11.08.2008 |

Библиотечный урок «Самостоятельная работа с книгой» (Библиотечный урок для 7-9 кл.)


Цель: Формировать у детей умение самостоятельно работать с текстом. Акцентировать внимание на тех умственных операциях, которые необходимы для полного и качественного усвоения учебного материала.
Ход урока
I. Цели чтения
- Для чего вы читаете книги? Учёные группируют цели чтения следующим образом:
1. Чтение для развлечения.
2. Чтение для осведомления о чём-нибудь, пополнения сведений и т. п.
3. Чтение "воодушевляющее" (книги не дают новых знаний, но вливают новые силы в грудь, поднимают настроение).
4. Чтение крупных произведений искусства как необходимое средство для расширения своего кругозора и опыта, для углубления мировоззрения, мыслей, чувства.
5. Чтение для изучения какой-нибудь книги, какого-нибудь вопроса.
6. Чтение для самообразования.
Какую из этих, или подобных целей мы поставим при чтении, часто зависит от книги, вообще от материала чтения, - например, "Критику чистого разума" Канта или "Науку логики" Гегеля вряд ли кто станет читать ради развлечения или увеселения, а газетный фельетон - для изучения. "Приключения Шерлока Холмса" мало пригодны для целей образования, а кто ищет настроений, побуждающих к подвигам, не возьмёт для этой цели аналитическую химию. Но и одну и ту же книгу можно читать с разными целями. Например, "Илиаду" Гомера можно читать как великое поэтическое произведение: Александр Македонский, говорят, постоянно перечитывал её, потому что образ Ахиллеса служил для него идеалом; учёный историк может читать её со своей точки зрения, как источник сведений о быте Древней Греции и т. п. Надо только помнить, что от цели чтения зависят его способы.
Мы с вами будем говорить о деловом чтении. О способах отбора литературы по теме и чтении для изучения какого-нибудь вопроса. Чтобы отобрать книги по данному вопросу, нужно их предварительно просмотреть. Как это делается?
II. Структура книги.
Давайте вспомним, из каких элементов вообще состоит книга, и какую информацию несёт каждый элемент. То есть повторим структуру книги.
Блиц-турнир
Каждый участник берёт лепесток ромашки с записанным на нём определением одного из элементов книги. Ребёнок должен назвать этот элемент и охарактеризовать его информативность.
1. Двойной лист бумаги, соединяющий блок с переплётной книжкой. (Форзац)
2. Первая страница книги, на которой напечатаны основные сведения об этом издании. (Титульный лист)
3. Обложка, надеваемая поверх переплёта книги. (Суперобложка)
4. Вводный текст, предваряющий изложение основного материала. (Предисловие)
5. Иллюстрированная или шрифтовая покрышка книги, защищающая блок от повреждений. (Обложка)
6. Обложка из твёрдого картона. (Переплёт)
7. Перечисление всех произведений, вошедших в книгу, с указанием страниц, где они помещены. (Содержание)
8. Текст, передающий краткое содержание книги. (Аннотация)
9. Порядковый номер страницы. (Колонцифра)
10. Отдельный лист книги с вынесенным на него заглавием главы или раздела книги. (Шмуцтитул)
Итак, для того чтобы получить общее впечатление о книге, познакомиться с ней в общем виде, необходим предварительный её просмотр. Опытному читателю беглый просмотр может дать очень много. Он будет знакомиться с книгой в следующей последовательности:
1. Внимательно изучит титульную страницу, где указаны основные данные на книгу: название, автор, место и год издания, наименование издательства.
2. Познакомится с оглавлением книги, стараясь понять, из каких разделов она состоит, в какой последовательности излагается материал; обратит внимание на наличие в книге чертежей, схем, рисунков, дополняющих и поясняющих текст.
3. Прочитает аннотацию, предисловие, введение, послесловие, выводы, что поможет лучше представить содержание, понять назначение книги, получить совет, как следует её читать.
4. Ознакомиться непосредственно с основным текстом книги, для чего прочитает некоторые страницы, абзацы, отрывки из наиболее ценных и интересных разделов. Это даст представление о стиле и языке автора, особенностях изложения материала, степени трудности или доступности книги.
Когда приходится иметь дело с множеством книг и все их невозможно прочитать, знакомство с некоторыми из них поневоле приходится ограничивать таким образом.
III. Работа с текстом.
Когда нужная книга выбрана, необходимо её прочесть, понять и переработать изложенный в ней материал.
Перед чтением
Сформулируйте цель или желаемый результат чтения текста. Спросите себя: о чём я буду читать? Чего жду от этой главы, параграфа?
Составьте представление об организации главы в целом. Просмотрите заголовки, подзаголовки, иллюстрации, если таковых нет, прочтите первые предложения каждого абзаца.
Определите, что может быть полезного в тексте в свете целей вашего чтения. На что стоит обратить особое внимание.
Спросите себя: что я уже знаю по этой теме? Припомните прочитанное на эту тему раньше, если нужно, запишите то, что вспомнили. Рассмотрите иллюстрации и другие материалы по этой теме, вернитесь к своим записям.
После прочтения
Перечислите важнейшие пункты.
Решите, не нужно ли перечитать какие-то части текста.
Составьте вопросы по прочитанному тексту, задайте их себе и ответьте на них.
Свяжите имеющиеся у вас знания с новой информацией.
IV. Пометки в книгах.
Большую помощь при осмысливании и запоминании текста оказывают выписки и подчёркивания. "Кто записывает, тот читает дважды", - гласит пословица, дошедшая до нас из Древнего Рима.
Каким образом можно сделать пометки в книгах? Наиболее корректными считаются следующие способы:
1. карандашом на полях;
2. на отдельных листах с помощью линейки;
3. бумажные закладки в разном положении: сверху - одно, снизу - другое, сбоку - третье;
4. вкладные листки: калька, подчёркивание напротив с обозначением номера страницы.
Подробно эти и другие способы рассматриваются в книге Гецова Г. Как читать книги, журналы, газеты. Записи по тексту могут быть выполнены в виде плана, тезисов или конспекта.
Итак, сегодня мы рассмотрели, какую умственную работу необходимо проделать при чтении с целью изучения какого-либо вопроса или книги.

Нет комментариев.

Отправить комментарий