10.07.12 |

Родительское собрание с элементами практикума "Слово на ладошке"

Родительское собрание с элементами практикума "Слово на ладошке" 
для родителей 1-й младшей группы.
Задачи:
1. Познакомить родителей с особенностями развития речи детей 3-го г.ж., с системой работы в ДОУ по созданию развивающей речевой среды;
2. Обучить приёмам развития мелкой моторики (массаж рук, игры с пластилином,
крупой и т.д.)
Ход:
1. Вступительная часть:
Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы пригласили вас, чтобы поговорить о развитии речи детей 3-го г.ж.
Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно вместе с развитием ребёнка. При этом очень важно заботливое, внимательное отношение к малышу близких ему взрослых.
Речевое развитие осуществляется при активном познании ребёнком окружающего мира. Ему нужны яркие, красивые игрушки, предметы, с которыми можно действовать: катать, бросать, разбирать, собирать, складывать, слушать и т.д.
Известный русский педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Ум ребёнка – на кончиках его пальцев». Значит, очень важно развивать мелкую моторику рук. Существуют специальные игры и упражнения, которые родители могут самостоятельно проводить с детьми : пальчиковая гимнастика, упражнения со шнуровками, застёжками, игры с мозаикой и т.д. Надо играть с ребёнком в различные развивающие игры: сенсорные (знакомство с цветом, формой, размером), речевые , театрализованные и др. При этом ребёнок должен слышать чёткую, правильную, неторопливую речь взрослого без повторения детских слов.
2. Просмотр презентации «Развивающая речевая среда в 1-й младшей группе»
Презентация знакомит родителей с системой работы педагогов группы в данном направлении.
3. Теоретическая часть:
Логопед предлагает родителям поучаствовать в интеллектуальном марафоне. Для этого родители объединяются в группы по 2-3 человека. Каждая группа получает задание:
из 3-х вариантов ответов на вопрос по развитию речи детей 3-го г.ж. нужно выбрать один и прокомментировать его.
Показатели речи детей этого возраста:
- развитие голосовых реакций, подражания
- понимание, обогащение словаря, активная речь с использованием предложений (правильный ответ)
- понимание, подражание, пассивная речь
Условия для развития речи: (все ответы правильные)
- уход, выполнение режима дня, эмоционально-положительное отношение окружающих взрослых
- обучающее и воспитательное воздействие
- собственная активная речь ребёнка в различных видах деятельности
Показатели речевого общения ребёнка:
- понимает инструкцию взрослого и делает то, что он говорит
- слушает взрослого, активно обращается к нему, задаёт простые вопросы; речь приобретает форму диалога (правильный ответ)
-по своей инициативе вступает в контакт с детьми и взрослыми, высказывает простейшие суждения о явлениях и предметах окружающего мира.
Особенности словарного запаса:
- использует в речи существительные, глаголы ( словарь прилагательных ещё невелик)
- отвечает на вопросы предложениями из 2-3-х и более слов (правильный ответ)
- использует простые и сложные предложения, пользуется всеми частями речи
Особенности звукопроизношения:
- правильно произносит звуки, кроме свистящих, шипящих и сонорных «Л», «Р»; может заменять «Ш» на «С», «Ж» на «З», «Ч» на «ТЬ» (правильный ответ)
- правильно произносит все звуки, кроме шипящих и твёрдых «Л» и «Р»
- речь нечёткая, многие звуки не произносит совсем или произносит неверно
4. Практическая часть:
- Важно понимать и правильно оценивать благоприятные и неблагоприятные факторы, влияющие на развитие речи.
Логопед предлагает определить, какие факторы препятствуют полноценному развитию речи, а какие способствуют её формированию. Проводится игра «Цветные зонтики».
Чёрный зонт будет символизировать неблагоприятные факторы, а цветной – благоприятные. Родители берут карточку и встают около зонта, цвет которого, по их мнению, соответствует написанному на карточке фактору. Комментируют свой выбор.
