23.05.2013 |

Статья «Обучение тому, как учиться по программе Кембриджского университета на уроках биологии»

«Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок» Леонардо да Винчи
Обучение очень -  сложный и индивидуальный процесс. Следовательно, несведущему человеку сложно установить в точности то, как другой человек учится.  (Руководство для учителя стр.131.)
Обучение  это процесс напоминающий восхождение на гору с препятствиями на пути, которые нужно преодолевать. Не преодолев определенный этап восхождения, есть риск на данном этапе застрять или скатится вниз.  И при восхождении  на гору нам помогают наши способности в обучении, наше окружение, наше умение и познание,   ведь  как сказал Василий  Сухомлинский: «Чтобы дарить ребенку  искорку знаний, учителю надо впитать  море Света».  Ведь качественное образование  в судьбе каждого человека,  играет немаловажную роль.  И сегодня в век стремительно меняющихся информационных технологии  необходимо  соответствовать данному уровню развития общества.
В  каждом ученике  заложены свои принципы обучения, которые учитель должен увидеть,  помочь раскрыть и направить  на правильное обучение.  И когда ученик осознано, подойдет к  обучаемой теме,  учебному процессу  в целом, вот тогда образовательный процесс  будет иметь успех.
Уроки по программе, предложенной Кембриджским университетом,  я  провожу у себя в Маржанбулакской средней  школе после прохождения и обучения  данной программе  в филиале  акционерного общества «Национальный центр повышения квалификации «ӨРЛЕУ» «Институт повышения квалификации педагогических работников по Актюбинской области»
Программа включает в себя: новые методы обучения, развитие критического мышления, оценивание  обучения, применение информационно-коммуникационных технологий, работа с одаренными детьми, обучение детей с учетом их возрастных особенностей, лидерство и руководство в среднем образовании. Все семь модулей дополняя друг друга отлично вписываются в один урок , тем самым учитель обхватывает множество задач,  которые приводят к замечательным результатам,  что и  я получила проведя экспериментальные уроки на практике. 
Если учитывать  то, что учащиеся в 8 классе  впервые изучают биологию человека  на начало  эксперимента качество знаний класса составляло - 28,57%  (по итогам тестирования на момент эксперимента) то после проведенных уроков качество знаний повысилось на половину, то есть  стало- 57,14%, если же говорить о среднем балле на начало было- 3,14 то на конец составило - 3,57.  Динамика  улучшения  среднего балла  на 0,48  и  качества  знаний   улучшилась на – 28,57%  Качество знаний каждого ученика  стала выше и суммативное оценивание было на высоком уровне по сравнению с прежними результатами. 
Данная программа, по которой я провожу уроки, по химии и биологии помогла  моим ученикам  и даже мне самой, понять суть процесса обучения: для чего мы учимся, чему нас учат, чему  мы научились и как оценить процесс обучения. Появился интерес,  ушла вялость, усталость и безразличие к уроку. Внимательность, мышление,  развитие памяти и огромный интерес стал развиваться в учениках. Учащиеся  стали ставить  перед собой небольшие задачи,  консультировать  друг друга, стали отслеживать полученный  результат предлагать эксперименты, стали рисковать при этом, понимая, что  ошибки – это неотъемлемая часть обучения,  что  уже  является немаловажно.
На начальном этапе  своих уроков  я провожу  приветствие в различных  формах и при этом с психологической  и с   духовно - нравственной направленностью,  так как по моему опыту  это основной  и важный настрой на ход  всего урока. Упражнение «Букет пожеланий», «Связующая нить» стали самыми любимыми упражнениями в организационной части моего урока, у учащихся    возникает приятный интерес и  увеличивается эмоциональная мотивация к уроку.  Такая начальная организация урока помогает выявлять  творческих лидеров. Так в серии моих уроков  в 8 «Б» классе  упражнение приветствие предложила провести ученица которая в последующем стала руководить процессом работы в группе и в классе.  Такого рода необычные приветствия   вызывают  приятный интерес у учащихся. Здесь, по моему мнению, ученица задумалась об этапах урока, решилась и самостоятельно провела первый этап организационный момент, что  уже является одним шагом   к  саморегуляции. 
