23.02.2013 |

Развитие креативного мышления на уроках математики и обучению грамоте


Задача современной школы - развивать каждого ребенка как неповторимую индивидуальность. Исходя из этого, важное значение принадлежит развитию креативного мышления учащихся, т.е. умение подходить творчески к решению проблемы, находить неординарный выход и принимать самостоятельное решение в различных жизненных ситуациях.
Творческому развитию ребенка всегда уделялось значительное внимание в педагогической теории и практике, сегодня это приобретает особое значение.
Потому становится важным не столько объем знаний, которыми обладает человек, сколько умение применять их в конкретной ситуации. Современная школа требует от учащихся не механического запоминания, а умение творчески подходить к учебным задачам, поэтому на уроке необходимо создать оптимальные условия для творческого развития ребенка.
Развивать способности можно в любом возрасте. Главное - зажечь огонек творчества и поддержать его. Поэтому работать над развитием креативных способностей необходимо начинать с первых дней ребенка в школе, когда маленькие ученики учатся правильно строить высказывания, сравнивать, анализировать, убедительно доказывать свое мнение. Этому способствуют технологии творческого развития личности. К этим технологиям принадлежит личностно-ориентированный подход, обучение в сотрудничестве, метод проектов.
Особая роль в развитии творчества ребенка принадлежит игре. Ведь именно в игре младшие школьники учатся понимать окружающее.
Креативные способности можно развивать на любом уроке, главное, чтобы это не было стихийным явлением, а от урока к уроку становилось сложнее. Потому научиться мыслить креативно не просто. Это не конкретная задача, выполнив которую, можно легко забыть. Также не существует определенных правил обучения креативности, но существуют условия, которые необходимо создать учителю для развития способностей своих учеников.
Поэтому в своей практике необходимо:
- найти время на уроке для применения технологий творческого развития личности;
- позволить ученикам свободно рассуждать, выражая собственное мнение;
- принимать без осуждения разнообразные идеи и мнения детей;
- создавать ситуации успеха для каждого ученика.
В то же время учащиеся должны быть активными участниками учебного процесса, прислушиваться к рассуждениям своих товарищей, относиться с уважением к мнениям других.
Именно это дает возможность ребенку совершенствовать свои способности, уметь применять их, вызывает желание к поиску нового, является необходимостью для творческой самореализации личности.
С этой целью на уроках обучения грамоте применяются следующие виды работ:
- Упражнение «Пары слов» - учитель называет пару слов, через 30-40 секунд называет первое слово, а ученики должны назвать второе. Например:
школа – урок        молоко – корова         стол - писать
музей - картина       шерсть - овца          книга - читать
театр - опера       яйцо - птица          краски - рисовать
цирк - представление         мясо - поросенок           борщ - есть
- Упражнение «Давай поспорим!» - Учитель читает утверждение,
дети должны дать убедительный ответ. Например:
Буква «Я» всегда обозначает два звука. (Да, я согласна)
В слове «соль» - 4 буквы и 4 звука. (Нет, я не согласна, в слове 3 звука, потому мягкий знак звука не имеет.)
Звук [й] - всегда согласный мягкий. (Да, я согласен, этот звук всегда мягкий)
В слове «день» букв больше, чем звуков. (Да, я согласен.)
- Упражнение «Спроси товарища» - построение вопросов об услышанном или прочитанном на уроке
- Упражнение «Незаконченное предложение» - продолжить рассуждения, используя собственные суждения
- Отгадывание загадок, ребусов.
На уроках математики лучше отдать предпочтение составлению задач по рисунку, с условием или примером решения, математическим ребусом, стихотворными задачами, графическим диктантом, упражнениями на развитие логического мышления. Объединяя это одной темой, в структуре урока появилось упражнение «Подумай!», Задача которого развивать мыслительные операции учащихся, учить мыслить продуктивно, развивая собственную креативность.
Подборку заданий к упражнениям «Подумайте!"
Счет предметов. Числа от 1 до 10.
- В нашем классе один ...;
- На столе много ...;
- На окне одна .... и много ...;
- В портфеле один ..... и много ....
- В норе блестело 6 глаз. Сколько волков было в норе?
- Из-за пенька показалось 6 заячьих ушей. Один зайчик побежал. Сколько ушей теперь видно?
***
- Сколько ушек у зайцев?
- Сколько крыльев у воробьев?
- Сколько ног у гуся?
- Сколько ушей у барсука?
- Сколько рук у Золушки?
- Сколько пятачков в хрюшки?
***
- У меня красный, желтый и зеленый шарик, а у моего брата - синий и белый. У кого больше?
- У кошки трое белых и двое рыжих котят. Каких больше белых или рыжих?
- Двое ребят купались в озере, один вышел на берег. Сколько осталось в воде?
- Если змея длиннее червя, то червь ........
- Петух взлетел на плетень,
      А на тину еще один.
      Сколько петушков всего? (1 +1 = 2)
***
- Назови соседей числа 3, числа 2;
- Назови число, предшествующее числу 3, числу 2, числу 4;
- Назови число, следующее за числом 2, за числом 1, за числом 3;
- Четверо пассажиров ехали в поезде 4 часа. Сколько часов ехал каждый?
- Если море глубже, чем река, то река .....
***
- Три веселые кошки играли в траве.
Прибежал к ним рыжик -
      Сколько котят стало? (3 +1 = 4)
- Ох, было у нас хлопот.
      Поссорились две сороки.
      На их шум еще две примчались.
      Сколько вместе сорок стало? 2 +2 = 4)
- Каких фигур не хватает? Почему?
***
- Какое число я потеряла? :6-8, 7-5, 6-4;
- Сегодня среда?
- На улице лето?
- Четыре меньше одного?
- Лед горячий?
- Сахар сладкий?
- После утра наступает ночь?
- Поезд длиннее автобуса?