Неблагоприятные факторы:
1. Нежелание родителей общаться с ребёнком (мало времени, перекладывание общения на бабушек и т.д.);
2. Замена общения просмотром телевизора;
3. Отсутствие/ малое количество игрушек, книг, соответствующих возрасту ребёнка;
4. Дефекты строения артикуляционного аппарата;
5. Быстрая, нечёткая речь взрослого, «сюсюканье»;
6. Отсутствие у родителей знаний по данному вопросу;
Благоприятные факторы:
1. Эмоционально-положительное общение с ребёнком;
2. Достаточное количество игрушек и игр, соответствующих возрасту;
3. При выявлении дефектов речи своевременное обращение к логопеду и др. специалистам;
4. Общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, способствующее развитию коммуникативных навыков;
5. Правильная речь взрослого без имитации речи ребёнка;
6. Чтение и рассказывание сказок, заучивание стихов;
- Учёные считают: чем активнее и точнее движения пальцев рук ребёнка, тем быстрее развивается его речь. Речевое развитие идёт параллельно развитию тонкой мускулатуры пальцев рук. Если пальчики ребёнка напряжены, сгибаются и разгибаются все вместе или, наоборот, вялые, и ребёнок не может произвести изолированные движения, то чаще всего это дети, у которых есть и проблемы с речью. 
Полезно делать ребёнку массаж кистей и пальцев рук. Логопед предлагает родителям выполнить приёмы массажа на себе:
Поглаживание кисти руки с внешней и внутренней стороны лёгкими круговыми движениями;
Взрослый надавливает большим пальцем своей руки на основание большого пальца ребёнка, на середину ладони, основания других пальцев.
Растирание ладоней движениями вверх-вниз – «Погреем ладошки»;
Массаж подушечек пальцев:
Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая её.
Массаж фаланг пальцев: на каждую строку разминается один палец, начиная от ногтевой фаланги к основанию пальца.
Вырос у нас чесночок, (указательный)
Перец, томат, кабачок, (средний)
Тыква, капуста, картошка, (безымянный)
Лук и немного горошка. (мизинец)
Овощи мы собирали, (мизинец)
Ими гостей угощали, (безымянный)
Квасили, ели, солили, (средний)
С дачи домой увозили. (указательный)
Прощай же на год, (большой палей левой руки)
Наш друг, огород! (большой палей правой руки)
Массаж подушечек пальцев:
Рука ребёнка лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Взрослый указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, «катая» на подушечке его вправо-влево.
Шёл медведь к своей берлоге, (мизинец)
Да споткнулся на дороге. (безымянный)
«Видно очень мало сил (средний)
Я на зиму накопил»,- (указательный)
Так подумал и пошёл (большой)
Он на поиск диких пчёл. (большой)
Все медведи – сладкоежки, (указательный)
Любят есть медок без спешки. (средний)
А наевшись, без тревоги (безымянный)
До весны сопят в берлоге. (мизинец)
Массаж «Щелчки»: Рука ребёнка лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Взрослый поднимает пальцы ребёнка по одному, затем отпускает. Палец со стуком падает на стол, издавая щелчок. На каждую строчку поднимают один палец, после 5-й строки - смена рук.
Поднял уши бурундук.
Он в лесу услышал звук:
- Это что за громкий стук,
Тук да тук, тук да тук?
- А пойдём, - сказал барсук
Сам увидишь этот трюк.
Это дятел сел на сук
И без крыльев, и без рук
Ищет он, где спрятан жук,-
Вот и слышен перестук!
Массаж мячиком- «ёжиком»:
- массаж ладоней круговыми движениями мяча
«Гладила мама – ежиха ежат:
«Что за пригожие детки лежат!
- Прокатывание мяча между растопыренными пальцами от большого пальца к мизинцу и обратно сначала одной, потом другой руки. 
Массаж с прищепками: взрослый поочерёдно бельевой прищепкой «кусает» ногтевые фаланги ребёнка.
Кусается сильно котёнок-глупыш,
Он думает- это не палец, а мышь.
Но я же с тобою играю, малыш,
А будешь кусаться - скажу тебе «Кыш!»

