16.02.2012 |

Урок-исследование: Нужна ли нам зима?



НУЖНА ЛИ НАМ ЗИМА?
Урок-исследование. 3-й класс
Цель: учить детей составлять произведения с элементами рассуждения, формировать навыки устной и письменной речи; развивать наблюдательность, обогащать словарный запас; воспитывать эстетические вкусы, заботливое отношение к природе.
Материал к уроку: зимние зарисовки учеников, репродукция з картины художника, карточки для работы в группах, рисунки-помощники, газета, подготовленная членами литературного кружка.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
- Сегодня у нас урок развития связной речи. На таких уроках мы учимся... Кто продолжит мою мысль?
- Да, правильно говорить, выражать свои мнения устно и в письменном виде. А еще - рассуждать. Сегодня мы будем общаться, будем рассуждать по поводу определенных событий. Хотите знать, каких?
II. Мотивация учебной деятельности.
- Вспомните, какой сегодня день. Правильно, Сретение. Что вы слышали об этом празднике?
Ученики загодя получили задание расспросить у старших об этом празднике.
- Да, дети, именно в этот день, по народным преданиям, зима встречается с весной.
Давнее название этого праздника Зимобор, или Громница. С ним связано немало пословиц и примет. Каких именно?
- Если в этот день тепло, то и март должен быть теплым, а весна ранней. Если холодно - зима еще подержит.
- На Громницю медведь берлогу свою или разрушает, или заново строит.
- Как день ясен, лен будет прекрасен.
- Дуй, не дуй, не к Рождеству идет, а к Пасхе.
- В Сретение возвращается птица к гнезду, а хлебороб к плугу.
- Зимобор с оттепелью - на раннюю и теплую весну, со снегом - на дождевую и длительную, а когда пурга - весна поздняя и холодная, если в этот день не видно солнца - ожидай суровых морозов.
- Проверить, правильны ли эти приметы, вы сможете весной.
III. Сообщение темы, цели урока.
- С сегодняшним днем связывали надежды на весну. А весна - пора хлебопашеского труда, пора вдохновения. И нам время немного поработать.
Подскажите, разве могло бы быть так, чтобы зимы не было вообще? Зачем она нам? Снег, холод, ветры, болезни...
Создание проблемной ситуации.
- Есть же страны, где никогда нет зимы... Согласны ли вы со мной? (Ответы учеников.)
- Вот видите, кому-то нравится зима, а кому-то - нет. Как эту проблему решить? Вы, наверное, хотите посоветоваться между собой?
IV. Осмысление связей в изученном материале.
Разделение учеников на группы.
- Кому нравится зима, кто хочет убедить нас в ее необходимости? (Первая группа.)
- Кто хочет осудить злые поступки зимы? (Вторая группа.)
- Поскольку сегодня день встречи двух времен года, представители третьей группы выполнят интересное задание. Хотя никто не видел, как на Сретенье встречается Зима с Весной, однако люди всегда пытались вообразить это. Вот и вы должны составить диалог и продемонстрировать нам эту встречу.
- Четвертая группа даст обоснованный ответ на интересный вопрос.
Каждая группа получает карточку-помощницу с заданиями, рисунками.
1-ша группа. А нам нужная зима!
1. Скажите свое слово на защиту зимы.
2. Составьте диалог между ними.
3.Разыграйте эту сценку.
Помощник
- Что говорит при встрече Зима Весне, а Весна - Зиме?
- Как они здороваются?
- О чем разговаривают?
- Чем друг друга упрекают?
- Какие загадки загадывают?
- Уверена ли каждая в своей победе?
2-га группа.
Какая жестокая зима!
1. Докажите, что зима безжалостна, сурова.
2. Приведите факты, укажите тех, кому особенно от нее досталось.
3. Можно нарисовать схему.
3-тя группа.
О чем сегодня Зима с Весной разговаривают?
1. Представьте встречу Зимы и Весны.
2. Ответ свой изобразите схемою, в ней обозначьте, кому нужная зима.
3. Воспользуйтесь подсказкой - рисунками.
4-я группа.
Правду ли говорят, что февральский снег весной пахнет?
1. Поразмышляйте над этим высказыванием.
2. Вспомните, какие еще признаки приближения тепла вы заметили в природе?
Работа в группах(8 минут на обдумывание).
Выступления представителей групп. Слушание дополнений. Представление справочной литературы, использованной для подготовки ответа.
- Ох эти наши мечты... Если бы не было зимы... Что же нам делать с ней? Пригласим ее опять в гости? А вспомните неудобства, связанные с зимой! Холодно было? А ветер? А холод? А грипп? И в то же время - сани, снежки, снеговики, лыжи! А новогодняя елка! А зимние каникулы с колядками!
Поэтому, поступим мудро: проведем зиму как подобает, но не навсегда.
Ученики исполняют песню "Зимушка".
Физкультминутка.
V. Развитие умений и навыков.
- Красиво мы с вами пообщались. Молодцы, дети! А теперь поработаем с собственными произведениями. Вам, наверное, хочется изложить свои мнения на бумаге.
Поскольку сегодня необычный праздничный день, то и темы для произведений вы можете выбрать по собственному желанию:
- Почему я люблю зиму?
- Зима злится недаром: миновало ее время...
- Как Синица Весну встречала.
Первые две темы - произведения-рассуждения. Учитель напоминает, из каких частей состоит произведение-рассуждение. Третья тема - сказка.
Написание произведений. Проверка написанного.
Зачитывание произведений.
- А кто первым нам извещает о приходе весны? Правильно, птицы. Вот таких бумажных птичек дети развешивали на деревьях около дома, призывая счастье во двор. (Учитель показывает птичку.) На ваших партах лежат заготовки: вырежьте, украсьте своих птичек.
Изготовление птички.
VI. Итог урока.
- Вот и наступило время сказать прощальные слова. Что же вы пожелаете нашим сегодняшним героиням - Зиме и Весне?
Дети излагают свои пожелания.
- Мира без ссоры желаем! Зима, с миром уходи! Весна, с Богом приходи! Если в мире будут жить Зима и Весна, так и мы все будем жить в мире и согласии.
А будет оберегать нас праздники стритенская водица и свечка.
Зажжем свечку: пусть она защитит нас всех, наш край, нашу родную землю от беды и горя!
____________________________________
Не успели собрать денюшку, чтобы купить своей любимой замечательный, стильный и яркий самсунг 3850 и подарить его на День святого Валентина. Не переживайте! Ведь впереди еще Международный женский день 8 марта!

Нет комментариев.

Отправка комментария