Главная особенность этой программы — учащиеся работают сообща. Также учителя, как это было раньше, не объясняют тему урока, а создают условия для обучения. Учащиеся изучают материал самостоятельно и консультируют  друг  друга.
Работа в группе  является неотъемлемой частью программы Кембриджского обучения,  и основной  на моих уроках. Конечно, первые деления на группы сопровождались недовольством учащихся из-за личных взаимоотношений с одноклассниками. Но в  течение  серии уроков с применением  различных методов и приемов деления на группы, повлияло на отношения учащихся,  в совместной работе при решении одной проблемы они стали работать сообща, понимая то, что только в такой  форме  работы можно достичь  результата.  На последующих уроках ученики были рады новому члену группы, так как с ним вместе приходила новая идея, новые мысли и иной взгляд на вещи. Деление на группы так же происходило с психологическим наблюдением за классом с целью лучшего изучения учащихся.    Учащихся  делила на группы с помощью геометрических  фигур, по которым в дальнейшем я могла определить их характер. Что внесло ясность  в  планирование при дальнейшей работе с ними.  На одном из  уроков,  так как применяла прием критического мышления «Охота за сокровищами» я разделила учащихся  по уровню познавательных способностей, то есть сильные ученики работали с дополнительной литературой, со средней успеваемостью ученики с ноутбуком и слабые учащиеся с сотовым телефоном.  Деление в таком порядке помогло заинтересовать и вовлечь в учебный процесс слабых учеников.
Далее делила   группы  по интересам, с помощью различных игр все это способствовало происхождению диалога и  привело к плавному переходу  в сам процесс обучения.  А на  уроке обобщения я предлагаю  право выбора  деления на группы самим ученикам. Здесь  конечно  ученики  задумаются  над тем,  в какой  группе работать  и в ходе  возникающего диалога  приходят к общему решению данной задачи. Приятно наблюдать за работой учеников и видеть, как налаживаются взаимоотношения в классе.
Выгодский утверждал, что всякая функция в культурном развитии ребенка появляются на сцену дважды, в двух планах, первоначально в социальном, далее – в психологическом; Социально- культурная теория фокусируется  не только на том, как взрослые и сверстники влияют на обучение индивида, но также и на том, как культурные убеждения и отношения влияют на процессы обучения и воспитания. (Руководство для учителя стр.143.)
Обучение  новому зависит от того, что человек  уже знает и понимает. (Тезис первый. Руководство для учителя стр.151)    В данном случае помогает работа в группе и не только.  Работа в группе помогает  развитию речи, мышлению, пониманию  и решению проблемы  в сотрудничестве с более способными учащимися, возникает добрый командный дух.  Здесь ученик не обучается изолированно,  а  работает сообща, что помогает ему  в работе над собой.  Работа в группе помогла моим ученикам сплотиться, раскрыться и показать свои способности.   Постоянный диалог в группе становиться  основным фундаментом в понимание обучения тому, как учиться. Сам того не замечая в начале работы ученик  начинает  работать над собой и в последующих уроках видно  как успешно выполняют  задания.   Также учащиеся предложили идею,  самим  выполнять  лабораторные работы, что на практике оказалось намного эффективнее в действие, проговаривая этапы работы,  объясняя материал, учащиеся больше запомнили и могли  выстроить свои мысли и  понимания в  правильном алгоритме. Сами ученики были удивлены тем, что самый слабый ученик, который сидел за последней партой  вдруг не просто заговорил,  а стал высказывать свои мысли и предлагать новые идеи.  Мои ученик стал мыслить, стал говорить,  стал более активным,  включился в жизнь класса и школы.
Один из факторов влияния на  изменения  ученика, по моему мнению, это  поощрение и  оценивание в процессе обучения.
