25.02.12 |

Чтение художественных произведений. «Глупые ссорятся, а умные договариваются»



Конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Тема: Чтение художественных произведений. «Глупые ссорятся, а умные договариваются» (по произведениям С. Михалкова «Бараны», К. Тангрыкулиева «Петухи», Е. Благининой «Подарок»).
Цель: продолжать учить детей эмоционально воспринимать стихот ворение и понимать его содержание и идею; формировать у детей способность находить положительное решение в конфликтных ситуациях; воспитывать дружеские отношения между детьми; развивать диалогическую речь, умение поддержать беседу.
Ход занятия
Воспитатель говорит, что все дети любят слушать сказки, рассказы, игшрии, басни, стихи.
Всегда ли в литературных произведениях героями являются люди?
(Нет.)
Кто еще может быть героями сказок, рассказов, стихов?(Животные, птицы, насекомые, различные предметы и т. д.)
Часто в сказках и стихах действуют не люди, а звери, думающие, разговаривающие и поступающие, как люди. Так, когда хотят сказать, что человек трусливый, говорят, что он всего боится, как заяц. Лисе приписывают такие человеческие качества, как хитрость, коварство.
- С кем можно сравнить человека, когда хотят показать, что он злой, жидный? (С волком.)
- Болтливого человека сравнивают с сорокой; глупого человека, который гордится своим умом, сравнивают с вороной; мудрого и рассудительно-ш сравнивают с совой.
- А с кем можно сравнить упрямого человека? (С бараном, ослом...)
- Послушайте стихотворение С. Михалкова «Бараны» и подумайте, киких людей можно сравнить с этими героями.
По крутой тропинке горной Шел домой барашек черный И на мостике горбатом Повстречался с белым братом. И сказал барашек белый: «Братец, вот какое дело: Здесь вдвоем нельзя пройти -Ты стоишь мне на пути». Черный брат ответил: «Ме-е-е! Ты в своем, баран, уме-е? Пусть мои отсохнут ноги, Не сойду с твоей дороги!» Помотал один рогами, Уперся другой ногами. Как рогами ни крути, А вдвоем нельзя пройти. Сверху солнышко печет, А внизу река течет. В этой речке утром рано Утонули два барана.
I 2КК6
- Из-за чего возник спор у баранов?
- Кто из баранов победил?
- Что помешало баранам договориться друг с другом? (Глупость, упрямство, гордыня.)
- Был ли у баранов выход из этой ситуации? Как надо было поступить?
- Случалась ли такая ситуация когда-нибудь у вас в жизни?
- Как поступали вы?
- Как следует поступать в конфликтных ситуациях в игре?
- Есть несколько вариантов, попробуйте выбрать правильный:
1. Нужно стукнуть обидчика, чтобы он закричал: «Мама!»
2. Следует громко заплакать и позвать взрослых.
3. Забрать все игрушки обидчика и сломать их.
4. Предложить играть вместе всеми игрушками.
- Ребята, вспомните, был ли в вашей жизни случай, когда вы не стали спорить, а уступили другому ради дружбы. Это было трудно сделать? (Ответы детей).
- А потом было радостно или грустно на душе? (Ответы детей).
- Правильно, уступать, порой, очень трудно, но всегда очень радостно, потому что это делается ради любви к своему другу.
- Бараны всегда отличаются упрямством. А чем отличаются петухи? (Драчливостью.)
- Послушайте стихотворение К. Тангрыкулиева «Петухи», что с ними произошло однажды и как они вышли из конфликтной ситуации.
Два петуха издалека
Увидели зерно.
К нему рванулись петухи,
А зернышко - одно.
Одна крупинка на двоих,
Раздорам нет конца.
Лишь честный бой рассудит их -
Решили два бойца.
Краснеют гордо гребешки,
Стоят два петуха,
Два клюва - только прикажи,
Посыплется труха.
Пока не остывает пыл,
Кидайся напрямик!
...Но петухов остановил Какой-то шум и крик. Глазам своим два петуха Поверить не могли: Мальчишки, словно петухи, Катаются в пыли. Никак мириться не хотят Два вздорных драчуна. И пуговицы в пыль летят, И бровь рассечена. А ссора - из-за чепухи: Словечко лишь одно... Подобной драки петухи Не видели давно. И петушиный пыл потух Перед двумя детьми, И петуху сказал петух: «Зерно твое, возьми!» Ведь драка из-за пустяков Со стороны смешна, Совсем как битва петухов Из-за того зерна!
- Из-за чего произошел спор у петухов? Что остановило петушиный бой? Из-за чего произошел спор у мальчиков?
- Почему петухи решили остановить битву?
- Как об этом говорится в стихотворении? (Ведь драка из-за пустяков 14 стороны смешна...)
- В таких случаях говорят в народе: «Глупые ссорятся, а умные дого-гшриваются». Про умных девочек и написала стихотворение «Подарок» Е. 1и1ш инина.
Пришла ко мне подружка, И мы играли с ней. И вот одна игрушка Вдруг приглянулась ей: Лягушка заводная, Веселая, смешная. Мне скучно без игрушки -Любимая была,
И все-таки подружке Игрушку отдала.
- Вам понравились девочки?
- Почему?
- Какими словами можно назвать девочку, которая подарила свою любимую игрушку? (Добрая, хорошая, щедрая, уступчивая, нежадная...)
- Как вы думаете, а ее подружка сможет поступить так же? (Ответы детей).
- А вы как бы относились к доброй щедрой девочке? (Ответы детей).
- Как вы думаете, крепкая ли дружба у двух девочек?
- Вы хотели бы так дружить?
- Что для этого надо делать? (Учиться уступать друг другу, не быть жадным, прислушиваться к мнению своего друга, делиться игрушками, беречь дружбу...)
Квартиры в Москве

