25.02.2012 |

Чтение художественных произведений. «У природы нет плохой погоды»



Конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Тема: Чтение художественных произведений. «У природы нет плохой погоды». (По произведениям Е. Трутневой «Осень», А. Плещеева «Осень наступила», А. Пушкина «Унылая пора!..», «Уж небо осенью дышало...»).
Цель: учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, развивать поэтический слух, вызвать желание выразить свои впечатления в образном слове; упражнять детей в образовании разных форм глаголов и сравнительной степени прилагательных; развивать у детей координацию движений с речью.
Ход занятия
Воспитатель беседует с детьми.
- Ребята, вот и закончилось лето с длинными жаркими днями и короткими звездными ночами, с грозами и ливнями, с разноцветной радугой и утренней росой, с ягодами, грибами, цветами.
- Неужели с уходом лета и настроение теперь будет грустное? Осенью погода бывает пасмурной, хмурой, дождливой.
- Ребята, вам хочется, чтобы наступила осень? (Ответы детей).
- Верно, ребята. Нам грустно расставаться с летом. Но осень будет радовать нас своими чудесами. Послушайте стихотворение Е. Трутневой «Осень» и узнайте, какое настроение было у автора, когда она писала это стихотворение.
Стало вдруг светлее вдвое, Двор как в солнечных лучах, -Это платье золотое У березы на плечах.
Утром мы во двор идем, -Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят И летят... летят... летят... Пролетают паутинки С паучками в серединке,
И высоко от земли Пролетели журавли. Все летит! Должно быть, это Улетает наше лето.
- Ребята, какое настроение автора вы почувствовали? (Радость, удивление, восхищение, немного грусти...)
- Послушайте стихотворение А. Плещеева «Осень наступила» и попробуйте догадаться о настроении другого автора.
Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты.
Вянет и желтеет Травка на лугах, Только зеленеет Озимь на полях.
Тучи небо кроют, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит.
Воды зашумели Быстрого ручья,
Птички улетели В теплые края.
- Какие чувства были у автора, когда он писал это стихотворение? (Грусть, печаль, уныние, разочарование, тоска...)
- Да, видно, будем мы осенью печалиться и тосковать. А, может, все не гак уж и грустно. Посмотрите на этот осенний букет из листьев.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть букет из осенних листьев.
- Осень, словно искусный художник, выбрала самые яркие краски для украшения природы. Посмотрите, какое чудо!
Воспитатель раздает листья детям в руки.
- Какими цветами раскрасила осень листья деревьев? (Красным, желтым, багряным, коричневым и т. д.)
- Подберите много-много слов, чтобы рассказать о листьях, какие они. (Красивые, большие, маленькие, легкие, резные, волшебные, прозрачные, красочные, сказочные, осенние, цветные, разноцветные, пестрые, веселые, радостные и т. д.)
- На что стали похожи листья осинок? (На румяные яблочки.)
- А листья дуба? (На медные монеты.)
- Листья рябины красные. Значит, они что сделали? (Покраснели.)
- Листья клена желтые. Значит, они что сделали? (Пожелтели.)
- Листья березы золотые. Значит, они что сделали? (Позолотились.)
- Листья осенью красивые, а стали еще... (Красивее.)
- И вдруг подул осенний ветерок. Давайте покажем, как кружатся осенние листья.
Листья осенние тихо кружатся.
(Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)
Листья нам под ноги тихо ложатся.
(Приседают.)
4 И под ногами шуршат, шелестят.
(Движение руками вправо-влево.) Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся.)
- Соберем прекрасный букет из осенних листьев и поставим в вазу. Пусть он радует нас своей волшебной красотой.
- Осень вдохновляла художников, композиторов, музыкантов создавать прекрасные произведения, рассказывая об осени красками, музыкой, словами. Великий русский поэт А. Пушкин каждый год восхищался осенью. Осень была любимой порой поэта. Послушайте отрывок из его стихотворения «Осень».
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
- Какими словами поэт называет осень, выражая свое особенное отношение, чувство к ней? (Очей очарованье! Приятна мне твоя краса. Люблю я...)
- Как поэт описывает осень? Какие слова подбирает для ее описания? (В багрец, золото одетые леса; редкий солнца луч; первые морозы...)
- О каком периоде осени писал поэт это стихотворение? (О золотой поре, о середине осени.)
- Послушайте еще одно стихотворение А. Пушкина.
Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора, Стоял ноябрь уж у двора.
(Из романа «Евгений Онегин»)
- Какой период осени описал поэт в этом стихотворении? (Поздняя осень.)
- Какие признаки глубокой осени отражены в этом стихотворении? (Светит солнце редко, короткий день, туман на полях, караван улетающих птиц, тянущихся к югу...)
- Правильно, поэт нам прямо говорит о поздней, глубокой осени, называет ее последний месяц - ноябрь.
- Почему поэт называет осень «скучной порой»? (Солнца мало, холодный ветер, затяжные холодные дожди, голые деревья, холодно, сыро...)
- Ребята, вам понравились стихи поэтов об осени?
- А вы любите осень? (Ответы детей).
- Какая бы погода ни стояла, каждое время года отличается своим великолепием и радует человека своими чудесами. Недаром говорится, что «У природы нет плохой погоды».
- Ребята, а если бы вы были музыкантами, какую бы вы сочинили музыку об осени: грустную или веселую? (Ответы детей).
- А если бы вы были художниками, какими бы красками вы рисовали осенние пейзажи? (Ответы детей).
- А если бы вы были поэтами, какие бы слова вы подобрали, чтобы рассказать о волшебной поре - осени? (Рассказы детей).
ремонт квартир

Нет комментариев.

Отправить комментарий