01.08.2013 |

Тренинговое занятие "Формирование навыков толерантного общения в ученическом обществе"

ЦЕЛИ:
- расширить возможности установления контакта в различных ситуациях общения;
- отработать навыки понимания себя, других людей и взаимоотношений между людьми;
- развивать понимание слушать и понимать других;
- формировать позитивное отношение к сверстникам.
Целевая аудитория: 12-14 лет
Материалы: бейджики; фломастеры; корзина; стикеры, пластмассовый стаканчик.
_______________________________________________
После ремонта у многих возникает вопрос - а что делать с картинами и фотографиями, которые висели на стене, если рамки не подходят по цветовой гамме к интерьеру обновленной комнаты?  Проблема решена. Ответ на этот вопрос вы сможете найти  на сайте компании Vramke , которая занимается изготовлением рам, фоторамок, фотоальбомов, багетов, картин, постеров и репродукций. А воспользовавшись багетным калькулятором вы без труда сможете определить на сколько изготовленная продукция подходит к интерьеру вашей комнаты.
_______________________________________________
Ход занятия:
1. Сообщения темы тренинга.
2. Упражнение «Ожидание»
На подготовленных цветных стикерах, которые находятся у каждого на спинке кресла, участники формируют свои ожидания от тренингового занятия. После озвучивания каждый стикер прикрепляют к «Корзине ожиданий».
3. Упражнение «Правила работы в группе»:
1. Правило равноценности. Отсутствует субординация, нет различий по статусу.
2. Правило активности. От активности каждого члена группы выигрывают все.
3. Правило корректности. Суждение не оцениваются. Обсуждается только то, что происходит «здесь» и «сейчас».
4. Правило конструктивной обратной связи. В обсуждении ситуации участвуют все. Один говорит - все слушают. Участники тренинга принимают «Правила работы в группе»
4. Упражнение «Самопрезентация»
Участники получают бейджики и фломастеры. На бейджике пишут имя, каким бы хотели, чтобы их называли в группе.
После этого каждый называет свое имя и продолжает 2 незаконченных предложения:
1) Общение для меня ...
2) В общении я похожа (ый) ...
Например, я Светлана, общение для меня - это обмен информацией;
В общении я похожа на облако.
Проводится самопрезентация.
После завершения самопрезентации каждого участника приветствуют аплодисментами.
-Сложно было выполнять задание?
-Что мы нового узнали?
5. Упражнение «Стаканчик»
Участники получают задание попробовать сделать с пластиковым стаканчиком определенные действия: смять, порвать и т.д..
Что вы чувствовали, когда делали определенные манипуляции с стаканчиком?
Затем тренер предлагает попробовать вернуть стакан в прежнее состояние.
- Что изменилось?
- Понравился ли вам стаканчик, который вы вернули в прежний вид?
Заключение тренера: неумение понять другого, уверенность в том, что ваше мнение является единственно правильным, нежелание посмотреть на ситуацию глазами другого - кратчайший путь к недоразумению, а часто и к возникновению конфликта.
Итак, если вы хотите эффективного общения, необходимо вести себя так, чтобы не обижать партнера, уважать другого и его точку зрения, независимо от социального положения, национальности, индивидуальных особенностей, предпочтений. Такое общение называется толерантным.
5. Информационное сообщение «Как правильно общаться»
Важно уметь проявлять толерантность во время общения. Это предполагает не только восприятие другого, но и умение поддерживать и помогать ему. Одним из эффективных способов решения этой проблемы является осознание своих чувств и способность сказать о них партнеру. Именно такой способ самовыражения и называется «Я-сообщение».
«Я-сообщение» - осознание и рассказ о собственном состоянии, вызванный определенной ситуацией.
Использование во время общения «Я-сообщений» помогает выразить свои чувства, не унижая другого человека (сравните: «Я очень волнуюсь, когда тебя нет дома в 23:00» и «Ты опять пришел домой в 23:00!» )
«Я-сообщение» - это рассказ о чувствах, которые вы испытываете в неприятной для вас ситуации, признание и формулирование собственной проблемы по этому поводу («Извини, но я испытываю раздражение, когда ты говоришь это ...», «Когда я слышу твои слова , то даже не знаю, что и сказать, настолько я растеряна »). Формулируя таким образом предложение, вы осознаете собственную проблему: это - моя проблема, что я раздражена, это - мои чувства, и никто, кроме меня, не может понять, почему именно эти ощущения возникли у меня в такой ситуации.