Оценивание на уроках я провожу  в стадии  рефлексии, где ученик оценивает себя,  может оценить работу учителя, оценить работу  одноклассника. На каждом уроке провожу  различные виды рефлексии, что помогает планировать следующий урок.   Вначале   проведенных мной уроков взаимооценивание и самооценивание было завышенное, но  после  применения различных способов работы на уроке учащиеся стали  более осознано  самооценивать и взаимооценивать. При этом  моими помощниками в оценивании   были такие   приемы как «Райтинг»,   «Экран  успеха и настроения»  где были расписаны этапы урока и в конце мы подводили итоги по критериям, так же «Зеркальный журнал»  к которому я пришла  самостоятельно по итогам своих наблюдений и работ по оцениванию,  все виды оценивания привели к гуманной адекватной самооценке  учащихся.
Данная программа хороша тем, что ученики обучаются,  не изолировано друг от друга,  а сообща в группе. Ведь работа  в коллективе вносит  свои коррективы на сознание, воспитание и познание ученика. В учебном процессе необходима  обратная связь, чтобы понять, как ученики проработали в группе, как они оценили себя, и других и что при этом на них повлияло в процессе  оценивания. Рефлексия  является  на моих уроках палочкой выручалочкой лично для моего дальнейшего планирования и понимания учащимися процесса обучения. В конце занятия обязательным является предоставление всем возможности высказаться, а также подведение итогов и выводов лицами, руководящими диалогом. Итак, создание рефлексивной среды предполагает: в мышлении - проблемно- конфликтных ситуаций; в деятельности - установки на кооперирование, а не на конкуренции; в общении - отношений, подразумевающих доступность собственного опыта человека для других и открытость опыта другого для себя. Зависящие от меня ученики на уроках стали работать  самостоятельно и даже просили не помогать им  по той причине, что они сами хотят узнать свои возможности. Независимость порождает волю к действиям. Вот это - саморегуляция.
Я увидела разницу до  и после проведения уроков по Программе Кембриджского университета. Я сейчас вижу своих учеников на стадии  взросления через получение  независимости,  а независимость ведет  к самостоятельности. Я надеюсь продолжить  работу  с учениками, чтобы увидеть  результат моего дальнейшего обучения учащихся.
Планируя уроки по Программе Кембриджского университета в среднесрочном планировании,  в ключевых идеях я описала те качества, которые хотела добиться от своих учеников. Сейчас  я, проанализировав уроки,  свою работу и работу учащихся понимаю, что я добилась своего результата в обучении учащихся 8  «Б» класса.  На данный момент я вижу в них  сплочение классного коллектива, совместную работу   в группе, взаимоуважение и добрые отношения, и большой интерес к самому процессу обучения.   Все это способствовало  тому, что  тихие голоса заговорили, включились в активную классную деятельность, лидеры стали стремиться  к самоуправлению и самоорганизации не ущемляя слабых  учащихся,  а наоборот  взаимодействовать сообща, появился интерес к урокам, эмоциональное состояние в классе улучшилось, ученик стал  думать, мыслить, говорить.
Каждый этап моего урока  оказал положительное воздействие на учащихся  в процессе всего его обучения в целом.
Оглядываясь назад  и анализируя проведенные уроки, я могу сделать следующие выводы:    проведенные уроки по Программе Кембриджского университета  позволили  не только скрасить мои уроки,  но и плодотворно повлиять на мое мировоззрение и метакогнитивные способности в обучении и самоуправлении учащихся. Я смогла, используя данную программу  сделать шаг к тому, чтобы  ученика обучить тому, как учиться.
Своим коллегам  я рекомендую использовать данную программу с той целью, чтобы воспитать  самостоятельную, независимую, коммуникабельную и  конкурентоспособную личность. 
Использованная литература
1.      Руководство для учителя (3) 2012г
Ps: статья была написана после прохождения курсов по Кембриджской программе обучения.
Автор: учитель химии и биологии Маржанбулакской средней школы Алгинского района Актюбинской области Хамзина Гульжан  Минуллаевна

Нет комментариев.

Отправка комментария