- Кроме массажа, можно ещё использовать и другие приёмы развития мелкой моторики. Это работа с пластилином, крупой, пуговицами, счётными палочками. Все эти предметы доступны и есть в каждой семье.
Далее логопед предлагает родителям разбиться на группы и поработать с разными материалами для развития мелкой моторики по сюжету сказки «Колобок»:
«Колобок» - выложить горохом на пластилине (размазан по на картону)
«Бабка и дед» - выложить домик из пуговиц
«Заяц» - слепить морковки для зайки
«Волк» - выложить из счётных палочек ёлочки (волк за них спрятался)
«Медведь» - нарисовать мордочку медведя на подносе с манкой, ягодки для него
«Лиса» - вырезать по контуру фигурку лисы из картона и с помощью прищепок
сделать её лапки хвост и уши.
- Очень полезно сочетать работу по развитию руки с развитием речи. В этом нам помогут сказки, которые можно рассказывать и показывать руками.
Логопед предлагает родителям помочь ему показать руками сказку «Колобок»:
Жили-были дед и баба  
На поляне у реки.
И любили очень-очень
На сметане колобки.
Хоть у бабки мало силы,
Бабка тесто замесила.
Ну а маленькая внучка
Колобок катала в ручках.
Вышел ровный,
Вышел гладкий,
Не солёный и не сладкий,
Очень круглый,
Очень вкусный.
Даже есть его нам грустно!
Указательный палец правой руки у правой щеки; затем то же левой рукой.
«Козырьком» приложить руку ко лбу, смотреть вдаль.
Гладить живот.
Пальцами рисовать в воздухе круг.
Кулаками «месить» тесто.
В ладонях «перекатывать» колобок.
Горизонтальный взмах одной рукой.
Горизонтальный взмах другой рукой.
Погрозить указательными пальцами по очереди.
Пальцами рисовать в воздухе круг.
Гладить живот.
Хлопок в ладоши.
5. Заключительная часть:
Подводится итог – чем занимались на собрании и что можно использовать в работе с детьми дома. Затем родителям раздаются памятки «Слово на ладошке» (развитие мелкой моторики детей 2-3 лет).
Массаж фаланг пальцев: на каждую строку разминается один палец, начиная от ногтевой фаланги к основанию пальца. 
Вырос у нас чесночок,  
(указательный)
Перец, томат, кабачок, (средний)
Тыква, капуста, картошка,
(безымянный) Лук и немного горошка. (мизинец)
Овощи мы собирали, (мизинец)
Ими гостей угощали,
(безымянный)
Квасили, ели, солили, (средний)
С дачи домой увозили.
(указательный
Прощай же на год, (большой палец
левой руки)
Наш друг, огород! (большой палец
правой руки)
Массаж подушечек пальцев:
Рука ребёнка лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Взрослый указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, «катая» на подушечке его вправо-влево.
Шёл медведь к своей берлоге, (мизинец)
Да споткнулся на дороге.
(безымянный)
«Видно очень мало сил (средний)
Я на зиму накопил»,-
(указательный)
Так подумал и пошёл
(большой)
Он на поиск диких пчёл.
(большой)
Все медведи – сладкоежки,
(указательный)
Любят есть медок без спешки.
(средний)
А наевшись, без тревоги
(безымянный)
До весны сопят в берлоге.
(мизинец)
Массаж «Щелчки»: Рука ребёнка лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Взрослый поднимает пальцы ребёнка по одному, затем отпускает. Палец со стуком падает на стол, издавая щелчок. На каждую строчку поднимают один палец, после 5-й строки - смена рук.
Поднял уши бурундук.
Он в лесу услышал звук:
- Это что за громкий стук,
Тук да тук, тук да тук?
- А пойдём, - сказал барсук
Сам увидишь этот трюк.
Это дятел сел на сук
И без крыльев, и без рук
Ищет он, где спрятан жук,-
Вот и слышен перестук!
Жили-были дед и баба  
На поляне у реки.
И любили очень-очень
На сметане колобки.
Хоть у бабки мало силы,
Бабка тесто замесила.
Ну а маленькая внучка
Колобок катала в ручках.
Вышел ровный,
Вышел гладкий,
Не солёный и не сладкий,
Очень круглый,
Очень вкусный.
Даже есть его нам грустно!
Указательный палец правой руки у правой щеки; затем то же левой рукой.
«Козырьком» приложить руку ко лбу, смотреть вдаль.
Гладить живот.
Пальцами рисовать в воздухе круг.
Кулаками «месить» тесто.
В ладонях «перекатывать» колобок.
Горизонтальный взмах одной рукой.
Горизонтальный взмах другой рукой.
Погрозить указательными пальцами по очереди.
Пальцами рисовать в воздухе круг.
Гладить живот.
Хлопок в ладоши.
Показатели речи детей этого возраста:
- развитие голосовых реакций, подражания
- понимание, обогащение словаря, активная речь с использованием предложений - понимание, подражание, пассивная речь
Условия для развития речи: 
- уход, выполнение режима дня, эмоционально-положительное отношение окружающих взрослых
- обучающее и воспитательное воздействие
- собственная активная речь ребёнка в различных видах деятельности
Показатели речевого общения ребёнка:
- понимает инструкцию взрослого и делает то, что он говорит
- слушает взрослого, активно обращается к нему, задаёт простые вопросы; речь приобретает форму диалога
-по своей инициативе вступает в контакт с детьми и взрослыми, высказывает простейшие суждения о явлениях и предметах окружающего мира.
Особенности словарного запаса:
- использует в речи существительные, глаголы (словарь прилагательных ещё невелик)
- отвечает на вопросы предложениями из 2-3-х и более слов
- использует простые и сложные предложения, пользуется всеми частями речи
Особенности звукопроизношения:
- правильно произносит звуки, кроме свистящих, шипящих и сонорных «Л», «Р»; может заменять «Ш» на «С», «Ж» на «З», «Ч» на «ТЬ»
- правильно произносит все звуки, кроме шипящих и твёрдых «Л» и «Р»
- речь нечёткая, многие звуки не произносит совсем или произносит неверно
- Нежелание родителей общаться с ребёнком (мало времени, перекладывание общения
на бабушек и т.д.);
- Замена общения просмотром телевизора;
- Отсутствие/ малое количество игрушек, книг, соответствующих возрасту ребёнка;
- Дефекты строения артикуляционного аппарата;
- Быстрая, нечёткая речь взрослого, «сюсюканье»;
- Отсутствие у родителей знаний по данному вопросу;
- Эмоционально-положительное общение с ребёнком;
- Достаточное количество игрушек и игр, соответствующих возрасту;
- При выявлении дефектов речи своевременное обращение к логопеду и др. 
специалистам;
- Общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, способствующее развитию 
коммуникативных навыков;
- Правильная речь взрослого без имитации речи ребёнка;
- Чтение и рассказывание сказок, заучивание стихов;
Автор: Вшивкова Ольга Николаевна, учитель-логопед МБДОУ д/с «Гнёздышко» г. Очёр
________________________________
Если Вам надо срочно подготовить курсовую, а вы не можете никак найти нужный материал или катастрофически не хватает время, то это не беда. Достаточно ввести в поиске курсовая на заказ в омске и ваша проблема будет решена.  