Пересказ художественного произведения. Л. Толстой «Пожарные собаки»



Конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Тема: Пересказ художественного произведения. Л. Толстой «Пожарные собаки».
Цель: учить детей связно, выразительно рассказывать текст без помощи вопросов воспитателя; учить детей подбирать определения, синонимы и антонимы; упражнять в составлении предложений-путаниц и в последовательной замене слов в этих предложениях; развивать у детей чувства ритма и рифмы при составлении шуток-чистоговорок.
Ход занятия
- Ребята, что вы представляете, когда слышите слово «пожар»? Какие чувства у вас вызывает это слово? (Ответы детей).
- Кто помогает справиться с пожаром? (Пожарные.)
- Пожарные - это специально подготовленные и обученные люди. Но есть и специальные собаки - помощники человека. Вот о таких собаках-пожарных я прочитаю вам рассказ-быль.
Воспитатель читает рассказ-быль Л. Толстого «Пожарные собаки», поменяет, что Лондон - это город в другой стране, в Англии.
Пожарные собаки
Бывает часто, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма нельзя их рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки >ти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей; ее звали Боб.
Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним ныбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нес девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали ее - не обгорела ли она; но Ноб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть еще что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.
После чтения воспитатель задает вопросы:
- Какие чувства вы испытывали, когда слушали рассказ?
- Почему собак называли «пожарными»?
- Что делают пожарные собаки?
- Какие собаки?
- Что произошло однажды в Лондоне?
- Чем закончился рассказ?
Воспитатель читает рассказ повторно, дает установку на последующий пересказ. После чтения вызывает троих детей, они распределяют между собой, кто что будет рассказывать: первый - о пожарных собаках, второй - о том, как собака Боб спасла девочку, третий заканчивает пересказ эпизодом о том, как собака принесла куклу.
Воспитатель выслушивает два-три пересказа и задает вопросы:
- Что было с мамой, когда она увидела девочку в горящем доме? (Мама плакала, была в страхе, отчаянии, была печальная, расстроенная.)
- А когда она увидела, что ее девочка жива, она стала какая? (Радостная, веселая, счастливая, довольная, оживленная.)
Следующее задание: придумать шутку-чистоговорку. Воспитатель говорит первую строчку, дети заканчивают.
Ты, собачка, где, гуляла? (Я за зайчиком бежала.) Эй, щеночек, где ты был? (В лесу бабочек ловил.)
Словесная игра «Взрослый - детеныш» Воспитатель называет взрослых животных, а дети - детенышей.
собака - щенок кошка - котенок корова - теленок олень - олененок лошадь - жеребенок свинья - поросенок коза - козленок белка - бельчонок лиса - лисенок медведь - медвежонок
Строительство коттеджей

