26.09.10 |

Комплексные пути развития предречевой подготовки детей дошкольного возраста. Развитие артикуляционных движений, мелкой моторики рук. Растяжки, дыхательная гимнастика

Развитие артикуляционных движений, мелкой моторики рук. Растяжки, дыхательная гимнастика

Темпы развития речи у детей разные: одни начинают говорить раньше, другие позднее. Это нередко служит поводом к расстройству у родителей. Скорость овладения словом зависит как от индивидуальных особенностей ребенка, так и от внимания и участия взрослых, которые его окружают. Материалы этой статьи адресованы, в первую очередь родителям и направлены на развитие, подготовительного этапа в развитии речи, - предречевой подготовке, которая в свою очередь станет прекраснейшей базой для самостоятельного овладения речью Вашего ребенка.
Ученые (нейробиологи, психологи) исследующие деятельность головного мозга и психическое развитие ребенка, обнаружили очень интересную закономерность: чем лучше у малыша развиты тонкие движения руки, тем лучше развит и мозг.
Теперь совершенно точно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные, "послушные" пальчики, то и говорить он научится без особого труда.
Известно: мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". Исследования ученых института детей и подростков Санкт-Петербургской академии психологических наук (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антракова-Фомина) подтвердили связи интеллектуального развития с пальцевой моторикой. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Как определить уровень развития речи ребенка первого года жизни? Попросите малыша показать один пальчик, два, три. Если ему удается изолированно двигать пальцами – это говорящий ребенок. Если же мышцы пальцев напряженны, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, стоит призадуматься. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления будет затруднено.
Тренировать пальцы рук можно уже с шестимесячного возраста. Систематические упражнения, по мнению М.М. Кольцовой, "мощное средство повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.
Заниматься развитием мелкой моторики можно и нужно с самого раннего возраста. Вначале ребенка необходимо обучить приемам самомассажа рук.
Самомассаж – один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно два-три раза в день. Самомассаж оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов, проводящих путей. Самомассаж надо начинать с массажа кистей рук ("моем руки с мылом"), каждого пальчика и каждой его фаланги. (Первоначальные движения взрослый показывает ребенку или делает совместно с ним). Все это можно делать каждый день в течение 2-3-х минут. А просто разминать и поглаживать пальчики надо гораздо чаще.
Далее проводится растирание ладони: сначала одной рукой от середины к краям (или круговыми движениями) большим пальцем другой руки. После чего следует комплекс движений:
"Пунктиры" - исходное положение – подушечки четырех пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад-вперед ("пунктирами") смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу. То же на другой руке.
"Пила"- исходное положение – левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем пиление по всей поверхности левой в направлении вверх-вниз. То же для другой руки.
"Утюжок" - исходное положение то же. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же для другой руки.
"Каток" - исходное положение то же. Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх – вниз по ладони левой, разминая ее. То же самое для другой руки.
"Буравчик" - исходное положение – то же. Фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки производим движения по типу "буравчика" на левой ладони. То же для другой руки.
"Краб" - исходное положение – то же, пальцы расставлены. Сгибаем указательный и средний пальцы правой руки и фалангами пощипываем пальцы левой. То же для другой руки.
После выполнения самомассажа можно приступать к упражнениям.
Первая часть включает в себя упражнения, направленным на развитие тактильных ощущений и кинестического компонента двигательного акта.
Движения кистями рук. Выполняются по образцу, производятся сначала одной, затем двумя руками одновременно.
Катать теннисный мячик по наклонной плоскости ладонью.
Cжимать резиновые игрушки, резиновую грушу (можно наполненную водой), направляя воздушную струю в ту или другую сторону.
Ударять по подвешенному к потолку подвешенному воздушному шарику кулаком, ладонью, указательным пальцем.
"Веселые маляры". Локти опираются на стол, пальцы вытянуты и плотно прижаты друг к другу; движения производятся кистями вверх-вниз.
"Трусливый зайка". Локти опираются на стол, указательный и средний пальцы вытянуты и раздвинуты, остальные плотно прижаты к ладони; движения производятся кистями вверх-вниз.
"Курочка пьет воду". Локти опираются на стол, все пальцы вытянуты и составлены в клювик; движения производятся кистями вверх-вниз.
"Гусь". Локти опираются на стол, большой и указательный пальцы вытянуты и плотно прижаты друг к другу, остальные прижаты к ладони; движения проводятся кистями вверх-вниз.
"Осы". Локти опираются на стол, указательный палец вытянут, остальные плотно прижаты друг к ладони; движения производятся кистями по кругу.