***
- 1, 3, 5: назовите числа от малого до большого, какие числа потерялись? Какое из них меньше? Которое больше? Почему?
- Назовите большее число: 4 и 1, 3 и 2, 3 и 4, 4 и 2, 5 и 1.
- Утка привела на реку утят 4 желтых и 1 серого. Сколько утят всего?
- На реке плавало 4 гусят, один нырнул. Сколько осталось?
***
- Если стол выше стула, то стул .... .
- Если 2 > 1, то 1 ........ .
- Сколько концов имеет палка?
- Лисице цыпленок снится. Курице - лиса. Кому из них слаще спится?
- У зайчихи 5 зайчат, их посадили в две корзины. Как могли рассадить зайчиков?
***
- Если дедушка старше внука, то внук ......
- Если 5 больше 3, то 3 ....
- Кто лучший прыгун заяц или лягушка?
- Если правая рука справа, то левая .....
- Если первый выходной суббота, второй ...
- Сейчас осень, а потом ...
***
- Незнайка находился на Луне 1 год. Сколько это месяцев?
- Я люблю каникулы, хочу чтобы они продолжались лето и осень. Сколько это месяцев?
- Из каких двух чисел можно составить число 5?
- Две синички, хорошие птички
      На иве сидели.
      Три подружки - щебетушки
      Вдруг прилетели.
      Сколько на вербе синиц?
      Считай веселых птиц. (2 +3 = 5)
- Посадил медведь в саду
     2 березки, 2 дубочки.
     Считать сам не умел,
     А ну вы помогите. (2 +2 = 4)
***
- Сколько сапожек Оля купила, чтобы кошка ног не замочила?
- Есть два шарика одинакового размера: какой тяжелее железный или деревянный?
- Что тяжелее 1кг перьев или 1кг сахара?
- У серенькой мамы наседки
      2 сына - клубочка и еще 4 дочки.
      Сколько детей у мамы наседки? (2 +4 = 6)
_______________________________________
Не для кого не секрет, что шторы - это та деталь, которая задает тон всему интерьеру помещения. И если вам по душе рулонные шторы , то стоит заглянуть на сайт фирмы ДекоПлюс. Вы обязательно  там подберете именно те шторы, которые станут настоящей изюминкой вашего кабинета и идеально подчеркнут изысканность дизайна.   


Нет комментариев.

Отправка комментария