Творческое рассказывание. «Почемучки»



Конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Тема: Творческое рассказывание. «Почемучки».
Цель: учить детей составлять вопросительные предложения, самостоятельно пользоваться словами-вопросами «почему», «отчего», «когда», «сколько», «что», «где», соблюдать интонационную выразительность; знакомить детей со способами словообразования.
Ход занятия
- Ребята, хотите, я расскажу вам историю, которую я наблюдала в парке?
Гуляют бабушка с внучкой. Внучка с восторгом смотрит вокруг, прыгает, радуется и задает вопросы:
Почему деревья большие? Откуда приходит дождик? Кто рисует радугу на небе? Почему мячик прыгает? Где спят муравьи? Почему летом не идет снег?
Бабушка ответила на один вопрос, потом на другой, потом на третий... на пятый... десятый...
А вопросы у внучки не кончаются. Тогда бабушка остановилась, рассмеялась и сказала: «Ты у меня не внучка, а Почемучка!»
- Ребята, а вы сможете ответить на вопросы внучки-Почемучки? (Ответы детей).
- А как вы думаете, хорошо или плохо быть Почемучкой? (Ответы детей).
- Конечно же, Почемучкой быть очень хорошо. Почемучка все хочет жать, он любознательный, наблюдательный. А еще он умеет задавать много разных вопросов. А вы хотите быть Почемучками? (Хотим.)
- Сначала давайте вспомним все слова, с которых начинаются вопросы. (Сколько, почему, отчего, зачем, что, где, кто, когда, куда и т. д.)
- Затем необходимо выбрать тему, которая вас интересует. Вопросы можно задавать обо всем на свете. О чем? (О животных, о птицах, о солнце, об одежде, о временах года, о сказках, о транспорте и т. д.)
- Ребята, посмотрите, как много у нас разных картинок. Выберите себе |>, которая вам понравилась. Рассмотрите ее и придумайте к ней несколько вопросов.
Дети придумывают вопросы, задают их всем присутствующим детям, коллективно стараются ответить на них. Варианты ответов могут быть разными. Каждый ребенок входит в роль Почемучки, стоит в центре круга.
- Сегодня вы познакомились с внучкой Почемучкой. А не хотите ли ушить про пана Трулялинского? Сейчас я прочитаю очень веселое стихотворение Юлиана Тувима. Можно не просто слушать это стихотворение, но играть в слова.
Воспитатель читает стихотворение, делая паузы перед некоторыми словами. Эти слова говорят дети (можно хором).
Кто не слышал об артисте
Тралиславе Трулялинском!
А живет он в Припевайске,
В переулке Веселинском.
С ним и тётка - Трулялетка,
И дочурка - Трулялюрка,
И сынишка - Трулялишка,
И собачка - Трулялячка.
Есть еще у них котенок
По прозванью... Труляленок
И вдобавок попугай
-Развеселый Труляляй.
На заре они встают,
Чаю наскоро попьют,
И встречает вся компания
Звонкой песней утро раннее.
Палочку-трулялялочку
Поднимет дирижер -
И сразу по приказу
Зальется дружный хор:
«Тру-ля-ля да тру-ля-ля!
Тру-ля-ля да тра-ля-ля!
Честь и слава Тралиславу,
Трулялинскому хвала!»
Трулялинский чуть не пляшет,
Дирижерской палкой машет.
И, усами шевеля,
Подпевает: «Тру-ля-ля!»
«Тру-ля-ля» звучит уже
На дворе и в гараже,
И прохожий пешеход
Ту же песенку поет.
Все шоферы - трулялеры,
Почтальоны - труляльоны,
Футболисты - трулялисты,
Продавщица - трулялица,
Музыканты - трулялянты
И студенты - труляленты.
Сам учитель - трулялитель,
И ребята - трулялята,
Даже мышки, даже мушки
Распевают: «Трулялюшки».
В Припевайске весь народ
Припеваючи живет.
Мебель для вашего дома

Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Левитана «Золотая осень»



Конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Тема: Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Левитана «Золотая осень».
Цель: закрепить представление детей об осеннем времени года, обогащать словарный запас определениями; развивать диалогическую речь; воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе.
Ход занятия
Воспитатель беседует с детьми:
- Ребята, с каким настроением вы приходите в детский сад? (Ответы детей).
- А у вас всегда бывает хорошее настроение? (Ответы детей).
- Как можно догадаться, какое у человека настроение? (По глазам, по мимике, по разговору).
- Правильно, о настроении можно узнать по-разному. Интересно, а сможете вы узнать о настроении поэта по его стихотворению? Слушайте внимательно.
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса -Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса...
- О каком времени года рассказал нам поэт A.C. Пушкин? (Об осени.)
- С каким настроением, с какими чувствами писал он это стихотворение? (Восхищение, любование, нежность, грусть, печаль,уныние,радость...)
- Какими словами он определил свое настроение? (Очей очарованье, краса, пышное увядание, унылая пора, прощальная краса.)
- Ребята, как вы думаете, а по музыкальному произведению можно догадаться о настроении музыканта? Давайте попробуем.
Воспитатель предлагает детям прослушать грамзапись произведения П. И. Чайковского «Времена года».
' - Какая музыка прозвучала: веселая или грустная?
- Какие чувства, какое настроение она у вас вызвала? (Грусть, печаль.)
- Ребята, а с помощью рисунка можно выразить свое настроение? (Ответы детей).
- Правильно, по рисунку также можно догадаться о настроении художника, о его чувствах, мечтах.
Воспитатель под грамзапись предлагает детям рассмотреть репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень».
- Ребята, посмотрите внимательно на картину: на луг, на речку, на золотые листочки берез, на пожелтевшую, почти высохшую траву, на одинокий полуувядший цветок, склонившийся прямо к воде и на яркое солнечное небо над ними.
- А вы хотели бы оказаться на этом лугу?
- Как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей).
- И. Левитан выбрал для своей картины название «Золотая осень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей).
- Правильно, ребята. Все на этой картине как будто золотое: пышное убранство берез, яркий солнечный свет осеннего дня...
- Какие приметы осени вы видите на этой картине?
- Какое небо? (Яркое, солнечное, голубое, прохладное.)
- Какой день изображен на картине: ясный или пасмурный? (Ясный.)
- Есть ли на небе облака? Какие они? (Белое облачко.)
- Как вы думаете, какое настроение у берез? (Веселое, радостное, игривое настроение, они гордятся своими золотыми платьями.)
- А вы заметили одинокий цветок у ручья? Как вы думаете, какое настроение у цветка? (Он радуется яркому солнцу: радуется, что он такой красивый, но немного грустит, потому что остался совсем один и скоро будет холодно.)
- А теперь давайте отгадаем, с каким настроением художник рисовал эту картину. (С хорошим, веселым, радостным, светлым, вдохновенным, восторженным и немного грустным)
- Ребята, давайте попробуем придумать по этой картине рассказ. Придумайте название своему рассказу и расскажите об осеннем дне, об осеннем небе, об облаках, о солнце, о березах, об одиноком цветке и о голубом ручье.
Примерный рассказ
Наступила осень. Тоненькие березки с белыми стволами нарядились в нрко-желтые платья. Дует легкий ветерок, листики обрываются с веток и летят, кружась в медленном танце. Смотришь на березы и удивляешься, кик это зеленые листочки превратились в золотые. По лугу протекает темно-синяя река. Вода уже стала холодная. На изгибе реки стоит одинокая красавица береза, ярко-желтая и ровная, как свечка. Вдалеке виднеются зелено-коричневые деревья, ярко-зеленое поле и несколько деревенских домиков.
Небо голубое-голубое с легким белым облачком. Солнца не видно, но со присутствие чувствуется во всем: словно горит и переливается золотая листва, играя в солнечных лучах. А от деревьев падает тень. По тени можно догадаться, в какой стороне находится солнце.
На берегу реки ярко расцвел осенний цветок. Он радуется сам яркому лучистому солнцу и радует всех своей красотой. Только жаль, что он остался один. Наверное, все цветы уже отцвели.
строительство коттеджей