Движения пальцами рук. Выполняются по образцу, производятся сначала одной, затем другой рукой, потом двумя руками одновременно.
"Жук". Локти опираются на стол, указательный палец вытянут, остальные плотно прижаты к ладони; производятся движения указательным пальцем по кругу (жук летит). Аналогично упражнение проводится другими пальцами.
"Змея". Локти опираются на стол, указательный палец вытянут, остальные плотно прижаты к ладони, указательным пальцем производятся движения, имитирующие змею. Аналогичное упражнение проводится с другими пальцами.
"Зайчик". Локти опираются на стол, указательный и средний пальцы вытянуты вверх, остальные плотно прижаты к ладони; движения производятся вытянутыми пальцами (зайчик шевелит ушками).
"Коза". Локти опираются на стол, указательный палец и мизинец вытянуты и направлены вперед от себя, остальные плотно прижаты к ладони; движения производятся вытянутыми пальцами (коза бодается).
"Козлик". Локти опираются на стол, большой палец и мизинец вытянуты и направлены вперед от себя, остальные плотно прижаты к ладони; движения производятся вытянутыми пальцами (коза бодается).
"Кошка". Локти опираются на стол, указательный и мизинец вытянуты и направлены вперед от себя, остальные плотно прижаты к ладони; движения производятся вытянутыми пальцами (ушки шевелятся).
"Бочонок". Локти опираются на стол, пальцы, кроме большого, плотно прижаты друг к другу и смыкаются с ладонью; движения производятся большим пальцем (бочонок открывается-закрывается).
"Лягушка". Локти опираются на стол, указательный и мизинец согнуты и оттянуты назад, средний и безымянный плотно прижаты к ладони, большой приложен к ним горизонтально; движения производятся указательным пальцем и мизинцем. (Лягушка спит – проснулась).
"Крокодил". Локти опираются на стол, указательный и мизинец согнуты и оттянуты назад, средний и безымянный вытянуты вперед, большой прижимается к ним снизу (пасть); движения производятся вытянутыми пальцами (крокодил ест).
"Улитка". Положить руки на стол, поднять указательный и средний пальцы, остальные плотно прижать к столу. Поднятые пальцы двигаются (улитка шевелит рожками).
"Сова". Локти опираются на стол, указательный, средний и безымянный согнуты так, чтобы подушечки были прижаты к основанию пальцев, большой палец и мизинец оттопырены в стороны. Ими производятся движения (сова летает).
Для развития тактильных ощущений могут использоваться перебирание круп, пуговиц, бусинок, и т.д., шнуровка, работа с пластилином, глиной. Можно катать теннисный мячик по наклонной плоскости ладонью, сжимать резиновые игрушки, ркзиновую грушу (можно наполненную водой), направляя воздушную струю в ту или другую сторону, ударять по подвешенному к потолку воздушному шарику кулаком, ладонью, указательным пальцем.
Упражнения, выполняемые двумя руками совместно.
"Ковшик". Обе ладони соединены ребрами на столе, кончики пальцев левой и правой рук соприкасаются, большие пальцы прижаты к ладоням.
"Пароход". Обе ладони соединены ребрами на столе, кончики пальцев левой и правой рук соприкасаются, большие пальцы оттопырены вверх (труба парохода).
"Гнездо с яйцами". Обе руки соединены в том же положении, что и в предыдущем упражнении, но большие пальцы опущены внутрь. Локти опираются на стол, ладони направлены вверх, пальцы обеих рук плотно прижаты и соприкасаются с подушечками, кисти максимально раздвинуты.
"Ворота". Локти опираются на стол, ладони направлены вверх, подушечки среднего и безымянного обеих рук соединены, указательные и мизинцы выпрямлены, большие плотно прижаты к указательным.
"Мостик". Локти опираются на стол, средние, безымянные и мизинцы обеих рук плотно прижаты и соединяются горизонтально подушечками, указательные вытянуты вверх, большие прижаты к ним.
"Корни". Локти опираются на стол, ладони прижаты тыльной стороной, пальцы опущены вниз.
"Мельница". Локти опираются на стол, ладони направлены вверх, пальцы обеих рук вытянуты и переплетены. Движения производят вытянутыми пальцами, не расцепляя их (мельница работает).
"Корзинка". Ладони направлены к себе, пальцы обеих рук переплетены во внутрь ладоней, большие пальцы замкнуты в кольцо.
"Колокольчик". Локти опираются на стол, ладони направлены вверх, пальцы обеих рук переплетены, средний палец правой руки опущен вниз (язычок колокольчика).