Важно понимать, что «Я-сообщение» конструктивно изменяет не только ваше личное отношение к конфликтной ситуации, но и отношение вашего собеседника к ней. Человек всегда чувствует, когда его обвиняют и хотят переложить на него ответственность.
Ваше искреннее выражение своих чувств с позицией осознание собственной ответственности за то, что с вами происходит, не может никого оскорбить или вызвать агрессию, а наоборот, побуждает вашего партнера задуматься над правильностью его поступка.
«Я-сообщение» включает в себя не только «проговаривание» своего эмоционального состояния, но и определение условий и причин, вызвавших ситуацию.
Примерная схема «Я-сообщения»:
описание ситуации, которая вызвала напряжение («Когда я вижу, что ты ...», «Когда это происходит ...», «Когда я сталкиваюсь с такой ситуацией ...»);
точное определение собственного чувства в определенной ситуации («Я чувствую ...», «Я не знаю, что и сказать ...», «У меня возникла проблема ...»);
пожелания по изменению ситуации («Я просил бы тебя ...», «Я буду благодарен тебе, если ...»).
6. Энерджайзер «Фруктовый салат»
Тренер предлагает участникам фрукты: банан, виноград, киви, гранат. А сейчас сделаем салат из винограда и киви, с банана и граната .... Задача участников поменяться местами, а ведущий должен также занять чье-то место. Кто останется - тот становится ведущим.
7. Упражнение «Толерантное общение»
Цель: усвоение конструктивных средств выхода из конфликтных ситуаций. Инструкция. Выбираются несколько ситуаций, предложенных самими подростками, и разыгрываются перед группой с помощью добровольных участников.
Участники объединяются в пары (по временам года), извлекают одну ситуацию из пяти предложенных, обсуждают ее и записывают на листах «Я-сообщение» и «Ты- сообщение».
Ситуации для обсуждения.
1. Одноклассницы постоянно что-то говорят между собой и смеются. Когда ты подходишь к ним, они замолкают или говорят: «Иди, нам надо поговорить».
2. Ребята из класса придумали для тебя обидное прозвище, и когда тебя вызывают к доске, начинают обзывать.
3. Мама обвиняет тебя в том, что ты взяла ее вещь без разрешения.
4. Учитель постоянно упрекает, что ты можешь учиться лучше, но ленишься. Тебе это не приятно, ведь ты прилагаешь все усилия.
5. Одноклассники обвиняют тебя в том, что ты все секреты класса рассказываешь классному руководителю, при этом несколько добавляешь от себя.
- Высказываются мнения о том, какой выход из ситуации был самым удачным, почему?
8. Упражнение «Инструкция по применения электроинструмента»
Представьте себя электроприбором (холодильником, телевизором, компьютером, утюгом) и напишите «Инструкцию по использованию электроприбора». Зачитайте составлены вами рекомендации, для того, чтобы ваш прибор прослужил долго и не ломался.
Для чего я вас попросила составить эту инструкцию?
Есть ли что-то общее в пользовании электроприбором (эксплуатацией) и трудом людей?
А в чем разница?
Заключение тренера: при пользовании электроприборами мы стремимся, чтобы они как можно больше времени работали без повреждений и придерживаемся почти строго всех предписаний инструкции, также и человеку нужно придерживаться определенных правил общения, быть толерантными, сдержанными, относиться к другим так, как мы бы хотели, чтобы относились к нам.
9. Упражнение «Ожидание»
Когда ожидания тренингового занятия оправдались его бросают в корзину.
10. Итог тренера «О рае и аде»
Тренер рассказывает участникам притчу:
«Однажды мудрец обратился к Господу с просьбой показать ему рай и ад.
Господь согласился и отвел мудреца в большую комнату, посреди которой стоял огромный котел с едой, а вокруг него ходили и плакали голодные и несчастные люди. Они страдали, потому что не могли поесть, хотя у них были ложки, а ручки у ложек были очень длинные - длиннее руки.
Да, это действительно ад, - сказал мудрец.
Тогда Господь отвел мудреца в другую, точно такую же комнату. Посреди этой комнаты стоял такой же котел с едой, а люди, которые были в комнате, держали в руках точно такие же ложки, но они были сыты, счастливы и веселые.
Так это же рай! - Воскликнул мудрец».
Вопросы для обсуждения:
Что помогло людям из другой комнаты стать счастливыми?
Что смогли сделать счастливые люди и не смогли несчастливые?
Итак, общий язык, решить проблемы люди могут эффективно взаимодействуя друг с другом, общаясь толерантно.


Нет комментариев.

Отправка комментария