Чтение художественных произведений. «У природы нет плохой погоды»



Конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Тема: Чтение художественных произведений. «У природы нет плохой погоды». (По произведениям Е. Трутневой «Осень», А. Плещеева «Осень наступила», А. Пушкина «Унылая пора!..», «Уж небо осенью дышало...»).
Цель: учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, развивать поэтический слух, вызвать желание выразить свои впечатления в образном слове; упражнять детей в образовании разных форм глаголов и сравнительной степени прилагательных; развивать у детей координацию движений с речью.
Ход занятия
Воспитатель беседует с детьми.
- Ребята, вот и закончилось лето с длинными жаркими днями и короткими звездными ночами, с грозами и ливнями, с разноцветной радугой и утренней росой, с ягодами, грибами, цветами.
- Неужели с уходом лета и настроение теперь будет грустное? Осенью погода бывает пасмурной, хмурой, дождливой.
- Ребята, вам хочется, чтобы наступила осень? (Ответы детей).
- Верно, ребята. Нам грустно расставаться с летом. Но осень будет радовать нас своими чудесами. Послушайте стихотворение Е. Трутневой «Осень» и узнайте, какое настроение было у автора, когда она писала это стихотворение.
Стало вдруг светлее вдвое, Двор как в солнечных лучах, -Это платье золотое У березы на плечах.
Утром мы во двор идем, -Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят И летят... летят... летят... Пролетают паутинки С паучками в серединке,
И высоко от земли Пролетели журавли. Все летит! Должно быть, это Улетает наше лето.
- Ребята, какое настроение автора вы почувствовали? (Радость, удивление, восхищение, немного грусти...)
- Послушайте стихотворение А. Плещеева «Осень наступила» и попробуйте догадаться о настроении другого автора.
Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты.
Вянет и желтеет Травка на лугах, Только зеленеет Озимь на полях.
Тучи небо кроют, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит.
Воды зашумели Быстрого ручья,
Птички улетели В теплые края.
- Какие чувства были у автора, когда он писал это стихотворение? (Грусть, печаль, уныние, разочарование, тоска...)
- Да, видно, будем мы осенью печалиться и тосковать. А, может, все не гак уж и грустно. Посмотрите на этот осенний букет из листьев.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть букет из осенних листьев.
- Осень, словно искусный художник, выбрала самые яркие краски для украшения природы. Посмотрите, какое чудо!
Воспитатель раздает листья детям в руки.
- Какими цветами раскрасила осень листья деревьев? (Красным, желтым, багряным, коричневым и т. д.)
- Подберите много-много слов, чтобы рассказать о листьях, какие они. (Красивые, большие, маленькие, легкие, резные, волшебные, прозрачные, красочные, сказочные, осенние, цветные, разноцветные, пестрые, веселые, радостные и т. д.)
- На что стали похожи листья осинок? (На румяные яблочки.)
- А листья дуба? (На медные монеты.)
- Листья рябины красные. Значит, они что сделали? (Покраснели.)
- Листья клена желтые. Значит, они что сделали? (Пожелтели.)
- Листья березы золотые. Значит, они что сделали? (Позолотились.)
- Листья осенью красивые, а стали еще... (Красивее.)
- И вдруг подул осенний ветерок. Давайте покажем, как кружатся осенние листья.
Листья осенние тихо кружатся.
(Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)
Листья нам под ноги тихо ложатся.
(Приседают.)
4 И под ногами шуршат, шелестят.
(Движение руками вправо-влево.) Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся.)
- Соберем прекрасный букет из осенних листьев и поставим в вазу. Пусть он радует нас своей волшебной красотой.
- Осень вдохновляла художников, композиторов, музыкантов создавать прекрасные произведения, рассказывая об осени красками, музыкой, словами. Великий русский поэт А. Пушкин каждый год восхищался осенью. Осень была любимой порой поэта. Послушайте отрывок из его стихотворения «Осень».
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
- Какими словами поэт называет осень, выражая свое особенное отношение, чувство к ней? (Очей очарованье! Приятна мне твоя краса. Люблю я...)
- Как поэт описывает осень? Какие слова подбирает для ее описания? (В багрец, золото одетые леса; редкий солнца луч; первые морозы...)
- О каком периоде осени писал поэт это стихотворение? (О золотой поре, о середине осени.)
- Послушайте еще одно стихотворение А. Пушкина.
Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора, Стоял ноябрь уж у двора.
(Из романа «Евгений Онегин»)
- Какой период осени описал поэт в этом стихотворении? (Поздняя осень.)
- Какие признаки глубокой осени отражены в этом стихотворении? (Светит солнце редко, короткий день, туман на полях, караван улетающих птиц, тянущихся к югу...)
- Правильно, поэт нам прямо говорит о поздней, глубокой осени, называет ее последний месяц - ноябрь.
- Почему поэт называет осень «скучной порой»? (Солнца мало, холодный ветер, затяжные холодные дожди, голые деревья, холодно, сыро...)
- Ребята, вам понравились стихи поэтов об осени?
- А вы любите осень? (Ответы детей).
- Какая бы погода ни стояла, каждое время года отличается своим великолепием и радует человека своими чудесами. Недаром говорится, что «У природы нет плохой погоды».
- Ребята, а если бы вы были музыкантами, какую бы вы сочинили музыку об осени: грустную или веселую? (Ответы детей).
- А если бы вы были художниками, какими бы красками вы рисовали осенние пейзажи? (Ответы детей).
- А если бы вы были поэтами, какие бы слова вы подобрали, чтобы рассказать о волшебной поре - осени? (Рассказы детей).
ремонт квартир