Семинар – практикум для воспитателей ДОУ «Развиваем речь детей».

Семинар – практикум для воспитателей ДОУ «Развиваем речь детей».
Организационный момент – Распределение педагогов на 3 команды: каждый педагог берет одну картинку, определяет место звука [к] в ее названии (в начале, середине, конце), занимает место за столом в соответствии со схемой слова. Семинар-практикум проводится в виде конкурсов. Каждый конкурс оценивается от 1 до 3-х баллов.

Актуальность темы семинара – практикума (логопед):
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья  детей и неблагоприятными социальными процессами. По данным доктора медицинских наук И.С.Скворцовой, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены разного рода перинатальные поражения головного мозга- центрального органа речевой функции. Речь при этом страдает одной из первых, так как напрямую зависит от созревания головного мозга.
Чёткое произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически правильной, хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

1-й блок: «Развитие артикуляции и мелкой моторики руки»:
Формирование правильного произношения – сложный процесс. Ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за своей речью. Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы, язык должны быть гибкими, долго удерживать определённое положение, без труда переходить от одного движения к другому. Всему этому способствует АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Гимнастику выполняют ежедневно в течение 7-10 минут, перед зеркалом (под зрительным контролем), постепенно темп упражнений увеличивается.

У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика рук, что также является одной из причин более позднего становления речи. Для развития мелкой моторики рук воспитатели выполняют с детьми ПАЛЬЧИКОВУЮ ГИМНАСТИКУ. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению речевых центров головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что в итоге стимулирует развитие речи. Пальчиковую гимнастику рекомендуется выполнять ежедневно (5-10 минут), сначала упражнения выполняют медленно, одной рукой, затем другой, а потом двумя руками вместе.

Конкурс «Знание органов артикуляции»: вопросы по очереди задаются командам
- Какой главный орган артикуляции у человека? (Язык) Как образуется голос? (Воздух проходит через голосовые связки, которые то смыкаются, то размыкаются).
- Какие части языка вы можете назвать? (кончик, спинка, корень, боковые края).
- Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков? (язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твёрдое нёбо, голосовые связки).



Конкурс «Знание артикуляционных упражнений»: команды получают картинки к артикуляционным упражнениям. Члены команды должны:
- назвать артикуляционные упражнения по картинкам;
- подобрать 2 артикуляционных упражнения и объяснить их выполнение для детей определённого возраста (по командам – для детей млад. гр., сред.гр. и подготовит.гр.);
- выбрать из предложенного списка оптимальные формы проведения артикуляционной гимнастики для детей разного возраста ( младший, средний и старший) – в контексте сказки, по образцу, по картинкам, с использованием игрушек, по названиям, под счёт.
Логопед: «Во всех возрастных группах могут быть использованы практически одни и те же комплексы артикул. упражнений, но требования к выполнению упражнений на каждом возрастном этапе будут различными.
С детьми младшей группы упр.-я проводят в игровой форме. Необходимо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых трудно дальше развивать движения АА.
В средней группе для АГ используются игровые приёмы, совершенствуются и развиваются дальше приобретённые простейшие навыки движений.
В старшей и подготовительной группе уже следят за плавностью, лёгкостью, чёткостью выполнения движений, за умением плавно и быстро переключаться с одного движения на другое. Дети этого возраста могут выполнять упр.-я в любом темпе.

