16.04.2013 |

Морально - экологическое воспитание детей.

Одним из важнейших направлений является развитие в ребенке умение понимать природу такой, какой она есть, со всеми ее естественными, такими простыми и вместе с тем сложными в своей гармонии свойствами. Для этого надо уметь наблюдать, анализировать и обобщать: в настоящем видеть прошлое, в горсти семян видеть будущее поле великолепных цветов и, главное, умом и сердцем понимать закон единства живого и неживого, прошлого, настоящего, будущего, осознавать, что пренебрежение исконными законами общей связи явлений может привести к гибели жизни на земле. Поэтому задача каждого человека - беречь и обогащать природу не только во имя собственного благополучия, но и ради будущих поколений.
Наблюдательность - это то драгоценное свойство человека, благодаря которому он способен ориентироваться в окружающей среде, понимать разнообразный мир природы, контактировать с людьми. Как же развивать наблюдательность? Необходимо воспитывать эмоциональное начало, которое порождает у ребенка удивление, восхищение, радость от пережитого, желание новых встреч. При первой же возможности, в любое время года, при благоприятной погоде, отправляйтесь в лес, на реку, в поле, спускайтесь в овраги, выбирайтесь на вершины холмов, чтобы увидеть необозримую даль и сказочные скопления облаков, пронизанных, будто стрелами, лучами солнца ...
Возьмите гостинцы лесным зверятам, устройте им столовую. Постарайтесь в самых безлюдном месте сделать привал. Возможно вам посчастливится увидеть мышонка или белочку, полюбоваться работой дятла, синички. Радость встречи с живым существом надолго останется в памяти детей, пробудит любознательность, добрые чувства к природе.
Вперед к гармонии современного общества и природы, к такому взаимодействию отдельной личности и человечества со средой, при котором общение с природой стало бы источником всестороннего обогащения человека, стремящегося не уничтожать, а совершенствовать жизненные ресурсы во имя настоящего и будущего. Семейное воспитание должно пробудить у детей разнообразные интересы, потребности, развить чувство прекрасного.
«Мы очень ошибаемся, считая, что жизнь ребенка в школьном возрасте полностью принадлежит школе; нет, школе принадлежит совсем небольшая доля в том естественном развитии ребенка, на которое в значительно большей степени влияет время, природа и семейная жизнь», - отметил К.Д.Ушинский .
Дети, которые учатся в начальных классах, должны ежедневно вести наблюдения в природе и фиксировать увиденное в календаре.
Правда, ученикам часто не хватает терпения для систематических наблюдений ежедневно, а без этого дневник теряет свой смысл, ведь его цель - учить терпеливо вести записи и делать обозначения и тогда, когда видимых изменений в природе нет, стоит однообразная погода, и тогда, когда происходят интересные события, которые особенно богаты переломными моментами сезонных явлений природы. Если всю работу свести к простому фиксированию, то оно будет бесполезным. Важно учить детей выявлять связи между природными явлениями. Вот главные из них: солнце выше на небосклоне - день длиннее, ночь короче, на улице теплее; больше света и тепла - все начало расти: прошел дождь - все сразу зазеленело, потому что  напоенные влагой почки лопнули и появились нежные листочки, бледно-зеленые или пурпурные; западный ветер приносит дожди, северный - похолодание, а южный - жару и засуху, а от этого, в свою очередь, зависит снижение или повышение температуры, а также ясным или пасмурным будет день и т.д.. Следует только обозначить эти явления соответствующими знаками в календаре, благодаря чему предвидения изменений погоды будут достаточно точными.
Каждое время года, каждый из двенадцати месяцев имеет неповторимое очарование. Календарь ведут для того, чтобы дети узнавали гармонию связей в природе, поняли ее мудрый жизненный ритм. Однако для успешного выполнения этой задачи необходимо, чтобы ученики рано и на долгое время погрузились в природу, впитали пережитые мысли, чувства и впечатления, которые она возбуждает в каждой живой душе. Дети непременно на собственном опыте должны почувствовать, что значит мерзнуть, как мороз щиплет за щеки и уши, узнать, как играть в снежки, кататься на санках, они должны насладиться прелестями лета, собирать грибы и ягоды, купаться, изнывать от жары, прятаться от нее в тени леса, мокнуть под дождем, шлепать по грязи. Было бы слишком грустно, если бы ребенок начал знакомиться с природой в парках и зоологических садах, а не на бескрайних просторах лесов и полей. Продолжая поддерживать в ребенке многогранность познавательных интересов, важно в определенное время сделать их целенаправленно. И здесь неоценимым помощником детей должны стать замечательные книги о природе Виталия Бианки, Михаила Пришвина, Георгия Скребицького, Василия Сухомлинского и многих других писателей, рассказы которых богаты научными фактами, учат понимать и любить природу. «Логика природы, - говорил Ушинский, - самая доступная для детей логика». Когда мы говорим логично, то тем самым подтверждаем, что это соответствует реально существующему, не противоречит тем связям, которые характерны для природы. Ребенку, наверное, будет интересно узнать, что когда-то помидоры сажали на клумбах, а цветы картофеля украшали прически богачей. Они красиво и приятно пахнут. 
Сколько радости может быть при встрече с утренней зарей или вечерним закатом, как интересно показать полночное небо, наблюдать за движением месяца как много удивительного можно увидеть во время рыбалки, сколько тайн раскрывает нам заснеженный лес.
В. Сухомлинский видел неразрывную связь между умением видеть красоту природы и необходимостью ее изобразить собственным словом, собственной мелодией, и особенно - своими руками.
Необходимо, чтобы общение с природой не только пробуждало у детей творческое начало, но и воспитывали чувство высокой ответственности за родную природу перед обществом и будущими поколениями. «Мы - хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с большими сокровищами жизни. Только охранять эти сокровища - недостаточно, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы, рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу - значит охранять Родину.
Отечественные ведущие педагоги в краеведческой работе видели один из путей нравственного воспитания молодого поколения. Они выражали одну и ту же мысль: любовь к Родине начинается с березки, которая растет у родного дома или школы. Пусть наши дети научатся с детства охранять родные березки.
Мы стоим на гуманной позиции в вопросе взаимодействия человека и природы. Люди должны передать в наследство своим потомкам не разрушенную цивилизацией пустыню, а цветущую, плодородную землю. «Я хозяин родной страны, но я Человек и поэтому хозяин всей земли, и я о ней забочусь», - такая высокогуманных гражданская позиция как высшая моральная ценность должна обладать сердцем и умом каждого воспитанника. Она может появиться только при постоянном деятельном общении с природой, направленном на охрану ее недр, рек, воздуха, полей и лесов.
__________________________________
Осталось еще буквально полтора месяца до конца учебного года, поэтому выпускникам школ  скоро придется принять судьбоносное решение и окончательно определится в выборе высшего учебного заведения. Хорошо, что сейчас есть возможность получить всю необходимую информацию не выходя из дома при помощи Интернет. Допустим, если вы загляните на сайт вузы Санкт-Петербурга , то вы сможете получить полную и исчерпывающую  информацию о всех высших учебных заведениях этого замечательного города.

Нет комментариев.

Отправка комментария