Пересказ художественного произведения. Я. Тайц «По грибы».



Конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Тема: Пересказ художественного произведения. Я. Тайц «По грибы».
Цель: продолжать учить детей пересказывать текст самостоятельно, передавать интонацией характеры персонажей, свое отношение к героям; закрепить умение пересказывать рассказ по ролям, образовывать уменьшительно-ласкательные наименования; соотносить действие с его названием.
Ход занятия
- Ребята, каждое время года нас радует чем-то особенным, неповторимым. Чем нас радует осень? (Красотой листьев, урожаем овощей, фруктов, грибов.)
- А вы любите собирать грибы? Расскажите, с кем вам приходилось собирать грибы.
- Какое чувство вы испытывали, когда корзина полная?
- А когда пустая?
Чтение рассказа Я. Тайц «По грибы».
По грибы
Бабушка с Надей собрались в лес по грибы. Дедушка дал им по лукошку и сказал:
- Ну-ка, кто больше наберет!
Вот они шли-шли, собирали-собирали, пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади половинка. Надя сказала:
- Бабушка, давай меняться лукошками! -Давай.
Вот они пришли домой. Дедушка посмотрел и говорит:
- Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрала! Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом:
- Это вовсе не мое лукошко... Это вовсе бабушкино.
Вопросы к тексту:
- Куда собрались бабушка с Надей?
- Каким вы представляете себе осенний лес?
- Как вы думаете, легко собирать в лесу грибы, когда все вокруг засыпано осенними листьями?
- Случалось ли вам собирать по целой корзине грибов?
- Какое чувство вы испытывали?
- А какое чувство вы испытывали, когда возвращались из леса с пустой корзиной?
- Как вы думаете, кто умел лучше собирать грибы: бабушка или Надя? Почему?
- Сколько грибов набрала бабушка?
- Сколько грибов набрала Надя?
- Какое чувство было у Нади, когда они с бабушкой шли домой?
- Что предложила сделать Надя? Зачем, как вы думаете?
- Что произошло с Надей, почему она покраснела, когда ее похвалили?
Повторное чтение рассказа. Пересказ рассказа по ролям. Игра «Кузовок»
Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзинку и говорит соседу:
- Вот тебе кузовок. Клади в него то, что заканчивается на -ок. Обмолвишся, отдашь залог.
Дети по очереди называют слова с ударным окончанием -ок. Например:
- Я положу в кузовок клубок (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок и т. д.)
Если кто-то ошибется, то кладет в корзину залог. (Залогом может быть любой предмет: платок, заколка, кофетка, игрушка и т. д.) По окончании игры дети назначают каждому залогу выкуп (постоять, поплясать, поплакать, посмеяться, загадать загадку, сказать пословицу, поговорку, спеть песенку и т. д.).
SPA-салон