Вторая часть направлена на развитие динамической координации движений.
Движения выполняются сначала поочередно то одной, то другой рукой, затем двумя руками одновременно.
"Кулачок". Рука лежит на столе тыльной стороной. Поочередно сжимаем в кулачок пальцы, начиная с большого, и разжимаем, начиная с мизинца.
"Бинокль". Локти опираются на стол. Ладони подняты вверх, большие пальцы соединены горизонтально. Остальные, начиная с указательного, поочередно приставляются к большим (движения рук могут быть как одновременные, так и последовательные) до образования "бинокля".
"Мишка косолапый". Все пальцы, кроме среднего, стоят на столе, средний согнут и приподнят вверх (голова медведя). Движение производится поочередно большим и указательным пальцами – безымянным и мизинцем (имитируется походка медведя).
"Игра на рояле". Ладони лежат на столе в позе пианиста (пальцы слегка согнуты). Производится попеременное постукивание первым – вторым, первым – пятым пальцем , и т.д.
"Краб". Ладони направлены вниз, пальцы переплетены вовнутрь, большие направлены к себе. "Краб" движется по столу влево-вправо путем поочередной перестановки большого пальца правой руки – остальных пальцев правой руки и большого пальца левой руки – остальных пальцев левой руки.
"Здравствуй, пальчик". Локти опираются на стол, все пальцы поочередно прикасаются к большому подушечками (здороваются).
"Стул". Локти опираются на стол, левая ладонь поднята вертикально вверх, пальцы плотно сжаты. Правая рука согнута, и кулак приставлен к нижней части ладони левой руки, затем положение рук меняется.
"Стол". Левая рука согнута, пальцы собраны в кулак, ладонь ребром стоит на столе. Правая рука выпрямлена, накрывает сверху левую. Затем положение рук меняется.
Надо заметить, что развитие мелкой моторики не будет идти эффективно без развития общих артикуляционных движений.
Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти. Именно эти органы формируют речь. Для нормального психического развития детей необходимо отработать следующие упражнения:
- движения языком: вправо-влево, вверх-вниз, выгибание языка, свертывание в трубочку, прокатывание "орешков" за щеками;
- мимические движения: надувание щек, вытягивание губ трубочкой, хмурое сдвигание бровей, улыбка;
- движения нижней челюстью вправо-влево
Мы уже упоминали о том, что родителям стоит призадуматься: если мышцы пальцев рук ребенка напряжены, сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно. Но, как правило, гипертонус мелкой моторики зачастую тесно связан (а иногда является следствием общего гипертонуса. Отклонение от оптимального тонуса мышц – это и причина, и следствие возникших изменений в психической и двигательной активности детей. Так, гипотонус мышц сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и быстрой утомляемостью. Наличие же гипертонуса, как правило, проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной нестабильности, нарушении сна.
Именно поэтому в развивающей работе с детьми большое значение должно уделяться оптимизации тонуса мышц. Этой цели могут служить так называемые упражнения растяжки.
"Кобра". Лежа на животе. Руки согнуть в локтях, ладонями упереться в пол на уровне плеч. Представить себя "коброй": медленно поднять голову, постепенно выпрямляя руки и приоткрывая рот, приподнять верхнюю часть туловища, прогнуть спину; ягодицы и ноги расслаблены. Вернуться в исходное положение и расслабиться, не задерживая дыхание.
"Растяжка по осям". Лежа на спине. Общее напряжение тела. Расслабление. Напряжение и расслабление по осям: верх – низ (напряжение и расслабление только верхней половины тела, затем – нижней), лево – право напряжение и расслабление левой, затем правой половины тела), перекрест (напряжение и расслабление левой руки и правой ноги одновременно, затем правой руки и левой ноги одновременно).
"Лучики". Лежа на спине. Поочередное напряжение и расслабление шеи, спины, ягодиц, правого плеча, правой руки, правой кисти, правого бока, правого бедра, правой ноги, правой стопы,; левого плеча, левой руки, левой кисти, левого бока, левого бедра, левой ноги, левой стопы.
"Дерево". Сидя на корточках. Спрятать голову в колени и обхватить их руками. (Это "семена", которые как бы постепенно прорастают и туловище. Поднять голову, напрячь тело и вытянуть его вверх. "Подует ветер": раскачать тело ("деревья").
"Кошечка". Встать на четвереньки, опираясь на колени и ладони. Одновременно, вдохнув и отводя голову назад, прогибая позвоночник вниз, поднимать, максимально вытягивая, правую руку и левую ногу. Вернуться в исходное положение. Затем то же движение левой рукой и правой ногой, но делать при этом выбрас, шипя, опуская подбородок к груди, выгибая спину вверх, как кошечка.
