который садится напротив игрока №1. Только сейчас ведущий предлагает игроку №1 пересказать то, что запомнил, игроку №2. После выполнения этого задания, в класс приглашается игрок №3. Он садиться напротив  игрока №2, который пересказывает ему текст.  Затем, игрок №3 пересказывает всем участникам игры то, что ему удалось понять и запомнить. В завершение, ведущий читает первоначальный вариант текста,  и все участники определяют проблему - если внимательно не слушать, теряется важная информация.
Затем участники игры стараются найти пути решения этой проблемы, возвращаясь к правилам внимательного слушателя.
6.Рефлексия
Легко ли было слушать? Легко ли было формулировать мысли? Как эти знания и умения могут помочь в жизни? Найдите образ, с помощью которого вы можете обозначить своё настроение в конце занятия. Спасибо за внимание.
Продолжение следует
Автор: Егорова А. П. МБОУ «Гимназия № 2» г. Инта

Воспитательное мероприятие с использованием АМО составлено по методике профессора Н. Е. Щурковой

Цели:
Развитие личностных и коммуникативных компетенций.
Задачи:
*способствовать расширению знаний о Конституции;
*воспитывать ценностное отношение к окружающим людям;
*закреплять умение аргументировано выражать свою позицию;
*использовать АМО (активные методы обучения)
АМО применяются в воспитательных мероприятиях, предложенных Н. Е. Щурковой, где дети становятся не зрителями, а непосредственными участниками образовательного процесса. Система этих мероприятий построена на уважении к личности «Другого». (В рамках этой системы, «Другой» пишется с заглавной буквы); «Другой» не значит чужой и опасный, а особенный и интересный. Прелесть жизни в её разнообразии, где множество «Других»- разных, самобытных, непохожих составляет единое «Мы».
В связи с двадцатилетием принятия Конституции, в классе проводятся мероприятия, направленные на развитие ценностного отношения к другим людям, уважении их прав и свобод, а также на формирование собственной гражданской позиции. В ходе этих мероприятий обучающиеся 4 класса знакомятся с Конституцией РФ, готовят доклады, презентации, посещают библиотеку, обсуждают видеосюжеты и демонстрации. Блок занятий «Конституция и я» состоит из трёх  тренингов и находится в контексте главной темы – «Наши права и обязанности», он призван помочь детям свободно выражать своё мнение, учитывать позицию собеседника, формировать умение слушать, воспитывая, таким образом, уважение к личности «Другого».
Занятие №1 из блока «Конституция и я»
1.Эмоциональный настрой. «Поздоровайся локтями»
Проведение:
Педагог просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй и сделать следующее:
• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
Ведущий  говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто, коснувшись друг друга локтями.
Через пять минут ученики собираются в две группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые номера.
Примечание: эта  игра позволяет весело начать занятие, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками, созданию свободной, располагающей к обмену мнениями атмосферы.
Выявление проблемы.
Образовавшиеся пары садятся напротив. Ведущий озвучивает проблему.
-Все вы читали «Вредные советы» Г. Остера.  Предположим, что мы являемся соавторами этой книги и работаем над следующей темой: «Как заставить людей избегать вас, как лишиться друзей и чувствовать себя несчастными»?
 (ответы участников)
Рецепт: «Никого никогда не слушайте! Непрерывно говорите о себе. Если у вас, появляется какая- то мысль в тот момент, когда говорит ваш собеседник, не ждите, пока он закончит. Он не так умён, как вы! Зачем тратить время, выслушивая пустую болтовню! Сразу же вмешайтесь и прервите его на середине фразы».
-Конечно, мы не хотим в жизни следовать этим вредным советам, как избежать такого отношения к собеседнику, как научится внимательно слушать?
Постановка целей.
Участники вспоминают правила внимательного слушателя.
-слушать не только умом, но и сердцем;
-думать о предмете разговора;
-смотреть на собеседника;
-не перебивать, не отвлекаться;
-заинтересованность должна проявляться в мимике, жестах;
«Человек, который говорит только о себе, только о себе и думает, и он безнадёжно некультурен, как бы высокообразован он не был»!- сказала одна известная личность.
4.  Проведение игры (использовать, заранее приготовленные карточки)
 -Игра «Эстафета смыслов» поможет нам учиться внимательному восприятию.
Все участники по очереди берут заранее приготовленные карточки, с началом фраз, и высказывают своё мнение, продолжая фразу по схеме: тезис – аргумент – иллюстрация. В этом учебном году мы много говорим о Конституции как главном законе государства. Попробуем быть внимательными слушателями, обозначая свою позицию по данной теме.
Ход игры: участники садятся напротив парами, один игрок берёт карточку, читает начало фразы и продолжает по указанной схеме, другой внимательно слушает. После того, как первый участник обозначил свою позицию, второй повторяет сказанное, начиная с фразы: «Если я тебя правильно понял, ты сказал, что…» Остальные участники тренинга в это время являются зрителями, оценивающими внимание слушателя.
Образец логической цепочки
Тезис: Я думаю, что мы не можем обойтись без Конституции Российской Федерации, Аргумент: потому что  это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане Р. Ф.
Иллюстрация: проиллюстрировать можно простым примером из жизни. Если не будет правил перехода улиц, будут аварии, если не будет правил жизни, не будет порядка.
_________________КАРТОЧКИ_____________________
*Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. (Статья 22)
*Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. ( Статья 23)
*Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. ( Статья 25)
*Каждому гарантируется свобода мысли и слова. ( Статья 29)
*Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях (Статья 38)
*Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. (Статья 40)
*Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно (Статья 41)
________________________________________________
5.Рефлексия
-Легко ли было слушать? Легко ли было формулировать мысли? Как эти знания и умения могут помочь в жизни? Найдите образ, с помощью которого вы можете обозначить своё настроение в конце занятия. Спасибо за внимание.
Продолжение следует 
Автор: Егорова А. П. МБОУ «Гимназия № 2» г. Инта