Конкурс «1,2,3 – упражнения подбери»:
Логопед: «Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те движения и положения ОАА , в результате которых образуются звуки определённой группы».
Командам раздаётся описание положения органов артикуляции для свистящих звуков, шипящих и сонорных. Члены команды должны подобрать комплекс артикуляционных упражнений для определённой группы звуков;
Свистящие –
Шипящие –
Сонорные (р,рь) –

Конкурс «Знание упражнений пальчиковой гимнастики»:
Командам предлагается показать по одному упражнению пальчиковой гимнастики (желательно с речевым сопровождением) для детей определённого возраста;

2-й блок: «Развитие фонематического слуха и восприятия»:
Формированию правильного звукопроизношения способствует хорошо развитый фонематический (речевой) слух. Начиная с 4-х лет детей знакомят с понятиями «слово» и «звук», с тем, что слова состоят из звуков, которые произносятся в определённой последовательности, что слова звучат по-разному и одинаково. Обращают внимание на длительность звучания слов. Формируют умение различать на слух твёрдые и мягкие согласные, определять первый звук в слове. Знакомят с делением слов на слоги.

Игротека для воспитателей: логопед предлагает воспитателям поиграть в игры на развитие фонематического слуха.
1. По типу «Съедобное – несъедобное» - педагоги встают в круг, логопед бросает мяч и называет слова. На слова со звуком «С» педагоги ловят мяч, без звука «С» - отбивают.
2. «Звуковая эстафета» - педагоги делятся на 2 команды. Первый игрок в колонне получает мяч. Логопед называет слова (зонт, мох), первые игроки передают мяч вторым игрокам и т.д. и называют слова на последний звук предыдущего слова («Цепочка»);

Конкурс «Придумайте рифму к слову»:
На мольберте выставлены перевёрнутые обратной стороной предметные картинки. Представители 3-х команд выходят к мольберту, по очереди переворачивают и называют картинки, а члены команды подбирают рифмы к этим словам.

Конкурс «Подбери слово к схеме»:
На мольберте выставлены варианты схем слов из 3-х звуков. Команды должны подобрать к этим схемам как можно больше слов – названий растений и животных:
тв.согл.+глас.+тв.согл. (сад, дуб, мак, тис, бук, лук, луг, рак, сом, вол, бык, кот, мул, жук, мышь, вошь, мох)
мягк.согл.+глас.+тв.согл. (лес, рис, лён, вяз, пёс, лис, кит, лев, чиж, ёж, як)
тв.согл.+глас.+мягк.согл. (рысь, лось, сыч, гусь)

Конкурс «Физ. минутка – средство развития фонематического слуха»:
Члены команды должны придумать физ. минутку в сочетании с приёмами развития фонематического слуха ( на выделение заданного звука из состава слов; на дифференциацию звуков; на определение позиции заданного звука в слове).

Конкурс «Найди ошибку»:
Члены команды получают карточку с заданием, прочитав которое они должны определить, какую ошибку допустил воспитатель.
Задания:
- Воспитатель просит детей определить, сколько звуков в слове. При этом произносит слова так: БА-РА-БАН, СКАЗ-КА, КА-ША.
- Воспитатель просит определить место звука «З» в словах: ЗОНТ, КОЗА, АРБУЗ, ВАЗА.
- Воспитатель просил детей придумать слова из 3-х звуков и все ответы детей посчитал за правильные: сок, мох, яма, душ.

Полезными упражнениями для развития речевого слуха и дикции служат скороговорки.
Конкурс скороговорок:
- Команды получают карточки со скороговорками- первую скороговорку должны произнести быстро, вторую с определённой интонацией (удивлённо, сердито, радостно);
- Команды по очереди называют скороговорки, кто больше.

Побеждает команда, набравшая большее количество баллов за все конкурсы.
Автор: Вшивкова Ольга Николаевна, учитель-логопед МБДОУ д/с «Гнёздышко» г. Очёр
_______________________________________
Как часто вам приходилось писать в школе или в институте рефераты? Вы наверное помните, сколько хлопот доставлял поиск нужной литературы, сколько времени отнимал набор текстовой части. Сейчас все намного проще. Достаточно набрать в поиске реферат на заказ в одинцово и получить уже готовую работу.