Закончить же упражнения с растяжками можно общим массажем и дыхательной гимнастикой.
Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее или возбуждающее воздействие на центральльную нервную систему и служат отличным средством для борьбы с гипо- и гипертонусом.
В домашних условиях для этих целей вполне может подойти ежедневное обтирание влажным махровым полотенцем; хождение по массажному коврику (можно воспользоваться и обыкновенной циновкой), песку, траве, плавание, контрастный душ, покатывание "бревнышком" и т.д.
"Бревнышко". Лежа на спине. Покататься "бревнышком" по полу туда-обратно. Сначала руки вытянуты над головой, затем вдоль туловища. Необходимо следить за тем, чтобы руки и тело ребенка были прямыми, как "бревнышко".
Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте преследует следующие задачи:
1. повышение общего жизненного тонуса ребенка и сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы;
2. развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо- и кровообращения в легких, улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и кровообращения.
Очищающее "ХА"-дыхание
Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный глубокий вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх. Задерживать дыхание, пока это приятно. Открыть рот, расслабить гортань, сделать энергичный выдох через рот, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед ("ха"). Медленно выпрямиться и отдыхать в течение пяти дыхательных циклов. Выдыхать воздух следует с облегчением, как будто освобождаясь от забот.
Энергетизированное дыхание ("Задувание свечи")
Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный вдох и задерживать дыхание, пока это приятно. Сложить губы трубочкой. Сделать три коротких редких выдоха, словно стараясь задуть горящую свечу: "фу-фу-фу". Во время упражнения корпус держать прямо. Отдыхать в течение пяти дыхательных циклов.
Стимулирующее "шипящее" дыхание
Дыхательное движение такое же, как в гармонично-полном дыхании. Вдох делается через нос в естественном темпе, выдох предельно затягивается. Во время выдоха воздух выходит через рот, издавая высокий свистящий звук, как при произнесении звука "с". Язык располагается таким образом, что создается сопротивление выходящему звуку.
Использованная литература:
Белай А.Е., Мирясова В.И.Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.АСТ.1999
ЗуевВ.И. Волшебная сила растяжки. М.Советский спорт. 1993
Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М.Эксмо, 2004.
В.Киселева. Развитие тонкой моторики. // Дошкольное воспитание, 2006 год, №1

Положение речевого аппарата при произнесении звуков. В помощь педагогу при формировании у детей культуры устной речи.

Гласные звуки
Звук а. Нижняя челюсть опущена так, что расстояние между зубами равно примерно двум пальцам; язык лежит плоско, кончик языка у нижних передних зубов; губы образуют ровный овал, нёбная занавеска поднята; голосовые связки вибрируют.
Звук о. Челюсть опущена меньше, чем при произнесении звука а (на полтора пальца); губы несколько вытянуты вперед и округлены; кончик языка опущен и оттянут от нижних передних зубов; задняя часть языка несколько приподнята к мягкому нёбу.
Звук у. Челюсть опущена на расстояние, равное одному мизинцу; губы выдвинуты далеко вперед и округлены больше, чем при произнесении звука о; кончик языка отодвинут от нижних передних зубов на расстояние большее, чем при произнесении звука о, задняя его часть высоко поднята к нёбу; нёбная занавеска поднята; голосовые связки вибрируют.
Звук ы. Расстояние между зубами несколько меньше, чем при произнесении звука у; зубы немного обнажены; кончик языка касается нижних передних зубов, средняя его часть приближается к нёбу; нёбная занавеска поднята; голосовые связки вибрируют.
Звук э. Нижняя челюсть опущена на расстояние полутора пальцев; зубы слегка обнажены; язык своим кончиком касается нижних передних зубов, а его средняя часть поднята к нёбу; нёбная занавеска поднята; связки вибрируют.
Звук и. Кончик языка касается нижних зубов; спинка языка напряжена и поднята к передней части твердого нёба; голосовые связки вибрируют, губы слегка растянуты и прижаты к обнаженным зубам; нёбная занавеска поднята.
Дифтонги
Большинство букв русского алфавита являются знаками одного звука. Буквы е, я, ё, ю обозначают два звука: согласный й и гласный. Например: й+э=е; й+а=я; й+о=ё; й+у=ю.
Для правильного звучания этих гласных надо знать, каково положение речевого аппарата при произнесении звука й и каждой из гласных э, а, о, у.