Творческое рассказывание. «Интервью у осеннего леса»



Конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Тема: Творческое рассказывание. «Интервью у осеннего леса».
Цель: познакомить детей с интересной формой работы - интервью; учить детей формулировать и задавать вопросы, правильно отвечать на них, быть внимательными к деталям; обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов; закрепить умение выражать свои мысли полными предложениями.
Ход занятия
- Ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в осенний лес на прогулку. Но это будет не простая прогулка, мы пойдем в лес, как журналисты на работу. Журналистам необходимо взять интервью у осеннего леса. Кто знает, что такое интервью? (Ответы детей).
- У кого или у чего можно взять интервью в осеннем лесу? (У ежика, белочки, муравья, скворца, паучка, зайца, медведя. У березки, у травы, у солнца, у ветра и т. д.)
Воспитатель предлагает детям по желанию распределить, кто будет журналистом, а кто обитателем осеннего леса. Дети делятся по парам, от пары к паре переходит микрофон. Журналисты задают вопросы, обитатели осеннего леса рассказывают о своих осенних заботах. Например:
1.
- Здравствуй, березка! Как ты себя чувствуешь в этот осенний погожий день?
- Мне очень нравится прохладный осенний воздух в лесу.
- Березка, у тебя новое платье?
-Да, я уже поменяла свой зеленый сарафан на желтое платье. Посмотрите, какое оно красивое, золотом светится на солнце. Елочка тоже захотела такое платье, она мне сказала, что у нее никогда такого не было.
- Березка, с кем ты дружишь в осенние дни?
- Ветерок прилетает со мной поиграть, заплетает ветви в косы, рассыпает вокруг мои резные листики. Недавно налетел сильный ветер, оборвал с веток мои листья, закружил их в веселом хороводе, оставил мои ветки голыми.
- Тебе не жалко своих листьев?
- Сначала было жалко. А потом я почувствовала, что веткам стало легко и свободно. А на ветках остались маленькие почки. Пусть они укрепляются, подрастают, набухают от осенних дождей. В моих почках уже осенью прячутся маленькие будущие листики.
2.
-Добрый день, белочка! Остановись, не спеши, поговори со мной.
- Остановлюсь ненадолго, некогда мне, уже холодные деньки наступают.
- Белочка, чем ты занимаешься в этот теплый осенний денек?
-Пока солнышко светит и сильные дожди не начались, мне надо грибов на сучках насушить, шишек насобирать, орехов натаскать. Весь день прыгаю с ветки на ветку, с дерева на дерево в поисках запасов.
- Белочка, а где твой домик?
- Мой домик - дупло на высокой сосне. Я сейчас делаю в своем дупле ремонт, утепляю его к холодам. Стены новым мхом обложила. На полу коврик из пуха и перьев настелила. Из веточек с листьями занавесочку смастерила, чтобы холодный ветер не задувал в дупло.
Дети продолжают по очереди задавать вопросы божьей коровке, травке, зайцу, медведю, журавлям и т.д.
Организация и проведение праздников

Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи»



Конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Тема: Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи».
Цепь: учить детей составлять рассказ по картине; включить в рассказ описание внешнего вида персонажей, поведения, чувств; закрепить образование существительных с суффиксами -онок, -ёнок.
Ход занятия
- Ребята, отгадайте загадку:
Сердитый недотрога Живет в глуши лесной, Иголок очень много, А нитки - ни одной.
(еж)
Воспитатель предлагает детям для рассматривания картину «Ежи».
- Кто нарисован на этой картине?
- Посмотрите внимательно, они все одинаковые?
- Что делает ежиха? Ежата?
- Что едят ежи?
- Зачем ему нужны иголки?
- Какая мама-ежиха? (Большая, крупная, смелая, сильная, осторожная.)
- Какие ежата? (Маленькие, забавные, трусливые, хорошие.)
- Что мама делает? (Заботится о своих детях, кормит их, учит добывать в лесу корм.)
- Где живут ежи? (В лесу.)
- Посмотрите внимательно на лес. Кто догадался, какое время года изображено? Опишите лес.
- На картине изображена целая ежиная семья в осеннем лесу.
- Как вы думаете, это дружная семья?
- Как вы догадались? (Все вместе, взрослые заботятся о детях, дети учатся повадкам у взрослых.)
Воспитатель дает задание придумать рассказ по картине «Ежи», использовав в нем слова, которые говорили все вместе. Дети вспоминают слова: ежи, ежиха, ежата, осенний лес, заботятся друг о друге, колючие, большая, маленькие, пугливые. Дети рассказывают, воспитатель помогает детям оценить рассказы.
- Чей рассказ вам понравился?
- Какие слова в рассказе понравились?
- Как можно еще начать рассказ?
- Как можно закончить рассказ по-другому?
- Ребята, вам нравятся ежиха и ежата, изображенные на картине? (Да, нравятся.)
- Как вы думаете, ежам понравится, если ребята заберут их из леса домой?
- Почему же им не понравится? Ведь мы будем за ними хорошо ухаживать, вкусно кормить, дома тепло, светло, врагов нет - волка, лисы, медведя. (Ответы детей).
- Правильно, ребята. Каждому животному лучше всего там, где оно родилось, где оно живет. Животных нельзя забирать из привычного для них места обитания.
- Послушайте стихотворение «Ежинка» В. Осеевой.
В глубокой прохладной ложбинке, Где летняя травка свежа, Привольно живется Ежинке, Единственной внучке Ежа.
Весь день она тихо играет, Шуршит прошлогодним листом,
Еловые шишки бросает
И дремлет в тени под кустом.
Однажды надвинулась тучка, Стал ветер деревья качать, И Ежик любимую внучку Заботливо вышел встречать.
И вдруг, запыхавшись, зайчишка Бежит, перепуган до слез.
- Скорее! Какой-то мальчишка Ежинку в корзине унес!
Мелькали березы и елки, Зеленый кустарник и рожь, Подняв, как оружье, иголки, Бежал, ощетинившись, Еж!
В прохладной пыли на дороге Он след мальчугана искал. Он по лесу бегал в тревоге И внучку по имени звал!
Стемнело... И дождик закапал, Живого следа не найдешь. Упал под сосной и заплакал Измученный дедушка Еж!
А дедова внучка сидела
За шкафом, свернувшись клубком.
Она и взглянуть не хотела
На блюдце с парным молоком!
И утром к зеленой ложбинке Из города дети пришли И дедову внучку Ежинку В корзинке назад принесли.
Пустили на мягкую травку.
- Дорогу домой ты найдешь?
- Найдет! - закричал из канавки Взволнованным голосом Еж.
После того, как дети прослушают стихотворение, воспитатель предлагает им придумать диалог дедушки Ежа и Ежинки при встрече в зеленой ложбинке после разлуки.
______________________________________
Скоро весна. Как уже хочется поехать куда-нибудь отдохнуть, сменить рутинную обстановку. Стала просматривать сайты туристической тематики и мое внимание привлек один интернет ресурс - Turistem.ru. Там есть очень заманчивые предложения горящих путевок в Египет и страны Азии.