Звук й. При произнесении звука й кончик языка касается нижних зубов, а спинка языка напряжена и поднята к передней части твердого нёба, голосовые связки вибрируют; мягкое нёбо поднято. Звук й произносится одновременно с гласными звуками.
Рекомендуется поочередно произносить гласные в следующих парах: а-я; о-ё; у-ю; э-е. При этом вы почувствуете, как при переходе к йотированным звукам спинка языка напрягается и поднимается к передней части твердого нёба; губы же, нижняя челюсть и кончик языка следуют движениям артикуляционного аппарата при произнесении а, о, у, э.
Согласные звуки
Звуки б, п. Губы плотно сомкнуты; язык лежит свободно, кончик — у нижних резцов; при произнесении звуков л и б нёбная занавеска поднята; струя выдыхаемого воздуха, направленная в рот, разрывает сомкнутые губы, отчего образуются звуки бил; при звуке б голосовые связки вибрируют.
Звуки в, ф. Нижняя губа своим внутренним краем слегка каса-ется верхних зубов; нёбная занавеска поднята, язык лежит свободно — кончик у нижних передних зубов; продуваемый между зубами и губой воздух и образует звуки в и ф; при звуке в связки вибрируют.
Звуки д, т, н. Язык слегка поднят к нёбу и передней своей частью плотно прижимается к верхним передним зубам; при звуке д и н связки вибрируют; при звуке д и то нёбная занавеска поднята; при звуке н нёбная занавеска опущена.
Звуки к, г, х. Выгнутая спинка языка касается твердого нёба; нёбная занавеска поднята; выдыхаемая струя воздуха прорывается между спинкой языка и нёбом — от этого образуются взрывные звуки к и г; если же между нёбом и спинкой языка остается щель, то получается длительный звук х; нёбная занавеска при образовании звуков к, г, х поднята; при звуке г голосовые связки вибрируют.
Звуки р, р'. Образование звуков р и р' вызывается частыми колебаниями кончика языка под действием выдыхаемой струи воздуха; при звуке р колебание происходит у альвеол верхних передних зубов; при произнесении р' кончик языка колеблется у передних верхних зубов; голосовые связки вибрируют.
Звук м. Губы слегка сомкнуты, язык лежит свободно, как при произнесении звука а; выдыхаемый воздух проходит через нос.
Звуки л, л'. При произнесении звука л кончик языка прикасается к верхним передним зубам; корень языка приподнят; нёбная занавеска поднята, голосовые связки вибрируют; при произнесении звука ль кончик языка прикасается к верхним альвеолам; весь язык более напряжен, чем при произнесении звука л.
Звуки з, с. Широкий кончик языка касается нижних зубов и отчасти нижних дёсен, а передняя часть спинки языка с небольшим продольным желобком на ней приподнимается к верхним деснам и образует с ними узкую щель; боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам; выдуваемый воздух проходит по желобку языка между зубами и образует звуки з и с; рот приоткрыт (на 3 мм); нёбная занавеска поднята; при звуке з голосовые связки вибрируют; при произнесении з' и с' средняя часть спинки языка больше приближена к твердому нёбу (в звучании эта мягкость выражается в некотором повышении тона).
Звуки ж, ш. Широкий кончик языка поднят почти к краю верхних альвеол, но не касается твердого нёба; между языком и твердым нёбом образуется щель; боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам; задняя часть спинки языка также поднята и образует с твердым нёбом второе сужение. В языке образуется впадина (иначе ее называют ковшиком или чашечкой); зубы несколько раздвинуты, губы немного выдвинуты вперед; при про-изнесении звука ж связки вибрируют.
Составные согласные звуки
Звук ц состоит из звуков т и с, причем те произносится без взрыва и плавно переходит в звук с.
Звук ч состоит из звуков т' и ш' которые произносятся без заметного взрыва.
Звук щ — это удлиненный мягкий звук ш'-ш'. Кончик языка при произнесении щ несколько больше продвинут к передним зубам, чем при ш.
Мягкие согласные звуки
Все согласные могут звучать твердо и мягко, за исключением ж, ш и ц, которые никогда не смягчаются, и ч-щ, которые всегда произносятся мягко.
Мягкость согласных всегда вызывает существенные изменения в положении частей речевого аппарата. При образовании мягких д, т и н положение частей речевого аппарата будет несколько иным, чем при произнесении твердых д, т и н.
При звуках т', д' и н' кончик языка находится у нижних зубов, а передняя часть спинки языка плотно касается альвеол и передней части нёба. При д' и н' связки вибрируют; при т' голосовые связки спокойны.